Содержание

учимся считать через домики, счет до 18 и до 20, изучаем состав чисел в 5-6 лет по Бортниковой


Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Начиная учиться и изучать цифры и счет, ребенок сталкивается с понятием состава числа. Многие родители не задумываются и не обращают внимания на это, занимаясь заучиванием последовательностей. Однако изучение состава чисел ускорит запоминание, а также понимание ребенком принципа становления чисел.

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Зачем это нужно?

Научить ребенка составу числа важно. Начиная от простого 10 и вводя понятия «десятки», «единицы», вы облегчите процесс запоминания чисел. Также ребенок логически поймет способ образования чисел от 10 и далее. Это будет плюсом и к выполнению арифметических операций, сравнению чисел.

Начало домашнего обучения станет успешным стартом в образовании малыша. Он не будет испытывать стресс при решении примеров и задач и отставать от темы. В современном стандарте образования упор делают на счет при помощи состава числа, а не используя счетные палочки и пальчики, поэтому обучение идет интенсивнее и эффективнее.

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Оптимальный возраст

Понятие оптимального возраста относительно, ведь кто-то и в 4-5 тянется к счету, а кому-то трудно делать это и в школе. Однако выделяют важный дошкольный период – 5-6 лет. Именно тогда важно воспитывать в ребенке желание учиться и узнавать что-то новое. Бонус для обучения – гибкость ума малыша. В подготовительной группе упор занятий делают именно на счет. Детей при помощи простых картинок, жизненных примеров или пальчиков учат складывать и вычитать.

Чтобы облегчить этот процесс, именно сейчас важно научить ребенка составу чисел. В школе работа с составом чисел начинается в первом классе. Если первое полугодие проходит в легком темпе, то далее скорость обучения увеличивается: детей учат числам до ста.

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Как научить быстро считать?

Научить ребенка считать до 10 легче всего. От того, как пройдет этот процесс, зависит его дальнейшее понимание чисел. Начинайте с простого: учите ребенка считать все, что видит вокруг (ступеньки, машины, деревья по пути в детский сад).

Обязательно акцентируйте внимание на единицу. Должно быть не разговорное «раз», а математическое «один». Не забывайте о пустоте – ноль. Далее начинайте учить цифры по книгам, читайте сказки с их применением. Затем обратите внимание на обратный счет (полет ракеты, уменьшение ягодок, конфет). Выучить счет в пределах 10 легче всего.

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Для закрепления играйте в домики для цифр: задайте два числа, а ребенок должен сказать, какое между ними или перед и после. Например, 3 и 5. Между ними находится число 4. Перед 3 находится 4, а после 5-6. Напишите на листке цифру и попросите найти необходимое количество предметов (бусины, крупинки, горошины). Обязательно нужно использовать наглядность: игрушки, цифры, магнитные доски.

Чем чаще во время игры будете считать, тем быстрее будет усваиваться материал. Главное в этом деле не заучивание, а понимание цифры и количества.

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Учим считать правильно

После изучения чисел можно приступать и к счетным операциям. Покажите ребенку «фокус», как две цифры превращаются в одну путем объединения предметов или, наоборот, разделения. Дальше покажите, как можно считать на пальцах и при помощи разных предметов. Сравнивайте цифры. Научите определять из двух цифр меньшее и большее. Важно изучить знаки операций и обозначить их названия.

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Когда дело дойдет до цифры десять, начинайте вводить понятия «единицы», «десятки».

Пусть цифра станет двухэтажным домом. Изучаем состав. Десятки – это этаж, а единицы – квартиры. Числа второго десятка объясните при помощи одинаковых игрушек выстроенных в два ряда по десять – от 11 до 18. Далее отметьте, что цифра 19 – последняя во втором десятке, а значит, нужна замена числа один на 2 – получаем 20. Запомнить будет легче, если предметы будут пронумерованы от 0 до 9.

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Нужно научить ребенка составлять число из двух простых и называть его. Предложите две цифры и попросите составить сложное число. Когда будет усвоен материал, учите обратному – разбирать число на единицы и десятки. Обучение должно проходить в игровой форме. Так интерес ребенка не пропадет и занятие превратится в увлекательное знакомство с числами. Если соблюдать правила, то устный счет будет даваться с легкостью.

Запомните, что важна не скорость, а процесс. Нужно понять образование чисел, а не просто механически заучить, то, что у ребенка всегда на слуху.

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Устный счет

Устный счет позволяет быстро выполнять задания. Чтобы он давался легко, нужно объяснить ребенку числовой состав. Для этого раскладывайте числа от 2 до 10. Чем больше цифра, тем больше внимания следует ей уделить. Объясните, что для счета после десяти нужно в уме перебирать составляющие числа. Например, 8 + 7. Спросите малыша, сколько нужно цифре 8, чтобы получить 10.

Предложите разложить цифру 7, используя двойку. Тогда ребенок поймет, что ответом будет 5. А сложение даст нам 15. Сначала будет нелегко, но когда ребенок освоит этот метод, устный счет будет налажен.

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Не переусердствуйте, занятие не должно превышать 10 минут. Можно считать несколько раз в день или делать однодневный перерыв.

При переходе к устному счету ограничивайте малыша в использовании счетных материалов (пальчики, палочки) все это будет лишь тормозить процесс обучения. Конечно, убирать материал резко не следует, делайте это постепенно.

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Счетные материалы

Выбор счетных материалов на сегодняшний день очень богат. Самые знаменитые – счетные палочки. Родителей привлекают простота в использовании и их доступность. Однако простота не дает высокой эффективности. Ребенок становится зависимым от шаблона и не может переводить такой счет в устный.

Существует множество карточек: «Состав чисел», «Числовые домики», «Цветок», «Домино». Все они представляют собой наборы составного счетного материала с изменяемыми признаками. Ребенок учится находить в числе составляющие, то есть он узнает что десять состоит не только из двух 5, но и из 8 и 2, 7 и 3 и так далее.

Деревянные и пластиковые наборы цифр и знаков вычислений с палочками в комплекте также отлично позволяют развивать зрительную память, соотнося количество палочек и цифру. Классические счеты, счеты с озвучиванием так же отлично подойдут для изучения состава чисел. Здесь ярко выражен метод разложения чисел с прибавлением до десяти и остаток для получения ответа.

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Цифровые барабаны с цифрами и знаками используют для более опытных деток. Принцип прост: ребенок перебирает колесики с цифрами и знаками и получает наглядный пример для решения. Для самых маленьких – пирамидки и штырьки. Простой счет и перекладывание помогут в запоминании чисел.

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Интересней для малыша создание счетных материалов вместе с мамой. Рисуйте вместе, создавайте коробочки с цифрами и наполните их бусинами, считайте фломастеры, карандаши, лепите число и соответственно ему горошины или баранки. То есть сочетайте разные методы и способы вычислений для лучшего запоминания.

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Популярные методики

Методик для изучения состава чисел можно найти много и выбрать подходящую вашему ребенку.

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Дидактические материалы, книги, обучайки – все они направлены на облегчение в изучении чисел, их запоминании и применении в обучении.

  • «Чудо-обучайка», автор Елена Бортникова. Пособие предназначено для детей от 4 до 6 лет. Направлено на развитие как математических навыков, так и логики, что необходимо для устного счета. При помощи стихов, рисунков, заданий ребенок легко в игровой форме знакомится с такими сложными понятиями, как цифра, число, количество и так далее.

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

  • Методика Николая Зайцева. Обучение по карточкам «Стосчет». Цифры до 100 с их составом. Под каждой цифрой располагается необходимое количество точек, которое соответствует десяткам и единицам. Данная методика часто используется в детских садах.

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

  • «Математические ступеньки» Елены Колесниковой. Для деток от 3 лет и далее. Начинается с простого (геометрические фигуры, счет игрушек и знакомство с цифрами в игровой форме), постепенно задания усложняются, в результате занятий ребенок приходит к осознанию понятия «состав числа».

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

  • «Я изучаю состав числа». Дидактический материал с множеством карточек. Карточка включает в себя цифры, количество предметов, соответствующее числу (домино, игральные кубики), а также состав заданного числа.

Как научить ребенка составу числа до 10 и дальше?

Изучать состав числа очень важно для легкого обучения чада в школе. Чем раньше вы начнете знакомить малыша с цифрами, тем быстрее он поймет состав числа и научится устному счету.

Следующее видео вы можете использавать в ходе обучения ребенка составу чисел.

Состав Числа Примеры Тренировки Хитрости в Мышлении

Для чего нужно знать состав числа?

Как упражнения по составу чисел могут помочь  вашему ребенку , Какая польза от знания состава числа.

Ответы на эти вопросы Вы можете  получить у нас на сайте.

С составом числом знакомиться уже начинают в детском саду, в старших группах есть занятия по подготовке детей к школе. Малышей учат считать и решать простенькие примеры и задачи.
А для этого детям дают задание запомнить состав числа.

В возрасте 6-7 лет ребенка знакомят с составом чисел от 0 до 10 . Изучение состава числа поможет будущему школьнику легко освоить сложение и вычитание.

К этому возрасту ребенок знает наизусть прямой счет до 10, обратный счет в пределах 10,  умеет пересчитывать и отсчитывать предметы, знает состав числа из единиц: понимает, что 3  — это 1 и 1 и 1. Все это говорит о том, что ваш ребенок готов к изучению состава чисел до 10 из двух меньших чисел.

Состав числа начинают изучать с опорой на наглядный материал.  С помощью карандашей, орехов, конфет покажите ребенку все варианты состава чисел в пределах десяти. Например,  число 6 —  это 0 и 6, 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1, 6 и 0. Одно занятие  посвящайте одному числу. Пусть ребенок вначале отсчитает нужное число предметов, а затем распределит их по группам, применяя различные комбинации. Результаты своих вычислений ребенок может записывать в виде примеров.  Не забывайте, что самый лучший тренажер и помощник, который всегда с собой – это пальцы ребенка. В первое время с помощью пальцев можно и нужно находить правильный ответ. Но результатом изучения состава числа должен стать счет в уме. Ребенок предстоит научиться отвечать на вопросы: 8  — это 3 и ? 5 это 2 и ?

Когда мы просто складываем разные числа, результат может получиться любой. Но когда мы выясняем состав какого-то числа, то как бы идём в обратном направлении — от результата, который известен заранее. Мы учим определённые пары слагаемых — у каждого числа они свои, — чтобы получался именно этот результат.

Помните

Знание состава числа — залог быстрого счета, устного и письменного. Если во время подготовки к школе состав числа до 10 не уложился у ребенка в голове, надо обязательно уделить этому время в первом классе, а потом не забывать о закреплении состава числа до 20 и далее — это сильно сократит время на вычисления.

Я предлагаю действовать в таком порядке.

  1. Объяснить наглядно, как при одной и той же сумме одно слагаемое может увеличиваться, а второе — уменьшаться. Очень удобно это делать на предметах, которых всегда фиксированное и привычное глазу количество: отлично подходят коробки из-под яиц (10), прозрачные упаковки печенья или конфет (обычно 6, 8, 12), строчки календаря (7), упаковки акварели, пластилина и т.п.
  2. Ребёнок обязательно должен записать в тетрадь (или на листочек) все возможные варианты состава числа, проговорить их вслух, найти и соединить примеры с одинаковыми слагаемыми (7+1 и 1+7, например) если он конечно может писать.
  3. Очень советую сделать для закрепления состава числа карточки вида
    7 + 1 = 8
    6 + 2 = 8
    5 + 3 = 8
    4 + 4 = 8

Отдельную карточку на каждый пример. Зачем? Карточки составом числа дают нам много возможностей для заучивания комбинаций.

Обзаведитесь карточками на состав числа. Их можно купить или сделать. Они бывают нескольких типов, и лучше, чтобы они были двух видов. Разрезная карточка состоит из двух половинок. На одной изображён 1 предмет, на другой — 1, 2, 3 и больше точно таких же предметов. Половинки могут быть соединены знаком «+», но «плюс» можно сделать и отдельно. Второй комплект представляет собой набор картинок, на которых изображены эти же предметы одним множеством, без всякого разделения. Когда ребёнок хорошо научится сопоставлять число и цифру, можно сделать такие же карточки с цифрами. Их может быть несколько комплектов, чтобы представлять каждое число в разных вариантах.

Проводите занятия регулярно. Покажите ребёнку карточку, на которой изображено, скажем, 5 предметов. Предложите подобрать картинки так, чтобы на всех вместе тоже было столько же яблок или кружочков. Периодически меняйтесь ролями. Пусть ребёнок тоже даёт вам задания, а вы его старательно выполняйте. Иногда делайте ошибки, ваш ученик должен научиться контролировать ваши действия.

Аналогичные задания поводите и с цифрами. Покажите, например, число 9 и точно так же, как в предыдущем случае, предложите найти несколько вариантов его состава. Объясните ребёнку, что чем больше число — тем больше возможностей его составить.

Например:

  • Раскладываем карточки по порядку.
  • Просим ребёнка все их назвать.
  • Переворачиваем, кладём карточки лицевой стороной вниз.
  • Просим ребёнка их припомнить.
  • Открываем, проверяем, хвалим!

Сделать столько раз, сколько понадобится, чтобы ребёнок назвал их все. Заниматься можно буквально по нескольку минут, между делом.

Поговорим о хитростях запоминания

Расскажите, что любое число всегда состоит из единицы и предыдущего числа. Таким образом, если нужно определить состав числа 8, у ребенка уже готов один ответ: 8 – это 1 и 7. Соответственно, чтобы определить, сколько будет 8 минус 1, нужно от 8 отчитать 1 в обратном порядке, то есть назвать предыдущее число.

Познакомьте ребенка также с отсчетом 2. Чтобы ответить на вопрос: 8 – это 2 и сколько?, нужно сначала отсчитать 1 в обратном порядке, а потом еще 1.

  Больше практикиЧтобы довести определение состава числа до автоматизма, решайте как можно больше примеров. Можно играть в игру: вы называете число, состав которого нужно определить, ребенок как можно быстрее показывает любое уместное количество пальцев, вы показываете оставшееся количество. Потом меняетесь ролями. Эта игра также тренирует навык сравнения, ведь если вы назовете 4, ребенку нельзя показать 5 и более пальцев.

Тренировка

А теперь будем тренировать запоминание. Точнее, припоминание. Теперь наши задания направлены на то, чтобы ребёнок припоминал нужные примеры.

Задание 1. Я делаю так — даю листок с примерами, где есть и те примеры, которые мы сейчас учим, и другие. Инструкция для ребёнка: «Найди все примеры, которые мы сейчас учили, и запиши правильный ответ. На другие примеры сейчас не обращай внимания».

(Некоторые прилежные дети начинают всё равно решать все примеры. Поэтому я стараюсь подбирать такие «ненужные» примеры, которые они должны были уже освоить.)

Самое главное — наблюдать за ребёнком в процесс работы: он припоминает примеры (те, которые мы сейчас заучиваем) или заново считает? Если считает — ничего не получилось! Либо ребёнок их ещё не запомнил (тогда надо вернуться к пункту 3), либо не понимает, чего мы сейчас от него хотим. Нам нужно именно это: найти знакомые примеры!

Задание надо выполнить хотя бы 3- раза (не сразу, с интервалами, в один день не более двух раз через промежуток времени).

Задание 2. Снова даём ребёнку листок с примерами, где есть и те, которые мы «учили», и на состав других чисел. И просто просим решать примеры. Не подсказываем, что некоторые примеры он уже «помнит».

Наблюдаем. Делаем выводы: если вспоминает «наши» примеры и сразу пишет в них ответы — ура, получилось! Если нет — возвращаемся к пункту 3.

Примеры с вычитанием

Теперь нас ждёт непростой момент — мы должны научить ребёнка решать примеры на вычитание, используя знание состава числа.

Если мы помогаем первокласснику, необходимо использовать математические термины: «Когда мы складываем два слагаемых, у нас получается сумма. Это примеры на сложение. А что такое пример на вычитание? Это когда мы знаем сумму и знаем одно слагаемое, а второе слагаемое не знаем. Как его найти? Для этого из суммы мы вычитаем известное слагаемое.

Но если ты помнишь состав числа, то неизвестное слагаемое ты можешь просто припомнить. Мы с тобой выучили состав числа 8. Ты помнишь все комбинации? Перечисли!»

Ребёнок отвечает:

7 + 1 = 8
6 + 2 = 8
5 + 3 = 8
4 + 4 = 8

«Молодец! А теперь давай будем менять числа местами! Наши примеры будут на вычитание, поэтому сумму 8 мы всегда будем ставить на первое место. Вычитать можно только из самого большого числа! Вычитать будем одно из слагаемых, а второе будет получаться в ответе. Давай попробуем: называй любой пример на сложение с ответом 8!»

5 + 3 = 8

«Сейчас мы с тобой будем „прятать“ одно слагаемое, делать его неизвестным. Что у нас получится:

8 — 5 = ?

Правильно, 3! Второе слагаемое!

Давай попробуем ещё раз:

6 + 2 = 8

А сколько будет:

8 — 6 = ?

Правильно, 2 — второе слагаемое!».

На этом этапе я даю детям вот такие примеры:

6 + 2 =
2 + 6 =
8 — 2 =
8 — 6 =

5 + 3 =
3 + 5 =
8 — 3 =
8 — 5 =

Такая последовательность примеров помогает ребёнку осознать связь сложения и вычитания. И опять же — всё направлено на запоминание. Когда мы решаем примеры на вычитание, можно посчитать, а можно припомнить. Припоминать — быстрее!

Момент связи сложения и вычитания очень важен для решения уравнений. Если ребёнок не улавливает эту связь, ему будет трудно решать уравнения.

Заполни пустые места или запоминанием состав числа

Скажем, 5 это 1 плюс 4, или 2 плюс 3, или 3 плюс 2, или 4 плюс 1.
Малыши заучивают это как стишок или скороговорку, зачастую просто не вникая или не понимая смысла.
Для того, чтобы состав чисел от 1 до 10 действительно отложился в детских головках, Ментальная Арифметика предлагает скачать карточки-задания на состав числа.
Для того, чтобы заполнить пустые места надо подумать. Раздумья ускоряют память детей и соответственно мысль.

Желаем Вам успехов в познании математических  цифр.

Авторская статья от Аллы Ромашкиной

Ваш сайт Ментальная Арифметика.

Состав числа

Состав числа

Состав числа

Состав числа

Состав числа

Состав числа

Состав числа

Состав числа

Состав числа

Состав числа

Состав числа

Автор публикации

40

Комментарии: 15Публикации: 397Регистрация: 06-06-2017

Как ребенку выучить состав числа до 10: описание простой методики

(19 октября 2017)

Девочка у доски с цифрамиДевочка у доски с цифрами

Нередко случается, что дети по той или иной причине не могут выучить состав числа. Либо малыш просто не может сконцентрироваться, либо вы используете не тот метод. Но ситуацию очень просто исправить.

Как ребёнку быстро выучить состав числа

Что нужно для занятия:

  • карточки на состав числа;
  • много одинаковых игрушек и других мелких предметов;
  • шашки или пуговицы одинаковой формы, но разного цвета.

Инструкция

  1. На первом занятии используйте игрушки или предметы домашнего обихода. Это могут быть кубики, карандаши, чашки, ложки. Вид и размер роли не играют, предметы должны быть просто одинаковыми. Начните с числа 2. Попросите малыша положить на стол 1 ложку и спросите, что нужно сделать, чтобы ложек стало 2.  Старший дошкольник обычно знает ответ, более младшему ребёнку можно подсказать. Из каких чисел можно сложить число 2? Если ребёнок сразу не сообразит, задайте наводящий вопрос.
  2. Повторите задание с другими предметами. Ребёнок должен понять, что число 2 в любом случае состоит из двух единиц, вне зависимости от того, выкладывает он на стол ложки, камешки или кубики.
  3. Когда ребёнок станет отвечать уверенно, переходите к изучению числа 3. Его состав можно представить в трёх вариантах. Можно выложить 3 ложки по одной, к двум прибавить одну или к одной — две. Раскладывать предметы можно по-разному. Если вы представляете число 3 состоящим из трёх единиц, то камешки или ложки можно положить на разном расстоянии друг от друга и даже один камешек на другой. Представляя это же число как состоящие из пары предметов и одного, два положите вместе, а один — на некотором расстоянии.
  4. Используйте для занятий шашки. Предложите своему ученику поставить на доску 4 одинаковых шашки. А если поставить 3 красных и 1 чёрную? Тоже получится 4 шашки. И если взять по две разного цвета, то их все равно будет четыре. То есть это число можно представить несколькими способами.
  5. Обзаведитесь карточками на состав числа. Их можно купить или сделать. Они бывают нескольких типов, и лучше, чтобы они были двух видов. Разрезная карточка состоит из двух половинок. На одной изображён 1 предмет, на другой — 1, 2, 3 и больше точно таких же предметов. Половинки могут быть соединены знаком «+», но «плюс» можно сделать и отдельно. Второй комплект представляет собой набор картинок, на которых изображены эти же предметы одним множеством, без всякого разделения. Когда ребёнок хорошо научится сопоставлять число и цифру, можно сделать такие же карточки с цифрами. Их может быть несколько комплектов, чтобы представлять каждое число в разных вариантах.
  6. Проводите занятия регулярно. Покажите ребёнку карточку, на которой изображено, скажем, 5 предметов. Предложите подобрать картинки так, чтобы на всех вместе тоже было столько же яблок или кружочков. Периодически меняйтесь ролями. Пусть ребёнок тоже даёт вам задания, а вы его старательно выполняйте. Иногда делайте ошибки, ваш ученик должен научиться контролировать ваши действия.
  7. Аналогичные задания поводите и с цифрами. Покажите, например, число 9 и точно так же, как в предыдущем случае, предложите найти несколько вариантов его состава. Объясните ребёнку, что чем больше число — тем больше возможностей его составить.

Фотогалерея: карточки с числами

Регулярные занятия обязательно дадут результат. Продвигайтесь к цели поэтапно и всё получится!

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

Учим состав числа 10 — считаем лампочки. — Kid-mama

При обучении в 1 классе очень важно твердо выучить состав числа 10.

Он нам пригодится не только для решения примеров в пределах 10, но и в последующем, когда мы начнем работать с двузначными числами, например, при складывании и вычитании с переходом через десяток. При сложении и вычитании столбиком, наконец. Поэтому начинать учить состав числа 10 можно и нужно еще до школы.

Учить состав числа можно разными способами. Самый простой  материал для обучения — это собственные руки.  Сколько пальцев на двух руках — 10. Зажмите несколько пальцев, и считайте, сколько осталось.

Можно использовать для заучивания состава числа 10 различные счетные материалы — счетные палочки, деревянные бусы и т.д.

Возьмите 10 предметов, и различными способами разделите их на две кучки. Сначала отложите один предмет, затем еще один и т.д., каждый раз считая, сколько осталось.

Вы можете взять также карточки с цифрами, и, сосчитав предметы, выкладывать состав числа с помощью цифр, вы можете скачать карточки с нашего сайта здесь 

Один из эффективных способов — наглядно представить состав числа с помощью картинок, так как у детей плохо развито абстрактное мышление, наглядность для них — все. Именно поэтому мы и создали  обучающую онлайн игру «Состав числа 10. Лампочки» с интерактивными элементами.

С ней вам будет учить состав числа 10 проще и веселее. Сначала считаем лампочки — сколько горит, а сколько осталось, и  нажимаем нужные цифры, следуя заданиям на экране. А затем самостоятельно зажигаем лампочки, нажимая на них, и учим состав числа 10.

Перейти на страницу с игрой

Подготовка к школе.Обучаем дошкольников математике. Учим состав числа.

  Следующий этап в освоении  дошкольниками   математики — изучение  и  запоминание  состава   чисел  в пределах 10. 

Что   это  означает — изучение    состава   числа ?

 Это   значит, что  ребёнок  должен  помнить  все  комбинации  пар  чисел, из  которых  может  состоять  число до  10. Примерно  так : «Число  8   может  быть   составлено  из  чисел  1 и 7 (7 и 1), 2 и 6  (6 и 2), 5 и 3(3 и 5), 4  и  4.

Не   обязательно  по  порядку, но  желательно  ЗАПОМНИТЬ  все   возможные  комбинации. 

Ещё   лучше,  если  вы  поможете  ребёнку  выучить и
состав   чисел  второго  десятка — то  есть  от  11  до  20.

 На  это  в  первом  классе  вам  отведут  совсем  мало  времени. Чтобы  что — то  запомнить,  необходимо  много  повторений.  В  школе  на  запоминание  времени  не  будет, в школе, помимо  математики, у  ученика ещё  много  предметов,  и  по  каждому   из  них  надо  будет  овладевать  новыми  знаниями,  и  многое  запоминать.
    Но   если  мы   с  вами   занимаемся  с  ребёнком  уже  давно (надеюсь, лет с  2х), и  занимаемся, не  принуждая  и  не  заставляя  ребёнка,  а  заинтересовывая его  и  поощряя  малейшие   успехи, то  его  ПСИХИЧЕСКИЕ   ПРОЦЕССЫ
(сейчас  нас,  в  первую  очередь,  интересуют  внимание  и  память) достаточно  развиты, и  у  ребёнка  сформирован  интерес  к  учёбе.

  Потому   что  запоминание   состава   чисел — это  уже  серьёзный   этап  обучения, для него   необходимо  сознательное  и  заинтересованное  отношение   ребёнка  к  учёбе.

    Состав   чисел   мы  запоминаем,  повторяем  много  раз,  и  для  того,  чтобы   обучение  не  превратилось  в  мучение,  мы  будем  применять  разные  методические  приёмы,  наши  задания  мы  будем  разнообразить.

  Для    знакомства  с  составом    чисел  нам  понадобится   счётный   материал. Карточки   с  одинаковыми   картинками   предпочтительнее  в   начале,  позже  лучше  использовать  счётные  палочки.

 РАЗРЕШАЕМ   ребёнку  пользоваться  для  счёта   ПАЛЬЦАМИ. Лучше   сейчас,  чем  в  третьем  классе,  но  этот  этап  проходит  каждый  ребёнок. Счёт  на  пальцах  очень  полезен,  подключаются  к  запоминанию  зоны  мозга,  отвечающие  за  осуществление  мелких   движений,  и  помогают  нам  быстрее  запоминать  состав  чисел.

 К  тому  же  пальцев  у  нас  10 — очень  удобно  и  очень  наглядно,  и  здорово,  что  пальцы  всегда  с  нами,  можно  воспользоваться  в  любой  момент. Я  начинаю  обучение  с  состава   числа  5,  а  на   состав  чисел  2, 3 и  4   только  даю  задания,  там  так  мало  комбинаций,  что  ребёнок  легко  ими  овладеет  без  специальных  усилий.

   На   первом  занятии  мы   с  ребёнком  вместе  размышляем  и  выкладываем  из  счётных  карточек  —  как   5   предметов  делят  между  собой  два  персонажа (кому   из  детей   что  ближе — два  брата, два  друга, для  детей помладше  могу  взять  картинки  со  зверюшками — белочка и ёжик  делят  орехи). 

Проходим  все   варианты — у  белочки  1  орешек,  у  ёжика  4,  у  белочки  2  орешка, у  ёжика  3,  у  белочки  2,  у  ёжика  3 и т.д. Чтобы  ребёнок  увидел   все   возможные  варианты. 

Не   просто   «увидел», а   подействовал, пропустил  через   себя,  ощутил   такой   важный    момент «Если  в  одном   месте  прибудет, в  другом  обязательно  убудет».  С детьми  с  высоким  уровнем  готовности  к  школе  делаем  это  в  тетрадях  в  клеточку  вот  таким  вот  образом. (Ребёнок   сам закрашивает  клеточки   двумя  разными   цветами).

Так   мы  начинаем   работу  с  каждым  числом! Я  не   перехожу   к   изучению  состава   следующего  числа,  пока  ребёнок  не   овладеет  как   следует   составом  числа   нынешнего! На  следующих занятиях   мы   повторяем (запоминаем)  состав   числа. Я использую  такие  игры  и  упражнения :

1.» Угадай, сколько  предметов  спрятал  гном» (любой  персонаж, лучше маленькая  игрушка из  киндера) ,  у  меня  разная  для  каждого  «дома». Приготовьте   домик  с  цифрой   на   крыше. И  набор   счётных  карточек — несколько   предметов, всех  по столько,  сколько  написано на крыше  домика (какое   число  вы  сейчас  изучаете).

«Смотри,  какой  запасливый  наш  гном,  чего  только  нет  в  его  домике,  и  всего  по  7 —  7  яблок,  7   морковок,  7   огурцов, 7  груш. Давай   поиграем  с  ним   в  «Математические  прятки». Гном  будет  прятать  несколько  предметов, а  ты  будешь  угадывать,  сколько  именно  предметов  он  спрятал. Давай  начнём. Закрывай   глаза! Открывай. Что  спрятал  гном? Яблоки! Сколько яблок  гном  спрятал?

 (Сначала   все  предметы   разложены   рядами,  и  ребёнок  ориентируется  на   количество  других  предметов,  потом  вы   эти  ряды  убираете,  и  ребёнок  только  думает,  вспоминает,  считает. Если  надо — пусть  считает  на  пальцах,  когда  запомнит,  он  сам  перестанет  пользоваться  пальцами.).

2.» Сколько  в   корзинке? «. У  меня   есть  такая  настольная  дидактическая  игра,  но  на  «Лабиринте»  я  её  не  нашла,  наверное,  больше  не  выпускают. Я  всё   равно  о  ней  расскажу,  несложно  сделать  что — то  подобное,  или  придумать свою  игру  на  основе  имеющихся  у  вас  игр. Нужны  корзинки (вёдра, сумки — что  вы  придумаете) с   числами  от  5  и  до…  и   много  карточек  с  числами  от   1  до …

Суть  игры  — кто  быстрее  наполнит  свои  корзинки   ПАРАМИ   чисел,  которые    в  сумме  дают  число,  написанное  на  картинке. К  примеру,  у    ребёнка    на  корзинке — число  8. Он   должен   «положить»    в  корзинку   2    карточки,  чтобы  в  сумме   написанные    на  них  числа   составляли   8. Значит,  он  может  «положить»  7 и 1,  или  6  и 2,  или  5 и 3,  или   4 и 4 (какую —  то  одну   из  этих  комбинаций).

 Я  усложняю  правило — мы   потом  не  просто  проверяем  корзинки,  мы   прячем   числа    на    корзинках   и   «угадываем»,  какое  число  написано  на  корзинках  друг  у  друга  по  сумме  чисел. То  есть:  «Никита, я  вижу,  в  твоей  корзинке  числа  5 и 3,  значит,  на  твоей  корзинке  стоит  число   8,  я  угадала?». Если  ребёнок  «продвинутый»,  я   обязательно  «ошибаюсь»,  чтобы  ребёнок  меня  поправлял  и  тренировал  внимание.

Ещё  одну   игру  вы   найдёте  здесь.

    Ещё  один   из  способов  помочь  ребёнку  осознать  и  запомнить  состав  чисел — выполнение  заданий    с  помощью  числового   луча. (Вы   можете   чертить  числовые  лучи,  а  можете   использовать  шкалу  линейки).

    Главное   правило:  если  мы   хотим  прибавить, двигаемся 
вправо,  хотим  отнять — влево. Начинаем  двигаться  от  первого  числа. Например, » к   4 + 2 » —  ставим   пальчик 
(ручку, карандаш)  на  4,  и  двигаемся на  два деления  вправо.

Покажите    ребёнку  столько  раз,  сколько  ему  необходимо  для  полного  понимания (кому -то  2  раза,  а  кому — то   12 —  пожалуйста,  спокойствие  и  позитив,  дорогие  родители!),  как   определять   состав  числа   на  числовом  луче .Числовые  лучи — это  любимый   приём  Людмилы   Георгиевны  Петерсон,  чьи  программы   по  математике   пугают  родителей  первоклассников. Начните  знакомство  с  ними  до  школы,  и  в  1  классе  будет  легче!

Такие   задания,  как  представлено  ниже,  я  даю  на   повторение  и   закрепление  состава  числа    сразу    нескольких  чисел.

    У   меня   ещё   много  интересных  заданий, но,  я  чувствую,  надо  их  оформлять  в  тематические  электронные  книги.

     Итогом   ваших  занятий  с  ребёнком   должно  стать  запоминание  ребёнком  всех   комбинаций. Вы   идёте   по  улице   и  спрашиваете «А   как   может  быть  составлено   число  10 ?»  И  ребёнок   вам бодро  и  весело  отвечает «9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5 !»

    Ещё   советую  прочитать  «Учим состав числа. А зачем?»

«Учим состав числа. Простая, но очень полезная игра»

«Как решать примеры на вычитание, зная состав числа»

«Как выучить состав числа БЫСТРО.»

Сравните   цены   на   рабочие   тетради   по  методике 
Людмилы   Георгиевны   Петерсон   
в   «Книжном   лабиринте» 

и   на   «Озоне».  Выберите   то, что  вам   больше  подходит!
Не   упускайте,  время, помогайте ребёнку   освоить 
состав   числа! 

Состав числа до 10 — Математика для детей Мама7я

Состав числа до 10 домики распечатать

Чтобы ребенок хорошо и быстро усвоил состав числа до 10 ему необходимо знать:

  • Прямой устный счет до 10
  • Обратный счет до 10
  • Ориентир в подсчете предметов до 10
  • Складывать предметы до 10

Если на все вышемеречисленные пункты можно дать положительный ответ, значит настало время для иззучения состава числа до 10.

Приступим к изучению состава числа до 10.

Разложите предметы в количестве 10 штук и покажите разные варианты как можно собрать из предметов определенное количество, чтобы получить конкретное число предметов. Состав числа до 10 необходимо подкрепить визуализацией и рядом с разложенными предметами разложить карточки с цифрами. Пусть вверху находится цифра, которую мы должны получить в сумме. А внизу будут разложены все варианты количества предметов и в разной последовательности.

View this post on Instagram

🔔 Как в быту развивать мелкую моторику рук?✋ . . . 🔥 В быту можно активно задействовать мелкую моторику рук. . 💧 Например, покажите на своем примере как интересно можно мыть руки. . 🌝 Вы показываете ребенку как самостоятельно, массажными движениями моете каждый пальчик, а затем вытираете каждый пальчик🖐 тщательно полотенцем. . 💧Показав веселую игру, предложите ребенку в такой игре мыть и вытирать руки. . . 🔔 До какого возраста нужно развивать мелкую моторику рук?🖐 Ответ в следующем посте.

A post shared by ДЕТСКИЕ КНИГИ/РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ (@mama7yaru) on

Состав чисел 1 класс домики распечатать

В 1 классе ребенка знакомят с составом числа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0. Ниже ознакомимся подробнее с каждым числом по отдельности.

Состав числа 1

○ = 1

Состав числа 2

○ + ● = 1 + 1

Состав числа 3

○ + ●● = 1 + 2
○○ + ●= 2 + 1

Состав числа 4

○○○ + ●=3+1
○○ + ●●=2+2
○ + ●●●=1+3


Состав числа 5

○○○○ + ●=4+1
○○○ + ●●=3+2
○○ + ●●●=2+3
○ + ●●●●=1+4

Состав числа 6

○○○○○ + ●=5+1
○○○○ + ●●=4+2
○○○ + ●●●=3+3
○○ + ●●●●=2+4
○ + ●●●●●=1+5

Состав числа 7

○○○○○○ + ●=6+1
○○○○○ + ●●=5+2
○○○○ + ●●●=4+3
○○○ + ●●●●=3+4
○○ + ●●●●●=2+5
○ + ●●●●●●=1+6

Состав числа 8

○○○○○○○ + ●=7+1
○○○○○○ + ●●=6+2
○○○○○ + ●●●=5+3
○○○○ + ●●●●=4+4
○○○ + ●●●●●=3+5
○○ + ●●●●●●=2+6
○ + ●●●●●●●=1+7

Состав числа 9

○○○○○○○○ + ●=8+1
○○○○○○○ + ●● =7+2
○○○○○○ + ●●● =6+3
○○○○○ + ●●●● =5+4
○○○○ + ●●●●● =4+5
○○○ + ●●●●●● =3+6
○○ + ●●●●●●● =2+7
○ + ●●●●●●●●=1+8

Состав числа 10

○○○○○○○○○ + ●=9+1
○○○○○○○○ + ●●=8+2
○○○○○○○ + ●●●=7+3
○○○○○○ + ●●●●=6+4
○○○○○ + ●●●●●=5+5
○○○○ + ●●●●●●=4+6
○○○ + ●●●●●●●=3+7
○○ + ●●●●●●●●=2+8
○ + ●●●●●●●●●=1+9

Состав числа 0


Состав чисел от 1 до 10 тренажер распечатать

Потренеруйте детей для успешного закрепления состава числа от 1 до 10:

Состав числа 1 домик тренажер

Состав числа 2 домик тренажер

Состав числа 3 домик тренажер

Состав числа 4 домик тренажер

  • □ | 1
  • □ | 2
  • □ | 3
  • □ | 4

Состав числа 5 домик тренажер

  • □ | 1
  • □ | 2
  • □ | 3
  • □ | 4
  • □ | 5

Состав числа 6 домик тренажер

  • □ | 1
  • □ | 2
  • □ | 3
  • □ | 4
  • □ | 5
  • □ | 6

Состав числа 7 домик тренажер

  • □ | 1
  • □ | 2
  • □ | 3
  • □ | 4
  • □ | 5
  • □ | 6
  • □ | 7

Состав числа 8 домик тренажер

  • □ | 1
  • □ | 2
  • □ | 3
  • □ | 4
  • □ | 5
  • □ | 6
  • □ | 7
  • □ | 8

Состав числа 9 домик тренажер

  • □ | 1
  • □ | 2
  • □ | 3
  • □ | 4
  • □ | 5
  • □ | 6
  • □ | 7
  • □ | 8
  • □ | 9

Состав числа 10 домик тренажер

  • □ | 1
  • □ | 2
  • □ | 3
  • □ | 4
  • □ | 5
  • □ | 6
  • □ | 7
  • □ | 8
  • □ | 9
  • □ | 10

Подписывайтесь на блог автора сайта
@mama7ya.ru


Тренажер состава чисел от 1 до 10 можно распечатать и проверять скорость заполнения и правильность вставленных цифр в пустые окошки.

Учим состав числа

Каждое изучаемое число больше на 1 единицу предыдущего и меньше на 1 единицу слелующего.

Учить состав чисел можно в форме игры:

  1. Посчитайте сколько чашек на столе? Если поставить еще одну на стол, то сколько их станет.
  2. Выкладывайте цветные карандаши на стол по одному и произносите счет по порядку.
  3. Собирайте на улице два вида листиков и соединыйте их вместе, чтобы получились примеры: 2 + 3 = 5; 1 + 2 = 3 и так далее.

Закрепление состава числа

Закрепить состав числа поможет тренажер. Распечать состав числа легко. Каждый день стоит выделять по 5-10 минут на закрепление состава числа. Тренируйте закрепление состава числа опорядку, если вы не изучили состав числа до 10. Как только ребенок закрепит состав числа до 10 можно комбинировать задания и повторять состав числа до 10 в разброс. Затем после последовательного изучения состава числа до 20, стоит выполнять закрепление состава числа как с числами до 10, так и до 20.

Задания на состав числа

Раскрась кружочки разными цветами, чтобы получился верный пример. Примени два цвета.

  • ○○○ = 3 = 2 + 1
  • ○○○ = 3 = 1 + 2
  • ○○○○ = 4 = 3 + 1
  • ○○○○ = 4 = 2 + 2
  • ○○○○ = 4 = 1 + 3
  • ○○○○○ = 5 = 4 + 1
  • ○○○○○ = 5 = 3 + 2
  • ○○○○○ = 5 = 2 + 3
  • ○○○○○ = 5 = 1 + 4

Заполни квадратики двумя разными цаетами, чтобы они соответствовали примерам.

Придумай примеры и закрась сердечки двумя цветами, чтобы получить верный результат.

  • ♡♡ = 2
  • ♡♡♡ = 3
  • ♡♡♡♡ = 4
  • ♡♡♡♡♡ = 5
  • ♡♡♡♡♡♡ = 6
  • ♡♡♡♡♡♡♡ = 7
  • ♡♡♡♡♡♡♡♡ = 8
  • ♡♡♡♡♡♡♡♡♡ = 9
  • ♡♡♡♡♡♡♡♡♡♡ = 10

Знание состава числа

Знание состава числа и как это важно — давайте разберемся. Чтобы успешно освоить сложение и вычитание, ребенок должен хорошо знать состав чисела. Знание состава числа является залогом быстрого счета. Освоив состав числа до 10 и закрепив при этом материал, только после этого можно переходить к изучению состава числа до 20.


Тренажер состав числа до 20

Тренажер состава числа до 20 можно распечатать и треироваться на бумаге.

Состав числа 11

  • □ | 1
  • □ | 2
  • □ | 3
  • □ | 4
  • □ | 5
  • □ | 6
  • □ | 7
  • □ | 8
  • □ | 9
  • □ | 10
  • □ | 11

Картинки и карточки состава чисел от 1 до 10 распечать

На нашем сайте опубликованы картинки и карточки состава чисел от 1 до 10, которые можно скачать и распечатать для обучения ребенка составу чисел от 1 до 10. Числовые домики наглядно показывают ребенку из чего состоит каждое число. Для закрепления изученного материала на тему состава чисел до 10 следует в течнии 2 недель повторять изученный материал и отмечать какие ошибки или затруднения возникают в ходе игры на состав чисда до 10. А затем проработать и закрепить изученный материал с помощью карточек и таблиц по составу чисел от 1 до 10.


Как объяснить и научить ребенка составу чисел от 1 до 10

Объяснить и научить ребенка оставу чисел до 10 можно легко в форме игры. Покажите ребенку карточки с домиками в которых находятся цифры и придумайте историю о том, что в каждом домике есть хозяева, которые сидят на крыше и у каждого домика есть окошки в которых сидят жители этого домика. Познакомьте ребенка с каждым числовым домиком и рядом выкладывайте цифры и соответствующее количество предметов. Постройте рядом друг с другом два домика числовых. Один домик будет показывать только цифры, а другой — только количество предметов соответсвующих первому числовому домику.

Игра на состав числа до 10


Игра на состав числа до 10 называктся «Засели домики». В каждом домике есть соседи, но где то окошки пустуют. Заселите соседей так, чтобы домик был полон. Важно чтобы все соседи оказались в своих окошках!

Игра на состав числа до 10Игра на состав числа до 10 — Домики

А вот еще одна интересная игра на состав чисел до 10 под названием «Поезд». Определите для каждого вагона числа, которые сможет перевезти каждый из 10 поездов с числами.



Игра на состав числа до 10 — Поезд

Игра на состав числа до 10 — Поезд

Плакат состав числа до 10


Для лучшего запоминания состава числа до 10 можно распечатать плакат и повесить его над рабочим столом ребенка. Частый визуальный контакт с плакатом состава числа до 10 поможет легко запомнить данный материал.

Плакат состав числа до 10

Подписывайтесь на блог автора сайта
@mama7ya.ru

Методические рекомендации по математике по изучению состава чисел 3-10

Изучение младшими школьниками

состава чисел 3-10

с учетом различных способов восприятия

Изучение начального курса математики должно создавать прочную основу для дальнейшего обучения математике.

Чтобы ребенок с интересом погрузился в мир математики, да и в процесс обучения в целом, учитель должен учитывать некоторые психофизиологические особенности младших школьников. Цель нашей методической разработки – раскрыть некоторые приемы, используемые в работе по изучению младшими школьниками состава чисел 3-10 с учетом различных способов восприятия.

Восприятие младших школьников

«Восприятие – целостное отражение предметов, явлений, событий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителя на рецепторные поверхности органов чувств». (2, с.330)

Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают разные виды восприятия.

«Одному ребенку необходимо видеть, другому достаточно услышать, а

третьему потрогать, чтобы понять и определить, что это такое. Для

первого ребенка ведущей модальностью является зрительная информация.

Этих детей принято называть визуалами. Для второго ребенка – слуховая

информация. Таких детей относят к аудиалам. Для третьего ребенка

наибольшее значение имеет ощущение, движение, запахи, вкусы. Таких

детей называют кинестетами». (18, с. 5-6)

По данным исследований физиологов примерно до 12 лет у детей активизируется преимущественно зрительные поля. Одна из ведущих психотерапевтов мировой практики Вирджиния Сатир пишет: «Пока слова не рождают образ, они не обладают никакой энергией. Слово само по себе ничего не означает, совсем ничего… Одна из вещей, о которой я постоянно размышляю, это «что представляют из себя слова, рождающие у человека образы? Ибо люди следуют за ощущением образа». (18, с.10)

Как правило, младшие школьники лучше замечают яркие объекты, подвижные предметы на фоне неподвижных. Психологи считают, что дети лучше воспринимают рисунок, который учитель выполняет при них на доске, чем тот же рисунок, показываемый уже в готовом виде. Все, что включено в деятельность самого ребенка и тем самым вызывает его активность и интерес, воспринимается более полно.

Доминирующую модальность (способ) восприятия ребенка учитель определяет совместно с психологом по специальным методикам.

«Если в ходе занятий учитель учитывает ведущие модальности учащихся и опирается на визуальное восприятие при наглядно-образном изложении, то он успешно развивает потенциальные способности обучаемых. Задача учителя – развивать все каналы восприятия, практиковать их перевод из одной системы в другую с тем, чтобы ребенок мог видеть, слышать, ощущать и чувствовать различные действия с сенсорным изображением, получая целостное представление объекта и его значение». (18, с. 6)

В процессе обучения восприятие младшего школьника, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется, углубляется, принимает организованный аналитический, дифференцирующий характер.

Мы предлагаем вашему вниманию некоторые приемы, которые используем в своей работе при изучении состава чисел 3-10. Эти приемы помогают обучать детей с учетом различных модальностей восприятия.

Круги по составу чисел 3-10.

Для каждого числа вырезается по 2 круга диаметром 21см (круг №1 и круг №2). Это демонстрационное пособие. У детей – индивидуальные круги, размер их может варьировать. Каждый круг делится на сектора. Количество секторов соответствует изучаемому числу. В каждом секторе помещается рисунок. В круге №1 все рисунки одинаковые, в круге №2 тоже все рисунки одинаковые, но рисунки на круге №1 и на круге № 2 отличаются друг от друга (желательно, чтобы они были на одну тему). В каждом круге от центра делается по одному разрезу.

Вставляя круги друг в друга и вращая, дети-визуалы наглядно представляют и легче запоминают состав исследуемого числа. Дети-аудиалы, слушая разные варианты состава числа своих одноклассников, тоже успешнее усваивают материал. Дети-кинестеты работают непосредственно с предметом, что способствует лучшему восприятию.

Состав числа 5 (до начала работы)

hello_html_45a9312e.jpghello_html_4333e898.jpg

Круг № 1 Круг № 2

Состав числа 3.

hello_html_m74cf54aa.jpg

hello_html_a522347.jpg

Состав числа 4.

hello_html_m56563475.jpghello_html_61bfd56a.jpg

Состав числа 5

hello_html_45a9312e.jpghello_html_4333e898.jpg

Состав числа 6.

hello_html_3ec3b9d7.jpghello_html_10595b19.jpg

Состав числа 7. hello_html_3c689585.jpghello_html_m1aafab09.jpg

Состав числа 8.

hello_html_m7b392a29.jpghello_html_39387e71.jpg

Состав числа 9.

hello_html_m69975da9.jpghello_html_m581f50aa.jpg

Игры с прищепками.

Идея этого пособия возникла после знакомства с педагогикой Марии Монтессори. Она разработала методы развития органов чувств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Главное внимание М.Монтессори уделяла развитию познавательных способностей детей и создала специальные дидактические материалы. Она считала, что «маленткие дети учатся, совершая действие. В то время как взрослые могут научиться некоторым вещам, читая, наблюдая или слушая информацию, ребенок почти всему обучается только через собственное действие». (6, с 22)

Для изготовления пособия потребуется 15 прищепок одного цвета и 35 прищепок другого цвета ( чтобы полностью представить состав числа 10) и 5 рядов резинки, натянутых на большую фоторамку. Демонстрируя разные варианты состава числа, дети прикрепляют прищепки к резинке. В течение урока эти же прищепки можно использовать для решения примеров, сдвигая их то в одну, то в другую сторону. Получаются счёты, но сделанные самими детьми, что немаловажно для успешного обучения.

hello_html_7ce9ee70.png

«Шершавые» числа.

М.Монтессори разработала дидактическую игру «Шершавые буквы»: написанные на карточке буквы покрывались тонким слоем клея и посыпались песком. Получался «песочный алфавит».

В свое время российский педагог – новатор Е.Н.Потапова творчески переосмыслила этот прием, сделав буквы из наждачной бумаги. Буквы наклеивались в альбомы детей или на карточки, которые помещались в конверт.

На кончиках наших пальцев располагаются нервные окончания — тактильные рецепторы, — которые преобразуют раздражения, воспринимаемые извне, в нервные возбуждения, передаваемые в центральную нервную систему. Таким образом, когда ребенок кончиком пальца проводит по букве из наждачной бумаги, у него в сознании формируется образ этой буквы.

Применительно к математике мы предлагаем из картона вырезать числа от 3 до 10. Из наждачной бумаги вырезаем числа – части изучаемого числа и наклеиваем их на картонную заготовку. Ощупывая число,вырезанное из картона, проводя пальцем по числам из наждачной бумаги, ребенок легче воспринимает, лучше усваивает состав числа.

hello_html_m31f86c9b.jpghello_html_1ee80bbd.jpg

hello_html_m636ca2a6.jpghello_html_52940130.jpg

hello_html_442d1c64.jpghello_html_54df97df.jpg

hello_html_5ee93565.jpghello_html_6106009f.jpghello_html_m7cee6a0a.jpg

hello_html_m1f90fe4b.jpghello_html_m36cd3b43.jpghello_html_m1977ec76.jpghello_html_389c6044.jpg

hello_html_44144fcd.jpghello_html_m1ac8347d.jpghello_html_m6044e7b3.jpg

hello_html_m779aab61.jpghello_html_m21997687.jpghello_html_m5d68aaaf.jpg

hello_html_38e3af76.jpghello_html_m545ab43e.jpghello_html_m56721eb3.jpghello_html_2299d4d.jpg

hello_html_m52f777d.jpg

Стихи о составе числа.

Г.Драйзен и Д.Вос в своей книге «Революция в обучении» пишут, что:

«- музыка расслабляет мозг и снимает стресс;

— музыка действует непосредственно на тело и погружает его в покой;

— музыка стимулирует и пробуждает , оживляя скучающих учеников;

— в музыке есть математическое начало. Она активизирует работу особых электрических цепей мозга4

— музыка пробуждает эмоции, а это – шаг к обучени.;

— музыка изменяет психологическое состояние и позволяет изменять темп обучения;

— музыка – универсальный язык – помогает преодолевать все культурные барьеры;

— музыка – мощный якорь, поэтому она пришвартовывает память к изучаемому предмету.»

(19, с. 215)

На уроках математик можно исполнить песенки о составе числа. Мы сочинили стихи, некоторые из которых представлены ниже, а музыку предлагаем подобрать самим педагогам, а еще лучше – детям.

3 – Один плюс два – получим три,

Порядок чисел сохраним.

4- Четыре – это два плюс два-

Запомним, дети, без труда.

И к трем прибавить единицу-

Должно четыре получиться.

5- Состав пяти совсем не сложен-

Один, четыре вместе сложим.

А можно к двум прибавить три-

Значение суммы равно пяти.

«Имя» числа.

Академик М.М. Поташник предлагает формулировать «имя» урока « в виде яркого афоризма, крылатой фразы, поговорки и т.п., эмоционально выражающих в сжатом виде суть главной идеи урока». (10, с. 34)

Мы подобрали вот такие «имена» и иллюстрации:

2 – Ум хорошо, а два лучше.

3 – Три цвета есть у светофора.

4 – Четыре времени в году.

5 – Великолепная пятерка.

6 – Шесть континентов.

7 – Цветик-семицветик.

8 – Восьмое чудо света.

9 – В тридевятом царстве.

10 – Попади в десятку.

hello_html_15817124.png

hello_html_m2ababa1a.png

hello_html_2bdd5306.png

Иллюстрация с обложки книги «Русский язык. Справочник школьника» (под ред. В.Славкина). Художник Н.Новичихина.

3 ЦВЕТА ЕСТЬ У СВЕТОФОРА

hello_html_56bd1ee1.png

Иллюстрация из книги С.В. Михалкова «Бездельник светофор».

Художник М.Федоров.

hello_html_m2e8da258.png

hello_html_76158064.png

hello_html_1eac393b.png

Иллюстрация с обложки книги Б.Фойлер «Детский географический атлас».

Художник Ф.Розенцвайг.

hello_html_m38bba3f9.jpg

hello_html_m25c9ea40.gif

Иллюстрация с обложки книги «Солнце, Месяц и Ворон Воронович. Русская народная сказка в обработке А.Афанасьева». Художник И.Петелина.

А знаете ли вы…

На уроках мы используем интересные статистические данные, факты. Это вызывает удивление ребят, побуждает их к дальнейшему самостоятельному поиску дополнительного материала по теме урока..

2 – После 50 лет рост человекакаждые 10 лет уменьшается на 1 – 2 см.

3 – Антилопы – прыгуны подпрыгивают вверх на 3 м.

Хвост кенгуру может достигать в длину 3 м.

Птица – печник, обитающая в Центральной и Южной Америке, получила свое название

по виду гнезд, напоминающих примитивные печи. Некоторые гнезда достигают высоты

3 м.

Самый крошечный хамелеон длиной лишь 3 см может сидеть на кончике пальца

человека.

4 – Пока Земля один раз совершает свою прогулку вокруг Солнца, Меркурий успевает

обежать его 4 раза, т.е. 4 года на Меркурии равняется одному земному году.

Брови и ресницы человека выпадают в основном через 4 месяца.

Выдры способны закрывать ноздри и уши, оставаясь под водой 4 минуты.

Африканские слоны достигают в высоту 4 м.

5 – У взрослого человека около 5 л крови.

За 1 мин. сердце прокачивает по нашему телу все наши 5 л крови.

Продолжительность жизни человеческих волос на голове в среднем 5 лет.

Существуют сумчатые мыши. Длина их тела всего 5 см.

6 – Еженощно каждый из нас видит 4-6 сновидений.

Детеныш сумчатой коалы проводит 6 месяцев в сумке матери и еще 6 месяцев на её

спине.

7 – Год на Венере длится 7 месяцев.

У женщин сердце бьется в среднем на 7 ударов в минуту чаще, чем у мужчин.

При рождении голубой кит имеет длину 7 м.

8 – Свет от солнца до Земли идет 8 мин., а до Урана – больше 2 часов.

Скелет взрослого человека весит 8 кг.

Самый крупный крокодил достигал в длину 8 м.

9 – За всю жизнь мы 9 раз обходим вокруг Земли или пешком добираемся до Луны.

Красные кенгуру способны совершать прыжки до 9 м в длину.

Касатки достигают в длину до 9 м.

По данным исследований выдающегося отечественного психолога А.Н.Лентьева у детей младшего школьного возраста по сравнению с дошкольниками повышается точность работы органов чувств: чувствительность к цвету увеличивается на 45 %, суставно – мускульные ощущения улучшаются на 50 %, зрительные – на 80%. Поэтому для того, чтобы дети успешно обучались, сохраняли свое здоровье (физическое и психическое), с желанием работали на уроке учитель должен знать и учитывать их возрастные психофизиологические особенности, проектировать свою деятельность с учетом особенностей восприятия школьников. Использование разнообразных приемов, упражнений способствует более глубокому и точному восприятию, а, значит, и познанию предметов и явлений.

Список использованной литературы

  1. Волина В.В., Маклаков К.В. Естествознание. В 2-х кн.Кн. 1: Человек.

Земля и Вселенная. – Екатеринбург : Издательство АРД ЛТД, 1998. –

416 с.

  1. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч.2 : От младшего

школьного возраста до юношества. –М.: Гуманитар. изд. центр

ВЛАДОС, 2005.- 343 с.

3. Гин С.И. Мир человека.- М.: Вита-Пресс, 2003. – 144 с.

  1. Михалков С.В. Бездельник светофор. – М.: Детская литература, 1987. –

17с.

  1. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в I – III

классах. – М. : Просвещение, 1978. – 336 с.

6. Орлова Д. Большая книга Монтессори. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК,

2007. – 185 с.

7. Панфилова Л.А. Анатомия и физиология. – М.: ТЕРРА, 2000. – 304 с.

8. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и

гиперактивностью. – СПб.: Речь, 2006. – 208 с.

9. Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.

10. Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М.: Центр

педагогического образования, 2007. – 272 с.

11. Русский язык. Справочник школьника. Под ред. В.Славкина. – М.:

Филологическое общество «СЛОВО», 1994. – 510 с.

12. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.:

ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.

13. Ситников В.П., Шалаева Г.П. Знаете ли Вы ? Выпуск 1. – М.:

Филологическое общество «СЛОВО», 1998. – 448 с.

14. Ситников В.П., Шалаева Г.П. Знаете ли Вы ? Выпуск 2. – М.:

Филологическое общество «СЛОВО», 1998. – 448 с.

15.Солнце, Месяц и Ворон Воронович. Русская народная сказка в

обработке А.Афанасьева.– М.: Стрекоза Пресс, 2006.- 11 с.

16. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Игры с пальчиками. – М.: ООО

Издательство Астрель, ООО Издательство АСТ, 2002. – 124 с.

17. Фойлер Б. Детский географический атлас. – М.: Планета детства,

Издательство Астрель, АСТ, 2000. – 72 с.

18. Хромов Н.И. Методы обучения детей с различными типами

обучаемости. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 128 с.

19. Юнина Е.А. Технология качественного обучения в школе. – М.:

педагогическое общество России, 2007. – 224 с.