Почему нельзя ругать ребенка за плохие оценки

Сталкиваясь с тем, что любимое чадо начинает исправно таскать «двойки» и «тройки», мало кто из взрослых по-настоящему задумывается, как можно исправить ситуацию. Единственно верное решение, как считает большинство родителей, лежит на поверхности: отругать, да и все тут! Глядишь, в другой раз будет старательнее. К сожалению, такой подход зачастую приводит к прямо противоположному результату: ребенок, которого обругали на чем свет стоит за случайную «двойку», не начинает учиться лучше, а напротив, окончательно запускает учебу, а порой может даже стать агрессивным. Родители, искренне недоумевая, часто начинают еще сильнее давить на отпрыска — стоит ли говорить, что это лишь усугубляет ситуацию?

С другой стороны, совсем не обращать внимания на плохие оценки ребенка тоже нельзя — расслабившееся чадо в мгновение ока смекнет, что родители дали слабину. Впоследствии «переучить» такого ребенка очень сложно: если вы несколько лет не обращали внимания на дневник вашего школьника, но через какое-то время начали требовать с него хороших отметок, заставить учиться привыкшего «забивать» на учебу ребенка не получится. Мы провели небольшое исследование и выяснили, почему ругать ребенка за плохие оценки нельзя ни в коем случае. Узнать о причинах вы можете, прочитав нашу статью.

Причина первая: оценки не характеризуют человека

pic

Оценки, которые получает ваш ребенок, могут рассказать о многом, но только не о том, каким человеком он на самом деле является. Характеризовать человека, обращая внимание лишь на его оценки, очень глупо, но, к сожалению, именно этим «страдает» большинство родителей: в попытках вразумить собственное чадо они начинают сравнивать его успехи с достижениями какого-нибудь отличника. Такое сравнение заставляет ребенка почувствовать себя плохим (раз у него не получается достичь того же, чего добился гипотетический Вася Иванов), обесценивает его собственные успехи. Ругать своего ребенка только потому, что он получил неподобающую, на ваш взгляд, оценку, ни в коем случае нельзя еще и по той причине, что оценка может не отражать реальных знаний: нередки случаи, к примеру, когда учитель намеренно занижает оценки ребят, чьи родители не вовремя сдали (или не сдали вовсе, хоть это и не обязательно) деньги для классных нужд. К сожалению, до объективного оценивания способностей каждого ребенка большинству школ еще очень и очень далеко, и потому на оценках зацикливаться не стоит: в большинстве случаев они все равно не отражают действительности.

Причина вторая: ребенок может подумать, что вас интересуют только оценки

pic

Если вы ругаете ребенка за то, что он принес не очень хорошую оценку, или же, наоборот, хвалите свое чадо за высокий результат, отмеченный в дневнике, есть риск, что ребенок подумает, будто вас интересуют только школьные успехи. Любому ребенку хочется быть любимым вне зависимости от того, какие успехи он делает в школе. Ругая собственное чадо за плохие оценки, вы, конечно, можете добиться того, что он станет лучше учиться. Тем не менее, вы рискуете спровоцировать у ребенка развитие так называемого детского перфекционизма, или же синдрома отличника: избавиться от него впоследствии будет достаточно сложно.

Причина третья: ругая ребенка за плохие оценки, вы убиваете мотивацию учиться лучше

pic

Почему-то многие родители думают, что страх, который испытывает ребенок, боясь получить плохую оценку, является отличной мотивацией, которая заставляет учиться лучше. Может быть, в некоторых случаях такая «мотивация» и сработает, и вы какое-то время даже сможете наблюдать череду пятерок и четверок в дневнике своего школьника. К счастью или к сожалению, в большинстве случаев угрозы родителей ни к чему хорошему не приводят: заставить ребенка лучше учиться, лишь ругая его за плохие отметки, не получится. Увы, вероятнее всего, вам придется наблюдать исход, совершенно отличный от того, что вы ожидали: ребенок попросту растеряет остатки мотивации, которая могла бы сподвигнуть его учиться лучше. Наказание в этом случае становится бессмысленным, бесполезным и даже вредным: вы не только не добились того, чего хотели, но еще и ухудшили и без того плачевную ситуацию.

Несмотря на то, что полностью игнорировать плохие оценки нельзя ни в коем случае, ругать за них ребенка тоже не стоит: ваши действия могут привести совсем не к тому, чего вы ожидали. Ваша ругань может негативно воздействовать на неокрепшую психику ребенка: ранее мы уже рассказывали о том, почему на детей никогда нельзя кричать. Советы из нашей статьи, которую вы можете прочитать, перейдя по ссылке, обязательно помогут вам переосмыслить свое отношение к малышу и сделать правильный выбор. Расскажите, как думаете вы: стоит ли «муштровать» ребенка, заставляя его учиться лучше ради его же будущего, или же нет? Своим мнением делитесь в форме комментариев на нашем сайте, а также не забывайте нажимать на кнопки: нашей публикацией вы можете поделиться в социальных сетях, и тогда ваши друзья тоже увидят ее  и


На нашем канале в Яндекс.Дзен
всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно
подпишитесь!


05.09.2018 05:42

что сделать, чтобы мама на меня не орала? 

Ни один ребенок не хочет, чтобы родители кричали на него, так как от этого он очень страдает. Вопрос о том, что делать, чтобы мама не орала очень актуален. Существуют методы, благодаря которым удастся избежать родительского гнева, но главное нужно вести себя хорошо, тогда не нужно будет думать над тем, как сделать, чтобы мама не орала. Не стоит забывать и об извинениях за свои ошибки. В этом случае родной человек поймет, что его ребенок становится взрослым.

Первым делом следует разобраться с тем, по какой причине мама повышает голос. Чаще всего родители ругают свое чадо за плохие оценки, невыученные уроки, неудовлетворительное поведение в школе или гостях или мелкие шалости. Устранить это в силах любого ребенка, нужно только захотеть. Более того, важно понять, что взрослые заботятся о благе своего ребенка, поэтому и поступают таким образом. В первую очередь они хотят докричаться до него, так как другими способами это сделать невозможно. Скорее всего, родители пробовали, но это не привело к нужному результату.

Чтобы мама не орала, необходимо хорошо учиться и достойно вести себя в общественных местах. Конечно, бывает, что учитель ставит плохие отметки. В этом случае рекомендуется первым сказать об этом родителям. Наверняка, они высоко оценят честность и не будут выходить из себя. Если же такое произошло, то следует успокоить родного человека, сказав, что еще не все потеряно, плохую отметку можно легко исправить. Свои слова нужно обязательно подкрепить действиями. Очень важно сесть за исправление оценки немедленно. Мама увидит такие старания и будет гордиться своим ребенком. Поступая таким образом раз за разом, можно будет наладить отношения и показать себя уверенным, целеустремленным и честным человеком. Именно это и хотят видеть родители в своих детях. Впоследствии они не будут ругать за подобные проступки, ведь они будут уверены в том, что их чадо все возьмет в свои руки и исправит. Если же сразу после слов об исправлении ситуации пойти гулять с друзьями, то родной человек просто не поверит в то, что чадо предпримет хоть какие-то действия и ситуация повторится.

Когда мама кричит из-за серьезного проступка, то в этом случае следует проявить чудеса дипломатии. В первую очередь стоит признать свою вину. Ведь именно этого и добиваются родители, повышая голос на ребенка. Затем нужно изложить свои доводы, которые побудили поступить так, а не иначе. Возможно, мама примет их и успокоится. Если же этого не произойдет, то нужно попытаться поговорить с ней спокойно. Лучше не впадать в истерику, а сказать ей, что она права. Этот психологический прием используют все дипломаты, так как человек, убежденный в своих силах начинает успокаиваться. Другими словами это притупляет бдительность. Как только эмоции утихнут, можно будет поговорить с родным человеком и попытаться донести свою правоту. В завершении разговора следует сказать, что вина признана, больше этого не повторится. Можно даже попросить прощения у мамы за огорчения и испорченное настроение. Хорошей идеей будет попросить совета или помощи в решении проблемы, сказав, что только она сможет разрешить ситуацию в положительном ключе. Ведь она самая умная, мудрая и красивая. После таких слов ее сердце растает и она простит ребенку все, что угодно. Однако такой прием срабатывает не всегда, поэтому часто пользоваться им не стоит.

Бывает, что мама орет без причины. Это говорит о том, что у нее плохое настроение, возможно, неурядицы на работе. Ей нужно сорвать на ком-то зло. Можно просто пересидеть этот момент в комнате, делая уроки. В этом случае никто из родителей больше не будет придираться. Хорошей идеей будет убраться в доме, пропылесосив пол и помыв посуду.

Если ситуация повторяется изо дня в день, то терпеть такое любому ребенку непросто. Ведь придраться можно ко всему, даже к совершенству. В этом случае единственным выходом будет просто поговорить с мамой. Можно рассказать ей о своих чувствах, о том, что когда она кричит, приятного мало. И дело не в том, что портится настроение, крики очень ранят и хочется просто сбежать из дома. Однако вины ее ребенка в проблемах на работе нет. Наоборот, он является ее союзником, который всегда поддержит ее в самый трудный момент. Любая женщина растает от таких слов. Также рекомендуется сказать о своей любви, обнять и поцеловать родного человека. Впоследствии мама не будет срывать гнев дома. А чтобы ей было приятно возвращаться, следует приготовить в ее отсутствие вкусный ужин. Такой жест она, наверняка, оценит и будет гордиться своим умным и понимающим ребенком, который в будущем станет ее крепкой опорой. Такие хитрости помогут смягчить любого родителя. Впоследствии мама или папа сто раз подумают над тем, поднимать ли голос. Ведь их ребенок прилагает огромные усилия, чтобы они были счастливы.

Чтобы впоследствии не выслушивать крики матери, нужно вести себя достойно, хорошо учиться и отвечать за свои неблаговидные поступки. Также нужно говорить родному человеку о своей любви. Он обязательно оценит эти слова и впредь не будет вести разговор на повышенных тонах. Мама поймет, что ее ребенок — здравомыслящий человек, который может найти выход даже из самых сложных жизненных ситуаций.

Родители ругают за оценки. Что делать?

Молодец умеешь себя защитить. Кстати, спокойно скажи, что они свою школу уже отучили. Твои оценки и аттестат это твоя ответственность и твоя жизнь. И кричать на себя ты не позволишь. Взяли телефон, не дают комп — потерпи. Сдашь экзамены сможешь заработать сам и на телефое и на комп. Попроси не орать на тебя, а хвалить. Ты ведь тоже устаешь.

Дружище, я учился в очень хорошей школе, с прекрасной химичкой. К 11 классу мы прорешали все задачи до третьего курса медицинского института. Никаких 10 листов А4 у нас не было.
Больше тебе скажу, я по профессии учитель биологии и химии. Нет в методике преподавания никаких листов.
Это личные фантазии твоей химички.
Родители хотят тебе лучшего. Просто желают они это так, как умеют. Пойми, их не учили быть твоими родителями.
Добивай свой 11, поступай и спокойно съезжай в общагу.

устрой саботаж

Как достичь успеха в учебе?
● 1-й инструмент: правильное отношение к учебе. Вряд ли у тебя будет желание учиться, если ты не видишь в этом смысла. Поэтому загляни немного вперед. Апостол Павел писал: «Пашущий должен пахать с надеждой и молотящий должен молотить с надеждой получить свою долю».
Но чего ради «пахать», если не видишь в предмете никакой пользы? Может показаться, что из школьной программы тебе пригодится далеко не все,— во всяком случае сейчас. Однако, получив общие знания по различным предметам, ты будешь лучше разбираться в окружающем тебя мире. Благодаря этому ты сможешь стать интересным собеседником, «стать всем для людей всякого рода»
● 2-й инструмент: вера в свои силы. Школа может обнаружить твои скрытые таланты. Павел советовал Тимофею: «Напоминаю тебе как огонь разжигать дар Бога, который есть в тебе» . Очевидно, Тимофей исполнял особое служение в христианском собрании. При этом он должен был неустанно развивать полученные от Бога способности, «дар», и не позволять им пропадать зря. Конечно, твои способности к учебе не дарованы тебе Богом непосредственно. Однако у тебя есть свои, индивидуальные таланты. В школе ты научишься их развивать и даже сможешь раскрыть те способности, о которых и не подозревал.
Не обрекай сам себя на неудачу, думая, что учиться лучше тебе не по силам. Когда лезут мысли, будто ты ни к чему не способен, старайся думать о том, что́ у тебя получается хорошо.
● 3-й инструмент: хорошая организованность. К успеху в учебе нет легких путей. Рано или поздно взяться за учебу придется. Возможно, от одной лишь мысли об этом тебе становится тоскливо. И все же учиться стоит. Немного усилий — и тебе это, возможно, понравится.
Чтобы хорошо организовать себя, нужно правильно распределить время. Не забывай: пока ты школьник, учеба для тебя — главное
СОВЕТ
Приступая к изучению, просмотри материал в целом. Подзаголовки помогут тебе сформулировать вопросы к материалу. По ходу чтения отыскивай на них ответы. В конце попробуй вспомнить, что прочитал.
Создай себе место для занятий. Убери все, что отвлекает. Если возможно, сиди за письменным столом. Не включай телевизор.
Сначала главное. Учеба — важное дело, поэтому твердо реши, что не будешь смотреть телевизор, пока не сделаешь уроки.
Не тяни резину. Составь четкое расписание для домашних заданий и придерживайся его.
Составь план. Подумай, с какого предмета начать, какой будет вторым, третьим и так далее. Составь список и отведи на каждый предмет определенное время. Вычеркивай то, что сделано.
Делай перерывы. Если чувствуешь, что устал, сделай небольшой перерыв. Но как можно скорее возвращайся к урокам.
Верь в свои силы. Хороший ученик отличается от плохого не умом, а трудолюбием. Ты можешь добиться успеха! Постарайся — и убедишься в этом сам.

Почему родители ругают за плохие оценки?

Родители очень хотят, чтобы их ребенок был самым лучшим. Вот и выражают свои переживания в такой форме.
Как умеют… .
Запомните, и не повторяйте этих ошибок со своими детьми…

это у всех так не переживай так

Если бы не ругали, это бы стало в порядке вещей у школоты ( Приносить плохие оценки и замечания) , что в принципе и происходит в это время, Воспитание должно быть!

Французские ученые из Университета Пуатье опровергли распространенное заблуждение о том, что успехи в учебе свидетельствуют о высоком уровне знаний, а неудачи и ошибки являются признаком низкого уровня. Из-за такой точки зрения страдают многие школьники и студенты, начинающие бояться делать ошибки.
Психологи провели три эксперимента с участием шестиклассников. В первом испытании им сначала предложили решить очень сложные анаграммы, с которыми у них не было шанса справиться. Потом с половиной детей провели беседу о том, что учиться — тяжело, и невозможно пройти весь этот путь без ошибок и неудач, совершать их — абсолютно нормально. Со второй группой просто обсудили сделанные ошибки. После этого школьники прошли специальный тест на определение эффективности работы памяти. У первой группы результат оказался выше чем у второй, и чем у контрольной группы, которая не решала анаграммы.
Следующие два эксперимента напоминали первый, но по их итогам у детей проверяли уровень понимания текстов. Лучшие показатели были у тех, с кем перед испытанием говорили о важности ошибок в процессе обучения.
Ученые считают, что такое улучшение почти наверняка носит временный эффект, но если с детьми регулярно беседовать о естественности ошибок, а не ругать за них, то можно повысить успеваемость — ребенок станет более уверенным в своих силах и перестанет отступать перед трудностями. Родителям и учителям надо помнить, что важен общий прогресс, а не конкретный балл в дневнике.

если бы не ругали то ты не поступил (а) бы в университет и на работу

Французские ученые из Университета Пуатье опровергли распространенное заблуждение о том, что успехи в учебе свидетельствуют о высоком уровне знаний, а неудачи и ошибки являются признаком низкого уровня. Из-за такой точки зрения страдают многие школьники и студенты, начинающие бояться делать ошибки.
Психологи провели три эксперимента с участием шестиклассников. В первом испытании им сначала предложили решить очень сложные анаграммы, с которыми у них не было шанса справиться. Потом с половиной детей провели беседу о том, что учиться — тяжело, и невозможно пройти весь этот путь без ошибок и неудач, совершать их — абсолютно нормально. Со второй группой просто обсудили сделанные ошибки. После этого школьники прошли специальный тест на определение эффективности работы памяти. У первой группы результат оказался выше чем у второй, и чем у контрольной группы, которая не решала анаграммы.
Следующие два эксперимента напоминали первый, но по их итогам у детей проверяли уровень понимания текстов. Лучшие показатели были у тех, с кем перед испытанием говорили о важности ошибок в процессе обучения.
Ученые считают, что такое улучшение почти наверняка носит временный эффект, но если с детьми регулярно беседовать о естественности ошибок, а не ругать за них, то можно повысить успеваемость — ребенок станет более уверенным в своих силах и перестанет отступать перед трудностями. Родителям и учителям надо помнить, что важен общий прогресс, а не конкретный балл в дневнике.

А вы ругаете за плохие оценки? — запись пользователя Екатерина (KateDvor) в сообществе Здравствуй, школа! в категории Оценки

В моем детстве меня мама ругала даже за четверки. Я панически боялась получить четверку в начальной школе, а уж тройка это было что-то навеки позорное. Но благодаря этому я училась на пятерки в начальной школе. 5-6 класс я была просто хорошисткой. А вот после 8 класса оказалась в школе, где хорошая учёба не пользовалась популярностью, а класс был очень слабый. Я быстро поняла, что хорошо учиться не обязательно, учителя особо не спрашивали с нас, а мама ослабила контроль, т.к.вышла на работу. В итоге школу я закончила с тремя тройками и мне было пофиг. Оставалась мне пойти в гуманитарную среду , где м прибываю до сих пор)

Я твердо решила что ругать за оценки детей не буду. Буду воспитывать мотивацию и все такое. В итоге дочка учится на одни тройки. Я понимаю что ей тяжело всвязи с особенностями (прием противоэпилептических препаратов всю начальную школу...) Но так же я вижу, что вот это моё снисходительное отношение к оценкам вообще расслабило ее.

Хоть и говорят сейчас учителя, что нельзя ругать за оценки и вообще, мол, это не показатель. Но ведь по оценкам видны усилия ребенка.

В общем, прошли 4 года начальной школы. Но у меня нет единого понимания , как же поддерживать мотивацию к учебе, сохранив свою психику и психику ребенка?

Интересно мнение родителей: влияет ли успеваемость класса на успеваемость ребенка? Влияет ли учитель? Влияет ли школа и обстановка в семье?

Запрещается ли вы гаджеты, если учёба сильно ухудшается?

Я все же сделала вывод, что строгость должна быть определенно, иначе ребенок быстро понимает, что необязательно стараться.

Хотя в первом классе я боялась убить интерес к знаниям строгостью и требовательностью. Но сейчас считаю это ошибкой.

Сын собирается в первый класс. Он уже отучился в музыкалке в нулевом классе на одни пятерки и в школе тоже хочет получать одни пятерки. Сам хочет. И я буду это поддерживать. И может быть даже, ругать иногда за четверки. Потому что знаю, что он точно может учиться хорошо.

В опросе в моем понимание "учится плохо" это с тройками. А то для некоторых "плохо" это пара четверок в четверти))))

Что сказать маме что бы не ругала за двойку??

Между делом так скажи… Мам, а мы школе …что-нибудь там (ходили на субботкик, в театр, квн придумали), а вот когда была математика Марь Иванна такой злой была, что просто так взяла первый попавшийся дневник и двойку влепила! Эта девочка так расстроилась, даже плакала. Так вот эта девочка — я… Мама все оймет! 😉

Мамочка я исправлю-банально. Вопрос такой а ты её уже сказала?

Сказать, что тебе это на пользу. Ты поняла, где допустила ошибку. раскаялась, и уже делаешь работу тад ошибками. Стремишься к пятерке 🙂

Скажи, что ты беременна, она про двойку сразу забудет!

Мам у меня 5 по такому-то предмету, 4 по такому.. . ну и подумаешь схлопотала двоечку )))

За все в этой жизни приходится платить. К приходу матери наморщи ум и скажи уже учу, завтра-послезавтра исправлю.

Лучше скажи! лучше будет — поверь!

В каком ты классе? Я в 11 и то ничего за двойку не получаю. Я просто потом пойду в школу и исправлю.

Скажи, что попалась под горячую руку училке.

когда я училась в школе, я ей говорила только тогда когда исправляла!)))))) ) всегда проходило и даже мне ниче не говорили, хотя мама строгая!)))))))))))))

Честность и наличие информации — лучшее оружие, даже против мамы. Если ты получмла двойку, признай свою и вину — это будет менее сокрушительно для мамы, чем вранье. Правдв все равно всплывет. А мама просто хочет хорошего для тебя. Немного поругается и все. Главное искренность и честность в общении с родителями

скажи училка дура! и обматери ее… она тя уже за другое ругать будет

поругает- не убъет, скажи честно

Громко заплачь,бейся головой об стенку и говори что нет смысла в жизни,когда мама узнает что за проблема,ругать уже не будет

Сделай уборку, приготовь ужин, помой посуду, а потом и скажи…ох устала… пойду позанимаюсь… надо ведь двойку исправить…

Никого ещё за двойки не убили.Так и скажи ,получила по такому -то предмету «2»,причина такая-то.Ты понимашь что расстроила маму ,но и сама расстроена не меньше и поэтому обещаешь выучить материал и обязательно исправить.

Скажи. что уже поняла в чем были ошибки и договорилась с учителем исправить двойку.

Подходим к маме начинаем чтото делать и со скоростью 500 слов в секунду говорим про двойку и про то что её сразу же исправили (если у вас есть хорошие отметки) и с вероятностью в 80-65% вас не поругают. я конечно хорошист но и у меня бывают плохие дни но этот способ всегда прокатывал.

исправь замазкой

Я хоть и хорошистка, но в таких ситуациях сначала исправляла, а потом уже говорила.
Получается, что ругать не за что.

Гений или разгильдяй? Стоит ли ругать ребенка за двойки — Рамблер/новости

Сегодня только отличные оценки и результаты ЕГЭ стали самоцелью для многих родителей. Однако так ли опасны двойки и тройки, ведь из «плохих учеников» выросло немало компьютерных гениев, миллиардеров и даже президентов. Так стоит ли ругать ребенка за плохие оценки? Как подготовиться к экзаменам и сохранить нервы? И почему плохие результаты ЕГЭ это не крест на будущей карьере? Об этом AIF.SPB.RU рассказал Роман Демьянчук, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики СПбГУ.

«Вот вырастешь — поймешь»

Ольга Сальникова, AIF.SPB.RU: — Как правильно реагировать на плохие оценки ребенка?

Роман Демьянчук: — Ругать за оценки неправильно. Ведь оценка — не самоцель, а инструмент педагогического воздействия на ребенка. Кроме того, это результат не только способностей конкретного школьника, но и организации его учебного процесса, в котором активно участвуют родители. Поэтому ответственность за систематические двойки лежит и на них тоже. В этой ситуации нужно не кричать и придумывать различные наказания, а разобраться в причинах. Возможно, ребенок пропустил какой-то материал и теперь все больше путается в предмете, или у ребенка конфликт с учителем, а, может, и вовсе потерян интерес к учебе. Нужно поговорить с ребенком, классным руководителем, школьным психологом. Спокойно спросите школьника, почему, на его взгляд, так получилось и как можно исправить ситуацию. И такие доверительные беседы не должны быть единичными и всегда связанными со школьной жизнью. Нужно разговаривать с ребенком и без очевидного повода, находиться в непрерывном диалоге: обмениваться информацией о своих переживаниях, книгах, кино… Сегодня у многих родителей на это нет времени, и функция общения плавно переходит к гаджетам. А дети, и особенно подростки, часто не могут напрямую озвучить проблемы, с которыми сталкиваются. Иногда они заходят издалека, чтобы приблизиться к вопросу, который их действительно интересует. Нам же это кажется несущественным, мы отмахиваемся, выдаем механические ответы: «Тебя сейчас не это должно волновать», «Вот сдашь ЕГЭ, поступишь, а потом и поговорим» или «Вот вырастешь — поймешь», «Я был таким же и ничего, пережил, как и миллионы вокруг»… Такие штампы отталкивают ребенка и он все меньше доверяет свои проблемы взрослым, замыкается в себе, выдает односложные ответы и на простые, и на сложные вопросы. И родители получают зеркальную ситуацию.

— Как поступить, если у ребенка действительно конфликт с учителем, и он считает, что ему специально занижают оценки?

— Теоретически такая ситуация возможна, но я бы не спешил полностью доверять словам ребенка. Нередко дети, руководствуясь не злым умыслом, а психологической защитой, винят в своей неуспеваемости учителя. Некоторые и совершенно осознанно могут манипулировать такой позицией, чтобы избежать наказания или неприятной беседы. Нужно проанализировать, как ребенок успевает по другим предметам, действительно ли плохие оценки выставляются только одним педагогом, как у него складываются отношения с этой учебной дисциплиной… И проблему надо решать непосредственно в «поле» — самой школе. Только домашними советами порой не обойтись. Поддерживайте контакт с учителями — они сами за это всегда ратуют. Но, к сожалению, сегодня мы слишком заняты и нередко игнорируем родительские собрания, другие школьные мероприятия и попытки педагогов выйти на контакт.

— Учителя жалуются, что они вынуждены заполнять столько бумажек, что им не до детей…

— Заполнение документов — неотъемлемая часть жизни педагога. Это позволяет структурировать цели, задачи и содержание урока, что важно, особенно для молодых учителей. Учителю необходимо определить приоритеты, сделать урок интересным, личностно ориентированным. Но любые инструменты работают только в руках мастера, человека, которому интересно, который вдохновлен. И вдохновение не зависит напрямую от объема документации или, скажем, заработной платы. Если учитель действительно хочет учить, должен выполнять формальные требования, которые позволяют ему это делать.

ЕГЭ без нервов

— Если у ребенка нет способностей к определенному предмету. И учитель хороший, и репетитора наняли, но математика никак не идет…

— Для того чтобы ребенок успевал по всем предметам — совершенно не нужно иметь уникальные способности. Школьные программы рассчитаны не на вундеркиндов, а на среднестатистических детей. И зачастую проблема кроется в отсутствии не способностей, а налаженного процесса учебы: последовательного усвоения знаний, которые дает школа и закрепления их во время домашней работы.

Конечно, ребенку бывает трудно справляться с определенной дисциплиной, и необходимы дополнительные занятия с педагогом. Но часто, ссылаясь на отсутствие способностей, родители пускают этот вопрос на самотек. Другой вопрос, в случае, когда мы точно видим, что у ребенка большая тяга, например, к литературе, а способности в математике невелики — не стоит от него требовать пятерок, участия в математических олимпиадах и 100 баллов на ЕГЭ по этому предмету.

— Скоро дети как раз будут сдавать ЕГЭ, многие очень нервничают, боятся не набрать нужное количество баллов. Иногда это приводит к страшным трагедиям. Как правильно подготовится к экзаменам?

— Нужно поддержать ребенка, создать ощущение безопасности, дать понять — его любят вне зависимости от результатов ЕГЭ. Когда школьник знает, что его всегда поддержат и поймут — предэкзаменационное напряжение снижается. Сегодняшняя система подготовки к экзаменам, при условии хорошего задела и достойного отношения к учебе, вполне позволяет получить высокие баллы. На фоне душевного благополучия. Совсем избавить детей от переживаний невозможно, так как экзамен — это всегда стресс, а ЕГЭ
двойной, причем для всей школы. Ведь от его результатов во многом зависит будущее ребенка. Поэтому, с одной стороны, создайте условия, чтобы он обладал системными знаниями для сдачи экзамена, с другой, объясните, что оценка — не самоцель, недобор баллов — не трагедия всей его жизни. Всегда есть перспектива и множество вариантов самореализции: можно подать документы в несколько вузов, выбрать среднее профессиональное образование… Не стоит манипулировать чувством любви ребенка к родителям и создавать впечатление, что чем больше пятерок он принесет, тем больше любви получит.

Ну и в другую крайность — полную свободу и безразличие к результатам учебы школьника — бросаться тоже не надо.

«Домашку сделает папа»?

— Нужно ли помогать ребенку делать домашнее задание, если да, то в какой степени? Ведь многие родители и задачи решают, и поделки мастерят до утра…

— Помогать — не значит делать за него. Есть предметы, которые ребенок может не сразу освоить. Здесь помощь родителей в первую очередь в психологической поддержке: быть рядом, помочь решить сложную задачу. Что греха таить, сегодня содержание многих учебных дисциплин подавляющему большинству взрослых просто недоступно. Не каждый вспомнит всю когда-то пройденную школьную программу. И не каждый эрудит в содержании всех школьных предметов. Однако это не значит, что нужно махнуть рукой. Например, если родитель не знает иностранного языка, он диалог вряд ли поддержит. Но ведь может взять учебник, диктовать на русском, а ребенок будет переводить, или задавать вопросы на русском и получать ответы на английском. Можно просто послушать, как школьник воспроизводит усвоенную информацию, обсудить ее, поискать вместе примеры из жизни, собственного опыта.

— Как вы считаете, проще ли найти хорошую работу и свое место под солнцем обладателям красных дипломов и золотых медалей? Говорят, наоборот — двоечники более ушлые и хорошо устраиваются…

— В поисках ответа на этот вопрос, проводилось немало исследований. И, как показали их результаты, красный диплом — не гарантия светлого будущего. Сейчас успех определяется не столько оценками, сколько способностью организовывать свою собственную жизнь, реализовывать на практике приобретенные знания, усваивать новое и гибко реагировать на изменяющиеся условия. Без этого медаль станет лишь украшением на полке. Поэтому сегодня старшеклассникам важно уметь самостоятельно учиться, определять цели и задачи в образовании и в жизни, стараться самим добывать информацию, связывать разные ее блоки воедино. Это гораздо важнее, чем просто честно отсидеть все уроки в школе.