Анализ сказки Заюшкина избушка
Русскую народную сказку Заюшкина избушка знают все. И, казалось бы, нет в ней никакого сакрального смысла, потому как предназначена она для самых маленьких. Но это не так.
Ранее эта сказка называлась Лиса, Заяц и Петух, соответственно имела некий более глубокий смысл несущей морали. Нынешнее название упрощено и акцентирует внимание на домике зайца, упрощает задачу восприятия для самых маленьких почитателей сказок.
Главные герои сказки – это заяц, лиса и петух.
Заяц и петух являются положительными героями, но с совершенно разными характерами. Заяц символизирует мягкую доброту, терпимость и кротость. Его герой покоряется ситуации, считает себя слабым и безвольным.
Петух же наоборот, олицетворяет жесткую доброту, доводящую до жестокости, адекватную и справедливую. Опять же, здесь понятие справедливости в ранних народных сказках часто сводилось к жестокости.
Заяц, как прообраз всего светлого и первозданного в этом мире повторяет библейское бытие всего, что было до грехопадения. Лисица же, наоборот, приходит как более сильное зло, стервятник, ничего не созидающий сам, а живущий за счет других.
Нежный зайчик, впервые столкнувшийся с такой проблемой, как социальный паразитизм, впадает в горе. Он еще не знает, как с этим бороться. Проблема злого умысла – лисица, крупнее и сильнее зайчика, которого жизнь пока не научила смекалке выживания с такими личностями в социуме. Возможно, символизировать зайца с несмышленым ребенком, который только вступает во взрослую жизнь.
Тут на сцену вступает петух как дух просвещения, справедливости, отваги, смелости и умения выживать. Это именно те качества, которых не хватает зайцу для ощущения себя полноценным членом общества. Петух выступает как моральная поддержка, вера в собственные силы и собственную значимость.
Вместе с зайцем, они находят выход из ситуации, завершают ее положительно для зайца. И зло отступает.
Моралью сказки можно назвать то, что при достаточной вере в собственные силы, при поддержке друзей, которым можно довериться.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Заюшкина избушка
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Айвазовского Девятый вал
Айвазовский любил море. Причём, он писал картины не с натуры, а в мастерской, по памяти. Но от этого они не становятся хуже. Они так точно передают все детали, что похожи на фотографию.
- Портретный очерк — сочинение
Моя мама самая красивая, чудесная, добрая, умная, милая, творческая, интеллигентная, понимающая, умная, чуткая, вдумчивая, модная, стройная, веселая, озорная и нежная.
- Сочинение по картине Решетникова Опять двойка 5 класс
Картину Опять двойка Ф. Решетников написал в 1952 году. Недавно закончилась война, и детям нужно было получать образование.
- Сочинение Кудряш в пьесе Гроза Островского
Одним из второстепенных, тем не менее, значимых персонажей «Грозы» Островского, является Иван Кудряш. Как устоялось в русском народном творчестве, обычно Иваны выступают дурачками
- Анализ произведения Критики Шукшина
В рассказе Шукшина критики перед читателем предстает трогательная картина отношений дедушки и внука, которые увлекаются просмотром различного кино в деревенском клубе.
Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и заяц».
Конспект занятия
Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и заяц».
Цель:учить детей входить в роль; изображать героев сказки; Воспитывать артистические качества.
Игровое упражнение
Материалы: магнитная доска, магниты, картинки из сказки «Лиса и заяц», книжка с русской народной сказкой, маски героев.
Вводная часть:
1.Организационный момент.
.Вступительная беседа.
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к сказочным героям, а поможет нам в этом русская народная сказка.
-Давайте вспомним, кто придумал русские народные сказки? ( народ)
-Правильно! Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение, и до нас многие дошли. Давайте их вспомним. ( «Колобок», «Теремок», «Гуси- лебеди», «Курочка ряба», «Маша и медведь» и т.д.)
-Молодцы,ребята! Много русских народных сказок вы знаете. Сегодня мы познакомимся ещё с одной. Догадайтесь, как она называется. Для этого надо отгадать загадки.
По полю скачет – ушки прячет,
Встанет столбом-ушки торчком.(заяц )
Это что за зверь лесной
Встал,как столбик под сосной?
И стоит среди травы –
Уши выше головы? ( заяц)
Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый – краса!
А зовут её…(лиса).
-Как называется сказка? ( «Лиса и заяц»)
-Вспомните потешки про лису и зайчика.
Шла лисичка по мосту, несла вязанку хворосту. Вытопила баньку, выкупала Ваньку. Посадила в уголок, дала сладкий пирожок.
Зайчишка- трусишка по полю бежал,
В огород забежал.
Морковку нашёл,
Капустку нашёл.
Сидит, грызёт.
Иди прочь- хозяин идёт.
Основная часть:
4.Работа по сказке.
-Вам понравилась сказка?
Чем она вам понравилась?
Чему нас учит эта сказка? (доброте, дружбе, справедливости)
-Подумайте, какие пословицы подойдут? (Друзья познаются в беде. В настоящей дружбе так- сам пропадай, а друга из беды выручай. Кто дрожит- тот и бежит. Лиса хитростью берёт. Друга ищи, а найдёшь- береги.)
-Подбор синонимов к словам из сказки…
-Как можно сказать по- другому? (лубяная избушка- сделанная из дерева;заревел- зарычал; плакать-рыдать,хныкать,заливаться слезами.) Ласковые слова: заяц- зайчонок,заюшка, зайчишка,зайка,зайчоночек. лиса- лисичка, лисонька.
-На доске картинки. Нужно расставить их в правильной последовательности.
5.Беседа по вопросам.
-Как начинается сказка?
-Какое жилище было у зайца, а какое у лисы?
-Что случилось весной?
-Что сделала лиса?
-Какие звери хотели помочь зайчику выгнать лису?
-Объясните слова «пойдут клочки по закоулочкам»
-Смогли они ему помочь?
-Кто помог зайчику выгнать лису?
-Объясните слова «без памяти выскочила».
-Какую песенку пел петух?
-Чем закончилась сказка?
Пальчиковая гимнастика: «В гостях у зайки».
В гости к зайчонку зверята пришли,
Зайке в подарок они принесли:
Медведь — голубику,
лисичка- чернику,
Волчонок — бруснику,
а маленький ёжик принёс землянику.
Подарки зайчонок свои получал
И мёдом с малиной друзей угощал.6.Пересказ сказки с опорой на картинки.
6. Инсценировка сказки.
Заключительная часть:
-Ребята, что мы делали на занятии? (читали сказку, расставляли картинки в правильной последовательности, отвечали на вопросы.играли в игру, пересказывали сказку)
Конспект урока «Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»1 класс УМК «Перспектива»
План-конспект урока литературного чтение1 класс УМК «Перспектива»
Раздел «Здравствуй, сказка!»
Технологическая карта урока
Цель темы
Формирование эмоционального восприятия художественного произведения и поступков литературных героев.
Задачи урока
Формировать умение осмысленного чтения.
Показать на примере литературного произведения необходимость бороться, преодолевать трудности, выдерживать жизненные испытания стойко.
Формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нем ответы на вопросы.
Развивать аналитические способности, предполагающие наблюдение и анализ сложившейся ситуации.
Развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение.
Основные понятия
Сказка как жанр, экспозиция, зачин, развязка
Межпредметные связи
литературное чтение, окружающий мир
Ресурсы:
— основные
— дополнительные
учебник «Литературное чтение» 1 класс, часть 1
Компьютер, выставка книг «Русские народные сказки», иллюстрации.
Организация урока
Слово учителя, выразительное чтение, аудирование, аналитическая беседа, стилистический и композиционный анализ; работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах
Технология проведения
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Обучающие, развивающие и диагностирующие задания
каждого этапа
Формирование универсальных учебных действий каждого этапа
I этап. Организационный момент.
цель–создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную обстановку.
Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись, а также нашим гостям.
Тихо сели. Настраиваемся на урок.
-У нашего друга Смайлика прекрасное настроение, он вновь пришёл к нам на урок получать новые знания. Покажите какое у вас настроение, улыбнитесь друг другу, замечательно, вперёд за знаниями.
Регулятивные УУД
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности
Личностные УУД
формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей .
II этап
Актуализация знаний
цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности
Организовать фронтальную работу, учить школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
На доске:
Внекоторомцарствевнекоторомгосударстве
Жилибылидеддабаба
Жилибылистариксостарухой
-Разделите строчки на слова.
-Что вы заметили?
-Какие предложения получились? (Это слова из сказок. Это начало сказки — зачин)
-Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в мир сказок. А что такое сказка? (Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.) Давайте вспомним из каких частей состоит сказка.(Зачин ,основная часть ,концовка)
Работа в группах (ряд)
Игра «Составь пословицу»
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Сказка — ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок.
— Какие бывают сказки?
Угадайте сказку («Литературное чтение» с .53-54, )
-Какие это сказки? (русские народные)
Коммуникативные:
Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.
Личностные УУД
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
III этап
Проблемная ситуация
Цель — постановка учебной задачи.
Организовать работу по
определению темы урока
Организовать фронтальную работу с классом в форме опроса
Работать с информацией, представленной в форме опроса
-Прочитайте названия книг на выставке.
-Кто нарисован на обложках?
-Как вы думаете, это сказочные звери или настоящие?
-Как вы поняли, что же мы будем читать на уроке?
-Верно. Мы будем читать русские народные сказки о животных.
-Что мы можем рассказать о героях русской народной сказки? Какие они?
— Кто в сказке оказывается злым, а кто добрым?
В сказках животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими-либо человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью, жадностью, щедростью.
Недаром говорят:
Хитёр как ….(дети договаривают) лиса.
Труслив как…(заяц)
Голоден как…(волк)
Болтлив как…(попугай)
Здоров как… (бык)
Упрям как… (осёл)
Колюч как…(ёж)
Подготовка к восприятию русской народной сказки «Лиса, заяц и петух».
-Прочитайте название сказки. Стр. 66
-О ком будет рассказываться в этой сказке?
Рассмотрите иллюстрации. Кто, кроме лисы, зайца, петуха, изображен на иллюстрации?
-Знакома ли она вам? Хотите её послушать?
Познавательные:
исследование, поиск и отбор необходимой информации.
Регулятивные:
формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
IV этап. Изучение нового материала.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Ориентировочная беседа.
цель — заинтересовать детей чтением; отрабатывать навык чтения целыми словами.
Аналитическая беседа
цель-развитие эмпатии и полноценного восприятия;
развитие духовного мира ребёнка
Исследование языка сказки
цель-совершенствование устной речи школьника
V этап. Обобщение по теме урока
цель – продолжение работы со сказкой
в следующих формах:
-выразительное чтение
VI этап.
Итог урока.
VlI этап.
Рефлексия деятельности.
цель – подвести итог проделанной работе на уроке.
Рекомендации по
домашнему заданию
Включить учащихся
в работу по заданной проблеме
Организовать фронтальную работу по учебнику
Организовать работу в парах
Проводит работу по определению главной мысли произведения
Работают коллективно.
Участвуют в обсуждении задания.
Осуществляют контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Учащиеся распределяют роли в группе; планируют свою деятельность
Участвуют в обсуждении содержания произведения во фронтальном режиме
Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.
Выразительное чтение сказки учителем.
-Понравилась ли сказка?
-Оправдались ли наши предположения?
Перечитывание сказки учащимися (учебник стр.66-69)
—Назовите героев сказки. Почему не все они вынесены в название? Можно ли было назвать сказку «Лиса и заяц»? Подтвердите свой ответ текстом.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Сказку знаем мы, ребята,
Под названьем «Репка».
Дед садил её когда-то
Выросла репка крепка.
Репку мы теперь посадим,
С ней, конечно, же, мы сладим.
Вы вставайте-ка, ребятки,
Друг за другом по порядку.
Дед у нас ведь не простой,
А зовут его «Король».
«Королева» — бабка,
Будет репка сладка.
А за бабкой внучка — «слон»,
Он слонятам шлёт поклон.
Жучка лает, Жучка злится,
В коня ей надо превратиться.
Ну, а кошка-то, ха-ха,
Ведь сейчас она «ладья».
Пышечка осталась,
Пешка ей досталась.Репка славная у нас,
Просто чудо, просто класс!
Шахматную репку
Мы запомним крепко.
Работа по характеристике героев выполняется в парах:
1.Давайте вспомним , а какой же характер у лисы и остальных героев сказки . Поработайте в парах.
Вывод. Итак, давайте сделаем вывод:
Лиса – хитрая, умная, находчивая, уверенная в своих силах.
Заяц – добрый, отзывчивый, трусливый, трудолюбивый.
Собаки – смелые, отзывчивые, трусливые.уверенные в своих силах.
Медведь – отзывчивый, смелый, уверенный в своих силах.
Петух — хитрый, умный, находчивый, уверенный в своих силах.
Кто из персонажей обладает одинаковыми качествами?
Лиса — умная и хитрая, и Петух — умный и хитрый.
3.Почему же Петух побеждает? ( Потому что он стоит на страже добра, мира и справедливости, он защищает слабого зайца, значит, ему по праву и достаётся победа.)
-Какими чертами характера людей наделены эти персонажи в народных сказках?
Работа над сюжетом и композицией сказки.
1.Расскажите, что происходит в сказке. О чём в ней повествуется?
2.На какие части можно разделить сказку?
3.С чего начинается сказка?
4.Какое событие лежит в основе развития сюжета? (завязка сказки — конфликт между зайцем и лисой)
5.Кто помогает зайчику в беде?
6.Кто смог выгнать лису? Почему?
Выразительное чтение.
-Передайте при чтении настойчивость петушка, его терпение, желание — во что бы то ни стало помочь зайчику.
— Можно ли зайчику дать совет: «Не падай духом!»? Подтверждается ли он в сказке?
-Подумайте, что общего в поведении собаки и медведя. Чем отличается поведение петушка? Прочитайте.
-Вспомним, сказка-то народная. Народ верит в победу добра над злом. Бывает ли так в жизни?
-Чему учит нас сказка? ( Сказка учит: «Поступай по справедливости — и победа всегда будет за тобой»)
Работа в группах
-Прочитайте пословицы. Какие из них подходит к нашей сказке?
Без беды друга не узнаешь
Сила сломит всё, а ум — силу.
Как аукнется, так и откликнется.
За добро добром и платят.
На языке медок, а на уме ледок.
За правое дело стой смело.
-Какое настроение у вас к концу урока, понравилось ли вам работать?
— Что вам особенно понравилось? (Ответы детей.)
-С каким жанром литературы работали?
— Какое другое название у этой сказке? (Заюшкина избушка)
— Кто доволен сегодня своей работой? Молодцы, ребята! Вы активно работали, старались читать правильно целым словом, давали полные ответы, по-настоящему были внимательными и думающими читателями.
Нарисовать иллюстрацию к сказке.
Регулятивные:
умение слушать в соответствии с целевой установкой.
Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
Коммуникативные: умение договариваться, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя.
Личностные:
умение выражать свои чувства, мысли,
проявлять эмоциональную реакцию на текст.
Познавательные: умение
извлекать информацию из текста.
Регулятивные:
учиться высказывать своё предположение
Коммуникативные: определение способов взаимодействия, оценка действий других, умение полно и точно выражать свои мысли
Личностные:
нравственно-этическое оценивание содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих нравственный выбор.
Личностные:
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа): НОД по развитию речи на тему: «Лиса и заяц»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок» г. Чадаана Дзун-Хемчикского кожууна
Конспект открытой занятии старшей группы
Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и заяц»
Воспитатель: Ооржак Ч.Э.
г. Чадан – 2018г
Открытое занятие старшей группе
Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и заяц»
Цель: Познакомить детей русской народной сказкой «Лиса и заяц». Активизировать словарный запас; совершенствовать умение детей отвечать на вопросы к тексту связными полными предложениями; развивать речь детей; воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Словарная работа: хворост.
Оборудование и раздаточный материал: Магнитная доска, магниты, картинки из сказки «Лиса и заяц», книжка с русской народной сказкой, кукольный театр, модель ледяного и деревянного домов, шапочки зайцев ИКТ.
Ход НОД
Организационная часть.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в гости к сказочным героям, а поможет нам в этом русская народная сказка.
— Давайте вспомним, кто придумал русские народные сказки? (Ответы детей). Народ.
— Молодцы, ребята! Правильно! Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение, и до нас многие дошли. Давайте их вспомним.
— Какие русские народные сказки вы знаете? (Ответы детей). Молодцы!
— «Колобок», «Теремок», «Три поросенка», «Курочка Ряба», «Маша и медведь» и.т.д. Много русских народных сказок вы знаете. Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной сказкой. Догадайтесь, как она называется. Для этого надо отгадать загадки. Слушайте внимательно ребята!
По полю скачет – ушки прячет,
Встанет столбом-ушки торчком.
Кто это? (Ответы детей). Правильно, это заяц.
Это что за зверь лесной
Стал как столбик под сосной?
И стоит среди травы –
Уши выше головы
— Чьи уши длинные? (Ответы детей). У зайца, молодцы ребята! Какие вы умные! Отгадайте еще одну загадку!
Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый – краса! А зовут ее…(Ответы детей) Лиса. Молодцы! Про кого были загадки? (Ответы детей) Лиса и заяц. (Воспитатель показывает на слайдекартинки русской народной сказки «Лиса и заяц»).
— Сначало слушайте меня внимательно, я расскажу потешки про лису и зайца.
Шла лисичка по мосту, несла вязанку хворосту. Вытопила баньку, выкупала Ваньку. Посадила в уголок, дала сладкий пирожок.
— А теперь повторяйте за мной, ребята! (дети повторяют потешку вместе воспитателем).
— В этой потешке есть слово – «хворосту», это тонкие ветки деревьев.
Основная часть.
(Чтение сказки. Воспитатель рассказывает сказку с помощью кукольного театра).
Работа по сказке.
Игра «Поставь в правильной последовательности».
На столе лежат отдельные картинки из сказки. Нужно расставить их в правильной последовательности. С помощью картинок дети рассказывают сказку, а воспитатель их дополняет.
Физминутка
Под музыку «В гостьях у сказки»
— Я ладошками взмахну, вас в зайчишек превращу.
Были ребятишками, станьте вы зайчишками!
Встаньте, зайки, улыбнитесь! Выше, выше подтянитесь!
Ну-ка, плечи распрямите, поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись, лап коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали и на месте поскакали.
— Были вы зайчишками – станьте ребятишками. (Ребята садятся на свои места).
Рефлексия.
— Какое жилище было у зайца, а какое у лисы?
— Какие звери хотели помочь зайчиху выгнать лису?
— Кто помог зайчику выгнать лису?
— Чем закончилась сказка?
— Вам понравилось сказка?
— Чему нас учит эта сказка?
— Ребята, что мы делали на занятии?
Итог.
— Молодцы, ребята! На столе лежат смайлики, покажите как проходило наше занятие!
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе по русской народной сказке «Лиса и заяц».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №29«Улыбка»
Конспект НОД по развитию речи
во второй младшей группе
по русской народной сказке
«Лиса и заяц».
воспитатель:
Хавшабо Е.И.
г. Майкоп 2018 г.
Задачи :
Образовательные
Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов.
Развивающие:
Развивать логическое мышление через понимание смысла загадок и их разгадывание.
Развивать умение имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние мимикой.
Воспитательные:
Вызывать желание у детей участвовать в разговоре (беседе) с воспитателем.
Стимулировать внимание и выдержку с помощью наглядного материала.
Воспитывать доброе, чуткое отношение к животным.
Словарная работа:
Лубяная, ледяная
Методы и приемы:
Наглядные: рассматривание игрушек (зайчик, лисичка), иллюстраций (белка, лиса, медведь, их детенышей, жилища)
Словесные: художественное слово – загадки, вопросы к детям, артикуляционная гимнастика, напоминание, подсказ, обобщение воспитателя, поощрение
Практические: имитационные движения
Игровые: сюрпризный момент
Тип занятия: интегрированное.
Используемое оборудование для педагога: игрушки ,маски – заяц, лиса, петух, волк ,собака.
Ход НОД:
Воспитатель:
***
Собрались мы с вами в круг.
Я — твой друг, и ты — мой друг!
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Молодцы! Улыбнулись и подарили друг другу хорошее настроение!
— А теперь давайте улыбнемся нашим гостям и скажем: «Доброе Утро!»
Здравствуйте, ребята, я бабушка- рассказушка , я рассказываю сказки детям.
Вы, ребята, не стесняйтесь,
Побыстрей располагайтесь,
Приготовьте ушки, глазки,
Расскажу сейчас вам сказку .
как Лиса обидела Зайца и выгнала его из домика.
А называется эта сказка («Лиса и заяц», обращает внимание на картинку)
-Жили-были Лиса и Заяц. У Зайца была избушка лубяная, а у Лисы ледяная.
-Что такое лубяная, это из чего сделана наверное никто не знает.
(Показать детям блюдечко с корой дерева)
А избушка ледяная сделана из чего?( изо льда)
(Показать детям блюдечко с цветными квадратиками) Посмотрите. Потрогайте. Какие они? (Холодные. Скользкие. Мокрые). Почему они такие? Из чего наши кубики? Произошли изо льда. Ледяные. Давайте вместе скажем: «ледяные» (Дети повторяют)А как вы думаете в таком домике холодно жить лисичке?
(Стук в дверь)
Ребята, слышите! К нам еще кто-то идет. Это еще один наш гость, сейчас он, наверняка уже, стоит за дверью и ждет, когда вы его пригласите, а чтобы он вошел, нам нужно отгадать про него загадку:
Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой?
(Заяц)
— Ну конечно, зайчик! Зайчик заходи!
Воспитатель вносит игрушку зайца
Зайчик здоровается с ребятишками.
А как можно ласково назвать зайца? (Зайка, заюшка, заинька).
Какие ушки у него? (длинные)
Какой хвостик? (короткий)
Где зайчик живет? (в лесу).
Значит зайчик относится к диким или домашним животным?
А что любит есть зайчик ?
Правильно, молодцы!
А кто заготавливает запасы диким животным?
А сейчас зайка хочет поиграть:
У лисы – (лисенок,)
У волка – (волчонок)
У медведя – (медвежонок)
У петушка — (цыпленок)
У собаки – (щенок)
Ребята, а как кричит петушок? (Ку-ка-ре-ку)
Набираем носиком воздух и подольше кричим ку-ка-ре-ку.
А как собачка лает? (Ав-ав-ав-ав)
Набираем носиком воздух и делаем короткий выдох аввв.
А У зайчика зайчонок ,а если их много зайчата
Ну, молодцы, поиграли .
-Ребята, смотрите! Зайчик уши торчком поставил, что то он интересное увидел. А это он увидел картины на нашей доске и хочет внимательно рассмотреть ее. Давайте поможем ему. Дети подходят к картине. Рассматривают.
-Воспитатель: какое время года изображено на картине? (осень, зима). А как вы догадались? А какая бывает осень, зима? (холодная, красивая, снежная, белая, и т.д.)
Детки, посмотрите какая у зайчика нарядная шубка.
Почему зайчик ты не серый?
Какое время года? Осень
Почему у зайчика сейчас белая шубка?
Игра «прятки» .
Земля серая и ты серый.
А зимой на земле будет лежать снег и
зайка поменяет шубку на белую.
-Зайцу холодной зимой, его белая шубка, помогает спрятаться от волка и лисы?
Физкультминутка «Зайка»
Скок-поскок, скок-поскок, (прыжки)
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
Скакали, мы скакали,
куда же мы попали?
-Посмотрите в какой красивый лес нас зайчик привел
Элина, Ульяна стихотворение
-А чья это избушка. А кто в ней живет?
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?..
Лиса
Давайте попробуем выгнать лису?
Ребята, кто пришёл зайку выручать первым? (Собака)
Выручила она зайца? (нет)
А что она сделала? (испугалась)
Ребята, давайте покажем, как испугалась собака. (Бровки подняли, рот открыли)
А кто ещё пришёл помогать зайке? (Волк)
А он помог зайцу? (нет)
А почему? (он тоже испугался)
Давайте покажем испуганного волка.
А кто ещё помогал? (Медведь)
Ну а медведь-то помог? (нет, не помог)
Почему? (Он испугался)
Покажем, как испугался мишка.
А почему звери испугались? (потому что лиса страшно кричала)
Что же она кричала?
«Как выскочу, как выпрыгну,
Пойдут клочки по закоулочкам».
Давайте повторим все вместе.
Ребята, а кто же помог выгнать зайчику лису? (Петя-петушок)
А какой петушок? (смелый, храбрый, сильный)
И стал петушок вместе с зайкой одной дружной семьёй жить, помогать друг другу.
Релаксация:
Давайте посидим отдохнем и домой пойдем ,улыбнулись, глазки закрыли и тихо посидели( музыка)(замена зайчика)
А теперь давайте все вместе возьмёмся за руки,
Детский сад поедем на паровозике.
Едет-едет паровоз: оз-оз, оз-оз.
Все вагончики бегут: ут-ут, ут-ут.
Проезжаем ручеек: ек-ек, ек-ек.
Пробежал бурундучок: чок-чок, чок-чок.
Пролета вдруг сова: вааааа, вааааа.
Вот уже и наш вокзал: ал-ал, ал-ал.
Работа по сказке.
Вам понравилась сказка в которую мы играли?
Ребята, с какой сказка называлась? (Лиса и заяц)
-О чем говорит нам эта сказка?
Нужно быть смелыми и помогать друзьям и нельзя ни кого обижать. И эта сказка учит нас справедливости.
А у меня для вас есть сюрприз — передал зайка.
А сумочка эта не простая, а волшебная, потому что в ней любят прятаться конфетки. А вы любите конфетки?
— Вот сейчас мы проверим, как вы помогали зайчику, чей язычок сегодня трудился берет большую конфетку, а чей молчал и всю сказку спал берет маленькую конфетку?
Что нужно зайке сказать.
План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» (обраб.В. Даля)
Конспект
НОД по области «Чтение художественной литературы»
в младшей группе
по теме:
Чтение русской народной сказки
«Лиса и заяц» (обраб.В. Даля)
Цель:
познакомить детей со сказкой «Лиса и заяц» (обраб.В. Даля), помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец).
Задачи:
- учить эмоционально воспринимать содержание сказки;
- развивать зрительное и слуховое внимание – умение рассматривать мнемотаблицу: узнавать героев сказки по контурному изображению; умение вслушиваться в речь взрослого, отвечать на вопросы;
- помочь запомнить действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования;
- воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Словарная работа: мал удалец, да храбрец; кочет.
Материалы и оборудования:
- русский народный костюм для взрослого;
- настольный театр по сказке «Лиса и заяц»
- мнемотаблица к сказке «Лиса и заяц»
- книга сказок (в середине чистые альбомные листы).
Ход НОД
Заходит сказочница с книжкой.
Сказочница – Здравствуйте дети, здравствуйте гости! Мне сказали, что дети этой группы очень любят сказки слушать. А я люблю их рассказывать и показывать, потому что сказочница я. Ребята, посмотрите какая книга у меня: большая, красивая, интересная. Давайте я вам прочитаю одну сказку, садитесь поудобнее.
Дети садятся полукругом перед магнитной доской.
Ск. – У меня книга не простая, чтобы она открылась на неё надо подуть.
Дети дуют, она открывается, но вместо книжных страниц чистые бумаги.
Ск. – Ой, а где же сказка, почему листы пустые? Опять лиса чего-то натворила. Да вот какую-то картинку оставила (мнемотаблица к сказке «Лиса и заяц»). Посмотрите ребята, какая-то загадка. Эту загадку надо обязательно разгадать, а то герои сказки в книжку не вернутся. Ребята, а вы мне поможете? Ведь без вас я, ну ни как не справлюсь.
Дети – Да!
Работа по мнемотаблице к сказке «Лиса и заяц»
Ск. – Ребята, посмотрите на это «окошко» какого-то зверя напоминает, я думаю что это голова (круг) и длинные уши. Кто же это?
Дети – Заяц. (если не отгадают, дать наводящие вопросы)
Ск. – Ребята, покажите как прыгают зайцы. (имитируют зайца)
Ск. – Посмотрите на следующее окошко, кто же это может быть? Уши не большие, рыжая, пушистая…
Дети – Лиса.
Ск. – Покажите как крадётся лиса. (имитируют лису)
Ск. – А теперь посмотрите на эти окошечки (домики). Они разные или одинаковые?
Дети – Разные.
Ск. – Как вы думаете, в этом окошке что изображено?
Дети – Солнце…
Ск. – А это кто же может быть? Серого цвета, уши небольшие…
Дети – Волк.
Ск. – А как воет волк? (У-у-у) Ну а тут кто может быть? Большой и бурый…
Дети – Медведь
Ск. – Как ревёт медведь? (Э-э-э) Здесь кто может быть? Большой, с рогами…
Дети – Бык или корова.
Ск. – Как мычит корова? (Му-у-у) Ну а это кто такой?
Дети – Петух, и кричит он кукареку-у!
Ск. – Ребята, посмотрите, волк, медведь и бык – это большие животные или маленькие? (большие), а петух? (маленький). И последнее окошко. Что вы здесь видите?
Дети – Улыбку.
Ск. – Вот мы всё и разгадали. Теперь в книжке появилась сказка? Давайте посмотрим.
Дети – Нет.
Ск.- Нет. Ребята, подумайте, в какой сказке встречаются все эти животные и домики? (ответы детей) А я знаю одну сказку, где все эти герои присутствуют. Сказка называется «Лиса и заяц». Но сначала нам надо поразмяться.
Физкультминутка (ходьба по кругу подражая животных).
Ск. – И так сказка начинается – «Лиса и заяц»
Рассказывание сказки «Лиса и заяц», используя настольный театр и мнемотаблицу.
Ск. – Как думаете, волк, медведь и бык сильнее лисы? А почему эти большие и сильные животные не помогли зайцу? (Они сильные, но трусливые) А что можно сказать про петуха, который меньше и слабее лисы? (Мал, но удал.Петух храбрый). Где же наша книжка, может сказка вернулась? (Нет)
Ск. – Ребята, а вам не жалко лису, ведь она без дома осталась? Может нам для неё дом сделать?
Конструирование из магнитных геометрических фигур
Ск. – Ребята, посмотрите, в книжке сказка появилась. Спасибо вам, ребята, за то, что помогли мне сказку в книжку вернуть. А теперь я пойду к другим детям сказки рассказывать. До свидания.
Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» (2 младшая группа)
Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»
Программное содержание:
Образовательные:
-познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и заяц»;
-помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец),используя прием вопросов, объяснения незнакомых слов;
-вызывать эмоциональный отклик на сказку «Лиса и заяц»;
Развивающие:
-развивать связную речь детей; совершенствовать умения отвечать на вопросы по тексту полными предложениями;
Воспитательные:
— воспитывать чувство сопереживания,умение распознавать добро и зло.
Материал: корзинка,игрушка (Лисы,Зайца), две картинки с изображением ледяного и деревянного домиков, картинки по сюжету сказки «Лиса и заяц»,сюжетные картинки сказок(«Колобок», «Теремок», «Курочка –ряба», «Гуси –лебеди» , «Рукавичка» ).
Словарная работа: объяснение слов: лубяная ,ледяная ,несу косу, на печи, посечи,трусливый,храбрый .
Предварительная работа:разучивание русской народной колыбельной песни «Баюшки-баю»
Ход НОД
Приготовьте ушки, глазки,
Начинаем нашу сказку,
Я сегодня в группу шла
И корзиночку нашла.
В: Ребята, посмотрите, что я сегодня нашла около нашей группы. Что это?
Д:Корзинка.
В: Она не простая, волшебная. А что бы она показала, что в ней находиться, надо сказать, вежливые слова. Какие вежливые слова вы знаете?
Д: пожалуйста, спасибо, добрый день /вечер/ночи ,приятного аппетита, до свидания ,здравствуйте ,простите, доброго пути
В:Молодцы, ребята! (воспитатель показывает лису). Кто это?
Д: Лиса.
В: А это кто? (воспитатель показывает зайца).
Д: Заяц.
В: Ребята, а вы хотите послушать сказку об этих животных?
В:Сегодня мы с вами отправимся в гости к лисе и зайцу, а поможет нам в этом русская народная сказка. Я вам прочитаю русскую народную сказку «Лиса и заяц». Ребята, а кто сочиняет народные сказки?
Д:народ
В: Правильно,русские народные сказки придумал народ. Они передавались от прабабушек, бабушек, а бабушки передавали нашим мамам, так и до нас дошли. Давайте их вспомним.
Д: («Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Курочка ряба», “Рукавичка” и т.д.) В:(показывает иллюстрации) В: Молодцы, ребята! Много русских народных сказок вы знаете.А сейчас мы послушаем сказку о том, как петух лису победил?
Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц», показ иллюстраций по сюжету.
В:Вот и сказки конец ,а кто слушал молодец ! Ребята ,вы устали? Д: да В: Давайте отдохнем !
Физминутка: «Заюшкина избушка»
Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика).
Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону).
Песню весело он пел (кивают головой).
И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке).
Но лисичка постучала (стучат кулачкам о кулачок).
Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши).
Теперь зайка грустный ходит (кружатся).
Себе он места не находит (вздыхают, разводят руки в стороны).
И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону).
К зайцу нашему подходят (подходят ближе в круг).
И не с чем они уходят (расходятся).
Лишь петух ему помог (машут руками вверх-вниз)
И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика).
Припеваючи, в ладу (руки по бокам).
В:Молодцы ,мы немного отдохнули, а теперь присаживайтесь на места .
Обсуждение с детьми русской народной сказки «Лиса и заяц».
В:Ребята,давайте вспомним ,какие герои были в этой сказке ?
Д:заяц,лиса,медведь ,бык,петух.
В:Какая у зайчика была избушка?
Д:лубяная.
В:Правильно ,лубяная –она построена из коры дерева .(показ картинки)
В:какую избушку построила себе Лиса?
Д:ледяную.
В:А как вы думаете ледяная изба из чего построена ?
Д:из-за льда.
В:Почему Лиса осталась без избушки ?
Д:Она растаяла.
В:А какая беда случилась у зайчика?
Д:его лиса выгнала.
В:Хорошо ли поступила лисичка?
Д:нет.
В: Какие звери хотели помочь зайчику выгнать Лису ?
Д:собака,волк,медведь ,петух
В:Как думаете ,волк ,медведь и бык сильнее лисы?
Д:Да
В:а почему эти большие и сильные животные не помогли зайчику?
Д:они сильные ,но трусливые. (всего боятся )
В:кто помог зайчику выгнать лису ?
Д: петушок.
В: а что можно сказать про петушка ,который меньше и слабее лисы?
Д: петух храбрый (смелый,ничего не боится)
В:Да ,петушок мал ,но удал .
Повторить вместе с детьми слова петушка:
— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи,
Слезай, лиса, с печи,
Поди, лиса, вон!
Пальчиковая гимнастика:«Серый зайка»
Зайка серенький сидит
(руки сжаты в кулачки)
И ушами шевелит.
(разгибают и сгибают кулачки)
Надо лапочки погреть,
(растирают пальцы и кисти рук)
Зайке холодно сидеть.
Рефлексия:
В:Какую сказку мы сегодня прочитали?
Д: «Лиса и заяц»
В: вам понравилась сказка?
Д: Да
В: чем она вам понравилась?
Д:Как маленький петушок не испугался лисы.
В: чему нас учит эта сказка?
Д: доброте,дружбе.
В:Петух оказался храбрым ,поэтому про него можно сказать:мал удалец ,да храбрец.
В: молодцы .
В:Мне зайчик и лисичка говорят, что устали,и хочет спать, давайте споём им колыбельную песню, чтобы они отдохнули. Мы встанем, сложим руки, как будто у нас на руках зайка и лисичка и покачаем их, споем колыбельную «Баюшки-баю».
(дети поют вместе с воспитателем)
Баю-баюшки-баю
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
Там птички поют,
Тебе спать не дадут.
(кладет игрушки в корзину и накрывает платком)
В: Зайка и лисичка уснули, им понравилось у вас в гостях, но пора уже прощаться. В:Давайте скажем -До свидания! Д:до свидания! В:вы сегодня все старались отвечать на мои вопросы и внимательно слушали сказку .Спасибо за занятие!