Статья (1, 2, 3, 4 класс): Как научиться писать красиво
«Как научиться писать красиво»
«Как научить ребенка красиво писать?», — над этим вопросом ломает голову не одно поколение родителей младших школьников. «Как курица лапой!» «В тетради грязь!» «Объясняешь, показываешь, поправляешь – а все равно вместо букв какие-то каракули получаются!» Знакомо? И хочешь ребенку помочь, но вот только как? Что ж, давайте разбираться вместе.
Но только давайте прежде выясним, а надо ли? А может пусть себе ребенок пишет, как Бог на душу положит. Почерк – это же не самое важное в жизни. Тем более, что сейчас во взрослой жизни все в основном на клавиатуре тексты набирают, а не вручную пишут.
Ну так это же во взрослой. А в школе в основном все по старинке, ручки тетрадки и много-много записей. И если ребенок пишет некрасиво и неаккуратно, то ждите снижения успеваемости по всем фронтам. Включая и устные предметы. Ведь учителя географии, истории, биологии тоже хотят видеть в тетрадях чистоту и порядок.
Ребенок не сможет нормально быстро и красиво писать, если к этому не подготовлена его мелкая моторика. Мышцы руки должны быть готовы к предстоящим в школе нагрузкам. А для этого их нужно развивать.
Для этого подходят такие задания-развлечения как:
- рисование и раскрашивание карандашами;
- лепка из пластилина;
- конструирование из мелких деталей, например, из конструктора «Лего»;
- бисероплетение;
- оригами;
- работа с ножницами;
- перебирание круп и т.п.
Этим можно заниматься хоть каждый день и не только моторику тренировать, но и удовольствие получать.
Не обращать внимания на развитие мелкой моторики глупо не только с точки зрения красивого почерка, но и с точки зрения развития мышления, памяти, воображения. А без них в школьной жизни никуда.
Правильная ручка
Ручки бывают разные:
- гелевые и шариковые;
- тоненькие и толстенькие;
- гладенькие и шершавенькие;
- красивые и не очень.
Какую же выбрать для младшего школьника?
В выборе стоит ориентироваться на физиологию детской руки. Кисти рук у нас пока маленькие, не окрепшие. Поэтому толстые, тяжелые «перья» откладываем в сторону.
Здорово, если ручка будет красивой, но, согласитесь, это не главное.
Выбирая между гелиевое и шариковое предпочтение, стоит отдать последним. Гелиевые ручки имеют обыкновение резко перестать писать или царапать бумагу, а также гель очень хорошо размазывается по бумаге.
Стержень ручки должен быть тонким и оставлять за собой аккуратный тоненький след. Покупая ручку в магазине проверьте ее в деле, она должна легко и просто скользить по бумаге, не требуя особых усилий.
Если ручка сделана полностью из металла или пластмассы, то это не самый лучший выбор. Пальцы ребенка будут по ней скользить. Лучше выбрать ручку, у которой на месте ее захвата пальцами есть специальная резиновая накладка с ребрышками или пупырышками.
Статья по русскому языку (1 класс) на тему: Как научить первоклассника красиво писать (статья)
Как научить первоклассника красиво писать
(из опыта работы)
Дети, которые пришли в первый класс, испытывают большие трудности в овладении правильного написания букв. И, хотя в современных методиках этот вопрос проработан достаточно хорошо, проблема все равно остается актуальной. Сейчас в школах нет такого предмета, как «Чистописание», но четкий и аккуратный почерк по-прежнему важен. Когда-то, еще в самом начале моей педагогической карьеры, проработав 5 лет, меня послали на курсы повышения квалификации в Институт усовершенствования учителей (тогда он так назывался). Кроме теоретического обучения, мы получали и практические навыки. На кафедру приходили именитые учителя, делились опытом своей работы. Конечно, мы — молодежь, впитывали все увиденное, как губки, брали на вооружение, чтобы в дальнейшем применить это в своей работе. Но мне запомнился опыт одной заслуженной учительницы (к сожалению, я сейчас и не вспомню ее имени и фамилии). Она принесла стопку тетрадей (а их тогда в классах было много – от 30 до 42) своих учеников 3 класса по русскому языку. Так вот, почерк во всех 36 тетрадях был одинаковым, красивым. Как же так? Закралось сомнение: а не сама ли она написала во всех тетрадях к выступлению на курсах? Но как можно исписать столько тетрадей? Сколько же на это надо потратить времени? Мы просмотрели все до единой тетради. Они были исписаны: у кого-то до половины, у кого-то уже заканчивались. Оценена была каждая работа, были и исправления ошибок учителем, и отметки выставлены разные. Мы только диву давались! И вот что рассказала нам сама учительница, поделилась, как она добилась таких результатов. Тетради с самого первого класса она начинала вести в широкую линию. Сама прописывала детям изучаемые буквы, сама рисовала рисунки для штриховки в каждой тетради. Использовала в работе кальку. И вот результат налицо!
Я решила попробовать использовать ее опыт в своей работе. Как раз выпускала 3-й класс и на следующий год набирала 1-й. За основу взяла методики таких заслуженных педагогов-новаторов как Лысенковой С.Н. «Методом опережающего обучения», Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!», Потаповой Е.Н. «Становление почерка» (методика обучения письму). А что-то внесла и свое. Родители будущих первоклассников приготовили карточки (на каждого ученика!) с письменными буквами, вырезанными из наждачной бумаги (для тактильного восприятия), пластинки ленолеума (30х30), листочки кальки. У каждого ученика был кусочек мела, баночка с водой, которая вставлялась в парту вместо чернильницы (парты тогда были еще старые, а чернилами уже не писали). Итак, начали писать в тетрадях в широкую линию (некоторые педагоги приводили доводы, что у детей очень болезненный переход от тетрадей в узкую линию к тетрадям в широкую, многие дети теряются и почерк меняется не в лучшую сторону (буквы «скачут»: то большие получаются, то маленькие). Директор долго сопротивлялся, не разрешал в первом классе писать в тетрадях в широкую линию, потом сдался, но предупредил, что, если беремся за эксперимент, то результат должен быть непременно положительным.
В классе 27 учеников. В 27-ми тетрадях делаю рисунок для штриховки и развития мелкой моторики рук и, чтобы рисунок ассоциировался с изучаемой буквой. Прописываю изучаемую букву. Много говорим об этой букве: читаем стихи, вспоминаем загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, находим признаки того, на что похожа эта буква. Затем проводим пальчиком по букве, вырезанной из наждачной бумаги сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми (тактильное восприятие). Далее прописываем букву в воздухе, на ленолеуме – мелом, затем пальчиком, обмакнувшимся в воду. Обводят целую строчку на кальке букву, которую записала в тетради я. И только потом записываем ее в тетради. Проведена большая продепевтическая работа. Соглашусь, очень тяжело. Но это стоило того. У всех 27- ми учащихся почерк практически одинаково красив, письмо безотрывное, соблюдается единый темп. У детей хорошо развивается глазомер, скорость письма при такой разлиновке значительно выше, за урок дети выполняют большой объем работы.
Коллег приглашаю к обсуждению данной проблемы.
Статья по русскому языку (1 класс) по теме: Как научить ребенка красиво писать
Как научить ребенка красиво писать
МБОУ г. Астрахани « СОШ № 29»
Свиридова Светлана Равилевна,
учитель нач.
классов
Навык письма – один из сложнейших , которым овладевает человек . Заботясь об аккуратности и чёткости письма школьников , учитель воспитывает в них опрятность , трудолюбие , добросовестное и уважительное отношение к людям ,которые будут читать его работу , способствует их эстетическому и нравствен-ному воспитанию .
Почерк – это система привычных движений или выработанная манера письма, в основе которой лежит письменно – двигательный навык , требующий устойчивого выполнения необходимых действий . Почерк зависит от индивидуальных особенностей человека , его психического и эмоционального состояния , а также от характера двигательных реакций . Почерк формируется в течение длительного времени – от 8 до 12 лет и более . И окончательно вырабатывается к 20 – 25 годам .
Обучение первоначальному письму – один из сложных процессов в начальной школе. Сначала детей учат тому, как нужно правильно сидеть , держать ручку и располагать тетрадь на столе , затем писать буквы , а позже – целые слова . Следует обратить внимание на то , что праворукий ребёнок должен держать ручку тремя пальцами на расстоянии 1, 5 – 2 см до кончика ручки , свободно , не сжимая очень крепко . Леворукий ребёнок держит ручку на расстоянии 3 – 4 см от кончика ручки, указательный палец при этом расслаблен .
Так же важно помнить, что ученик зрительно воспринимает вертикальное расположение письменных букв и такими их выполняет. Наклонные линии выполняются перпендикулярно краю стола, обращенному к пишущему . Наклон получается не за счёт наклонного написания , а за счёт положения листа на столе ( угла расположения тетради ) . Наклонное расположение листа обеспечивает более удобное продвижение кисти руки по листу бумаги ( при этом локоть должен оставаться зафиксированным в одной точке). Учитель должен следить и за положением головы ребёнка. Её чрезмерный наклон происходит из – за того , что пальцы ребёнка очень низко спускаются к самому « шарику» и закрывают поле видимости , из – за чего ребёнок стремится заглянуть под них .
Особо стоит остановиться на культуре письма самого учителя . Тот , кто небрежно выполняет запись образцов в тетради , пишет замечания , не соблюдая строк , никогда не добьётся от своих учеников высокого каллиграфического качества работ .
В последнее время всё чаще и чаще приходится слышать , что у школьников плохой почерк . Обвиняют в этом новые приёмы письма , отсутствие времени на установку красивого почерка . Трудности с почерком , как правило , возникают , если у маленького ученика недостаточно развита мелкая моторика – умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук .
Разработкой мелкой моторики следует заниматься ещё до школы. Продолжать эту работу надо и в 1 классе . Для этого необходимо не только писать , но и рисовать , лепить , выполнять различные поделки , собирать конструкторы с мелкими деталями , мозаики .
Чтобы в процессе обучения совершенствовать координацию движения рук первоклассников, снять их мышечную утомляемость , целесообразно включать в работу ряд упражнений для рук , пальцев , формирования красивого почерка .
Вначале эти упражнения выполняются учениками с большим трудом , многие из них не получаются совсем . Но систематические тренировки дают , в конце концов , хорошие результаты .Эти упражнения должны выполняться не только на уроках письма , но и на других уроках .
Приводим примеры некоторых упражнений , которые мы используем в своей практике .
Упражнение 1
Ладошки лежат на парте . Учащиеся поднимают пальцы по одному сначала одной руки , затем другой . Повторяют это затем в обратном порядке .
Упражнение 2
Пальцы обеих рук образуют шар .Затем поочерёдно разъединяют сначала большие пальцы , затем указательные и т . д .Затем , наоборот , соединяются пальцы , начиная с мизинца .
Упражнение 3
Ученики зажимают ручку средним и указательным пальцами . Сгибают и разгибают эти пальцы , следят , чтобы ручка не опускалась ниже большого пальца .
Упражнение 4
На столе лежат 10 – 15 карандашей . Одной рукой надо собрать их в кулак , по одному , затем положить карандаши на стол также по одному .
Упражнение 5
Дети, представив себе, что у них в ладошках шарик, делают движения , имитирующие поворачивание шарика в разные стороны .
Упражнение 6
Ладошки лежат на столе. Дети поочерёдно поднимают пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
Упражнение 7
Пальцы лежат на краю стола , дети перебирают пальцами , как будто играют не пианино . В этот момент можно включить ритмичную музыку .
Все эти упражнения помогают исправить почерк, особенно детям , у которых в дошкольном возрасте была плохо развита мелкая моторика рук .
Литература
1.Журнал « Начальная школа» № 10 2011 г .
2. Журнал « Управление начальной школой» № 2009 г .
3. Журнал « Управление начальной школой» № 1 2012 г .
4. Публикации методики В. А. Илюхиной « Письмо с секретом» . Электронный вариант .
Презентация к уроку (1 класс) на тему: Как научиться писать красиво
Слайд 1
Учимся красиво писать Михеева С.Б. Учитель начальных классов
Слайд 2
Трудности в обучении письму 1) низкий темп письма; 2) быстрая утомляемость при письме; 3) неровная, «дрожащая» линия; 4) «угловатое» письмо, трудности в написании овалов; 5) слишком сильный нажим; 6) трудности в воспроизведении формы графических элементов; 7) несоблюдение размера графических элементов; 8) несоблюдение наклона письма; 9) большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо; 10) нежелание выполнять письменные упражнения.
Слайд 3
Правильная ручка
Слайд 4
Как дети могут держать ручку
Слайд 6
Правильный захват ручки
Слайд 7
Правильный показ
Слайд 8
Приём 1 Нужно захватить ручку тремя пальчиками (большим, указательным, средним) за самую верхушку и постепенно, соскользнуть пальчиками вниз.
Слайд 9
Приём 2 Нарисуйте на среднем пальчике ребенка яркую точку. Это будет местом приземления ручки. А на ручке можете наметить с помощью цветного скотча или изоленты нижний предел, за который пальчикам опускаться нельзя.
Слайд 10
Приём 3 Правильно удерживать пишущий инструмент поможет обычная банковская резиночка . Отличный тренажер. Накидываем резинку на ручку и на запястье ребенка.
Слайд 11
Приём 4 Сложите обыкновенную салфетку так, чтобы ребенок мог удержать ее мизинчиком и безымянным пальцами прижав к ладошке.
Слайд 12
Приём 5
Слайд 13
Правильная посадка
Слайд 14
Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут мельчайшие ручейки, который питают источник творческой мысли. В.Сухомлинский
Слайд 15
Упражнения рисование и раскрашивание карандашами; лепка из пластилина; конструирование из мелких деталей, например, из конструктора « Лего »; бисероплетение ; оригами; Вырезание фигур ножницами; перебирание круп и т.п.
Слайд 16
Пальчиковая гимнастика
Слайд 17
Тренировка Графический диктант
Слайд 18
Рисование линий
Слайд 19
Штриховка, рисование по контуру, по точкам
Слайд 20
Приемы обучению письму 1. Анализ формы буквы 2. Показ написания буквы учителем 3. Воображаемое письмо 4. Копировальный метод 5. Списывание с готового образца 6. Письмо под счет 7. Усвоение правил письма 8. Анализ ошибочного написания
Слайд 21
Прописываем буквы
Слайд 22
Желаю успеха!
Как научить ребенка писать буквы правильно, красиво, аккуратно?
Научить ребенка писать гораздо сложнее, чем читать. Для того чтобы ребенок в полной мере овладел правильным и каллиграфическим написание букв, нужен специалист, учитель начальных классов. Поэтому родители не должны заниматься самостоятельным обучением начертанию букв и цифр, чтобы после поступления в школу педагогу не пришлось исправлять ошибки, которые допустили папа и мама будущего школьника. Однако сделать процесс обучения ребенка письму в будущем легче родители могут сделать уже сегодня.
Когда начинать учить писать?
Среди педагогов это спорный вопрос. В одном мнении они сходятся однозначно – до трех лет не нужно прилагать усилия в этом направлении. Слишком раннее развитие этого навыка может вызвать у малыша в будущем стойкую неприязнь к прописям и ручке. В дошкольном возрасте главные задачи взрослых следующие:
- научить правильно удерживать ручку;
- развить мелкую моторику;
- подготовить мышцы к будущему обучению;
- развить фонематический слух;
- научить ориентироваться в пространстве: различать лево и право, понятия «вверх-вниз»;
- стимулировать развитие памяти и внимания;
- скоординировать письмо и зрение;
- развить речь ребенка, увеличить активный словарный запас;
- принимать правильную позу во время письма.
6 важных советов: как научить ребенка писать
Учителя начальных классов и логопеды рекомендуют следующую методику и упражнения, которые помогут будущему школьнику подготовиться к непростому процессу обучения начертанию букв и цифр.
Уделите внимание упражнениям на развитие мелкой моторики
Чем более развитыми будут мышцы кисти вашего малыша, тем проще ему будет даваться процесс письма. В процессе развития мелкой моторики развивается и мозговая деятельность дошкольника. Не зря великий педагог-новатор Сухомлинский говорил, что ум малыша находится на кончиках его пальцев. В развитии мелкой моторики помогут следующие упражнения:
- Магические руки. Насыпьте в непрозрачную емкость крупу, песок или налейте воду. Туда же поместите любой предмет. Попросите малыша надеть перчатки и ощупать предмет, находящийся в емкости. Пусть крошка угадает, что именно спряталось внутри.
- Замершие ладошки. Пусть ладошки ребенка плотно прижмутся к столу. Попросите ребенка, не отрывая ладони от стола, то тихо, то громко барабанить пальцами по поверхности.
- Угадайка. Завяжите глаза малышу, а предметы разнообразной формы и текстуры, буквы, цифры, геометрические фигуры положите в мешочек. Пусть ребенок постарается определить, что именно он ощупывает в мешочке.
- Трафарет. Современные трафареты и спирографы просто завораживают малышей и тренируют координацию мелких мышц кисти.
- Лови шарик. Вам понадобятся старые шариковые дезодоранты. Шарики необходимо вытянуть, продезинфицировать с помощью уксуса и нарисовать на них фломастером забавные мордашки. Игру следует проводить во время купания в ванной. Дайте малышу в руки ложку дуршлаг или кулинарные щипцы и попросите его выловить все шарики.
- Лепка из пластилина, отрывная аппликация, нанизывание бусин на веревочку, разнообразные игры с крупами позволят развить мелкую моторику будущего первоклассника.
- Вырезание по контуру. Действенный метод для развития координации движений. Начинайте с крупных деталей, постоянно переходя к более мелким.
Не спешите брать в руки ручку
Начинайте выводить палочки-крючочки карандашом. Ведь с помощью ластика можно очень легко исправить некрасивые элементы и испытать ситуацию успеха, избежав ненужных стрессов.
Дозируйте время занятий
Первые «уроки» должны длиться не дольше 4-5 минут. Дело в том, что дети дошкольного возраста не умеют концентрировать свое внимание долгое время. Педагоги заметили такую особенность: как только ребенка начинает писать свои первые буквы, то чем меньше он пишет, тем красивее у него выходит. Не злоупотребляйте письмом, так вы только отобьёте охоту у будущего школьника.
Научите ориентироваться в прописи
Если малыш не может найти «рабочую строку» и постоянно выходит за пределы строки, то стоит обучить его элементарному ориентированию на листе с помощью следующих игр:
- Игра «Части тела». Попросите малыша назвать и показать части тела, находящиеся у него слева и справа.
- «Следопыт». Попросите показать, какая игрушка стоит на полке слева от мячика, справа от кубиков. Или поставить свои резиновые сапоги справа от папиных ботинок.
- Игра в тетради. Например, дети с удовольствием могут выполнять задания наклеить смайлик слева от слова «мама» или нарисовать бабочку над цветочком.
Используйте тетради-прописи детского писателя Василия Федиенко
Его разработка имеет специальную более частую разлиновку, которая помогает ребенку тренировать толщину и расстояние между буквами и их элементами.
Обводите красивые элементы
Когда у малыша получается написать красивую букву или ее элемент, то необходимо это поощрить. Попросите дошкольника обвести красивые буквы зеленым карандашом. Пусть крошка расскажет, почему он считает их самыми удачными.
Основные ошибки при обучении письму
Часто родители допускают ошибки, которые могут «свести на нет» все усилия научить ребенка писать в будущем. Поэтому необходимо постараться их не допустить во время занятий в домашних условиях.
- Стремление родителей заменить учителя и «отобрать его хлеб». Как ни крути, лучше профессионала с этой работой никто не справится.
- Длительность занятия более 10 минут.
- Оказание физического и морального давления на будущего ученика во время занятий. Так у него появится страх сделать ошибку.
- Занятия письмом «через силу».
- Излишняя спешка. В погоне за скоростью теряется качество письма. Лучше пусть ребенок начнет писать позже, но будет делать это качественно.
- Отсутствие наглядного материала. Мышление у детей в дошкольном возрасте наглядно-образное. Поэтому очень важно в процессе обучения использовать картинки и видео.
- Слишком раннее начало обучения. Всему свое время. Педагоги считают, что чем раньше начать обучать ребенка письму, тем хуже будет его почерк в школе.
- Неподходящее время занятий. Поздний вечер или раннее утро – не самое лучшее время для обучения. Лучше выбирать время, когда малыш бодр и полон сил.
- Нудное повторение. Постарайтесь использовать игровые методики обучения. Так малышу будет проще и веселее постигать азы письма.
Главная задача родителей в процессе обучения письму в домашних условиях своего ребенка – подстегнуть интерес будущего школьника к обучению и подготовить его руку к письму.
Статья на тему: Как помочь малышу научиться красиво писать?
Как помочь малышу научиться красиво писать?
Мамы и папы часто удивляются, почему это их малыш пишет «как курица лапой», у самих-то родителей почерк очень даже ничего. Да и в продаже сейчас ручки любых форм и размеров, цветов и даже запахов, и прописи в школе красочные, в общем, есть все для удобства обучения письму. Только результата от этого никакого.
В дореволюционной России детишки шли в школу с 9-10 лет. Сейчас же никого не удивишь первоклашкой, которому «почти шесть». Конечно, мир меняется и темп жизни прошлых столетий уже совершенно неприемлем. Однако, следует заметить, что учебная программа год от года все сложнее, а детишки наши здоровее не становятся.
Все это объясняется тем, что уже с подготовительной группы детского сада будущих школьников стараются натаскать до требуемого школой уровня письма. Далее малыш, попадая в «продвинутый класс», вынужден сам тянуться за другими ребятами. Тут уж не до качества письма – справиться бы с количеством!
Запомните, если вы хотите выработать ровный почерк у вашего ребенка, то начинайте заботиться об этом заранее. Учитывая сложность современных школьных программ, принимайтесь готовить руку малыша к письму уже лет с пяти.
Прежде всего, настройтесь на снисходительное отношение к вашему ребенку, ведь от начинающего ученика требуется терпение и аккуратность, а такому крохе орудовать пером так же сложно, как лесорубу бензопилой «Дружба».
Так же необходимо убедиться в готовности малыша взять в руки ручку: острота зрения и крепость ведущей руки к началу обучения письму уже должны соответствовать требованиям, а не корректироваться в процессе. Известный факт – научить непросто, а переучить практически невозможно.
С диагностикой зрения – все понятно, а вот на тренировке руки необходимо остановиться поподробнее. Для укрепления пальчиков и кисти рук, т. е. для развития мелкой моторики, можно использовать следующие упражнения.
- Научите малыша пользоваться ножницами. Для начала пусть вырезает крупные и довольно простые детали, например, геометрические фигуры. Постепенно усложняйте задачу: детали сложнее и меньше по размеру. Из вырезанных фигур составьте аппликацию. Помните о технике безопасности!
- Рисование. В пятилетнем возрасте дети довольно-таки неплохо рисуют, штриховка – отличный способ укрепить кисть руки. Не жалейте денег на книжки-раскраски, пусть раскрашивает в свое удовольствие, совмещая приятное с полезным.
- Рисование под диктовку. Для этого понадобится лист в клеточку и карандаш. Поставьте на листе исходную точку, дальше рисует ребенок, а вы диктуете: 1 клетку влево, 1 клетку наискосок влево и вверх, 2 клетки вниз, 1 влево, 1 наискосок влево и вверх, 3 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 1 вверх. Должна получиться собачка. Для начала, возможно, это сложное упражнение, придумайте фигурку попроще. Это упражнение не только развивает мелкую моторику, но и учит малыша ориентироваться на листе бумаги.
- Нанизывание бусинок на леску, составление рисунков из мелких разноцветных пуговиц или мозаики и даже помощь в перебирании гречки – все это требует от ребенка усидчивости, внимания и напряжения пальчиков рук.
- Лепка. Работа с пластилином не только укрепляет кисти рук малыша, это и своеобразный массаж для пальчиков и ладошек.
- Заключительным и самым важным этапом будет работа с ручкой и листом бумаги – нелюбимые малышней точки, прямые и косые линии, крючочки и штриховка. Важно следить за тем, чтобы ребенок не переутомлялся и учился расслабляться: после каждой черточки надо делать вдох и выдох, ослаблять хватку ручки.
Только потом можно переходить к непосредственному написанию букв, сначала поэлементному (каждая «палочка» и «крючочек» пишутся с проговариванием для большего осмысления).
Не забывайте, однако, о том, что усталость к малышу может прийти уже после пятиминутного занятия каллиграфией. При этом ребенок, жалующийся на усталость руки, показывает даже не столько на мятые и затекшие пальчики, сколько на мышцы предплечья. В этом случае руку необходимо обязательно размять.
Лучше всего поможет массаж.
- Поглаживание, похлопывание тыльной стороны предплечья в направлении от локтевого сгиба к запястью;
- Захват мышцы массируемой зоны пощипывающим движением большим и указательным пальцами с постепенным смещением к запястью и увеличением силы нажима;
- Рубящие движения ребром ладони поперек мышц предплечья в быстром ритмичном темпе.
И самое, пожалуй, главное условие обретения ребенком хорошего почерка – психологический комфорт в период обучения. Сравнивать достижения малыша нужно не с успехами других ребят, а с его собственными прежними трудами.
Чаще всего грязно в прописях и тетрадках бывает у детей эмоциональных, неусидчивых, импульсивных. А таким малышам трудно объяснить, чем нехороши кое-как написанные палочки. Ведь душевных и физических сил он потратил отнюдь не меньше, а может, и больше, чем его старательный сосед по парте. Поэтому критика его усилий будет воспринята очень болезненно, а сравнение его работы с работами других ребят, может вообще довести до отказа обучаться письму.
И если ваш малыш говорит «У меня ничего не получается!» – это, скорее всего, призыв о помощи, а не желание услышать «Так ты же не стараешься!» Все дело в том, что он, как раз-таки старается, но не чувствует результативности занятий. Поэтому письменные работы первое время необходимо выполнять вместе с ребенком, без суеты и спешки. Принцип «Лучше меньше да лучше» особенно уместен в чистописании.
Автор: Виталия Панюкова
общие рекомендации, кратко об этапах обучения и различные советы
Пытаясь научить первоклассника писать, родители могут запросто пойти на крайности. Но не всегда принцип «в борьбе все средства хороши» идёт детям на пользу. И не избежать различных неприятных итогов: потраченное впустую время над тетрадкой, крики, вырываемые листы и бесконечное переписывание, далеко не всегда приносящее результаты. Ну а юный школьник будет медленно, но верно терять самооценку и разочаровываться в собственных силах.
Поэтому возникает закономерный вопрос: как научить ребёнка писать красиво, избегая возможных проблем?
Для начала нужно признать тот факт, что любому первокласснику непросто выводить буквы. При знакомстве с ручкой и прописями, рука предательски дрожит, а дети, особенно маленькие, не отличаются терпением и достаточной выносливостью. Письмо для них — большое физическое и эмоциональное напряжение.
Общие рекомендации — как научить ребёнка писать?
В первую очередь, никогда не нужно грубо указывать малышу на ошибки или корявые буквы. Хорошее обучение всегда проходит в позитивном ключе. Нужно не акцентировать внимание на недостатках, а хвалить за старание, не забывая при этом отмечать правильно написанное. И конкретно объяснять, за что именно: слово расположилось ровно на строке, у буквы получился красивый изгиб и т. п.
Если ребёнок проявляет энтузиазм, то можно оценить его работу вместе. Игровая форма любое обучение превращает в удовольствие! Выберите наиболее красивый элемент из всей строки и дайте ему титул короля или королевы тетрадной страницы. И пусть ребёнок торжественно «наградит» букву-победительницу, изобразив над ней корону.
Но не забываем и о необходимых нюансах. Основой красивого почерка должно стать правильное положение за столом. Это поможет равномерно распределить нагрузку и сделать обучение более комфортным. Если же первоклассник будет сидеть неверно, то ему угрожают не только неказистые буквы в тетради, но и быстрая утомляемость. А в длительной перспективе — различные формы искривлений позвоночника.
Облегчат работу ребёнка и подходящие для учёбы пишущие принадлежности:
- толщина ручки или карандаша не должна превышать 7 мм;
- оптимальная длина — 15 см;
- предпочтение стоит отдавать принадлежностям с мягкой накладкой на корпусе, предотвращающей скольжение пальцев.
Обязательно научите ребёнка правильно держать ручку: верный захват не только помогает избежать лишнего напряжения в руке, но и способствует выработке красивого почерка. Для детей существуют специальные насадки-тренажёры, которые способны эффективно научать малышей верно располагать пальцы на пишущих инструментах. Более простой вариант — подыскать ручку с прорезиненной накладкой, на которой имеются углубления для указательного и большого пальцев. При этом не нужно забывать, что они разные для левшей и правшей.
Развитие мелкой моторики также очень полезно, поэтому почаще занимайтесь с ребёнком! Раскрашивание, лепка глиной, солёным тестом или пластилином, игра с конструкторами, плетение из лент или бисера. Даже элементарное застёгивание пуговиц и самостоятельное завязывание шнурков сделают пальцы малыша более ловкими. А значит, и ручку в руках ему будет держать намного проще.
Учим писать прописные буквы — основные этапы
Прежде чем обучать малыша непосредственно азбуке на бумаге, необходимо загодя начать его подготовку. Для этого:
- Развивайте мелкую моторику. Как упоминалось выше, в будущем это во многом упростит ребёнку жизнь. Хорошее упражнение: попросить малыша сделать шарик из обрывка газеты, используя лишь одну руку. Если работаете сразу с несколькими детьми, то даже лучше! Можно устроить соревнование, у кого быстрее получится бумажный комочек.
- Штриховка и раскрашивание. Раскраска — это не просто интересное занятие и времяпрепровождение, с ней ребёнок получает первые навыки работы с пишущими принадлежностями. И это тот самый момент, когда ему может потребоваться помощь: нужно сразу объяснить, как надо сидеть за столом и удобно располагать ручку или карандаш в руке.
Когда у малыша начнёт получаться, можно переходить к следующему этапу — прописи. Они могут быть как со штриховкой, так и с указанием «оригинала», который нужно повторить самостоятельно. И это совсем необязательно одни лишь буквы. Прописи для дошколят научат детей рисовать ровные или волнистые линии, крючки, различные геометрические фигуры или целые рисунки. Их задача состоит в том, чтобы приучить ребёнка к ручке и письму.
Лишь после того, как рука окрепнет, совершается переход к прописным буквам. Обязательно объясняется, как и в какую сторону необходимо писать тот или иной элемент, процесс показывается на примерах. Проговаривание вслух деталей также поможет детям лучше осмыслить и запомнить принцип, по которому пишется та или иная буква.
Секреты красивого почерка: проблемы и способы их решения
Помимо побед, можно столкнуться и с трудностями. Вот несколько частых проблем, влияющих на качество детского почерка:
- Неправильный наклон, буквы не идут параллельно друг другу. Если строчки в тетрадке «падают» или скачут в разные стороны, то есть вероятность, что ребёнок неправильно сидит за столом. Удостоверьтесь, что он не горбится во время письма. Проблема также может скрываться и в положении тетради, которая недостаточно или слишком сильно наклонена.
- Круглые элементы не получаются красивыми, они острые или сплюснутые. Если вместо волны малыш рисует неаккуратные «треугольники» — дело в слаборазвитой моторике кисти. Мышцам руки такая нагрузка непривычна, поэтому движения ручкой не выходят плавными. Нужно чаще заниматься, увлекая детей лепкой из пластилина или бисероплетением.
- Интервалы между словами разные/большие/маленькие или ребёнок часто пишет на полях. К этой проблеме можно отнести и случаи, когда малыши пропускают строчки или вовсе пытаются писать буквы в зеркальном отражении. Все перечисленные «симптомы» характеризуют слабое развитие пространственного восприятия.
Учим писать без ошибок!
Часто первоклассники пишут слова, пропуская в них те или иные буквы. Учителя винят в этом спешку и невнимательность, но истинная причина может таиться в другом: недостаточно практики для развития фонематического слуха. А иногда это является индивидуальной особенностью, когда юному школьнику трудно соотносить услышанные звуки с буквами. В любом случае корректируется проблема систематичной отработкой навыка письма. Предложите ребёнку проговаривать слова вслух, желательно по слогам. Обязательны ежедневные занятия в виде диктантов.
Важно! Внимательно относитесь к детям с нарушениями произношения. Дефекты речи могут отразиться на письме — тогда самостоятельно пытаться исправить ошибки в словах не получится, потребуется консультация логопеда.
Когда «опечатки» совершаются по незнанию орфограмм — дело понятное. Но если ученик пренебрегает изученными ранее правилами, раз за разом ошибаясь в одном и том же месте, то скорее всего, он просто не умеет применять полученные знания на практике. Тогда необходимо не только доступно объяснять, но и закреплять каждую новую орфограмму: тренировочные упражнения на вставку пропущенной буквы, словарные диктанты на основе правила и т. п. При этом ученик должен понимать и уметь объяснить выбранную им букву.
Переход к тетради с широкой линейкой — как помочь ребёнку сохранить красивый почерк?
Рано или поздно детей «переводят» из тетрадей с тонкой линейкой в другие, с широкой. И там уже не всё так просто, появляется необходимость следить за высотой, шириной и наклоном букв. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов почерка:
- крупные буквы, которые могут занимать и половину, и сразу всю строку;
- узкий «шрифт»;
- слишком маленькие буквы.
Логично, что переход не может быть резким или неожиданным. А в идеале навыки письма школьника должны дойти до уровня автоматизма. Маленькая хитрость, которая поможет плавно перестроиться на новый лад: предложить ребёнку писать в обычных тетрадях с тонкой линейкой, но на «пробельной» строке. Её размер достаточно широк, но в то же время имеется косая разлиновка. Она станет помощником в контроле наклона букв. Другой способ переучивания — комбинированная тетрадь, листы в которой чередуются.
Причины медленного письма
Нормальная скорость шестилетнего ребёнка находится в районе 4–6 знаков в минуту, а у детей на год старше верхняя планка поднимается до 9 за этот же промежуток времени.
Иногда долго учишь первоклассника по всем рекомендациям и правилам, но особого результата не видишь. Буквы вроде как и начинают получаться, но пишет он на удивление медленно. Что может стать причиной?
- Слаборазвитые моторика, пространственное восприятие или координация движений. Тогда малыш пишет не просто медленно, но и коряво. Только ругать его за это смысла нет, т. к. направлять свои силы необходимо сначала на коррекцию первопричины.
- Недостаток автоматизации навыка. Если первоклассник только начинает учиться писать, то его ни в коем случае не нужно торопить. Первое время очень важно прочувствовать движения, строку и её границы. Этот этап даёт возможность сформировать правильный подход к письму. А переучивать детей, которых «торопили» не в те моменты, гораздо сложнее.
- Индивидуальные особенности. Есть такой тип детей, которые не только медленно пишут. Они неспешно одеваются, говорят и даже двигаются размеренно. Тот случай, когда с фактом нужно не бороться, а мириться. Потому как иначе ребёнок в спешке пожертвует качеством написания в угоду скорости, и плохой почерк останется с ним на всю жизнь.
- Быстрая утомляемость. Маленькие дети попусту неспособны к продолжительной и однотонной деятельности. По этой причине детские психологи советуют чередовать скучные занятия за партой с короткими перерывами: разминка или даже подвижные игры. Оптимальная продолжительность письма при этом не превышает 15 минут.