Содержание

Консультация (1 класс): Советы родителям. Как научить первоклассника писать красиво и грамотно.

Советы родителям. Как научить первоклассника писать красиво и грамотно.

Неаккуратный почерк и безграмотное письмо – проблема среди школьников. Связана она с уплотнением учебной программы и уменьшением количества часов на обучение каллиграфии и грамматике. Учитель должен поставить почерк 25-30 первоклассникам всего за полгода и дети просто не успевают выработать навык красивого и грамотного письма.

Родителям нужно помочь ребенку освоить эту нелегкую науку, не отбив интереса к обучению. Это возможно, главное – регулярность занятий.

Мотивация и поощрение.

Первоклассника нужно убедить в необходимости упражнений. Аргументы для вас и ваших детей:

  • человека с красивым почерком воспринимают аккуратным, внимательным, собранным, ответственным;
  • занятия каллиграфией развивают мелкую моторику, учат ребенка делать выводы и мыслить логически;
  • разборчивые записи легко и приятно читать, что добавляет ученикам баллов в учительских глазах. А вот за небрежность и грязь в тетрадях оценки снижают;
  • ошибки часто возникают не от незнания правил, а из-за торопливости и невнимательности. В этом случае низкая отметка обидна вдвойне, но винить приходится только себя.

Улучшить почерк можно, и начинать занятия нужно при первых признаках ухудшений. Возможны и профилактические домашние упражнения, ведь школьных уроков каллиграфии сейчас явно недостаточно.

Советы родителям:

  1. Не заставляйте ребенка заниматься, а простимулируйте плюсами такой работы – аккуратные тетради, высокие оценки.
  2. Будьте терпеливы – мгновенного результата не будет. Не ругайте и тем более не наказывайте своего первоклассника, не сравнивайте его достижения с успехами других ребят – так можно полностью лишить интереса к обучению.
  3. Не подгоняйте ребенка – спешка ухудшает почерк и приводит к опискам. У каждого свой темп обучения.
  4. Не заставляйте переделывать и переписывать задания – от усталости с каждым разом это будет получаться все хуже.
  5. Хвалите за старательность и достигнутые успехи, сравнивая результаты с предыдущими работами – это даст ребенку стимул к развитию.
  6. Давайте возможность активно отдохнуть после уроков, перед выполнением домашних заданий и тренировками в рукописном письме: поиграть в подвижные игры, погулять на свежем воздухе – это насытит мозг кислородом, даст прилив сил.

Постановка красивого почерка у первоклассников.

Для возникновения и закрепления у ребенка навыка аккуратного письма потребуются настойчивость и ежедневные занятия. Обязательно контролируйте процесс, выполняйте письменные работы вместе с ребенком – первоклассникам сложно писать и грамотно, и красиво, они могут допускать ошибки по невнимательности.

Подготовьте все необходимое для занятий: простой карандаш средней мягкости, удобную (можно специальную трехгранную или с отверстиями для пальцев) шариковую или гелевую ручку, прописи 2 видов – для обводки и повторения элементов и букв по образцу, тетради в косую линию.

Будьте внимательны:

  1. Ваш ученик должен сидеть ровно, с чуть склоненной головой, обе руки – на столе.
  2. Правильное положение тетради – чуть наклонное с левым краем ниже правого. При заполнении листа тетрадь сдвигается кверху.
  3. Ручка лежит на верхней фаланге среднего пальца и фиксируется большим и указательным, кончик направлен к плечу ребенка. Пальцы немного закруглены, но не сжаты, большой выше указательного.

Помните!

Несоблюдение этих правил приводит к чрезмерному мышечному напряжению и быстрому утомлению, буквы выходят корявыми и почерк формируется некрасивым.

Первый этап обучения письму – заполнение прописей, где линии, фигуры, буквы нужно лишь обвести по пунктирной линии. Ребенок натренирует пальчики и научится правильному написанию букв и их соединений. Затем добавьте графические диктанты, в которых ребенок изображает в тетради в клетку узор по инструкции: одна клеточка вправо, три вверх, две клеточки влево и т.п.

На втором этапе – работа с прописями, где нужно повторить в пустых строчках шаблонные буквы. Ребенок все время имеет перед глазами правильный красивый образец. Каждую новую букву начинайте осваивать только после закрепления красивого написания предыдущей. Потом переходите к буквосочетаниям и словам.

На третьем этапе пишите в прописях по образцу фразы и тексты.

Четвертый этап – закрепление. Ребенок ежедневно переписывает в тетрадь с опорными косыми линиями по нескольку строк из любой книги. Писать нужно не спеша, красиво и аккуратно.  Это самый сложный этап – перед глазами первоклассника уже нет образца, к которому надо стремиться.

Как научить ребенка писать грамотно.

После переписывания предложений из книг пора переходить к диктантам. В этот момент становится понятно, что некоторые дети обладают интуитивной грамотностью – пишут без ошибок, даже не зная правил. Обычно это много читающие дети с хорошей зрительной памятью. Другим грамотная письменная речь дается труднее, но и таким первоклассникам родители могут помочь.

Систематически проверяйте домашние задания, по возможности первое время выполняйте их вместе с ребенком. Школьник должен объяснить, почему он написал именно так, вспомнить и рассказать необходимое правило. Проследите, не делает ли ребенок ошибок от спешки при переписывании, обязательно исправляйте такие описки, чтобы они не закрепились в памяти, и работайте над концентрацией внимания ученика.

Развивайте словарный запас, устную речь, память – эффективно помогают чтение литературных произведений, заучивание правил, запоминание и декламирование стихотворений. Это позитивно отразится на грамотности письменной речи, широте кругозора и общей эрудиции.

Грамотное и красивое письмо – очень сложный навык, на его формирование может уйти три-четыре года. Самостоятельно с такой задачей ученику младших классов справиться почти невозможно, однако с помощью родителей и при условии регулярных занятий выработать красивый почерк и повысить грамотность письменной речи вполне реально.

3 принципа и 5 способов

Приветствую всех читателей блога «ШколаЛа» в новой важной теме.

«Как научить ребенка красиво писать?», — над этим вопросом ломает голову не одно поколение родителей младших школьников. «Как курица лапой!» «В тетради грязь!» «Объясняешь, показываешь, поправляешь – а все равно вместо букв какие-то каракули получаются!» Знакомо?  И хочешь ребенку помочь, но вот только как? Что ж, давайте разбираться вместе.

Но только давайте прежде выясним, а надо ли? А может пусть себе ребенок пишет, как Бог на душу положит. Почерк – это же не самое важное в жизни. Тем более, что сейчас во взрослой жизни все в основном на клавиатуре тексты набирают, а не вручную пишут.

Ну так это же во взрослой. А в школе в основном все по старинке, ручки тетрадки и много-много записей. И если ребенок пишет некрасиво и неаккуратно, то ждите снижения успеваемости по всем фронтам. Включая и устные предметы. Ведь учителя географии, истории, биологии тоже хотят видеть в тетрадях чистоту и порядок.

красивая-тетрадь

И пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка. Чтобы буковка к буковке, циферка к циферке, и все одинакового роста и прям как по линеечке. И тетрадки все хоть на выставку отправляй.

Основные составляющие каллиграфического успеха

Развитая мелкая моторика

Ребенок не сможет нормально быстро и красиво писать, если к этому не подготовлена его мелкая моторика. Мышцы руки должны быть готовы к предстоящим в школе нагрузкам. А для этого их нужно развивать.

дети-показывают-во

Для этого подходят такие задания-развлечения как:

  • рисование и раскрашивание карандашами;
  • лепка из пластилина;
  • конструирование из мелких деталей, например, из конструктора «Лего»;
  • бисероплетение;
  • оригами;
  • работа с ножницами;
  • перебирание круп и т.п.

Этим можно заниматься хоть каждый день и не только моторику тренировать, но и удовольствие получать.

А есть еще и специальные упражнения и игры для развития мелкой моторики. Я подробно рассказывала о них в отдельной статье.

Не обращать внимания на развитие мелкой моторики глупо не только с точки зрения красивого почерка, но и с точки зрения развития мышления, памяти, воображения. А без них в школьной жизни никуда.

Крепкая спинка

правильно-сидеть-за-столом

Казалось бы, как связаны физкультура и спорт с красивым почерком? Оказывается, связь-то прямая! Ровная спинка, крепкий плечевой пояс, надежная осанка, все это позволит ребенку сидеть за партой или за письменным столом правильно, ровненько.

А поза во время занятия письмом также влияет на почерк. Трудновато будет писать красивые буквы, развалясь на столешнице или согнувшись в три погибели.

дети-делают-зарядку

Так что, «На зарядку становись!» Ежедневный простой комплекс утренних упражнений приблизит ребенка к красивому почерку. Зарядке на блоге «Школала» посвящена отдельная статья, обязательно почитайте.

Правильная ручка

Ручки бывают разные:

  • гелевые и шариковые;
  • тоненькие и толстенькие;
  • гладенькие и шершавенькие;
  • красивые и не очень.

Какую же выбрать для младшего школьника?

много-ручек

В выборе стоит ориентироваться на физиологию детской руки. Кисти рук у нас пока маленькие, не окрепшие. Поэтому толстые, тяжелые «перья» откладываем в сторону.

Здорово, если ручка будет красивой, но, согласитесь, это не главное.

Вибирая между гелевыми и шариковыми предпочтение стоит отдать последним. Гелевые ручки имеют обыкновение резко перестать писать или царапать бумагу, а также гель очень хорошо размазывается по бумаге.

Стержень ручки должен быть тонким и оставлять за собой аккуратный тоненький след. Покупая ручку в магазине проверьте ее в деле, она должна легко и просто скользить по бумаге, не требуя особых усилий.

Если ручка сделана полностью из металла или пластмассы, то это не самый лучший выбор. Пальцы ребенка будут по ней скользить. Лучше выбрать ручечку, у которой на месте ее захвата пальцами есть специальная резиновая накладка с ребрышками или пупырышками.

хорошая-шариковая-ручка

Ну и еще, учитель наверняка будет вам очень признателен, если вы откажетесь от ручек с кнопками, которыми можно очень весело щелкать на уроках.

Правильный захват ручки

Если ребенок держит ручку вот так

ребенок-неправильно-держит-карандаш

или вот так

ребенок-неправильно-держит-ручку

Как думаете, получится у него красиво писать? Может и получится, но только письмо будет очень медленным. Поэтому стоит обратить особое внимание на правильное удержание ручки.

А правильно это как? А это когда ручка лежит на среднем пальчике, удерживается подушечкой большого пальца и прикрывается указательным. А мизинец и безымянный служат для опоры руки и скользят согнутые по бумаге.

как-правильно-держать-ручку

Вот здесь и возникают трудности. Ну никак наши маленькие школьники не могут привыкнуть к правильному положению ручки и как только ее не хватают.

К счастью, дорогие родители, есть вполне конкретные способы исправить это положение. Сейчас я вам о них расскажу и покажу. Специально сняли с моим сыном первоклассником Артемом для вас видео.

Способ «Пинцет»

способ-захвата-ручки-пинцет

Это упражнение поможет ребенку понять, как надо ее держать, эту непослушную ручку шариковую. Смысл в том, чтобы захватить ручку тремя пальчиками (большим, указательным, средним) за самую верхушку и постепенно, соскользнуть пальчиками вниз. Ручка в этом случае сама ляжет в руку так, как нужно. Посмотрите видео.

Способ «Контрольная точка»

способ-захвата-ручки-контрольная-точка

Прежде чем приступать к выполнению каких-либо письменных работ нарисуйте на среднем пальчике ребенка яркую точку. Это будет местом приземления ручки. А на ручке можете наметить с помощью цветного скотча или изоленты нижний предел, за который пальчикам опускаться нельзя.

Способ «Резиночка»

правильно-держим-ручку-с-резинкой

Правильно удерживать пишущий инструмент поможет обычная банковская резиночка. Отличный тренажер. Накидываем резинку на ручку и на запястье ребенка. И вуаля! Ручка лежит в руке как надо. Кстати, это еще и мышцы руки хорошо тренирует.

Способ «Салфетка»

способ-правильного-захвата-ручки-с-салфеткой

Еще одно отличное и простое упражнение. Сложите обыкновенную салфетку так, чтобы ребенок мог удержать ее мизинчиком и безымянным пальцами прижав к ладошке. Итак, мизинец и безымянный заняты и в процессе письма участие принять не могут. Остаются только правильные «пишущие» пальцы.

Способ «Ручка-самоучка»

насадка-на-ручку

Не будем забывать и о спец-приспособлении под названием ручка-самоучка. Это ручка, на которую можно надевать специальную насадку. Насадка чаще всего выглядит как красивая игрушка. Ручку с такой накладкой просто невозможно взять неправильно. Сами мы ее не пробовали, но слышали много положительных отзывов.

ручка-самоучка-в-упаковке

Тренажер для правшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru

Тренажер для левшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru

Этих пяти способов, если практиковать их постоянно, будет вполне достаточно, чтобы ребенок понял и запомнил как нужно ручку правильно держать.

Хорошо, моторику тренируем, ручку правильно держать учимся. Что еще? Каков третий принцип?

Тренировки

Без постоянных тренировок в этом деле никуда! Тренироваться нужно постоянно, и в процессе подготовки к урокам, и вне этого процесса. Тут вам на помощь придут различные прописи. Для учеников 1 класса можно взять прописи по возрасту, можно даже приобрести дополнительный набор прописей таких же как и в школе.

прописи-для-1-класса

Ну а для детишек постарше для учеников 2, 3 и 4 класса прекрасно подойдет упражнение на списывание. Просто берете любой текст и переписываете его в тетрадку. Это упражнение, ко всему прочему, поможет ребенку привыкнуть к списыванию. Ведь в школах сейчас не только сочинения, изложения и диктанты пишут, но и периодически проводят так называемые контрольные списывания.

Упражнения на штриховку, обводку и рисование по клеточкам тоже никто не отменял. О них подробнее можно почитать в этой статье.

девочка-пишет-в-тетрадке

Всего перечисленного выше, дорогие родители, хватит для того, чтобы сделать почерк ребенка если не каллиграфическим, то хотя бы очень и очень приятным. Да, и еще, советую почитать статью о дисграфии, она может сделать невозможным красивый почерк.

Желаю вам терпения и упорства, а вашим маленьким школьникам успехов в учебе и крепкого здоровья.

До новых встреч, в новых интересных статьях!

Всегда ваша, Евгения Климкович

6 способов научить писать красиво и аккуратно ребёнка

Многие родители не могут спокойно смотреть на «творения» своих детей, учащихся в начальных классах. Не помогают ни прописи, ни дополнительные занятия — почерк остается ужасным, буквы расползаются в стороны, не вписываются в строчки, прочитать порой крайне затруднительно, что же написал ребенок. Сегодня обсудим, как научить ребенка писать красиво и аккуратно. Как не срываться на крик и не доводить ни себя, ни юного ученика до слез? Оказывается, способы есть.

Оглавление:

 

Часто дети аргументируют свой плохой почерк тем, что он им почти не нужен. Ведь практически все в сегодняшнем мире в электронном виде: смс, напечатанные рефераты на клавиатуре и прочее. Но, все равно, красивый почерк еще никто не отменял! Родители должны превратить каллиграфию в увлекательное дело, иначе со временем не смогут разобрать ни одной буквы в тетради своего чада.

5 возможных сложностей при обучении 

Все педагоги и преподаватели согласятся, что читать ребенка научить намного легче, чем красиво писать. Для начала давайте посмотрим, а все ли условия соблюдены для ученика?

Как научить ребенка писать красиво и аккуратно правильная осанка

 

  1. Какую позу ребенок принимает, когда пишет? Слишком ли он нагибается над тетрадью? Спина у ребенка должна быть прямой и опираться на спинку стула.
  2. Под ноги можно подставить небольшую скамеечку (если это первоклашка), нужна опора на ноги.
  3. Упор на руку. Если ребенок сидит ровно, то на руку не идет такой сильный упор и нажим, как если бы он сидел, поджав под себя ногу или сильно наклоняясь вперед.
  4. Нагрузка на глаза. Малыш не должен сидеть, низко наклонившись над тетрадью. Если постоянно глаза находятся в напряжении, то впоследствии родители могут столкнуться с ухудшением зрения у ребенка.
  5. В связи с новыми требованиями. Когда ваш малыш только идет в школу, то он, конечно, не привык сидеть часами за тетрадями: у него может начать болеть рука или голова, ему уже неудобно сидеть, хочется встать. Действия еще не доведены до автоматизма, да и занятия письмом еще для малыша непривычны.

 

Возможно, вам будет интересно Подсказки для родителей как бороться с детскими истериками

Учитывайте эти факторы, помните, что ребенок только учится, а освоить каллиграфию — дело не быстрое и кропотливое.

Учить ли ребенка писать до школы

Психологи единодушны в одном, что любое обучение в дошкольном возрасте должно проходить в игровой форме. Те занятия, которые требуют усидчивости и системности, должны проходить уже в школьном заведении.

  • Если родители учат своего ребенка писать до школы, то скорей всего почерк потом испортится, так как рука еще не окрепла достаточно.
  • Мало кто из пап и мам учился каллиграфии и умеет красиво писать или настолько красиво, чтобы учить других, в том числе и ребенка.
  • Те, кто все — таки учит своего малыша письму до школы, то вполне может освоить эту науку, но, что дальше? Чтобы закрепить знания, нужен навык и постоянная практика, а у маленького ребенка ее нет. Он начинает писать как попало и когда придется. Именно такой неправильный навык может закрепиться. Потом переучить будет крайне тяжело.

Можно сделать вывод, что до школы учиться писать все же не стоит. Не нужно торопиться, ведь всему свое время. И в школе педагоги научат делать это правильно.

Возможно, вам будет интересно Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях — 8 основных правил

Как научить ребенка писать красиво и аккуратно

Сначала необходимо подготовиться самим родителям, потому что от их знаний будет зависеть и желание детей обучаться и спокойно, а, может, и с удовольствием, заниматься учебой. А составляющей этого процесса является аккуратный и красивый каллиграфический почерк.

Возможно, вам будет интересно Что делать, если ребенок не хочет учиться — Формируем мотивацию к обучению

В помощь родителям

1. Приведите место, где ребенок занимается, в порядок. Еще раз посмотрите внимательно: возможно, необходимо отрегулировать стол и стул, за которым занимается ученик. Нужно убрать все лишние предметы со стола (игрушки, книги, которые не относятся к учебе). Стол и стул должны быть устойчивыми и удобными.

2. На столе должна стоять настольная лампа, причем для правшей на левой стороне стола, а для левшей — на правой. Если темно, то включите дополнительное освещение.

Фото. Такие ручки не стоит использовать для письма.   

Как научить ребенка писать красиво и аккуратно

 

  3. Отдельное внимание стоит уделить подбору ручки, а лучше иметь их несколько, потому что они имеют свойство постоянно теряться. Ручка должна быть удобной, не толстой и не тонкой для пальчиков. На ней не должно быть кнопок и других отвлекающих деталей. Лучше приобрести несколько штук подороже, чтобы не растекались и писали тонкими чернилами.

4. Последнее время появились специальные насадки, которые надеваются на ручку. Они помогают правильно держать пальцы. Их всего 3 (средний, большой и указательный) и должны они быть на расстоянии 2 — х сантиметров от носика. Когда пальчики слишком близко к носику ручки, то не видно, как соединять буквы и писать их.

Как научить ребенка писать красиво и аккуратно — 6 простых способов

 

5. Еще одна большая ошибка, которая приводит к тому, что начинает болеть рука, причем очень быстро. Необходимо показать и объяснить ребенку, что при написании нужно, чтобы работало плечо, а сама рука и кисть должны быть свободны. Дети же часто очень сильно сжимают пальцы, и чересчур напрягают кисть. Для тренировки можно попробовать пописать мелом на доске или просто в воздухе.

6. Проследите, чтобы рабочая тетрадь лежала правильно. Лист должен быть немного правее середины груди ребенка, под наклоном, чтобы рука свободно двигалась, и не нужно было тянуться, чтобы начать новую строчку. Необходимо еще спросить у учителя, как правильно вести тетрадь: сколько отступать клеточек или линеек после классной работы, между примерами или задачами.

Как научить ребенка писать красиво и аккуратно Правильная поза ученика

 

Возможно, вам будет интересно Как легко ребенку выучить таблицу умножения — Супер способы

Вспомогательные задания

  • Чтобы лучше обучить ребенка писать красивым почерком, необходимо дополнительно развивать кисть и тренировать мышцы, развивать мелкую моторику, чтобы буквы получались изящней. Для этого можно предложить ребенку позаниматься на досуге лепкой, рисованием. Только рисовать мелкие штрихи или разукрашивать маленькие рисунки.
  • Можно девочкам предложить заниматься бисероплетением или макраме, а можно вышивкой. Мальчику желательно приобрести конструктор, который содержит мелкие детали.
  • Нужно выбрать занятие, которое малыш будет делать с удовольствием, тогда каждый урок будет в радость. Необходимо придумать такое занятие, которое потребует от ребенка точное выполнение пальцами. Кроме красивого почерка, это может стать хобби и увлечением на всю жизнь.
  • Вы можете с ребенком в написанном им тексте находить красивые буквы и не очень. Самые красивые можно подчеркивать и называть их, например, «красотками», а некрасивые — «страшилками». Потом их подсчитать и посмотреть, каких больше.
  • Некоторые мамы со своими детьми начинают с одной буквы. Стараются каждый день тренироваться хоть по 10 минут, пока буква не начнет получаться, потом приступают к следующей.
  • В случае когда ребенку лучше смотреть и повторять, можно попросить у учительницы в классе несколько тетрадей с самым красивым почерком и сделать ксерокопии. Они должны храниться на столе, все время быть на виду.
  • Не стоит давить и нервничать, чтобы ребенок быстрее или аккуратней писал. Наоборот, хвалите даже за одну красивую букву. Изобразите восторг, когда увидите ее. Притворитесь, что не верите, что так красиво написал ваш малыш.
  • Если ребенок немного ленится и не хочет усидчиво заниматься, то не заставляйте сверх положенного, но объясните, что плохой почерк может привести к проблемам.
  • Когда учитель не сможет прочитать слово, то может подумать, что там есть ошибка. А если это контрольная работа? Писать разборчиво очень важно, об этом нужно повторять почаще.

Интересная программа Как за две недели исправить плохой почерк!!!!!! Смотрите, не пожалеете

Заключение

Плохой почерк — частое явление в наши дни. Поэтому родителям стоит задуматься об этой проблеме еще в начальных классах. Изучите возможные и доступные материалы по каллиграфии, и в игровой форме начните заниматься. Потом ваш сын или дочь втянутся в процесс, и сами будут спрашивать, когда начало занятия.

Приобретите, если есть возможность небольшую доску и мел домой. Можно играть с ребенком в школу. Он с удовольствием выступит в роли учителя, а потом поменяйтесь местами. Также не мешает иметь несколько прописей, где можно тренироваться. Пусть малыш не переживает, если некрасиво получится — это ведь тренировочная тетрадь, а без ошибок невозможно научиться.

Пусть вас не мучает вопрос, как научить ребенка писать красиво и аккуратно. Просто систематически занимайтесь, и результат обязательно появится.

Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Если статья вам понравилась, поделитесь ею в своих соц. сетях

Статья (1 класс) на тему: Как научить первоклассника писать красиво и грамотно — эффективные советы.

Как научить первоклассника писать красиво и грамотно — эффективные советы.

Неаккуратный почерк и безграмотное письмо – распространенная проблема среди школьников. Связана она с уплотнением учебной программы и уменьшением количества часов на обучение каллиграфии и грамматике. Учитель должен поставить почерк 25-30 первоклассникам всего за полгода и дети просто не успевают выработать навык красивого и грамотного письма.

Родителям нужно помочь ребенку освоить эту нелегкую науку, не отбив интереса к обучению. Это возможно, главное – регулярность занятий.

Мотивация и поощрение.

Прежде всего первоклассника нужно убедить в необходимости упражнений. Аргументы для вас и ваших детей:

  • человека с красивым почерком воспринимают аккуратным, внимательным, собранным, ответственным;
  • занятия каллиграфией развивают мелкую моторику, учат ребенка делать выводы и мыслить логически;
  • разборчивые записи легко и приятно читать, что добавляет ученикам баллов в учительских глазах. А вот за небрежность и грязь в тетрадях оценки снижают;
  • ошибки часто возникают не от незнания правил, а из-за торопливости и невнимательности. В этом случае низкая отметка обидна вдвойне, но винить приходится только себя.

Улучшить почерк можно, и начинать занятия нужно при первых признаках ухудшений. Возможны и профилактические домашние упражнения, ведь школьных уроков каллиграфии сейчас явно недостаточно.

Советы родителям:

  1. Не заставляйте ребенка заниматься, а простимулируйте плюсами такой работы – аккуратные тетради, высокие оценки, хорошее отношений учителей.
  2. Будьте терпеливы – мгновенного результата не будет. Не ругайте и тем более не наказывайте своего первоклассника, не сравнивайте его достижения с успехами других ребят – так можно полностью лишить интереса к обучению.
  3. Не подгоняйте ребенка – спешка ухудшает почерк и приводит к опискам. У каждого свой темп обучения.
  4. Не заставляйте переделывать и переписывать задания – от усталости с каждым разом это будет получаться все хуже.
  5. Хвалите за старательность и достигнутые успехи, сравнивая результаты с предыдущими работами – это даст ребенку стимул к развитию.
  6. Давайте возможность активно отдохнуть после уроков, перед выполнением домашних заданий и тренировками в рукописном письме: поиграть в подвижные игры, погулять на свежем воздухе – это насытит мозг кислородом, даст прилив сил.

Постановка красивого почерка у первоклассников.

Для возникновения и закрепления у ребенка навыка аккуратного письма потребуются настойчивость и ежедневные занятия. Обязательно контролируйте процесс, выполняйте письменные работы вместе с ребенком – первоклассникам сложно писать и грамотно, и красиво, они могут допускать ошибки по невнимательности.

Подготовьте все необходимое для занятий: простой карандаш средней мягкости, удобную (можно специальную трехгранную или с отверстиями для пальцев) шариковую или гелевую ручку, прописи 2 видов – для обводки и повторения элементов и букв по образцу, тетради в косую линию.

Будьте внимательны:

  1. Ваш ученик должен сидеть ровно, с чуть склоненной головой, обе руки – на столе.
  2. Правильное положение тетради – чуть наклонное с левым краем ниже правого. При заполнении листа тетрадь сдвигается кверху.
  3. Ручка лежит на верхней фаланге среднего пальца и фиксируется большим и указательным, кончик направлен к плечу ребенка. Пальцы немного закруглены, но не сжаты, большой выше указательного.

Несоблюдение этих правил приводит к чрезмерному мышечному напряжению и быстрому утомлению, буквы выходят корявыми и почерк формируется некрасивым.

Первый этап обучения письму – заполнение прописей, где линии, фигуры, буквы нужно лишь обвести по пунктирной линии. Ребенок натренирует пальчики и научится правильному написанию букв и их соединений. Затем добавьте графические диктанты, в которых ребенок изображает в тетради в клетку узор по инструкции: одна клеточка вправо, три вверх, две клеточки влево и т.п.

На втором этапе – работа с прописями, где нужно повторить в пустых строчках шаблонные буквы. Ребенок все время имеет перед глазами правильный красивый образец. Каждую новую букву начинайте осваивать только после закрепления красивого написания предыдущей. Потом переходите к буквосочетаниям и словам.

На третьем этапе пишите в прописях по образцу фразы и тексты.

Четвертый этап – закрепление. Ребенок ежедневно переписывает в тетрадь с опорными косыми линиями по нескольку строк из любой книги. Писать нужно не спеша, красиво и аккуратно.  Это самый сложный этап – перед глазами первоклассника уже нет образца, к которому надо стремиться.

Как научить ребенка писать грамотно.

После переписывания предложений из книг пора переходить к диктантам. В этот момент становится понятно, что некоторые дети обладают интуитивной грамотностью – пишут без ошибок, даже не зная правил. Обычно это много читающие дети с хорошей зрительной памятью. Другим грамотная письменная речь дается труднее, но и таким первоклассникам родители могут помочь.

Систематически проверяйте домашние задания, по возможности первое время выполняйте их вместе с ребенком. Школьник должен объяснить, почему он написал именно так, вспомнить и рассказать необходимое правило. Проследите, не делает ли ребенок ошибок от спешки при переписывании, обязательно исправляйте такие описки, чтобы они не закрепились в памяти, и работайте над концентрацией внимания ученика.

Развивайте словарный запас, устную речь, память – эффективно помогают чтение литературных произведений, заучивание правил, запоминание и декламирование стихотворений. Это позитивно отразится на грамотности письменной речи, широте кругозора и общей эрудиции.

Грамотное и красивое письмо – очень сложный навык, на его формирование может уйти три-четыре года. Самостоятельно с такой задачей ученику младших классов справиться почти невозможно, однако с помощью родителей и при условии регулярных занятий выработать красивый почерк и повысить грамотность письменной речи вполне реально.

Как научить первоклассника писать красиво

Как научить первоклассника писать красиво 

«Красивый почерк – это очень значительный признак организованности, грамотности и старательности ученика. И наоборот: корявые, неровные строчки, буквы разной высоты, неправильные соединения между буквами и многие другие признаки о многом могут сказать учителю, и чаще всего – это сигнал тревоги». 

Все чаще и чаще мы сталкиваемся с проблемой плохого почерка у детей. Страдания первоклашек, склонивших головы над прописями, знакомы каждому родителю. Идеальный почерк – большая редкость в наше время. Сейчас в средней школе уровень требования к почерку ребенка заключается только в том, чтобы буквы были разборчивыми и хорошо читались как самим ребенком, так и преподавателем. И, к сожалению, далеко не все ученические работы соответствуют этим требованиям. Однако, неспроста в начальной школе оценки могут снижать не только за грамотность, но и за помарки, неровные буквы и кривоватые строчки: плохой почерк может стать причиной неуспеваемости ребенка. Если ребенок неаккуратно пишет, то, как правило, у него неправильно»поставлена» рука, а значит, и снижается скорость письма. Результатом такого снижения скорости может стать отставание ребенка на контрольных и диктантах, и, как следствие, плохие отметки.
Причины плохого почерка могут быть самыми разными, и в каждом случае необходимо разбираться индивидуально.
Неправильная посадка ученика, неправильное положение руки и захват ручки. Эти ошибки играют огромную роль в начальной школе, и именно в это время их еще легко исправить, обратив на них пристальное внимание родителей и самого ученика.
Торопливость, отсутствие усидчивости и старательности. К сожалению, это – признаки темперамента ребенка, и бороться с ними довольно сложно. Однако существуют специальные методики работы с такими детьми, и они дают хорошие результаты

Причиной плохого почерка у детей может стать:

  • ошибочная мотивация либо её отсутствие;

  • страх сделать что-то неправильно, огорчить родителей или учителя;

  • спешка, рассеянное внимание, дефицит концентрации;

  • неправильное расположение во время письма;

  • отсутствие интереса к этому занятию и обучению в целом.

Отсутствие аккуратности может быть обусловлено даже таким банальным фактором, как слабость мышц кисти. Из-за недостаточной подготовки руки первоклассника быстро устают, но при этом он не может всё бросить и отложить тетрадь в сторону прямо посреди урока. В результате он не думает о правильности и красоте написанного, а просто делает то, что ему говорят, но при этом менее аккуратно.

Причиной плохого письма может быть и то, что школьник пишет изначально медленнее своих одноклассников, а учитель, как известно, ориентируется на основную массу детей при проведении урока. Но вне зависимости от провоцирующих факторов, родители, заметившие проблему у своего малыша, могут быстро всё исправить.

Как научить ребёнка красиво и аккуратно писать

Чтобы развить у малыша каллиграфические способности, нужно:

  1. Правильно выбрать ручку и показать школьнику, как её держать. Она не должна быть слишком длинной и объемной. Лучше, если на ручке есть рельефная резинка, предотвращающая скольжение.

  2. Следить за расположением тетради на начальных этапах обучения. Её следует класть под небольшим углом, в 10-20°.

  3. Проверить правильность высоты стола (или школьной парты). Она должна быть ровной и устойчивой, находиться на уровне солнечного сплетения.

Обучение первоклассника письму должно проходить в легкой, непринужденной форме без спешки и суеты. Важно правильно подбирать момент, чувствовать его настроение и быть готовыми уделять занятию 20-30 минут ежедневно.

Чтобы научить ребёнка аккуратно писать, потребуется приобрести несколько разных прописей с буквами, геометрическими фигурами и цифрами. Это поможет заинтересовать малыша и избежать однообразия.

Во время обучения следует обращать внимание школьника на то, чтобы буквы не скакали по строчкам, а располагались ровно в ряд, были одного размера и не вылазили за поля. Можно разработать систему поощрений, когда он будет знать, что получит награду за правильность написания и аккуратность. Или просто обводить хорошо написанные буквы и цифры зелёным маркером

Постановка красивого почерка у первоклассников.

Для возникновения и закрепления у ребенка навыка аккуратного письма потребуются настойчивость и ежедневные занятия. Обязательно контролируйте процесс, выполняйте письменные работы вместе с ребенком – первоклассникам сложно писать и грамотно, и красиво, они могут допускать ошибки по невнимательности.

Подготовьте все необходимое для занятий: простой карандаш средней мягкости, удобную (можно специальную трехгранную или с отверстиями для пальцев) шариковую или гелевую ручку, прописи 2 видов – для обводки и повторения элементов и букв по образцу, тетради в косую линию.

Будьте внимательны:

  1. Ваш ученик должен сидеть ровно, с чуть склоненной головой, обе руки – на столе.

  2. Правильное положение тетради – чуть наклонное с левым краем ниже правого. При заполнении листа тетрадь сдвигается кверху.

  3. Ручка лежит на верхней фаланге среднего пальца и фиксируется большим и указательным, кончик направлен к плечу ребенка. Пальцы немного закруглены, но не сжаты, большой выше указательного.

Несоблюдение этих правил приводит к чрезмерному мышечному напряжению и быстрому утомлению, буквы выходят корявыми и почерк формируется некрасивым.

Первый этап обучения письму – заполнение прописей, где линии, фигуры, буквы нужно лишь обвести по пунктирной линии. Ребенок натренирует пальчики и научится правильному написанию букв и их соединений. Затем добавьте графические диктанты, в которых ребенок изображает в тетради в клетку узор по инструкции: одна клеточка вправо, три вверх, две клеточки влево и т.п.

На втором этапе – работа с прописями, где нужно повторить в пустых строчках шаблонные буквы. Ребенок все время имеет перед глазами правильный красивый образец. Каждую новую букву начинайте осваивать только после закрепления красивого написания предыдущей. Потом переходите к буквосочетаниям и словам.

На третьем этапе пишите в прописях по образцу фразы и тексты.

Четвертый этап – закрепление. Ребенок ежедневно переписывает в тетрадь с опорными косыми линиями по нескольку строк из любой книги. Писать нужно не спеша, красиво и аккуратно.  Это самый сложный этап – перед глазами первоклассника уже нет образца, к которому надо стремиться.

Как научить первоклассника красиво писать?

Научить первоклассника писать буквы и научить первоклассника красиво их писать — это совсем разные вещи. Порой, школьная тетрадка представляет из себя жалкое зрелище: буквы прыгают по строчкам, исправления похожи на кляксы, а что-либо прочитать и вовсе не представляется возможным. Но всё исправимо! В этой статье мы рассмотрим действенные способы, которые помогут выработать если не каллиграфический почерк, то уж точно разборчивый и ровный.

С чего начать?

Есть много советов, как научить первоклассника красиво писать. Но всё начинается гораздо раньше первого класса — мелкая моторика детских пальчиков развивается во время рисования, лепки и вырезания ножницами в первые годы жизни. Более того, мелкая моторика напрямую стимулирует рост и развитие интеллекта малыша.

Как только ребёнок научится держать карандаш — пусть рисует. Как только перестал есть пластилин, и начал лепить из него змеек и колобков — пусть лепит. И с трёх лет вырезание из бумаги детскими ножничками с тупыми концами пусть станет таким же частым, как рисование и лепка.

Такие навыки, как застёгивание пуговиц и завязывание шнурков не только помогут ребёнку в детсаду и школе, но и улучшат мелкую моторику.

Проводя такие развивающие занятия с детьми дошкольного возраста дома, самостоятельно, вы не только подготовите детские ладошки  к многочасовому школьному писанию, но и сэкономите немалую часть семейного бюджета, потому как модные сегодня «развивашки» за баснословные деньги таки и рисуют с детками, и лепят колобков со змейками, и вырезают фигурки из картона.

Как научить первоклассника красиво писать?

Что же делать, когда первоклассник уже есть, а красивого почерка ещё нет? Не стоит возлагать на школу больших надежд. Там учат писать. Писать надо быстро. Всё обучение каллиграфии в школе сводится к записям красной ручкой в тетрадках: «Пиши ровнее!», «Старайся!», и, к самой неприятной: «Ничего не понятно! 2 ». Зачастую, читая такие надписи в своих тетрадках, школьник опускает руки, и не хочет учиться не только красиво писать, но и учиться в принципе.

Главное всегда будьте на стороне своего ребёнка, слова: «Да уж, очень неприятно двойку получить… Ну ладно, сегодня ты постараешься и напишешь более понятно, договорились?» принесут гораздо больше пользы, чем нравоучение из серии: «ну вот ты опять…»

  • Спокойный, счастливый ребёнок с не самым «читабельным» почерком гораздо лучше затюканного, нервного, но каллиграфически выводящего буквы школьника.

Советы как научить первоклассника красиво писать:

1. Дома стоит уделять время именно красоте письма. Пусть это будут всего две строчки за десять минут, но это будут идеальные две строчки. Обратите внимание, заниматься выработкой красивого почерка следует не белее 20 минут в день. Но и не менее 5 раз в неделю. Терпение и труд, как говорится, всё перетрут.

2. Что писать? Пусть юный школяр сам выберет произведение — так это мероприятие станет для него хоть чуточку приятнее. Хочет писать заметку из дедушкиной газеты? Пусть пишет!
3. Назовите это время «Десять Минут Красоты» и разрешите ребёнку самому выбрать время суток, когда будут проведены эти 10 минут. Кому-то это поможет утром «собраться в кучу» перед занятиями в школе, а кто-то перед сном напишет свои две идеальные строчки.

4. Не забудьте проверить ручку и бумагу, эти основные «ингредиенты» красивого письма должны быть удобны.

5. Тетрадь должна смотреть нижним левым (у правшей, и нижним правым у левшей) углом ровно в центр груди.

6. Стол и стул должны соответствовать росту ребёнка.

7. Спешка = плохой почерк. Не подгоняйте первоклассника во время работ по выработке красивого почерка.

Как правильно держать ручку первокласснику?

Ручка должна лежать на среднем, поддерживаться указательным и фиксироваться большим пальцем. Следите за тем, чтобы указательный палец находился ниже, чем большой. Кончик ручки должен смотреть на плечо. Красивый почерк напрямую зависит от того, как правильно держит ручку первоклассник. Сильный нажим и отклонение ручки в обратную сторону надо пресекать сражу же, ведь легче предупредить это, чем переучивать.

Какую ручку выбрать для первоклассника

Сегодня продаются ручки со специальными резиновыми накладками, это помогает не только научить ребёнка правильно держать основное средство школьника, но и не нанесёт вреда суставам нежных детских пальцев.

Правильность постановки пальцев на ручке следует отрабатывать в первую очередь, впоследствии переделать будет практически невозможно.

В основном, ручки для школьника покупают родители, и от того, какую ручку выберут для первоклассника взрослые, будет зависеть и красота письма.

Внешкольные мероприятия

Помимо домашних «Десяти минут красоты» нелишним будет:

— посещение кружка бисероплетения,
— макраме,
— кройки и шитья,
— судо- и авиамоделирование.

Помимо всё той же мелкой моторики у ребёнка появятся новые интересы, друзья, расширится кругозор.

Порой бывает трудно заставить ребёнка делать уроки, а после интересного кружка приготовление домашнего задания уже не будет иметь столь негативную окраску.

Дома проводите вместе время с первоклассником, делая:
— забавные аппликации,
— букеты тюльпанов из бумаги,
— собирайте пазлы,
— конструктор,
— мозайку,
— научите ребёнка вышивать,
— вязать.

С момента начала работы над красивым школьным почерком все рисунки и «разукрашки» должны заштриховываться. Фраза: «Палочки должны быть попендикулярны» из старого фильма здесь как нельзя кстати.

  • Зачастую ребёнок не хочет делать уроки, потому что наперёд знает, что опять будет снижена отметка за неаккуратное письмо. Помогите любимому чаду научиться красиво писать, и многие школьные проблемы исчезнут сами собой.

Правила красивого почерка

Перед началом каждого занятия вы должны озвучивать правила, каждый раз, перед каждым занятием для выработки действительно красивого почерка.
писать буквы следует:

  • от строчки до строчки
  • округло
  • с наклоном
  • пальцами на ручку и ручкой на тетрадь сильно не давить
  • спина ровная, будто кол проглотил
  • между столом и животом расстояние в одну ладонь

Первые занятия должны быть направлены на выработку твёрдой и чёткой руки. Для этого ребёнок должен по пунктирным линиям обводить геометрические фигуры. После того, как линии перестанут «плясать» по пунктиру, можно переходить к рисованию тех же геометрических фигур, но от руки, без трафарета. И уж только после достаточно ровно нарисованного круга можно переходит к написанию непосредственно текстов.

У кого-то от пунктирного до ровного квадрата проходит неделя, а кому-то нужны пару месяцев. Не торопитесь, и у вас всё получится!

Автор статьи: учитель Яфунина Елена 

 

Рекомендовано для Вас:

ЛОГОПЕД.РУ: Как научить первоклассника грамотно писать и читать. Методические приемы развития письменной и устной речи первоклассника. (В помощь логопедам, учителям и родителям).

Как научить первоклассника грамотно писать и читать. Методические приемы развития

письменной и устной речи первоклассника. (В помощь логопедам, учителям и родителям).


Сабитова М.К., учитель-логопед МБОУ СОШ №6 города Ноябрьск.


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ


1. “Как помочь ребёнку научиться читать”.

2. “Как безошибочно писать под диктовку и проверять”.


3. “Как не допустить ошибку в словах с разделительным мягким знаком”. (ВЬЮГА

СТУЛЬЯ ВОРОБЬИ)

4. “Как правильно читать и писать слова с гласными Я Ё Ю И

Е”. (слова с мягкими согласными)

5. Как помочь ребёнку определить мягкий знак в слове.

6. “Как различать разделительный мягкий знак и мягкий знак, обозначающий мягкость

согласного”.

7. “Как правильно, научить определять звукобуквенный состав слова”.

8. “Как избежать пропуска согласной”. (ТОРТ СТРАУС и т.д.)

9. Как подготовить ребёнка к изучению темы: “Безударные гласные в корне”.

10. Как подготовить ребёнка к контрольной работе.

11. Как помочь ребёнку сочинять рассказы.


1. “Как помочь ребёнку научиться читать”.


Ребёнок, приходя в школу, часто уже умеет читать. Но не всегда он правильно

обучен чтению, что ведет к ошибкам в устной и письменной речи и к коррекционной работе –

ребёнка нужно переучивать! А переучивать всегда сложнее, чем правильно научить. Поэтому

один из правильных способов обучения чтению – это обучение чтению слогов!

Начинаем обучать ребёнка с гласных букв:

А О У Ы Э

(это гласные 1 ряда)

Ребёнок должен видеть букву (можно попросить ребёнка нарисовать её или

показать красочно написанную букву), слышать звук (произносим звуки, а не названия букв)

и хорошо бы выложить букву из зёрен, палочек, ниток и т.д.

Если возникнут проблемы с изучением буквы Э – можно отложить на более поздний

период.

Затем предлагаем ребёнку одну согласную. Например, Н: с этой согласной и с

пройденными гласными составляем слоги. Читаем их и печатаем.

НА НО НУ НЫ НЭ


Затем таким же образом с другой согласной составляем слоги. Например, М:

МА МО МУ МЫ МЭ и т.д.


Обращаем внимание ребёнка на порядок букв в слоге. И поясняем, что сначала

произносим первую букву, затем вторую. Прочитайте сначала сами правильно слог, затем

пусть повторит ребёнок. Не бойтесь на этапе обучения подсказывать ребёнку, как

правильно произносить! А вот когда у ребёнка чтение слогов станет автоматическим, тогда

и можно проверять знания ребёнка. Помните, сначала научи – затем спрашивай!

Успехов Вам!


3. “Как не допустить ошибку в словах с разделительным мягким знаком”.

(ВЬЮГА СТУЛЬЯ ВОРОБЬИ)



Часто ребёнок допускает ошибки в таких словах как ВЬЮГА, ВОРОБЬИ, СТУЛЬЯ и т. д.

Ребёнку можно помочь!


Для этого проделаем следующую работу. Предложим ребёнку записать и прочитать

слог. Например:


ЛЯ

Ребёнок произносит звук [Л] — мягко, затем звучит гласный звук [А].

Теперь просим прочитать:


ЛЬЯ

Произносим согласный звук [Л] – мягко, затем короткий звук [Й] (не название буквы,

а продолжительность звучания) и гласный [А].


Произносим слово

СТУЛЬЯ

Утрировано (особо выделяем в слове ЛЬЯ)

и с ребёнком обнаруживаем, что при произношении этого слова, мы

слышим короткий звук [Й].

Значит, в слове присутствует разделительный мягкий знак!

И при письме на это нужно обратить внимание!

Но если ребёнок написал с ошибкой – СТУЛЯ, не беда, попросите ребёнка

прочитать то, что он написал и обратите его внимание, что в произношении мягкий звук

[Л], затем звук [А]. Звук [Й] выпадает и слово звучит неверно.

Научите ребёнка правильно писать под диктовку слоги:


ЛЯ и ЛЬЯ

сравните их по звучанию и написанию. Затем в письмо вводим слово

СТУЛЬЯ.

Теперь закрепим, такую же работу проводим со слогами


ВЮ и ВЬЮ


Произносим, записываем, обращаем внимание, что в слоге


ВЮ


Звук [В] – мягкий, затем следует звук [У].


ВЬЮ


Звук [В] произносится мягко, затем короткий звук [Й] и следующий звук [У].

Попросите ребёнка вслушаться и покажите на письме, что короткий звук [Й]

указывает, что в этом месте – разделительный мягкий знак.

Совсем не обязательно чтобы ребёнок на этом этапе понял термин –

разделительный мягкий знак, он может просто его услышать и поясните, что в дальнейшем

ребёнок познакомится с правилом. И теперь можно записать под диктовку слово ВЬЮГА,

обратите внимание, в каком месте слова короткий звук [Й]!

Затем можно проработать


БИ БЬИ ВОРОБЬИ

МЯ МЬЯ СЕМЬЯ и др.



Теперь наш первоклассник услышит и правильно запишет подобные слова.

Успехов!



В следующий раз я научу Вас различать мягкий знак обозначающий мягкость

согласного и разделительный мягкий знак.

Это нужно, чтобы ребёнок не путал произношения и написания таких слов.

Вы увидите как это доступно и понятно даже для первоклассника


 

4. “Как правильно читать и писать слова с гласными

Я Ё Ю И Е”.

(с мягкими согласными)



Первоклассник не сразу может правильно прочитать слоги с мягкими согласными.

Например, слог МЯ, но помочь ребёнку можно!

Ваш ребёнок уже читает такие слоги, как


МА МО МУ МЫ МЭ


Обратите внимание ребёнка, что в этих слогах согласный звучит твёрдо.

Можно сказать, что так говорит большой медведь.

Он произносит слоги твёрдо!


— А теперь послушай, как говорит маленький медведь!

Он произносит слоги мягко! Давай, дружок, сравним!

Обратите внимание ребёнка на разность в произношении и написании!


МА – произносит большой медведь, (твёрдо).

МЯ — произносит маленький медведь, (мягко).


МО — произносит большой медведь, (твёрдо).

МЁ — произносит маленький медведь, (мягко).


МУ – произносит большой медведь, (твёрдо).

МЮ – произносит маленький медведь, (мягко).


МЫ – произносит большой медведь, (твёрдо).

МИ – произносит маленький медведь, (мягко).


МЭ – произносит большой медведь, (твёрдо).

МЕ – произносит маленький медведь, (мягко).


Поиграйте с ребёнком, проговаривайте слоги с твёрдой согласной. Вы большой

медведь, а ребёнок маленький. Затем поменяйтесь ролями. Составьте слова с этими слогами,

предложения, сочините сказку! Наша цель, чтобы ребёнок услышал, что перед гласными 2

ряда


Я Ё Ю И Е

согласные звучат мягко!

(на письме обратите внимание ребёнка, что между согласной и гласной

2 ряда мягкого знака нет)

Обратите внимание, как ваш ребёнок запоминает лучше: зрительно, на слух или

через тактильные ощущения (прикасаясь, ощупывая). Можно нарисовать, пропеть, вырезать из

мягкой материи или твёрдой бумаги. Включайте свою фантазию. Успехов!


 

 

7. “Как правильно, научить определять звукобуквенный состав

слова”.


 

Чтобы ребёнок грамотно писал, необходимо научить его правильно определять

звукобуквенный состав слова!


Используя метод проговаривания, нужно научить ребёнка слышать каждый

последующий звук в слове.

Работаем с односложными словами (с одной гласной).

ДОМ МОХ ШАР

Например, слово ШАР нужно произнести 3 раза, каждый раз последовательно выделяя

голосом звуки.

—Послушай слово. Назови звук, который я выделяю голосом.


[ШШШАР] (выделяю голосом звук [Ш])


[ШАААР] (выделяю голосом звук [А])


[ШАРРР] (выделяю голосом звук [Р])


—Найдите эти буквы в разрезной азбуке и положите перед собой по порядку, прочитайте

слово.

Таким же образом работаем со словами

ЖУК СЫР МАК РОТ НОС.

Затем со словами, состоящими из 2 слогов, из 3 слогов, и т.д.

Именно эта работа одна из самых важных! Не ленитесь, и Ваш ребёнок будет

самым грамотным! Успехов!


 

8. “Как избежать пропуска согласной”.

(ТОРТ СТРАУС и т.д.)


Если в слове встречаются две, три согласные стоящие рядом – это стечение

согласных — опасное место в слове! Избежать пропуска согласной можно, если проделать

следующую работу.

Например:


КЛЮЧ ФЛАГ СТОЛ КРОТ ТОРТ

КУСТ


 

Слово проговаривает взрослый, ребёнок повторяет. Затем, выделяем гласную

и две согласные стоящие рядом. Произносим часть слова, чётко проговаривая согласные

стоящие рядом, и записываем.

КЛЮ ФЛА СТО КРО

ОРТ УСТ


ОШ КА КРЫ СТРА


Подчёркнутые буквы читаем слитно, образуя слог,

не подчёркнутые, произносим звуки отдельно, по-порядку.


Пишем под диктовку часть слова, затем всё слово.


КЛЮ КЛЮЧ

СТРА СТРАУС


Таким образом, можно избежать пропуска согласной в слове.

Желаю успехов!


 

 

9. Как подготовить ребёнка к изучению темы:

“Безударные гласные в корне”.



Чтобы ребёнок безошибочно определял безударную гласную в слове,

легко подбирал проверочное слово, владел приёмами словообразования и расширял свой

словарный запас, необходимо проводить следующую подготовительную работу.

Отхлопать ритмический рисунок слова, соотнести его с самим словом: хлопаем Х

– громко, х – тихо.

Х СЫР (один слог, одна гласная – ударная)


Х х РЫБА (ударная гласная в 1 слоге) и т.

д.

Х – хлопаем громко, одновременно произносим слог РЫ, звук Ы звучит долго, он

ударный.

х – хлопаем тихо, одновременно произносим слог БА

Таким же образом отхлопываем следующие слова, выделяя голосом ударный слог:


х Х РУКА (ударная гласная во 2 слоге)


х Х ЛЕСОК (ударная гласная во 2 слоге)


х Х х РАКЕТА (ударная гласная во 2 слоге)


х Х х СНЕЖИНКА (ударная гласная во 2 слоге)


Х х х БАБУШКА (ударная гласная в 1 слоге)


х х Х ПЕТУШОК (ударная гласная в 3 слоге)


х х Х х КАЛЕНДАРИК (ударная гласная в 3 слоге)


Научившись выделять ударный слог в слове, ребёнок легко найдёт ударную гласную.

А затем и безударную гласную в корне. Обратите внимание ребёнка, что именно в

корне.

Затем необходимо, с ребёнком образовать ряд родственных слов.

Например:


ЛЕС ЛЕСОК ЛЕСНИК ЛЕСНОЙ

ДОМ ДОМИК ДОМИЩЕ ДОМОВОЙ ДОМАШНИЙ


СТОЛ СТОЛИК СТОЛЯР СТОЛОВАЯ НАСТОЛЬНАЯ


ГУСЬ ГУСАК ГУСЫНЯ ГУСЁНОК ГУСЁНЫШ ГУСЯТИНА и т.д.


СНЕЖОК СНЕЖИНКА СНЕГОВОЙ СНЕЖНЫЙ ПОДСНЕЖНИК

Вышеуказанным способом найдите ударную гласную и покажите безударные

гласные. Затем найдите ту, что в корне. Обратите внимание ребёнка на то,


что безударную гласную в корне, мы слышим и пишем – по-разному,

что гласную под ударением, слышим и пишем — одинаково

Например:

ЛЕСОК

Слышим ударный гласный звук О — пишем гласную букву О.

Слышим безударный гласный звук И — пишем гласную букву Е, так как, проверили словом

ЛЕС, в котором под ударением гласная Е.

Можете в помощь взять словарик “Однокоренные слова”, там Вы найдёте много

примеров. Начинайте с самых простых и поясните толкование незнакомых слов.

Ваш ребёнок обогатит словарный запас, и из ряда родственных слов, найдёт

проверочное слово.

И теперь Ваш ребёнок, без труда справится с одной из важных тем русского

языка “Безударные гласные в корне”. Успехов Вам.


 

10. Как подготовить ребёнка к контрольной работе.


 

Нас радуют успехи детей! Наши дети – самые умные! У них большое

количество знаний! Но они должны, научится их применять! И тогда, наша Любовь и Знания,

помогут им занять Достойное место в Жизни!

Выполняя контрольную работу, ребёнок должен продемонстрировать знания,

которые он получил — в лучшем виде! В дальнейшем, это умение сдавать экзамены и в

школе, и в институте, держать экзамен “по — жизни”.

Первое и самое важное — учить ребёнка самостоятельности в учебе:

а) учить — самостоятельно выполнять домашнюю работу;

б) читать и понимать инструкцию к заданию;

в) нам, взрослым — терпеливо ждать, пока ребёнок сам справится с

заданием;

г) попросить найти свои ошибки и исправить их;

Хороший метод развития внимательности, когда ребёнок побуквенно проверяет

небольшой текст, в котором есть ошибки и исправляет их. Сначала ученик учится находить

чужие ошибки, а затем научится видеть и свои. Но и, безусловно, ребёнка нужно научить

диктовать себе слова – как они пишутся, а не как произносятся. Таким же образом,

проверять написанное. Только так, обучая процессу:

как находить ошибку; как правильно диктовать и проверять,

ребенок пошагово учится проверять свою работу. А в совокупности с психологической

мотивацией ученика: убедить его в том, что при контрольных работах нужно быть особенно

собранным и уметь показать знания, полученные ранее — это даёт хороший результат.

В задании попросите объяснить Вам, что нужно сделать. Дождитесь, пока ребёнок

поймёт, если не понял, пусть прочитает ещё раз и т. д. пока не поймёт. Можно поиграть:

Вы – ученик и не понимаете задание, а ребёнок – учитель и старается Вам объяснить. Если

встретились незнакомые слова, поясните их значение.

Учитывайте темперамент: холерики могут выполнить задание быстро, но с

ошибками – больше развиваем внимательность

(можно попросит подчеркнуть все буквы, например А, на заданной странице и др.)

Флегматики – выполняют медленно, но стараются всё сделать основательно.

Здесь важно автоматизировать работу с большим терпением, так как если сразу требовать

писать быстрее, то ребёнок будет допускать ошибки. Вначале придётся ждать дольше, а

далее установить время, за которое ребёнок должен выполнить задание, постепенно уменьшая

его.

Радуйтесь вместе с ребёнком тому, что он сам нашёл и исправил ошибку – “на

ошибках учатся”.

У ребёнка должен быть мотив, для чего и с какой целью он учится. Часто

ребёнок старается учиться хорошо, чтобы порадовать маму, папу. Любовь родителей к

ребёнку и ребёнка к родителям — это сильнейший стимул.

Если вы регулярно помогали первокласснику, то постепенно учите его

самостоятельности. Дозировано давайте самостоятельную работу и обязательно поощряйте

ребёнка даже за малый успех.

Наши дети хорошо чувствуют профессиональное объяснение и иногда могут не

согласиться с вашим объяснением, не огорчайтесь, а попросите ребёнка рассказать, как они

выполняют задание в школе. И пусть он выполняет также.

Самое главное – научить ребёнка учиться.

Выполняя самостоятельно посильное задание — ребёнок радуется своему успеху и захочет

выполнить более сложное задание, у него появится азарт!

Чем и нужно воспользоваться, не упуская момент — создать творческую атмосферу

самостоятельной работы!

Научившись самостоятельности в учёбе, Ваш ребёнок с успехом справится с

любой контрольной работой!


 

11. Как помочь ребёнку сочинять рассказы.


В будущем ученику предстоит писать сочинения, изложения и др. Тексты

которых состоят из связанных между собой по смыслу предложений. И если мы научим

правильно конструировать предложение и распространять его, то ученик без трудностей,

справится с данной задачей. Можно помочь ребёнку в этом следующим образом.

Каждый первоклассник может составить простое предложение, состоящее из подлежащего и

сказуемого. Чаще это существительное и глагол. Например:


ДЕВОЧКА РИСУЕТ.

рисует (КОГО?)


ДЕВОЧКА РИСУЕТ КЛОУНА.


рисует (ЧЕМ?)


ДЕВОЧКА РИСУЕТ КЛОУНА КАРАНДАШАМИ.


клоуна (КАКОГО?)


ДЕВОЧКА РИСУЕТ ЗАБАВНОГО КЛОУНА КАРАНДАШАМИ.


карандашами (КАКИМИ?)


ДЕВОЧКА РИСУЕТ ЗАБАВНОГО КЛОУНА ЦВЕТНЫМИ КАРАНДАШАМИ.


Мы распространили предложение! Таким же образом можно распространять любое

простое предложение. Вначале помогайте ребёнку вопросами, затем, пусть ребёнок делает

это – самостоятельно.

Например:

Мальчик делает лодочку. (кому?)

Мальчик девочке делает лодочку. (какую?)

Мальчик девочке делает бумажную лодочку. (какой?)

Мальчик маленькой девочке делает бумажную лодочку.


Белочка грызёт. (

что?)

Белочка грызёт орешки. (какая?)

Пушистая белочка грызёт орешки. (где?)

На сосне пушистая белочка грызёт орешки.


 

Здесь нужно обратить внимание на правильную связь слов в предложении, то есть,

правильные окончания.

Таким образом, мы учим ребёнка, правильно конструировать предложение, уметь

задавать вопросы, что немало важно, и обогащаем словарный запас ребёнка.

Чем больше прилагательных ребёнок использует, тем ярче и образней его речь.

Можно помочь ему, используя словарь синонимов и др. Хорошо развивают речь и учат

ребёнка словообразованию — ряды однокоренных слов. Например:


САД — САДОВНИК — САДОВОД — РАССАДА — ПОСАДКА

ВОДА – ВОДИЦА – ПОДВОДНИК –ВОДОЛАЗ – ВОДОПАД — ВОДИЧКА


Синонимов:

Хороший, неплохой, недурной, отменный, отличный, завидный,

первоклассный, стоящий, качественный, классный, что надо.


Чуткий, отзывчивый, внимательный и др.

Таким образом, мы даём ученику “инструмент” для выражения мысли.

Вот такая нехитрая работа поможет ребёнку развить речь.

Желаем успехов!