История рукоделия, или как все начиналось
Издревле человеку присуща тяга к самовыражению. С древних времен и по сегодняшний день люди стремятся к различным видам творчества. Этому свидетельствуют наскальные рисунки первобытных людей, украшение одежды и изготовление украшений, вышивка узоров на одежде и предметах декора. Помимо использования подручных средств, люди научились производить все необходимое для рукоделия и творчества: выращивать особые растения и делать из них нити, выделывать шкуры, ткать и вязать, изготавливать краску и окрашивать изделия, работать с различными материалами. Производимые вещи и орнаменты стали не только украшениями, но их наделили возможностью демонстрировать статус владельца, некоторые из них получили сакраментальное значение.
Одно из древних ремесел, которое популярно и по сей день – это вышивка. Точкой отсчета в истории возникновения рукоделия принято считать момент появления и распространения иглы. Игла на Руси появилась в X–XI веке. С тех пор вышивка стала распространенным украшением одежды и предметов быта. Узоры имели символическое значение: принадлежность к определенному региону, или даже городу, к роду, национальности и культуре, профессиональной сфере, а также служили в качестве оберегов.
Вязание появилось на Руси намного позднее. Принято считать, что этот вид рукоделия возник здесь в конце XVIII века. С тех пор оно прочно вошло в историю рукоделия на Руси. Вязание было излюбленным времяпрепровождением. Ни одни посиделки не проходили без него. Как правило, вязали молодые девушки, а женщины в возрасте ткали и пряли. Это было связано с поверием, что шерсть впитывает эмоции мастерицы. В старину даже существовал обряд, отражающий это поверие. Невеста перед свадьбой должна была связать шарф, который она дарила жениху. Этот шарф он должен был носить месяц, и если шарф не кололся, хорошо грел и не испортился при носке, то это свидетельствовало о любви невесты, и поэтому верили, что такая семья будет крепкая. Кроме того, молодые девушки готовили приданое, поэтому рукоделие для них было не столько творчеством, сколько подготовкой к будущей замужней жизни. Хорошие рукодельницы высоко ценились, и если девушка умела шить и вязать, то она могла рассчитывать на удачное замужество и благосклонность со стороны родителей жениха.
С тех пор многое изменилось, но рукоделие до сих пор остается излюбленным занятием для многих. Оно дает возможность отдохнуть и расслабиться после высоких скоростей современного темпа жизни, снять стресс и усталость. Кроме того, несмотря на то, что теперь в магазинах можно купить все, рукоделие позволяет сделать что-то уникальное. Все больше людей хотят выйти за рамки массовой продукции и купить для себя оригинальные предметы интерьера, одежду или аксессуары. Это вещи, сделанные «с душой», поэтому они так притягивают, и это их главное отличие. Если вы окружите себя такими вещами, то с вами всегда будет хороший настрой и вдохновение. В современном мире, с его бурной и порой агрессивной реальностью, рукоделие и предметы, созданные своими руками, станут той самой необходимой поддержкой, дарящей покой, внутреннее равновесие и гармонию.
В интернет-магазине Швейпрофи вы можете приобрести все, что вам необходимо для хобби и творчества: товары для рукоделия, наборы, материалы и инструменты, а также фурнитуру для шитья.
Посетителям блога дарим скидку 5%
При оформлении заказа укажите промо-код
BLOG
Перейти в каталог
Из истории рукоделия » Перуница
Историки полагают, что первые творческие позывы 32 000 лет назад испытал мужчина, возможно, шаман, нарисовавший сцены охоты на сводах пещеры Чаве.
Но мы-то с вами знаем, что тот вдохновенный художник был наряжен в меховую одежду, любовно сшитую женскими руками из звериных шкурок. Наверное, костяной иглой. И, может быть, первобытный шовчик был выполнен не абы как через край, а блестящей жилкой, художественной строчкой… Козликом, например.
И что бы там ни говорили искусствоведы о вторичности народного творчества, оно возникло и заняло очень важное место в жизни человека гораздо раньше, чем начали творить вдохновенные художники.
28 000 тысяч лет назад на территории холодной России был похоронен шаман с двумя детьми. Одежды этих почтенных покойников украшали тысячи бусинок из слоновой кости. Для изготовления которых нужны были усилия многих десятков людей. Значит, особо красивая, вышитая и расшитая бусами одежда была необходима не только в этой жизни, но и для дальнего пути на тот свет…
Когда люди научились вязать, никто не может сказать точно. Древнейшее вязаное изделие, относящиеся к III в. н.э., нашли в Перу — красиво связанный пояс с мотивом колибри. В коптских гробницах в Египте сохранились предметы, связанные в IV-V вв. н.э. Вроде детского вязаного носка из цветной шерсти. А в одну германскую гробницу этого же периода неутешные родичи положили комплект вязальных спиц.
Но разве раньше новой эры носок-жилеток не вязали? Конечно, вязали, просто более древние, изначальные, сгнили давно.
Только рисунки остались. В гробнице Аменемхта в Бени-Хасане (XIX век до н.э) обнаружено настенное изображение четырех семитских женщин, одетых в вязаные жакеты. В развалинах дворца Сенахериба в Ниневии найден барельеф воина в носках, очень похожих на современные.
И есть мнение, что вязание было известно еще в период создания «Одиссеи» Гомера. Просто по причине неточности переводчиков и переписчиков произошла замена слов «вязанье» на «тканье». Помните, Пенелопа обещала нетерпеливым женихам, что выйдет замуж, как только будет готов свадебный убор, но по ночам распускала то, что за день соткала… В действительности Пенелопа наверняка не ткала, а вязала, так как распустить без нарушений нити и без видимых следов можно только вязаное полотно. И на древнегреческих вазах времен Троянской войны встречаются изображения знати в узких, облегающих штанах, напоминающих вязаные трико из гардероба венецианских дожей, живших спустя 2500 лет.
Ткачество и вышивание были известны в древнем Египте, что доказывают находки искусно вышитых тканей и украшений в гробницах фараонов. Но вязать-то гораздо проще — не нужно никакое специальное оборудование. Первоначально вообще вязали на пальцах, лишь позднее стали использовать спицы или рамы (этот вид вязания иногда называют египетским).
А почему не обнаружены вязаные изделия того периода? Да потому, что ручное вязание недолговечно и плохо сохраняется. Кроме того, вязаные вещи наверняка носили люди небогатые, а для них немаловажно то, что старую одежду можно распустить и связать другую. При этом прочность пряжи, конечно, снижается.
В старину каждая женщина-крестьянка не могла не рукодельничать. Чтобы одеть семью, нужно было ткать, вышивать, плести. Особо умелые привлекались для изготовления господских нарядов.
Впервые о русских кружевах упоминается в Ипатьевской летописи, где они названы золотыми. Потому что кружево выплеталось тогда из золотой и серебряной нити. До нас дошли многочисленные кружевные изделия XVI столетия — в сочетании с золотым шитьем, парчой, драгоценными камнями. Тогда ценили не столько искусную работу, сколько сам материал. И даже продавали кружева на вес.
В Оружейной палате Кремля хранится платье для царского выхода императрицы Екатерины II, сделанное из тончайшего серебряного кружева. Государыня надела его всего один раз из-за непомерной тяжести — более пуда.
В XVII-XVIII веках в европейских странах дорогое золотно-серебряное кружево потеснили демократичные нитяные кружева. Они быстро вошли в моду, нежные кружевные волны полюбили все: короли и трактирщики, офицеры и монахи, принцессы и крестьянки. Даже пираты. Возникло множество типов кружев по месту их создания: «волансьен», «брюссельские» и самые удивительные, драгоценные — «брабантские». Помните, у Гумилева: «Или бунт на борту обнаружив, из-за пояса рвет пистолет, так, что сыпется золото с кружев, с розоватых брабантских манжет…»
Брабантские манжеты выплетали изо льна, который рос только на полях Брабанта (Бельгия) и давал нить нежно-розового оттенка. Только девочкам с нежными пальчиками доверяли прясть лен. В сырых подвалах, чтобы кудель была влажной, а нить получалась эластичной и тонкой.
Император Петр I выписал из Брабанта в 1725 году монахинь-мастериц для обучения плетению кружев девочек-сирот при Новодевичьем монастыре. И зазвенели коклюшками с утра до ночи крепостные девушки, украшая жизнь своих господ уникальными изделиями.
Доступность материала и универсальность применения сделали коклюшечное кружево поистине народным. Пришедшее из Европы «немецкое» кружево было расцвечено такой богатой выдумкой, таким разнообразием орнаментов, так срослось с фольклорной славянской традицией, что вошло в историю мировой культуры под названием «Русское кружево».
Основными центрами кружевоплетения были Вологда, Рязань, Елец, Вятка, Белев, Кириши. Сейчас почти все русское кружево называют вологодским. Однако на самом деле разные центры кружевоплетения сохранили своеобразие.
Для вологодского кружева типичен узор, в котором золотая, серебряная, цветная нити применяются только в решетках. Ритм рисунка спокойный, линии мягкие, округлые. Елецкому кружеву свойственны легкость и нежность, орнамент выполняется с частым применением сетки на сквозном, прозрачном фоне. Киришское кружево, наоборот, состоит из прозрачной решетки на тяжелом фоне. Рязанское кружево отличается разработкой ярких цветовых композиций.
Современные рукодельницы возродили знаменитое в прошлом балахнинское кружево, золотное шитье, «нижегородский гипюр». Широко используют льняные, хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, капроновые нитки, сочетают разные по фактуре нити в одном изделии, что позволяет создавать оригинальные, современные изделия.
А вот в Сибири плетение на коклюшках распространилось не столь широко. Крючком вяжут многие, но вологодские кружева только редкие энтузиасты способны плести. Большого терпения и усидчивости требует эта работа.
Искусство изготовления гобеленов тоже имеет давнюю историю. Нет точной даты и места, где была создана первая шпалера, но сам принцип ткачества был известен еще древним египтянам. До нас дошли фрагменты мебельной обивки и обоев из захоронений III века.
Самые ранние шпалеры из сохранившихся европейских — немецкие. Ткали их в монастырях или на дому. В тех же замках. В холодных каменных постройках панно не только украшали помещения, но и помогали хоть немного утеплить их.
Гобелен «Дети в саду». Мастерская Ле Бран. Париж 17-й век
На гобеленах изображали сказочных персонажей, жанровые сценки из жизни дворян. Пасторали с пастушками… Ткали и библейские сюжеты. Конечно, для того, чтобы получилось подлинное произведение искусства, мастерица должна обладать незаурядным талантом художника. А это не всегда случалось. Поначалу ткали шпалеры замковые затворницы — жены и дочери удельных князей. Благородным дамам по рангу не положено заниматься черной домашней работой, а коротать долгие дни и месяцы от турнира до турнира как-то надо. Но когда тканые узорчатые полотна вошли в моду, когда каждое дворянское семейство захотело украсить высоченные холодные залы драгоценными шпалерами, к делу привлекли подлинных художников. И мастеровых. Слабые ручки княгинь и их приживалок могли разве что одну-единственную шпалеру за всю свою недолгую жизнь создать. А стен, кои следовало утеплить и украсить, было ой-ой-ой сколько.
И производство гобеленов перестало быть рукоделием, переместилось в мастерские со станками, рассчитанными на большие габариты шпалер. Теперь специальный художник создавал эскиз, на его базе делался шаблон, а уж по нему ткали.
Кстати, и само слово гобелен, являющееся синонимом шпалер, происходит от фамилии семьи Гобеленов, которая еще в середине XV в. обосновалась в пригороде Парижа Сен-Марсель и стала знаменитой «Королевской мануфактурой Гобеленов».
Петр I и тут не оплошал — пригласил в Санкт-Петербург французских мастеров, и они основали первое в России гобеленовое ателье.
Картоны для шпалер создавали такие художники, как Франсуа Буше, Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий Кандинский, Матисс, Пикассо, Брак, Шагал.
Сейчас и в искусство гобелена проник стиль hi-tech. Современные художники создают нейтральные изображения, которые могут вписаться в любой интерьер. Художественная ценность современных гобеленов не сопоставима со старинными, но уже то хорошо, что в сегодняшних, минималистски оформленных квартирах, находится место яркому текстильному пятну.
История гобелена не закончена… Тем более что она опять попала в руки рукодельниц. Для создания собственноручно изготовленных настенных панно и нужно-то всего иметь крепкую рамку и пряжу разных цветов из любых, самых разных волокон. Да много терпения. На обычной раме с помощью вилки можно создать копии старинных гобеленов, выставленных в знаменитых музеях мира — для украшения гостиной. Или скатерти и шторы. Или покрывала и подушки для спальни, мягкие игрушки и разноцветные подушечки для детской — с эльфами, медвежатами, утятами.
Костяные бусинки из каменного века — еще не бисер. Они не сверкают таинственно, не переливаются многоцветной радугой. Стеклянный бисер появился гораздо позже.
Непосредственные предшественники бисера — стеклянные бусины — украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевники сарматы и скифы тоже задолго до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную маленькими стеклянными шариками. Сверкали и позвякивали края рукавов, нагрудная часть рубах, даже шаровары. Не говоря уж о поясах и головных уборах.
Первые сведения о бисере в одежде русичей относятся к IX-XII вв. Но он был импортный. Своего на Руси в те времена не производили.
Самый лучший бисер в Европе изготовляли на венецианском острове Мурано. И еще — разнообразные сосуды, зеркала, бусины, пуговицы. Торговля этим товаром приносила республике колоссальные доходы. Венецианское стекло с удовольствием покупали страны Восточной Африки, европейские государства, а затем и Америка.
Кстати, знаменитый мореплаватель Марко Поло был сыном известного в то время бисерного мастера. И в своем долгом путешествии не забывал особо поинтересоваться заморскими стеклянными украшениями — чтобы использовать потом эту информацию для расширения папиного производства.
Венецианские мастера строго берегли свои секреты. Ныне известно, что они к песку, из которого варилась стекольная масса, обязательно добавляли соду. А тогда… Жестокое наказание ждало мастеров, продавших секрет за границу, — их объявляли государственными изменниками, убивали.
Но не только кнутом, пряником тоже правительство Венецианской республики удерживало стеклоделов. Им давалась исключительная привилегия — дочери мастеров могли выходить замуж за патрициев. Власти закрывали глаза на разбойные нравы, царившие в Мурано. А ведь стеклоделы не брезговали и грабежами. В своих «Мемуарах» Д. Казанова вспоминал, что приезжие, заночевавшие в муранской гостинице, могли поплатиться за такую неосторожность не только кошельком, но и жизнью.
Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера до конца XVII века. А потом мастера Богемии начали производить свое «лесное стекло» (придумали к песку добавлять поташ), и богемский бисер потеснил венецианский.
В России очень любили вышивку бисером. И ввозили его из-за границы аж тысячами пудов. Пробовали и свой производить — в 1670 году в селе Измайлово была организована мастерская по изготовлению бисера. Но наладить массовый выпуск тогда не удалось. Потом М.В. Ломоносов решил обеспечить Россию бисером. И организовал в 1754 году Усть-Рудицкую фабрику. Но после смерти Михайлы Васильича производство было свернуто. Бисер продолжали закупать за границей.
И только в XIX веке в России заработали стеклодельные фабрики. Лучший бисер производился в Одессе, на фабрике Ронигера.
Шейное бисерное украшение — (юг России), реконструкция
Бисер и стеклярус (бисер удлиненной формы) — материал для женских украшений и рукоделия. Но было время, когда стеклянные сверкающие зерна использовали и для отделки интерьеров. Так, в некоторых покоях Московского Кремля им украшали стены. В зеленой комнате царицы Натальи Кирилловны по стенам, обитым зеленым полотном был щедро насыпан стеклярус. Расположенные в разных направлениях стеклянные цилиндрики сверкали при свете свечей сочными, яркими переливами.
Много больше усилий требовало украшение комнат, когда стеклярус не приклеивали, а нашивали на ткань. Наносили углем рисунок, по нему выкладывали стеклярусные нити (снизки), набранные на прочную нитку и пришивали к основе при помощи стежков-перехватов. Такой вид вышивки называется шитьем вприкреп.
Выполненные в такой технике сюжетные композиции назывались «французскими обоями». Так был отделан «стеклярусный» кабинет дворца в Ораниенбауме.
Между прочим, в создании настенных панно принимала участие сама Екатерина II. Великой императрице было не чуждо увлечение рукоделием.
Но не надо думать, что до появления бисера народы Российской империи ходили в затрапезе. Наоборот, раньше они украшали свои костюмы даже более стильно — жемчугами. Особенно головные уборы. Кокошники женщин северных губерний были богато расшиты мелким речным жемчугом, золотным шитьем, цветным стеклом. Особенно любили жемчуг, потому что он был весьма доступен. Пресноводные моллюски-жемчужницы в изобилии водились в северных реках и в Ильмень-озере.
Кокошник жемчужный. XIX в. Галун, речной и искусственный жемчуг, перламутр, бисер, золотные нити.
Золотное шитье и низание
Жемчужное шитье известно на Руси еще с Х века. И когда в народном костюме начал применяться бисер, методы работы с ним мастерицы использовали такой же, как и при жемчужном шитье. Жемчужины укладывались либо поверх хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), и благодаря этому изображение становилось выпуклым.
Сейчас таких корон-кокошников, достойных разве что царевны Лебедь, увы, не носят. Но не надо думать, что низать бисер и жемчуга теперь ни к чему. Посмотрите на свою дочку в дешевых турецко-китайских фенечках и скажите ей: «Давай-ка сделаем вместе, покрасивее».
Шитье бисером и жемчугом начиналось не на пустом месте. Прежде женщина научилась шить-вышивать простой ниткой. И науку ту мы не забыли до сих пор.
Художественной вышивкой занимались античные матроны и гетеры, ею увлекались благородные дамы средневековья. Ее высоко оценила христианская культура и приспособила для украшения божьих храмов. Христолюбивые горожанки и сельчанки годами расшивали шелками пелены для храмов. Занятие это было не только увлекательным рукоделием, но и доказательством высокой морали прихожанки.
На Руси вышивками украшали как предметы обихода — полотенца, скатерти, одежду, — так и церковные пелены, плащаницы, облачения священнослужителей. Когда Петр прорубил окно в Европу, русские рукодельницы обогатили сюжеты своих вышивок сюжетами европейских картин и гобеленов. Популярные во Франции, Германии, Бельгии и Голландии цветочные композиции, пейзажи, пасторали, жанровые сценки появились и в российских интерьерах.
И только бурный XX век с его техническими достижениями, войнами и социальными потрясениями ослабил нашу привязанность к вышивке.
Но не убил совсем. Рукодельницы все равно старались украсить свой быт, свой дом, каким бы ни был он нищим, вышивкой. Даже в те годы, когда красивых ниток было не достать, мастерицы добывали необходимое средство производства домашнего уюта из старых колготок, разноцветных лоскутков.
А сейчас! Какой простор для воображения. Застыньте ненадолго перед коробками с мулине в магазине галантереи. Так и хочется тут же закупить канву всех размеров, пяльцы, иглы и всю радугу цветных шелковистых пасм. И изобразить с их помощью сюжет из жизни сказочных существ, или трогательный пейзаж, или яркий орнамент на скатерть с салфетками…
Или пойти по стопам великого художника и перенести на ткань неувядающую Мадонну Рафаэля или знойную сумасшедшинку Ван Гога…
Шитье из лоскута, возможно, зародилось ранее всего. Появилось вместе с тканью. Только тогда его не воспринимали как отдельное рукоделие. Просто каждый сотканный кусок льна или шерсти был бесценен, и любой лоскуток шел в дело. Даже если он и был немного другого цвета — его использовали при пошиве одежды или изготовлении покрывал, наволочек. Цветные кусочки годились и для украшения изделий. Найдены аппликации, сделанные 3000 лет назад.
А как самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства лоскутная мозаика зародилась в Англии в первой половине XVIII века. Тогда в страну начали привозить индийские ситцы прекрасных расцветок и узоров. Иметь в доме одеяло индийского производства стало считаться признаком достатка. Но правительство Англии, заботясь о собственных шерстяных и шелковых мануфактурах, запретило ввоз индийских тканей. Конечно, контрабандистов это не остановило, но ситец стал дефицитен и дорог. Экономные хозяйки, выкроив из него одежду, лоскутки не выбрасывали. Яркими аппликациями украшали льняные или шерстяные изделия. Из множества мелких лоскутков создавали прекрасные лоскутные одеяла.
Вместе с переселенцами этот вид рукоделия попал в Америку, и стал национальным видом искусства. Стеганое лоскутное одеяло — обязательная часть интерьера традиционного американского дома.
Идея же геометрического подбора разноцветных кусочков ткани берет начало, скорее, от вышивки. Орнаментов, например. Или от не менее древнего искусства мозаичных композиций. Недаром шитье из лоскута называют «лоскутной мозаикой».
В настоящее время это рукоделие уже не расценивается как выход из трудных жизненных ситуаций. Оно стало видом искусства. Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники — patchwork. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
Причиной появления лоскутного шитья в России явилась, конечно же, бедность. Из остатков старой одежды женщины старались сделать новую. Или изготовить что-нибудь другое, нужное в быту. Вещи шили, перешивали, подновляли. Лоскутки сортировали: все, что годилось для шитья, шло на лоскутные одеяла, занавески; из очень поношенного плели дорожки, шили махровые коврики-половички. «Мелкоте» — мальчикам и девочкам до восьми лет — новой одежды вообще не полагалось, им перешивали вещи взрослых членов семьи.
До XVIII века одежда на Руси, в основном, изготавливалась из полотна, сотканного на домашнем ткацком стане. Долгая и трудоемкая работа от выращивания льна до производства ткани заставляла быть бережливыми. Поэтому и крой народной одежды, и приемы ее шитья предполагали безотходное использование материала.
Ну а когда появились ситцы, началось существенное обогащение лоскутной традиции. Дешевые, практичные, красочные ткани охотно использовались не только в крестьянских, но и в городских домах: из них шили одежду, а из разноцветных остатков — лоскутные одеяла. Со временем традиции лоскутного шитья уступили место промышленному производству одежды и предметов украшения быта. И только редкие энтузиасты продолжали шить лоскутные одеяла и плести разноцветные половички.
Сейчас лоскутное шитье вновь вошло в моду. Если подойти к этому шитью серьезно, можно сделать великолепные вещи, начиная от ковриков и одеял и кончая блузками, жилетами и куртками.
Своим разнообразием и многоцветьем лоскутные вещи притягивают внимание. Они подходят для убранства кухни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти), спальни (наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно), и в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек), либо одежды (изящный летний костюм или стеганый жилет).
Присмотритесь к старым вещам, к остаткам давно изношенной блузки или детского платьишка. Из ярких лоскутков, нарезанных своевольно и дерзко, можно создать удивительное абстрактное полотно, которому будет подстать самое видное место в гостиной. Оно станет предметом вашей законной гордости. И белой зависти к вашим способностям тех, кто не нашел применения своим запасам ненужного тряпья.
А сколько еще столь же интересных, поглощающих все существо занятий есть на свете. Необязательных, но очень увлекательных. Батик, макраме, аппликация, плетение из бересты…
По-моему, это все много лучше всяких новопасситов, успокоев, наркотиков и транквилизаторов. Это нежный отдых и уютная тишина… Это елей для взбаламученных нервов и выход из самых безвыходных ситуаций. А еще — это острое чувство вдохновения, азарта. Поиска. Творчества. Именно способность к творчеству отличает нас, людей, от прочих существ этого мира.
Творите и обрящете…
Валентина БОГОМОЛОВА
Виды рукоделия, которые были популярны на Руси
Рукоделие на Руси – не только способ организовать досуг, но и возможность создания многих необходимых в быту вещей для себя и на продажу. Русские женщины всегда были знатными мастерицами. Рассмотрим какие виды рукоделия были основными.
Прядение
Прядение позволяло получить из шерсти овец и других животных пряжу, которая использовалась для вязания и создания одежды, тканей. Процесс получения нитей занимал много времени.
Предварительно шерсть состригали, стирали, разминали и чесали. После этого она годилась для работы с прялкой. Волокно фиксировали в верхней части приспособления, а девушка-пряха садилась на донце-сиденье. Левой рукой она управляла куделью, а правой – веретеном.
Нить получалась методом скручивания волокон на веретено, которое имело утолщение-шарик в нижней части для быстроты работы и устойчивости инструмента. Им управляли как игрушкой-волчком.
Вышивание
Готовые платья, скатерти и другие вещи девушки декорировали с помощью вышивки. «Гладь», «крестик» и другие методы сейчас хорошо известны, но на Руси подобное времяпрепровождение могли позволить себе состоятельные дамы. Они использовали дорогие шёлковые нити, атласные ткани. При этом и обычные крестьянки украшали скатерти, рушники и иные вещи яркими хлопковыми нитями.
Мотивы и узоры со временем совершенствовались и менялись. Огромное количество образцов народной вышивки можно увидеть в музеях. На Руси это рукоделие служило способом декора как повседневных, так и торжественных вещей.
Плетение лаптей
Популярным видом обуви были лапти. Их носили практически все крестьяне, так как пошив кожаной обуви им был не по карману. Тяжёлая и порой грязная работа не позволяла носить каждый день хорошую пару, а плетёные «шестерики» было не жалко.
Для создания использовалась кора и подкорье лиственных деревьев: берёзы, липы, дуба, ракиты, вяза и др. Для лёгкой обуви на весну-лето использовали до 7 лозовых полос. Иногда брали для работы длинные и тонкие корни растений. Большее количество применялось для зимних лаптей. Их проплетали в два слоя, дополняя пеньковой верёвкой, кожаной подмёткой.
Техника плетения отличалась в зависимости от региона. Всегда для рукоделия использовали железный или костяной крючок – кочедык. Необходимой была и деревянная колодка.
Создание игрушек
Глина – доступный и простой в работе материал. Поделки из него часто делали пастухи во время работы, а также обычные крестьяне. Затем производство стало массовым, и игрушки обрели большую популярность в XVII-XVIII веках.
Многие изделия изображали лошадей, петухов, лебедей, а также дам в пышных нарядах, русалок, птиц и др. Множество видов были выполнены по мотивам легенд и сказок, но немало вещей отображали будни на Руси. Всё это также создавалось из ткани (тряпичные куклы и пр.) и древесины. В последнем случае использовали режущие инструменты и мягкий материал, например, бук, сосна, кедр.
Игрушки из мягкой глины после обжига в печи раскрашивали. Популярными стали дымковские, каргопольские, филимоновские, абашевские игрушки и керамика Скопина.
Окрашивание тканей
Ткани, полученные из натуральных нитей, не отличались на Руси приятным цветом. Для придания более красивого оттенка использовались натуральные травы, листья, цветы и другая растительность.
Жёлтый получали из целого комплекса трав: бессмертник, манжетка, вереск, череда, пупавка. Кора чёрной ольхи или корни зверобоя четырёхгранного позволяли получить оранжевый тон. Кора ясеня, цветы гречавки или василька помогали сделать полотно синим. Ежевика придавала тканям малиновый и фиолетовый оттенок.
Плетение корзин
Плетёные ёмкости всегда были необходимы в хозяйстве и поэтому ремесло занимало важное место в жизни крестьян на Руси. Создавали корзины из ивовых ветвей. Форма и объём изделия были разными.
Подобные вещи не устойчивы к грязи, влажности и механическим воздействиям. При этом они удобны для размещения плодов с огорода, транспортировки и пр. Для удобства к плетёным ёмкостям приделывали одну или две ручки.
Валяние
Овечья и другая шерсть на Руси служила не только для создания пряжи, но и для изготовления валенок и других вещей методом валяния. Особенно развито это искусство у народов северных регионов.
Технология изготовления пласта войлока была простой: шерсть выкладывали на плоскую поверхность слоем около 6 см, смачивали горячей водой и хлопали ладонями по всей площади. Готовый пласт сворачивали в рулон, обматывали циновкой или тканью, привязывали к телеге с лошадью и катали до готовности войлока.
Изготовление деревянных ложек
До крещения Владимиром русского народа, люди не пользовались столовыми приборами, а ели руками. Затем был издан указ о подношении пищи ложкой. Это привело к развитию мастерства по вырезанию столового прибора из древесины.
Ложки имели разные формы и размеры, их изготавливали из древесины липы, яблони, рябины, а также раскрашивали. В дальнейшем прибор использовали как музыкальный инструмент.
Гончарное ремесло
Преобразование глины в посуду и другие изделия привело к развитию гончарного искусства. Этим занимались специальные мастерские, каждая из которых имела своё клёймо.
Ремесленники передавали свои умения из поколения в поколение. Удобная посуда поставлялась на городские рынки и лавки, а многие ёмкости были украшены росписью.
Золотые ручки: история рукоделий
История рукоделия уходит корнями в глубокое прошлое. Конечно, нельзя точно сказать, кто именно первым взял в руки иголку и принялся шить, или чья бабушка первой связала теплые носки в подарок. Но узнать, когда возникли разные виды рукоделия и как они развивались — можно. Именно об этом расскажет сегодня Diletant.media.
Вышивание — дар бчогов
Пожалуй, первый вид рукоделия, который осваивает каждая девочка — вышивание. Сперва в ход идут простые и уже такие родные крестики, потом знакомятся с вышивкой гладью и лентами. Еще в первобытные времена люди стремились как-то украсить свою одежду, нанести на нее рисунки, которые были не только украшениями, но и оберегами.
Первый вид рукоделия, который осваивает каждая девочка — вышивание
Легко угадать, что изобрели вышивание на Востоке, хотя, конечно, греки и римляне считали это искусство божьим даром. В «Метаморфозах» Овидия можно прочитать интересную историю о девушке Арахне, которая, научившись у Минервы всем секретам вышивания, настолько возгордилась, что вызвала свою наставницу на состязание. Минерва потерпела поражение и с обиды превратила соперницу в паука.
«Вышивальщица», художник Франц Ксавер Зимм
Знамениты своими искусными вышивками были и персы. Существует легенда, что Александр Македонский, победив царя Дария, захватил его шатер и пришел в полный восторг от прекрасных узоров. Упоминается это рукоделие и в Библии. Скорее всего, именно от евреев заимствовали искусство вышивания и жители Египта, о чем свидетельствует вышитая одежда на найденных древних мумиях. А честь изобретения вышивки золотом приписывают фригийцам.
Честь изобретения вышивки золотом приписывают фригийцам
Конечно, долгое время вышитые узоры оставались уникальными или копировались самими вышивальщицами, но с появлением книгопечатания узоры стали собирать и издавать в специальных книгах. Первый такой сборник бы издан в Кёльне в 1527 году.
Искусство вязания петелек
Самой древней найденной вязаной вещи почти 4000 лет! Это вязаная туфелька, обнаруженная на раскопках в Египте. Как и в случае с вышиванием, родиной вязания принято считать Восток. Но уже во времена Троянской войны этим искусством владели греки.
Самой древней найденной вязаной вещи почти 4000 лет
Например, некоторые историки считают, что жена Одиссея Пенелопа, пытаясь избавиться от назойливых женихов, вовсе не ткала полотно, как это описывает Гомер, а вязала его. Иначе как возможно объяснить то, что она каждую ночь распускала готовое полотно — только вязаную ткань можно распустить незаметно для качества.
Не женское дело
Считается, что в Европу вязание попало через египетских христиан. Они отправлялись в миссионерские поездки, брали с собой вязаные вещи и учили европейцев этому виду рукоделия. Примерно в XIII веке вязание плотно вошло в жизнь Европы. Вязали тогда как для себя, так и на продажу. Популярностью пользовались шапки, перчатки, подушки, ковры и, конечно, чулки.
В Европу вязание попало через египетских христиан
Как это ни удивительно, но ремесло вязания женщины переняли от мужчин. До XVIII века в Европе существовали специальные гильдии мастеров вязания, и попасть туда было непросто. Сперва юноше нужно было 3 года проработать учеником, затем еще 3 года — подмастерьем, а спустя 6 лет еще и выдержать трудный экзамен. Женщин в такие гильдии не брали. В 1589 году английский священник Уильям Ли изобрел машину для вязания чулок, и это открытие произвело настоящий переворот в торговле и моде. Например, у мужчин стали популярными короткие штаны, к которым в комплекте прилагались чулки.
Особенно распространенными вязаные изделия были на севере Европы. Например, в Норвегии появились знаменитые узоры в виде снежинок и оленей. В Шотландии предпочитали разноцветные яркие орнаменты, а в Ирландии в XX придумали знаменитые косы. Во время войн вязание показало, что это не только красивое, но и полезное ремесло. Во времена Великой отечественной войны на каждую посылку на фронт женщины вкладывали носки и печатки ручной вязки — свой маленький вклад в большую победу.
Кружевная лихорадка
Плетение кружев — один из самых изысканных видов рукоделия. Легкое и воздушное, оно до сих пор пленяет умы женщин. Упоминания о кружеве встречаются даже в Библии, а некоторые египетские мумии были найдены покрытыми одеждой с легкой сетчатой каймой. Но настоящее кружево, каким мы его привыкли видеть, появилось лишь в XV веке.
Плетение кружев — один из самых изысканных видов рукоделия
В 1587 году некто Фидерик Винчиоло, живший при дворе Екатерины Медичи, жены французского короля Генриха II, создает сборник всех существующих на тот момент узоров кружев. В те времена кружева использовали повсюду и тратили на них огромные деньги. Ими украшали одежду и сапоги, предметы мебели и даже кареты!
Бальное платье Елизаветы Петровны
Венеция и Вологда — знаменитые кружева
Подданные Франции тратили слишком много денег за рубежом в стремлении купить уникальные образцы кружевного полотна. Французское правительство решило принять меры, и в конце XVII века министр Кольбер создает королевские мануфактуры, специализирующиеся на создании кружев. Кружевниц нанимали из Венеции и Фландрии — эти города славились своим искусством кружевоплетения.
Упоминания о кружеве встречаются даже в Библии
Венеция стала знаменита благодаря своему особому виду кружева, называемому сегодня гипюр. Главный же центр кружевоплетения в России — Вологда, где это искусство появилось в XVI—XVII вв.еке, а в начале XIX столетия возник целый промысел. Тогда помещица Засецкая организовала собственную фабрику в селе Ковырино. Ее крепостные выплетали тончайшее кружево, подражая европейским мастерицам.
Вологодские мастерицы за плетение панно «»Трехсотлетие воссоединения Украины с Россией»
Екатерина Астафьева
Ящик пандоры – История рукоделия на Руси
Когда-то неотъемлемой частью воспитания девочек на Руси было рукоделие. Умение шить, вязать, вышивать закладывалось в детстве. Искусством управляться с иголкой и ниткой владели абсолютно все – от крестьянки до царицы. Это, конечно, было не только насущной необходимостью, но и таило в себе еще одну немаловажную цель: никогда не оставаться в праздности, которая, как известно, является началом греха.
Вышивание не только красиво, но и полезно, особенно для детей: оно способствует развитию у детей мелкой моторики, а также художественного вкуса и цветового восприятия.
История рукоделия на Руси началась еще в раннее Средневековье. Каждая женщина-крестьянка должна была уметь плести хотя бы самое простое кружево: ей нужно было как-то одевать семью. Городские дамы могли позволить себе наборы для вышивания крестиком, а мастерицы в деревнях использовали спицы или рамы. Русские кружева в Европе знали и любили. Впервые о них говорится еще в Ипатьевской летописи, датированной концом 1420-х годов. Уже тогда они называются «золотыми». Некоторые изделия тех времен в Москве действительно создавались из серебряной или золотой нити. Благодаря сочетанию с драгоценными камнями и парчой получалась уникально красивая вышивка, которую с гордостью могли носить цари и императрицы. В те пору ценили не столько мастерство рукодельницы, сколько сам материал. Некоторые кружева даже продавались на вес.
Полотенца, покрывала, скатерти или шторы специальным образом заговаривались. Считалось, что такая домашняя вышивка может защитить всю деревню от войны, засухи или мора. Особенно сильными магическими свойствами обладали те предметы, которые создавали незамужние девушки. Каждая крестьянка должна была за жизнь сплести хотя бы одно массивное и красивое полотно — чтобы показать, какая она мастерица. Используя свои наборы для вышивания крестом, женщины иногда создавали такие шедевры, что их могли купить за границей. А чтобы работа заладилась, мастерицы, перед тем, как садиться за пряжу, обращались к покровительнице рукоделия, богине Макошь. Эта же богиня отвечала за торговлю и урожай. Даже после введения на Руси христианства, старые традиции никуда не исчезли: Макошь всё так же помогала крестьянкам создавать красоту, достойную покоев царя. А в XV-XVI вв., после того, как о древней богине забыли, на её место стала великомученица Параскева-Пятница. В день христианской святой, 14 (28) октября, нельзя было заниматься домашними работами — считалось, что это может принести неудачу.
В эпоху Петра I мастерицы обрели еще более высокий статус. На базарах начали продаваться европейские прялки и другие товары, делающие жизнь крестьянок чуть легче. Появились и китайские наборы для вышивания: СМС и прочие восточные компании, пытающиеся возродить традиции вязания, сегодня продают почти такие же. В них можно было найти сразу всё: и иглы, и нити, и даже канву. Петр I повелел, чтобы «женский пол в обхождении с людьми отныне имел полную свободу», так что и торговать своей пряжей стало легче, и в учебных заведениях появились классы, на которых девушек посвящали в азы обращения с рамами, спицами и наборами для вышивания крестиком. Преподавалось вязание крючком и на спицах, шитье иголкой, а также починка и штопка белья. Рукоделие разделилось на четыре большие группы. Первая — школьные поделки, вторая — церковные, третья — ремесленные, на продажу. В четвертую входили крестьянские, кустарные работы, которые, в основном, шли на пользу самих мастериц и их семей. Так обеспечивались потребности в предметах домашнего обихода и собственной одежде.
Источник: slavyanskaya-kultura.ru
Русское народное рукоделие, мастерицы на Руси
В Древней Руси обязательным элементом воспитания девочек являлось рукоделие. Навыки вышивания, вязания, шитья одежды и ее украшения приобретались еще в раннем возрасте. Каждая представительница женского пола независимо от ее социального статуса (что крестьянка, что царица) должна была искусно владеть ниткой и иголкой.
Кроме практической необходимости в такие умения означали, что за работой женщина не пребывает в праздности, которая считается началом греха. Для детей рукоделие способствует развитию цветовосприятия, мелкой моторики и художественного вкуса.
История рукоделия на Руси
Свою историю рукоделие берет со времен раннего Средневековья. Уже в то время крестьянки учились плести хотя бы простейшее кружево, чтобы обеспечивать одеждой всю семью. Состоятельные жительницы городов обзаводились наборами для вышивания крестиком. Деревенские рукодельницы обходились спицами или рамами.
Русские кружева славились и в Европе. Первое упоминание о них приводится в Ипатьевской летописи конца 1420 г., где их называют «золотыми». Действительно, некоторые московские мастерицы в плетении использовали серебряные или золотые нити, которые комбинировали с парчовой тканью и драгоценными камнями. В итоге получались по истине уникальные изделия, которые можно было считать произведениями искусства. Такие кружева имели в гардеробе императрицы и цари. Тогда большую ценность составлял сам материал, нежели труд мастерицы. Были кружева, которые продавали на вес.
Особенности вещей, созданных своими руками
Домашний текстиль (покрывала, шторы, скатерти, полотенца и пр.) заговаривались особым образом. Наши предки верили, что вышивка способна уберечь всю деревню от бед — войны, пожара, засухи, потопа или мора.
Считалось, что изделия, выполненные незамужними рукодельницами, обладают особенно мощными магическими свойствами. Чтобы продемонстрировать свое мастерство, каждая женщина обязана была сплести как минимум одно большое и красивое полотно.
С помощью наборов для вышивания мастерицы могли создать такой шедевр, который покупали за границей. Для того, чтобы работа спорилась, было принято перед ее началом обратиться к богине Макошь. Она считалась покровительницей рукоделия, торговли и урожая.
Даже после крещения Руси устоявшиеся в народе традиции сохранились. Макошь по-прежнему помогала женщинам создавать настоящие произведения искусства, часть которых иногда достигала царских апартаментов.
В XV-XVI веках древнюю богиню Макошь постепенно позабыли, однако ее место заняла великомученица Параскева-Пятница. В день этой святой (14 октября по старому стилю или 28 по новому) запрещалось выполнять работы по дому, иначе могла постичь неудача.
Мастерицы в Петровские времена
Во времена правления Петра I мастерицы получили более высокий статус. На ярмарках и базарах стали продавать прялки и прочие приспособления европейского и китайского производств, которые упрощали труд рукодельниц. В комплект входили нити, иглы и канву.
Император велел, чтобы «женский пол в обхождении с людьми отныне имел полную свободу», благодаря чему продавать пряжу стало проще.
К тому же в школах начали проводить занятия для девушек, где их обучали работе с прялками, рамами, спицами и другими приспособлениями для творчества. Будущих мастериц учили вязать на спицах и крючком, шить одежду, штопать белье.
Рукоделие поделили на 4 отдельных направления: школьные, церковные, ремесленные поделки и работы на продажу. К последним относились кустарные крестьянские изделия. Как правило, они обеспечивали семьи мастериц предметами быта, одеждой и другими вещами.
Ящик пандоры – История рукоделия на Руси
Когда-то неотъемлемой частью воспитания девочек на Руси было рукоделие. Умение шить, вязать, вышивать закладывалось в детстве. Искусством управляться с иголкой и ниткой владели абсолютно все – от крестьянки до царицы. Это, конечно, было не только насущной необходимостью, но и таило в себе еще одну немаловажную цель: никогда не оставаться в праздности, которая, как известно, является началом греха.
Вышивание не только красиво, но и полезно, особенно для детей: оно способствует развитию у детей мелкой моторики, а также художественного вкуса и цветового восприятия.
История рукоделия на Руси началась еще в раннее Средневековье. Каждая женщина-крестьянка должна была уметь плести хотя бы самое простое кружево: ей нужно было как-то одевать семью. Городские дамы могли позволить себе наборы для вышивания крестиком, а мастерицы в деревнях использовали спицы или рамы. Русские кружева в Европе знали и любили. Впервые о них говорится еще в Ипатьевской летописи, датированной концом 1420-х годов. Уже тогда они называются «золотыми». Некоторые изделия тех времен в Москве действительно создавались из серебряной или золотой нити. Благодаря сочетанию с драгоценными камнями и парчой получалась уникально красивая вышивка, которую с гордостью могли носить цари и императрицы. В те пору ценили не столько мастерство рукодельницы, сколько сам материал. Некоторые кружева даже продавались на вес.
Полотенца, покрывала, скатерти или шторы специальным образом заговаривались. Считалось, что такая домашняя вышивка может защитить всю деревню от войны, засухи или мора. Особенно сильными магическими свойствами обладали те предметы, которые создавали незамужние девушки. Каждая крестьянка должна была за жизнь сплести хотя бы одно массивное и красивое полотно — чтобы показать, какая она мастерица. Используя свои наборы для вышивания крестом, женщины иногда создавали такие шедевры, что их могли купить за границей. А чтобы работа заладилась, мастерицы, перед тем, как садиться за пряжу, обращались к покровительнице рукоделия, богине Макошь. Эта же богиня отвечала за торговлю и урожай. Даже после введения на Руси христианства, старые традиции никуда не исчезли: Макошь всё так же помогала крестьянкам создавать красоту, достойную покоев царя. А в XV-XVI вв., после того, как о древней богине забыли, на её место стала великомученица Параскева-Пятница. В день христианской святой, 14 (28) октября, нельзя было заниматься домашними работами — считалось, что это может принести неудачу.
В эпоху Петра I мастерицы обрели еще более высокий статус. На базарах начали продаваться европейские прялки и другие товары, делающие жизнь крестьянок чуть легче. Появились и китайские наборы для вышивания: СМС и прочие восточные компании, пытающиеся возродить традиции вязания, сегодня продают почти такие же. В них можно было найти сразу всё: и иглы, и нити, и даже канву. Петр I повелел, чтобы «женский пол в обхождении с людьми отныне имел полную свободу», так что и торговать своей пряжей стало легче, и в учебных заведениях появились классы, на которых девушек посвящали в азы обращения с рамами, спицами и наборами для вышивания крестиком. Преподавалось вязание крючком и на спицах, шитье иголкой, а также починка и штопка белья. Рукоделие разделилось на четыре большие группы. Первая — школьные поделки, вторая — церковные, третья — ремесленные, на продажу. В четвертую входили крестьянские, кустарные работы, которые, в основном, шли на пользу самих мастериц и их семей. Так обеспечивались потребности в предметах домашнего обихода и собственной одежде.
Источник: slavyanskaya-kultura.ru
Русская культура: факты, обычаи и традиции
Русская культура имеет долгую и богатую историю, основанную на литературе, балете, живописи и классической музыке. В то время как посторонние могут посчитать страну серой, у России есть очень визуальное культурное прошлое, от красочных народных костюмов до богато украшенных религиозных символов. Вот краткий обзор русских обычаев и традиций.
Родина
Российская культура высоко ценит родину и семью, по словам Талии Вагнер, семейного терапевта и специалиста по культурной динамике.«Советская власть оставила свой отпечаток на культуре, вызвав фундаментальный страх и недоверие к тем, кто не является членом семьи, большой семьей и другими близкими семейными связями», — сказала она Live Science. Коммунистическая партия правила Россией и соседними территориями более 70 лет, объединив их в Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Советский Союз распался в 1991 году.
«Проблемы, с которыми семьи столкнулись при коммунизме, сделали людей сильно зависимыми от поддержки семьи, которая часто требовала объединения ресурсов для выживания», — продолжил Вагнер.«Это создало культуру, в которой высоко ценится расширенная семья и поддержание близких дружеских отношений».
Когда многие думают о России, они думают о бескрайней замерзшей тундре. Это еще не все, что касается географии страны. Есть равнины, тайги, степи, равнины и горы. [Россия сверху: взгляд на бескрайний пейзаж]
Например, в 2017 году российский вулкан Камбальный извергался после почти 250 лет бездействия. Извержение было неожиданным, и облако дыма было видно из космоса.
«Ничто не указывает на возможное извержение Камбального», — сообщила российскому информационному агентству ТАСС Ольга Гирина, глава KVERT, сообщает Russia Beyond the Headlines. «Для нас это чистая неожиданность. Мы продолжаем мониторинг и будем анализировать возможные угрозы по мере поступления данных».
Еще одна удивительная особенность географии России — озеро Байкал. Это самое большое озеро в мире, в котором содержится 20 процентов мировых запасов пресной воды. Это также самое старое озеро в мире.
«Байкал — старейшее озеро в мире.«Здесь обитает от 1700 до 1800 эндемичных видов растений и животных», — сказала Дженнифер Кастнер из программы Pacific Environment для России.
Население и этнический состав
Россия — самая большая страна в мире по территории с общей площадью 6 601 668 квадратных миль (17 098 242 квадратных километра). Для сравнения, Соединенные Штаты составляют 3 794 100 квадратных миль (9826 675 квадратных километров).
По данным Всемирного банка за 2016 год, население России составляет более 144 000 000 человек, что меньше по сравнению с пиковым значением. 148 689 000 человек в 1992 г.
По данным BBC, в России проживает не менее 190 этнических групп. Центральное разведывательное управление (ЦРУ) сообщает, что 77,7% россиян имеют русское происхождение. Остальная часть населения состоит из 3,7% татар, 1,4% украинцев, 1,1% башкир, 1% чувашей, 1% чеченцев и 10,2% других, при этом 3,9% не указаны.
Языки
Хотя русский является официальным языком, многие россияне также говорят на английском как на втором языке.По данным BBC, сегодня в России говорят более чем на 100 языках меньшинств. По данным ЦРУ, наиболее популярным является долганг, на котором говорит более 5,3 процента населения страны. Другие языки меньшинств включают татарский, украинский, чувашский, баширский, мордовский и чеченский. Хотя эти меньшинства составляют небольшой процент от всего русского населения, эти языки широко используются в регионах.
Религии
«Религия всегда была основным компонентом русской жизни, даже во времена угнетения», — сказал Вагнер.
В России зарегистрировано около 5 000 религиозных объединений. По данным Министерства иностранных дел Российской Федерации, более половины придерживаются Русской православной церкви. Ислам — вторая по величине религия; По данным CIA World Factbook, от 10 до 15 процентов россиян исповедуют ислам.
«Третьей по популярности религией в России после христианства и ислама является тенгрианство, разновидность языческой, анимистической и шаманской религии», — сказала Кристина де Росси, антрополог из колледжа Барнет и Саутгейт в Лондоне.Тенгрианство происходит от тюрков и монголов в Центральной Азии и возрождается в некоторых частях России, поскольку некоторые региональные движения за независимость рассматривают его как часть определенной центральноазиатской этнической идентичности.
Искусство, литература и архитектура
Балет — популярный вид искусства, пришедший из России. Большой балет, основанный в 1776 году, — классическая балетная труппа Большого театра в Москве, известная во всем мире. Балет Мариинского театра в Санкт-Петербурге — еще одна известная балетная труппа в России.
Петр Ильич Чайковский, русский композитор XIX века, всемирно известен своими произведениями «Лебединое озеро» и «Увертюра 1812 года». Есть несколько музеев, в том числе дом его детства, где выставлены его личные вещи и музыкальные артефакты.
Русская литература также имела всемирное влияние: таких писателей, как Леон Толстой («Анна Каренина» и «Война и мир») и Федор Достоевский («Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы») все еще читают повсюду. Мир.
Русские матрешки — известные символы страны. Эти наборы кукол, известные как куклы-матрешки, состоят из деревянной фигурки, которую можно раздвинуть, чтобы открыть другую уменьшенную версию того же изображения внутри, и так далее, часто с шестью или более куклами, вложенными друг в друга. Роспись каждой куклы, которая может быть чрезвычайно сложной, обычно символизирует русскую крестьянскую девушку в традиционном костюме.
Согласно «Одинокой планете», красочно раскрашенные луковичные купола впервые появились во времена правления Ивана Грозного.Они обычны в русской архитектуре и преобладают над церковными постройками. Было высказано предположение, что они представляют собой горящие свечи или своды небес и часто появляются группами по три, представляя Святую Троицу.
Луковичные купола Храма Василия Блаженного в Москве являются символом русской архитектуры. (Изображение предоставлено Владитто Шаттерсток)
Русская еда и напитки
Борщ, который может показаться странным для постороннего, — это борщ, который также называют борщом из полбы.Это свекольный суп с овощами и мясом, который обычно подают с ложкой сметаны, которая является основным продуктом многих русских блюд.
Пирожки — это небольшие запеченные булочки, в которые можно начинать картофель, мясо, капусту или сыр. (Их не следует путать с варениками, которые представляют собой польские клецки, сваренные, а затем обжаренные и фаршированные мясом, сыром, картофелем или квашеной капустой.)
Икра, или икра, традиционно изготавливаемая из яиц осетровых рыб, обитающих в Черном море или Caspian Sea часто подают на темном хрустящем хлебе или с блинами, которые похожи на блины или блины.Блины также подают в закатанном виде с различными начинками, от джема до сыра и лука или даже шоколадного сиропа.
Водка — популярный алкогольный напиток, который традиционно готовят путем дистилляции ферментированного картофеля. Также широко употребляются пиво и чай.
Фольклор и праздники
Россия имеет богатые традиции народных сказок, которые, по словам де Росси, берут начало в ряде славянских мифов и традиций. Русские народные персонажи очень колоритны, к тому же выдают древние языческие корни: например, Баба Яга — это ведьма-старуха, которая живет в лесу в доме на куриных ножках, окруженном черепами и костями.Другая сказка рассказывает о Жар-птице, заколдованном существе с огненным оперением, которого очень трудно поймать, поэтому захват его или одного из ее перьев часто является проблемой, с которой сталкивается герой.
И Баба Яга, и Жар-птица могут быть хорошими или плохими, пугающими или доброжелательными, и они могут даровать благоприятные или враждебные чары, — сказал де Росси. Прежде всего, их нельзя противопоставлять друг другу!
Некоторые россияне отмечают Рождество 7 января как государственный праздник в соответствии с юлианским календарем, используемым Русской Православной Церковью, в то время как другие празднуют 7 декабря.25.
День России отмечается 12 июня. В этот день в 1990 году российский парламент официально провозгласил суверенитет России над СССР, по данным Школы российских и азиатских исследований. Первоначально он назывался День независимости России, но в 2002 году был переименован в День России — имя, предложенное Борисом Ельциным.
Дополнительные ресурсы
.
крупнейших этнических групп в России
Бенджамин Элиша Саве, 18 июля 2019 г., Общество
Этнические русские составляют самую крупную этническую группу как в Российской Федерации, так и в Европе в целом.
Россия — одна из стран с наибольшей численностью этнических групп в Европе. Это многонациональное государство, в котором проживает около 185 этнических групп или национальностей. Население этих групп варьировалось от миллионов людей, составляющих одну этническую группу, до всего лишь десяти тысяч, составляющих самую маленькую группу. Этнические группы или национальности разбросаны по стране и представлены на всех уровнях власти.В России проживают более 185 этнических групп и говорят на более чем 100 языках, причем русский язык является официальным государственным языком. Некоторые из крупнейших этнических групп в России включают русских, татар, украинцев и башкир. Большинство россиян идентифицируют себя с православным христианством.
Русские
Этнические русские составляют 81% всего населения страны.Русские принадлежат к восточнославянской этнической группе, выходцам из Восточной Европы. По состоянию на 2012 год население России составляет 129 миллионов человек, из которых более 86% проживают в России, в то время как большинство из 14% проживает в странах бывшего Советского Союза, особенно в Украине и Казахстане. Русские в основном политеисты, а их культура разнообразна и во многом уникальна. Культура имеет долгую историю в искусстве, литературе, живописи, философии, архитектуре и классической музыке. 41% населения России идентифицирует себя с Русской Православной Церковью, а остальные люди — старообрядцы, пятидесятники, адвентисты седьмого дня и евангелисты.
Татары
Татары принадлежат к тюркоязычной группе и проживают в основном в Центральной Азии и Восточной Европе. Татары произошли от татарской конфедерации в пустыне Гоби в V веке. Татарский язык входит в состав кыпчакского языка. В татарском есть три диалекта. А именно, это мишер, на котором говорят на мишаре, центральном диалекте астраханцев, и на казанском и сибирском, на котором говорят сибирские татары.Большинство татар — волжские татары и крымскотатары. Татары — вторая по численности этническая группа в России, составляющая 3,9% населения. Большинство татар — мусульмане, но они также отождествляют себя со старой литературой.
украинцев
украинцев составляют третью по численности этническую группу в России, составляя 1,4% населения. Украинцы принадлежат к восточнославянской этнической группе и имеют украинское происхождение.Украинская этническая группа более густонаселенна в Украине, где они составляют более 75% населения. К этой группе относятся 1,9 миллиона человек в России. Среди украинцев есть несколько субэтнических групп, включая лемков, гуцулов, бойков и волынцев. Украинская культура в основном демонстрирует европейское влияние из-за географического положения Украины. В этнической группе преобладает сильная христианская культура, а также доминируют католики и православные. В группе также очевиден элемент ислама.Украинцы также известны своей музыкой и танцами.
Башкиры
Башкиры принадлежат к тюркской группе народов и составляют 1,2% населения России. Группа проживает в Пермском крае, Оренбурге, Кургане, Украине и Узбекистане. Башкиры говорят на башкирском языке и делятся культурными традициями с другими тюркскими народами. Башкиры — в основном мусульмане-сунниты.Этническая группа в основном занимается сельским хозяйством и пчеловодством. Среди их любимых блюд — ойра и сыр под названием корот.
К другим основным этническим группам в России относятся чуваши, составляющие 1,1% населения России, чеченцы — 1,0% и армяне — 0,9%. Православие — самая распространенная религия в России, а изобразительное искусство доминирует в культуре страны. Поскольку в стране так много этнических групп, группы меньшинств получили законное признание.
Крупнейшие этнические группы в России
Рейтинг | Этническая группа | Доля населения России |
---|---|---|
1 | Российская | 80.9% |
2 | Татарский | 3,9% |
3 | Украинский | 1,4% |
4 | Башкирский | 1,2% |
5 | Чувашский | 1,1% |
6 | Чеченский | 1.0% |
7 | Армянский | 0,9% |
.
9 удивительных объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России, которые стоит посетить
Для многих Россия — это место, окутанное тайной. Язык, история, земля, великолепная архитектура — все они кажутся странно неразборчивыми, вызывая любопытство путешественников. Но это очарование страны, занимающей более одной восьмой суши планеты, не должно ограничиваться только Москвой, Санкт-Петербургом и Транссибирской магистралью. Вот девять удивительных объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России, которые уведут вас за пределы туристической тропы в самые глубокие, самые изолированные и невероятно красивые уголки Родины.
1. Озеро Байкал
Фото: Windofchange64 / Shutterstock
Озеро Байкал, расположенное на юге Сибири, больше, чем кажется на первый взгляд. Байкал, содержащий больше воды, чем все Великие озера Северной Америки вместе взятые, является старейшим, крупнейшим и самым глубоким пресноводным озером в мире, на которое приходится около одной пятой всех незамерзших запасов пресной воды на планете. Он также считается одним из самых чистых в мире.
Озеро Байкал, образованное около 30 миллионов лет назад, является домом для тысяч уникальных видов эндемичной флоры и фауны, таких как единственные пресноводные тюлени, нерпы.Южное и восточное побережье озера также населено коренными бурятами.
Озеро Байкал пользуется популярностью у туристов как летом, так и зимой, поскольку до него легко добраться из Иркутска, главной остановки Транссибирской магистрали.
2. Казанский кремль
Фото: Elena11 / Shutterstock
В России больше одного Кремля. Казанский Кремль, главная цитадель древней земли Татарстана, построен не из красного кирпича, как его московский аналог, а из белого камня.Основанный в 10 веке казанскими ханами вместе с городом Казань, он был позже завоеван Золотой Ордой и, в конечном итоге, разрушен и восстановлен Иваном Грозным в 16 веке.
Сам Кремль представляет собой впечатляющий архитектурный комплекс, состоящий из множества религиозных и административных зданий — например, мечеть Кул Шариф, как показано на фото выше, — окруженный крепостной стеной с 13 башнями, которые имеют разную форму и назначение.
Обладая тысячелетней историей, она была одновременно оплотом православного христианства и северо-западной границей распространения ислама, а сегодня цитадель представляет собой смесь времени и культуры в центре Казани.
3. Остров Врангеля
Фото: Artemfil / Shutterstock
Остров Врангеля — холодный и удаленный полярный остров в Северном Ледовитом океане, известный как последнее жилище шерстистых мамонтов. Остров Врангеля — это уникальная самодостаточная экосистема с самым высоким уровнем биоразнообразия в арктических широтах. Здесь проживает самая большая в мире популяция тихоокеанских моржей и является основным районом выпаса белых медведей.
Остров Врангеля — привлекательное место для исследователей Арктики и смелых туристов; однако это место труднодоступно.Он считается одним из наименее доступных природных заповедников в мире. Все посетители должны зарегистрироваться для участия в экспедиции и заплатить небольшое состояние, чтобы посетить это изолированное место.
4. Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде
Фото: ЮРИЙ ТАРАНИК / Shutterstock
Действующий православный монастырь с блестящими позолоченными куполами, Троице-Сергиева Лавра — крупный духовный центр, популярное туристическое направление и место последнего упокоения царя Бориса Годунова и его семьи.
Этот монастырь 15 века расположен в городе Сергиев Посад, примерно в 70 километрах от Москвы и считается самым важным действующим монастырем в стране, а также одним из самых значительных памятников русской православной архитектуры.
5. Город Новгород и его окрестности
Фото: Булатов Сергей / Shutterstock
Основанный в IX веке на древнем торговом пути между Средней Азией и Северной Европой, Новгород был первой столицей России.Великий Новгород настолько стар и хорошо сохранился, что считается городом-музеем, в котором хранится более 50 архитектурных шедевров, представляющих большую историческую ценность. Здесь сохранилось множество старинных церквей, фресок и памятников, в том числе Кремль, построенный в 15 веке, а также одно из старейших каменных зданий России — Софийский собор, построенный в 11 веке.
Великий Новгород — популярное туристическое направление, очень удобно расположенное на пути между Москвой и Санкт-Петербургом.
6. Кижский погост
Фото: Серж Смирнов / Shutterstock
Построенный в 18 веке на одном из многочисленных островов Онежского озера в Карелии, Кижский погост является уникальным примером утраченного искусства традиционного русского деревянного зодчества. На острове находятся две впечатляющие церкви и восьмиугольная башня с часами, полностью сделанная из дерева. Это единственный сохранившийся комплекс с двумя многоглавыми деревянными церквями во всей стране.
Согласно легенде, церковь Преображения Господня высотой 37 метров была построена без единого гвоздя и с использованием только топора, который плотник затем бросил в озеро, чтобы никто не мог повторить такой подвиг.Внутри этого 22-купольного храма стоит четырехъярусный иконостас, содержащий 102 иконы.
Чтобы добраться до этого острова, вы можете сесть на одну из многочисленных лодок из Петрозаводска, города, который соединяется с Санкт-Петербургом на поезде.
7. Исторический центр Ярославля
Фото: Илья BIM / Shutterstock
Ярославль расположен на слиянии рек Волга и Которосль, примерно в 250 км от Москвы. Это один из самых древних и хорошо сохранившихся городов России.Самыми известными особенностями города являются его церкви и монастыри 16-17 веков с красивыми фресками и иконостасами.
8. Ленские столбы
Фото: natasha53 / Shutterstock
Ленские столбы — это гигантские монолиты высотой до 200 метров, выстроенные вдоль берега реки Лена, примерно в 110 километрах вверх по течению от города Якутска в Восточной Сибири.
Они были священным местом для коренных якутов и эвенкийских племен. Обычные люди боялись духов скал и не осмеливались войти.Только старейшины и шаманы могли безопасно приблизиться к тем, кого они считали каменными людьми.
Но это не просто скальные шпили. В этом национальном парке можно найти многочисленные пещеры, древние наскальные рисунки и множество кембрийских окаменелостей. Добраться можно по воде из Якутска или по дороге по берегу реки. Если только вы не боитесь духов скал!
9. Горный Алтай
Фото: ЮРИЙ ТАРАНИК / Shutterstock
Золотые горы Алтая на юге Сибири, несомненно, являются одним из самых чистых и красивых регионов России.Он является домом для многих редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, таких как снежный барс, и окружен двумя крупными сибирскими реками — Обью и Иртышем. Горный Алтай, популярное место среди туристов и альпинистов со всей страны, является прекрасным примером красоты сибирской природы. Свежий горный воздух не испорчен промышленными предприятиями и шоссе, что делает Алтай идеальным местом для практически любого активного отдыха.
.
Работа и получение работы в России
Получение разрешения на работу: обязанности работодателя
Правила иммиграции и иностранной рабочей силы в России довольно сложны и требуют много времени как для экспатов, так и для их работодателей. Советуем вам планировать заранее!
Ответственность за первые шаги полностью ложится на вашего работодателя, и их отдел кадров должен заранее спланировать работу. Практически за год до найма иностранца компании, работающие в России, должны подать заявление на получение разрешения на корпоративную работу для своих будущих иностранных сотрудников.В заявлении они должны указать как должность, которую они намереваются занять, так и национальность экспата. Эта информация является обязательной: компания, имеющая разрешение нанять инженера из Италии, не может нанять инженера из Тайваня.
Как только корпоративное разрешение на работу получено, ваш работодатель должен подать заявление и получить ваше личное разрешение на работу. Конечно, неудивительно, что это разрешение позволяет вам заниматься только той конкретной работой, для которой оно было выдано. Вы не можете занять ту же должность в другой компании или работать в филиале вашей компании в другом регионе России.Однако, если ваш контракт предусматривает работу в разных частях страны, ваш работодатель должен заполнить каждую часть заявки для каждого региона, в котором вы будете работать. Излишне говорить, что это приведет к задержкам.
Получение рабочей визы и последней красной ленты
После получения приглашения от вашего работодателя вы можете подать заявление на получение рабочей визы в ближайшем российском консульстве или посольстве. Также они предоставят вам список всех необходимых документов. Всегда помните, чтобы случайно не подать заявление на получение деловой визы, поскольку это совершенно другая категория в иммиграционном законодательстве России!
В течение трех дней с момента прибытия вам необходимо зарегистрировать свой адрес в миграционной службе.К счастью, ваш работодатель обычно берет на себя ответственность за уведомление местных властей. Ваша компания также должна уведомить трудовые и налоговые органы о вашем трудоустройстве.
Срок действия рабочей визы, полученной вами в местном посольстве, ограничен тремя месяцами. Уточняйте у иммиграционных властей России вопрос о продлении вашей рабочей визы, которая обычно выдается сроком на один год. Это очень важный шаг: никогда не забывайте, что все разрешения и визы должны оставаться в силе, так как в России нелегко терпеть невыполнение этого требования.
Высококвалифицированный? Освобождение от рабочей визы
Однако не каждый работодатель и работник должен проходить весь процесс: в ряде областей для сотрудников предусмотрены исключения из разрешений на работу. Наиболее существенное исключение для экспатов, заинтересованных в пребывании в России на более длительный срок, чем, например, для монтажа и обслуживания техники, — это категория рабочей визы для высококвалифицированных специалистов (ВКС). Чтобы получить это разрешение, иностранные специалисты должны получать не менее 2 миллионов рублей в год.Разрешение выдается на срок до трех лет.
Высококвалифицированные специалисты должны проработать три года до подачи заявки на патент на работу. Заработная плата ВКС установлена в размере 167 000 рублей за календарный месяц. ВКС, работающие в IT-отрасли, должны зарабатывать не менее 83 500 рублей в календарный месяц.
Изменения для граждан СНГ
С 1 января 2015 года система квот, ограничивающая количество разрешений на работу, выдаваемых на год, была отменена. Она была заменена новой системой с более простой процедурой выдачи так называемых патентов на работу.
гражданина СНГ должны подать заявку на патент на работу в течение 30 календарных дней с момента прибытия в Россию. Если они этого не сделают, это повлечет за собой штраф до 15 000 рублей. Со дня получения патента на работу у заявителя есть 60 дней для поиска работы по месту жительства. Патент на работу дает человеку право работать без квот на срок до 12 месяцев и может быть продлен один раз. Гражданин СНГ должен подтвердить знание русского языка, истории и законодательства Российской Федерации в течение 30 дней после подачи заявки на патент на работу.Это нужно сделать, сдав экзамен по этим темам; только после этого можно подать заявку на патент на произведение.
Налогообложение в России
Как эмигрант или, скорее, нерезидент в России, вы будете облагаться налогом на доход из российских источников по ставке 30%. Тем не менее, вы будете считаться резидентом в соответствии с российским налоговым законодательством, если вы проведете в стране не менее 183 дней в течение 12-месячного периода. Тогда все доходы, в том числе из нероссийских источников, будут облагаться налогом по ставке 13%. Высококвалифицированные специалисты снова представляют собой исключительную категорию: с этим разрешением вы с самого начала имеете право на стандартную налоговую ставку для резидентов.
.