Анализ сказки Заюшкина избушка

Русскую народную сказку Заюшкина избушка знают все. И, казалось бы, нет в ней никакого сакрального смысла, потому как предназначена она для самых маленьких. Но это не так.

Ранее эта сказка называлась Лиса, Заяц и Петух, соответственно имела некий более глубокий смысл несущей морали. Нынешнее название упрощено и акцентирует внимание на домике зайца, упрощает задачу восприятия для самых маленьких почитателей сказок.

Главные герои сказки – это заяц, лиса и петух.

Заяц и петух являются положительными героями, но с совершенно разными характерами. Заяц символизирует мягкую доброту, терпимость и кротость. Его герой покоряется ситуации, считает себя слабым и безвольным.

Петух же наоборот, олицетворяет жесткую доброту, доводящую до жестокости, адекватную и справедливую. Опять же, здесь понятие справедливости в ранних народных сказках часто сводилось к жестокости.

Заяц, как прообраз всего светлого и первозданного в этом мире повторяет библейское бытие всего, что было до грехопадения. Лисица же, наоборот, приходит как более сильное зло, стервятник, ничего не созидающий сам, а живущий за счет других.

Нежный зайчик, впервые столкнувшийся с такой проблемой, как социальный паразитизм, впадает в горе. Он еще не знает, как с этим бороться. Проблема злого умысла – лисица, крупнее и сильнее зайчика, которого жизнь пока не научила смекалке выживания с такими личностями в социуме. Возможно, символизировать зайца с несмышленым ребенком, который только вступает во взрослую жизнь.

Тут на сцену вступает петух как дух просвещения, справедливости, отваги, смелости и умения выживать. Это именно те качества, которых не хватает зайцу для ощущения себя полноценным членом общества. Петух выступает как моральная поддержка, вера в собственные силы и собственную значимость.

Вместе с зайцем, они находят выход из ситуации, завершают ее положительно для зайца. И зло отступает.

Моралью сказки можно назвать то, что при достаточной вере в собственные силы, при поддержке друзей, которым можно довериться.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Заюшкина избушка

Анализ сказки Заюшкина избушка

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Айвазовского Девятый вал

    Айвазовский любил море. Причём, он писал картины не с натуры, а в мастерской, по памяти. Но от этого они не становятся хуже. Они так точно передают все детали, что похожи на фотографию.

  • Портретный очерк — сочинение

    Моя мама самая красивая, чудесная, добрая, умная, милая, творческая, интеллигентная, понимающая, умная, чуткая, вдумчивая, модная, стройная, веселая, озорная и нежная.

  • Сочинение по картине Решетникова Опять двойка 5 класс

    Картину Опять двойка Ф. Решетников написал в 1952 году. Недавно закончилась война, и детям нужно было получать образование.

  • Сочинение Кудряш в пьесе Гроза Островского

    Одним из второстепенных, тем не менее, значимых персонажей «Грозы» Островского, является Иван Кудряш. Как устоялось в русском народном творчестве, обычно Иваны выступают дурачками

  • Анализ произведения Критики Шукшина

    В рассказе Шукшина критики перед читателем предстает трогательная картина отношений дедушки и внука, которые увлекаются просмотром различного кино в деревенском клубе.

Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и заяц».

Конспект занятия

 Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и заяц».

Цель:учить детей входить в роль; изображать героев сказки; Воспитывать артистические качества.

Игровое упражнение

Материалы: магнитная доска, магниты, картинки из сказки «Лиса и заяц», книжка с русской народной сказкой, маски героев.

Вводная часть:

1.Организационный момент.

.Вступительная беседа.
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к сказочным героям, а поможет нам в этом русская народная сказка.

-Давайте вспомним, кто придумал русские народные сказки? ( народ)

-Правильно! Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение, и до нас многие дошли. Давайте их вспомним. ( «Колобок», «Теремок», «Гуси- лебеди», «Курочка ряба», «Маша и медведь» и т.д.)

-Молодцы,ребята! Много русских народных сказок вы знаете. Сегодня мы познакомимся ещё с одной. Догадайтесь, как она называется. Для этого надо отгадать загадки.

По полю скачет – ушки прячет,

Встанет столбом-ушки торчком.(заяц )

Это что за зверь лесной
Встал,как столбик под сосной?

И стоит среди травы –
Уши выше головы? ( заяц) 

Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый – краса!

А зовут её…(лиса).

-Как называется сказка? ( «Лиса и заяц»)
-Вспомните потешки про лису и зайчика.
Шла лисичка по мосту, несла вязанку хворосту. Вытопила баньку, выкупала Ваньку. Посадила в уголок, дала сладкий пирожок.

Зайчишка- трусишка по полю бежал,
В огород забежал.
Морковку нашёл,
Капустку нашёл.
Сидит, грызёт.
Иди прочь- хозяин идёт.

Основная часть:

4.Работа по сказке.

-Вам понравилась сказка?

Чем она вам понравилась?
Чему нас учит эта сказка? (доброте, дружбе, справедливости)

-Подумайте, какие пословицы подойдут? (Друзья познаются в беде. В настоящей дружбе так- сам пропадай, а друга из беды выручай. Кто дрожит- тот и бежит. Лиса хитростью берёт. Друга ищи, а найдёшь- береги.)

-Подбор синонимов к словам из сказки…

-Как можно сказать по- другому? (лубяная избушка- сделанная из дерева;заревел- зарычал; плакать-рыдать,хныкать,заливаться слезами.) Ласковые слова: заяц- зайчонок,заюшка, зайчишка,зайка,зайчоночек. лиса- лисичка, лисонька.

-На доске картинки. Нужно расставить их в правильной последовательности.

5.Беседа по вопросам.
-Как начинается сказка?
-Какое жилище было у зайца, а какое у лисы?
-Что случилось весной?
-Что сделала лиса?
-Какие звери хотели помочь зайчику выгнать лису?
-Объясните слова «пойдут клочки по закоулочкам»
-Смогли они ему помочь?
-Кто помог зайчику выгнать лису?
-Объясните слова «без памяти выскочила».
-Какую песенку пел петух?
-Чем закончилась сказка?

Пальчиковая гимнастика: «В гостях у зайки».
В гости к зайчонку зверята пришли,
Зайке в подарок они принесли:
Медведь — голубику,
лисичка- чернику,
Волчонок — бруснику,
а маленький ёжик принёс землянику.
Подарки зайчонок свои получал
И мёдом с малиной друзей угощал.6.Пересказ сказки с опорой на картинки.

6. Инсценировка сказки.

Заключительная часть:

-Ребята, что мы делали на занятии? (читали сказку, расставляли картинки в правильной последовательности, отвечали на вопросы.играли в игру, пересказывали сказку)

Конспект урока «Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»1 класс УМК «Перспектива»

План-конспект урока литературного чтение1 класс УМК «Перспектива»

Раздел «Здравствуй, сказка!»

Технологическая карта урока

Цель темы

Формирование эмоционального восприятия художественного произведения и поступков литературных героев.

Задачи урока

  • Формировать умение осмысленного чтения.

  • Показать на примере литературного произведения необходимость бороться, преодолевать трудности, выдерживать жизненные испытания стойко.

  • Формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нем ответы на вопросы.

  • Развивать аналитические способности, предполагающие наблюдение и анализ сложившейся ситуации.

  • Развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение.

Основные понятия

Сказка как жанр, экспозиция, зачин, развязка

Межпредметные связи

литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

учебник «Литературное чтение» 1 класс, часть 1

Компьютер, выставка книг «Русские народные сказки», иллюстрации.

Организация урока

Слово учителя, выразительное чтение, аудирование, аналитическая беседа, стилистический и композиционный анализ; работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Обучающие, развивающие и диагностирующие задания

каждого этапа

Формирование универсальных учебных действий каждого этапа

I этап. Организационный момент.

цель–создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную обстановку.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись, а также нашим гостям.

Тихо сели. Настраиваемся на урок.

-У нашего друга Смайлика прекрасное настроение, он вновь пришёл к нам на урок получать новые знания. Покажите какое у вас настроение, улыбнитесь друг другу, замечательно, вперёд за знаниями.

Регулятивные УУД

формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности

Личностные УУД

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей .

II этап

Актуализация знаний

цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Организовать фронтальную работу, учить школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

На доске:

Внекоторомцарствевнекоторомгосударстве

Жилибылидеддабаба

Жилибылистариксостарухой

-Разделите строчки на слова.

-Что вы заметили?

-Какие предложения получились? (Это слова из сказок. Это начало сказки — зачин)

-Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в мир сказок. А что такое сказка? (Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.) Давайте вспомним из каких частей состоит сказка.(Зачин ,основная часть ,концовка)

Работа в группах (ряд)

Игра «Составь пословицу»

  • Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

  • Сказка — ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок.

— Какие бывают сказки?

Угадайте сказку («Литературное чтение» с .53-54, )

-Какие это сказки? (русские народные)

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные УУД

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

III этап

Проблемная ситуация

Цель — постановка учебной задачи.

Организовать работу по

определению темы урока

Организовать фронтальную работу с классом в форме опроса

Работать с информацией, представленной в форме опроса

-Прочитайте названия книг на выставке.

-Кто нарисован на обложках?

-Как вы думаете, это сказочные звери или настоящие?

-Как вы поняли, что же мы будем читать на уроке?

-Верно. Мы будем читать русские народные сказки о животных.

-Что мы можем рассказать о героях русской народной сказки? Какие они?

— Кто в сказке оказывается злым, а кто добрым?

В сказках животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими-либо человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью, жадностью, щедростью.

Недаром говорят:

Хитёр как ….(дети договаривают) лиса.

Труслив как…(заяц)

Голоден как…(волк)

Болтлив как…(попугай)

Здоров как… (бык)

Упрям как… (осёл)

Колюч как…(ёж)

Подготовка к восприятию русской народной сказки «Лиса, заяц и петух».

-Прочитайте название сказки. Стр. 66

-О ком будет рассказываться в этой сказке?

Рассмотрите иллюстрации. Кто, кроме лисы, зайца, петуха, изображен на иллюстрации?

-Знакома ли она вам? Хотите её послушать?

Познавательные:

исследование, поиск и отбор необходимой информации.

Регулятивные:

формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу получен­ного задания.

IV этап. Изучение нового материала.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Ориентировочная беседа.

цель — заинтересовать детей чтением; отрабатывать навык чтения целыми словами.

Аналитическая беседа

цель-развитие эмпатии и полноценного восприятия;

развитие духовного мира ребёнка

Исследование языка сказки

цель-совершенствование устной речи школьника

V этап. Обобщение по теме урока

цель – продолжение работы со сказкой

в следующих формах:

-выразительное чтение

VI этап.

Итог урока.

VlI этап.

Рефлексия деятельности.

цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Рекомендации по

домашнему заданию

Включить учащихся

в работу по заданной проблеме

Организовать фронтальную работу по учебнику

Организовать работу в парах

Проводит работу по определению главной мысли произведения

Работают коллективно.

Участвуют в обсуждении задания.

Осуществляют контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Учащиеся распределяют роли в группе; планируют свою деятельность

Участвуют в обсуждении содержания произведения во фронтальном режиме

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.

Выразительное чтение сказки учителем.

-Понравилась ли сказка?

-Оправдались ли наши предположения?

Перечитывание сказки учащимися (учебник стр.66-69)

Назовите героев сказки. Почему не все они вынесены в название? Можно ли было назвать сказку «Лиса и заяц»? Подтвердите свой ответ текстом.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Сказку знаем мы, ребята,
Под названьем «Репка».
Дед садил её когда-то
Выросла репка крепка.
Репку мы теперь посадим,
С ней, конечно, же, мы сладим.
Вы вставайте-ка, ребятки,
Друг за другом по порядку.
Дед у нас ведь не простой,
А зовут его «Король».
«Королева» — бабка,
Будет репка сладка.
А за бабкой внучка — «слон»,
Он слонятам шлёт поклон.
Жучка лает, Жучка злится,
В коня ей надо превратиться.
Ну, а кошка-то, ха-ха,
Ведь сейчас она «ладья».
Пышечка осталась,
Пешка ей досталась.Репка славная у нас,
Просто чудо, просто класс!
Шахматную репку
Мы запомним крепко.

Работа по характеристике героев выполняется в парах:

1.Давайте вспомним , а какой же характер у лисы и остальных героев сказки . Поработайте в парах.

Вывод. Итак, давайте сделаем вывод:

Лиса – хитрая, умная, находчивая, уверенная в своих силах.

Заяц – добрый, отзывчивый, трусливый, трудолюбивый.

Собаки – смелые, отзывчивые, трусливые.уверенные в своих силах.

Медведь – отзывчивый, смелый, уверенный в своих силах.

Петух — хитрый, умный, находчивый, уверенный в своих силах.

Кто из персонажей обладает одинаковыми качествами?

Лиса — умная и хитрая, и Петух — умный и хитрый.

3.Почему же Петух побеждает? ( Потому что он стоит на страже добра, мира и справедливости, он защищает слабого зайца, значит, ему по праву и достаётся победа.)

-Какими чертами характера людей наделены эти персонажи в народных сказках?

Работа над сюжетом и композицией сказки.

1.Расскажите, что происходит в сказке. О чём в ней повествуется?

2.На какие части можно разделить сказку?

3.С чего начинается сказка?

4.Какое событие лежит в основе развития сюжета? (завязка сказки — конфликт между зайцем и лисой)

5.Кто помогает зайчику в беде?

6.Кто смог выгнать лису? Почему?

Выразительное чтение.

-Передайте при чтении настойчивость петушка, его терпение, желание — во что бы то ни стало помочь зайчику.

— Можно ли зайчику дать совет: «Не падай духом!»? Подтверждается ли он в сказке?

-Подумайте, что общего в поведении собаки и медведя. Чем отличается поведение петушка? Прочитайте.

-Вспомним, сказка-то народная. Народ верит в победу добра над злом. Бывает ли так в жизни?

-Чему учит нас сказка? ( Сказка учит: «Поступай по справедливости — и победа всегда будет за тобой»)

Работа в группах

-Прочитайте пословицы. Какие из них подходит к нашей сказке?

Без беды друга не узнаешь

Сила сломит всё, а ум — силу.

Как аукнется, так и откликнется.

За добро добром и платят.

На языке медок, а на уме ледок.

За правое дело стой смело.

-Какое настроение у вас к концу урока, понравилось ли вам работать?

— Что вам особенно понравилось? (Ответы детей.)

-С каким жанром литературы работали?

— Какое другое название у этой сказке? (Заюшкина избушка)

— Кто доволен сегодня своей работой? Молодцы, ребята! Вы активно работали, старались читать правильно целым словом, давали полные ответы, по-настоящему были внимательными и думающими читателями.

Нарисовать иллюстрацию к сказке.

Регулятивные:

умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

Коммуникативные: умение договариваться, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя.

Личностные:

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на текст.

Познавательные: умение

извлекать информацию из текста.

Регулятивные:

учиться высказывать своё предположение

Коммуникативные: определение способов взаимодействия, оценка действий других, умение полно и точно выражать свои мысли

Личностные:

нравственно-этическое оценивание содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих нравственный выбор.

Личностные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа): НОД по развитию речи на тему: «Лиса и заяц»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок» г. Чадаана Дзун-Хемчикского кожууна

Конспект открытой занятии старшей группы

 Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и заяц»

Воспитатель: Ооржак Ч.Э.

г. Чадан – 2018г

Открытое занятие старшей группе

 Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и заяц»

Цель: Познакомить детей русской народной сказкой «Лиса и заяц». Активизировать словарный запас; совершенствовать умение детей отвечать на вопросы к тексту связными полными предложениями; развивать речь детей; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Словарная работа: хворост.

Оборудование и раздаточный материал: Магнитная доска, магниты, картинки из сказки «Лиса и заяц», книжка с русской народной сказкой, кукольный театр, модель ледяного и деревянного домов, шапочки зайцев ИКТ.

Ход НОД

Организационная часть.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в гости к сказочным героям, а поможет нам в этом русская народная сказка.

— Давайте вспомним, кто придумал русские народные сказки? (Ответы детей). Народ.

— Молодцы, ребята! Правильно! Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение, и до нас многие дошли. Давайте их вспомним.

— Какие русские народные сказки вы знаете? (Ответы детей). Молодцы!

— «Колобок», «Теремок», «Три поросенка», «Курочка Ряба», «Маша и медведь» и.т.д. Много русских народных сказок вы знаете. Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной сказкой. Догадайтесь, как она называется. Для этого надо отгадать загадки. Слушайте внимательно ребята!

По полю скачет – ушки прячет,

Встанет столбом-ушки торчком.

Кто это? (Ответы детей). Правильно, это заяц.

Это что за зверь лесной

Стал как столбик под сосной?

И стоит среди травы –

Уши выше головы

— Чьи уши длинные? (Ответы детей). У зайца, молодцы ребята! Какие вы умные! Отгадайте еще одну загадку!

Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый – краса! А зовут ее…(Ответы детей) Лиса. Молодцы! Про кого были загадки? (Ответы детей) Лиса и заяц. (Воспитатель показывает на слайдекартинки русской народной сказки «Лиса и заяц»).

— Сначало слушайте меня внимательно, я расскажу потешки про лису и зайца.

Шла лисичка по мосту, несла вязанку хворосту. Вытопила баньку, выкупала Ваньку. Посадила в уголок, дала сладкий пирожок.

— А теперь повторяйте за мной, ребята! (дети повторяют потешку вместе воспитателем).

— В этой потешке есть слово – «хворосту», это тонкие ветки деревьев.

Основная часть.

(Чтение сказки. Воспитатель рассказывает сказку с помощью кукольного театра).

Работа по сказке.

Игра «Поставь в правильной последовательности».

На столе лежат отдельные картинки из сказки. Нужно расставить их в правильной последовательности. С помощью картинок дети рассказывают сказку, а воспитатель их дополняет.

Физминутка

Под музыку «В гостьях у сказки»

— Я ладошками взмахну, вас в зайчишек превращу.

Были ребятишками, станьте вы зайчишками!

Встаньте, зайки, улыбнитесь! Выше, выше подтянитесь!

Ну-ка, плечи распрямите, поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись, лап коленями  коснулись.

Сели, встали, сели, встали и на месте поскакали.

— Были вы зайчишками – станьте ребятишками.  (Ребята садятся на свои места).

Рефлексия.

— Какое жилище было у зайца, а какое у лисы?

— Какие звери хотели помочь зайчиху выгнать лису?

— Кто помог зайчику выгнать лису?

— Чем закончилась сказка?

— Вам понравилось сказка?

— Чему нас учит эта сказка?

— Ребята, что мы делали на занятии?

Итог.

— Молодцы, ребята! На столе лежат смайлики, покажите как проходило наше занятие!  

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе по русской народной сказке «Лиса и заяц».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №29«Улыбка»

Конспект НОД по развитию речи

во второй младшей группе

по русской народной сказке

«Лиса и заяц».

hello_html_m6d64e480.jpg

воспитатель:

Хавшабо Е.И.

г. Майкоп 2018 г.

Задачи :

Образовательные

Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.

Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов.

Развивающие:

Развивать логическое мышление через понимание смысла загадок и их разгадывание.

Развивать умение имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние мимикой.

Воспитательные:

Вызывать желание у детей участвовать в разговоре (беседе) с воспитателем.

Стимулировать внимание и выдержку с помощью наглядного материала.

Воспитывать доброе, чуткое отношение к животным.

Словарная работа:

Лубяная, ледяная

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание игрушек (зайчик, лисичка), иллюстраций (белка, лиса, медведь, их детенышей, жилища)

Словесные: художественное слово – загадки, вопросы к детям, артикуляционная гимнастика, напоминание, подсказ, обобщение воспитателя, поощрение

Практические: имитационные движения

Игровые: сюрпризный момент

Тип занятия: интегрированное.

Используемое оборудование для педагога:  игрушки ,маски – заяц, лиса, петух, волк ,собака.

Ход НОД:

Воспитатель: 

***

Собрались мы с вами в круг.
Я — твой друг, и ты — мой друг!
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Молодцы! Улыбнулись и подарили друг другу хорошее настроение!
— А теперь давайте улыбнемся нашим гостям и скажем: «Доброе Утро!»

Здравствуйте, ребята, я бабушка- рассказушка , я рассказываю сказки детям.

Вы, ребята, не стесняйтесь,

Побыстрей располагайтесь,

Приготовьте ушки, глазки,

Расскажу сейчас вам сказку .

как Лиса обидела Зайца и выгнала его из домика.

А называется эта сказка («Лиса и заяц», обращает внимание на картинку) 

-Жили-были Лиса и Заяц. У Зайца была избушка лубяная, а у Лисы ледяная.

-Что такое лубяная, это из чего сделана наверное никто не знает.

(Показать детям блюдечко с корой дерева)

А избушка ледяная сделана из чего?( изо льда)

(Показать детям блюдечко с цветными квадратиками) Посмотрите. Потрогайте. Какие они? (Холодные. Скользкие. Мокрые). Почему они такие? Из чего наши кубики? Произошли изо льда. Ледяные. Давайте вместе скажем«ледяные» (Дети повторяют)А как вы думаете в таком домике холодно жить лисичке?

(Стук в дверь)

Ребята, слышите! К нам еще кто-то идет. Это еще один наш гость, сейчас он, наверняка уже, стоит за дверью и ждет, когда вы его пригласите, а чтобы он вошел, нам нужно отгадать про него загадку:

Он любитель грызть морковку,

Ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По полям и по лесам

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, он такой?

(Заяц)

— Ну конечно, зайчик! Зайчик заходи!

Воспитатель вносит игрушку зайца

Зайчик здоровается с ребятишками.

А как можно ласково назвать зайца? (Зайка, заюшка, заинька).

Какие ушки у него? (длинные)

Какой хвостик? (короткий)

Где зайчик живет? (в лесу).

Значит зайчик относится к диким или домашним животным?

А что любит есть зайчик ?

Правильно, молодцы!

А кто заготавливает запасы диким животным? 

А сейчас зайка хочет поиграть:

У лисы – (лисенок,)

У волка – (волчонок)

У медведя – (медвежонок)

У петушка — (цыпленок)

У собаки – (щенок)

Ребята, а как кричит петушок? (Ку-ка-ре-ку)

Набираем носиком воздух и подольше кричим ку-ка-ре-ку.

А как собачка лает? (Ав-ав-ав-ав)

Набираем носиком воздух и делаем короткий выдох аввв.

А У зайчика зайчонок ,а если их много зайчата

Ну, молодцы, поиграли .

-Ребята, смотрите! Зайчик уши торчком поставил, что то он интересное увидел. А это он увидел картины на нашей доске и хочет внимательно рассмотреть ее. Давайте поможем ему. Дети подходят к картине. Рассматривают.

-Воспитатель: какое время года изображено на картине? (осень, зима). А как вы догадались? А какая бывает осень, зима? (холодная, красивая, снежная, белая, и т.д.)

Детки, посмотрите какая у зайчика нарядная шубка.

Почему зайчик ты не серый?

Какое время года? Осень

Почему у зайчика сейчас белая шубка?

Игра «прятки» .

Земля серая и ты серый.

А зимой на земле будет лежать снег и

зайка поменяет шубку на белую.

-Зайцу холодной зимой, его белая шубка, помогает спрятаться от волка и лисы?

Физкультминутка «Зайка» 

Скок-поскок, скок-поскок, (прыжки)

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

Скакали, мы скакали,

куда же мы попали? 

-Посмотрите в какой красивый лес нас зайчик привел

Элина, Ульяна стихотворение

-А чья это избушка. А кто в ней живет?

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?..

Лиса

Давайте попробуем выгнать лису?

Ребята, кто пришёл зайку выручать первым? (Собака)

Выручила она зайца? (нет)

А что она сделала? (испугалась)

Ребята, давайте покажем, как испугалась собака. (Бровки подняли, рот открыли)

А кто ещё пришёл помогать зайке? (Волк)

А он помог зайцу? (нет)

А почему? (он тоже испугался)

Давайте покажем испуганного волка.

А кто ещё помогал? (Медведь)

Ну а медведь-то помог? (нет, не помог)

Почему? (Он испугался)

Покажем, как испугался мишка.

А почему звери испугались? (потому что лиса страшно кричала)

Что же она кричала?

«Как выскочу, как выпрыгну,

Пойдут клочки по закоулочкам».

Давайте повторим все вместе.

Ребята, а кто же помог выгнать зайчику лису? (Петя-петушок)

А какой петушок? (смелый, храбрый, сильный)

И стал петушок вместе с зайкой одной дружной семьёй жить, помогать друг другу.

Релаксация:

Давайте посидим отдохнем и домой пойдем ,улыбнулись, глазки закрыли и тихо посидели( музыка)(замена зайчика)

А теперь давайте все вместе возьмёмся за руки,

Детский сад поедем на паровозике.

Едет-едет паровоз: оз-оз, оз-оз.
Все вагончики бегут: ут-ут, ут-ут.
Проезжаем ручеек: ек-ек, ек-ек.
Пробежал бурундучок: чок-чок, чок-чок.
Пролета вдруг сова: вааааа, вааааа.
Вот уже и наш вокзал: ал-ал, ал-ал.

Работа по сказке.

Вам понравилась сказка в которую мы играли?

Ребята, с какой сказка называлась? (Лиса и заяц)

-О чем говорит нам эта сказка?

Нужно быть смелыми и помогать друзьям и нельзя ни кого обижать. И эта сказка учит нас справедливости.

А у меня для вас есть сюрприз — передал зайка.
А сумочка эта не простая, а волшебная, потому что в ней любят прятаться конфетки. А вы любите конфетки?
— Вот сейчас мы проверим, как вы помогали зайчику, чей язычок сегодня трудился берет большую конфетку, а чей молчал и всю сказку спал берет маленькую конфетку?

Что нужно зайке сказать.

План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» (обраб.В. Даля)

Конспект

НОД по области «Чтение художественной литературы»

в младшей группе

по теме:

Чтение русской народной сказки

«Лиса и заяц» (обраб.В. Даля)

                                                

Цель:

познакомить детей со сказкой «Лиса и заяц» (обраб.В. Даля), помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец).

Задачи:

  • учить эмоционально воспринимать содержание сказки;
  • развивать зрительное и слуховое внимание – умение рассматривать мнемотаблицу: узнавать героев сказки по контурному изображению; умение вслушиваться в речь взрослого, отвечать на вопросы;
  • помочь запомнить действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования;
  • воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Словарная работа: мал удалец, да храбрец; кочет.

Материалы и оборудования:

  • русский народный костюм для взрослого;
  • настольный театр по сказке «Лиса и заяц»
  • мнемотаблица к сказке «Лиса и заяц»
  • книга сказок (в середине чистые альбомные листы).

Ход НОД

Заходит сказочница с книжкой.

Сказочница – Здравствуйте дети, здравствуйте гости! Мне сказали, что дети этой группы очень любят сказки слушать. А я люблю их рассказывать и показывать, потому что сказочница я. Ребята, посмотрите какая книга у меня: большая, красивая,  интересная. Давайте я вам прочитаю одну сказку, садитесь поудобнее.

Дети садятся полукругом перед магнитной доской.

Ск. – У меня книга не простая, чтобы она открылась на неё надо подуть.

Дети дуют, она открывается, но вместо книжных страниц чистые бумаги.

Ск. – Ой, а где же сказка, почему листы пустые? Опять лиса чего-то натворила. Да вот какую-то картинку оставила (мнемотаблица к сказке «Лиса и заяц»). Посмотрите ребята, какая-то загадка. Эту загадку надо обязательно разгадать, а то герои сказки в книжку не вернутся. Ребята, а вы мне поможете? Ведь без вас я, ну ни как не справлюсь.

Дети – Да!

Работа по мнемотаблице к сказке «Лиса и заяц»

Ск. – Ребята, посмотрите на это «окошко» какого-то зверя напоминает, я думаю что это голова (круг) и длинные уши. Кто же это?

Дети – Заяц. (если не отгадают, дать наводящие вопросы)

Ск. – Ребята, покажите как прыгают зайцы. (имитируют зайца)

Ск. – Посмотрите на следующее окошко, кто же это может быть? Уши не большие, рыжая, пушистая…

Дети – Лиса.

Ск. – Покажите как крадётся лиса. (имитируют лису)

Ск. – А теперь посмотрите на эти окошечки (домики). Они разные или одинаковые?

Дети – Разные.

Ск. – Как вы думаете, в этом окошке что изображено?

Дети – Солнце…

Ск. – А это кто же может быть? Серого цвета, уши небольшие…

Дети – Волк.

Ск. – А как воет волк? (У-у-у) Ну а тут кто может быть? Большой и бурый…

Дети – Медведь

Ск. – Как ревёт медведь? (Э-э-э) Здесь кто может быть? Большой, с рогами…

Дети – Бык или корова.

Ск. – Как мычит корова? (Му-у-у) Ну а это кто такой?

Дети – Петух, и кричит он кукареку-у!

Ск. – Ребята, посмотрите, волк, медведь и бык – это большие животные или маленькие? (большие), а петух? (маленький). И последнее окошко. Что вы здесь видите?

Дети – Улыбку.

Ск. – Вот мы всё и разгадали. Теперь в книжке появилась сказка? Давайте посмотрим.

Дети – Нет.

Ск.- Нет. Ребята, подумайте, в какой сказке встречаются все эти животные и домики? (ответы детей) А я знаю одну сказку, где все эти герои присутствуют. Сказка называется «Лиса и заяц». Но сначала нам надо поразмяться.

Физкультминутка (ходьба по кругу подражая животных).

Ск. – И так сказка начинается – «Лиса и заяц»

Рассказывание сказки «Лиса и заяц», используя настольный театр и мнемотаблицу.

Ск. – Как думаете, волк, медведь и бык сильнее лисы? А почему эти большие и сильные животные не помогли зайцу? (Они сильные, но трусливые) А что можно сказать про петуха, который меньше и слабее лисы? (Мал, но удал.Петух храбрый). Где же наша книжка, может сказка вернулась? (Нет)

Ск. – Ребята, а вам не жалко лису, ведь она без дома осталась? Может нам для неё дом сделать?

Конструирование из магнитных геометрических фигур

Ск. – Ребята, посмотрите, в книжке сказка появилась. Спасибо вам, ребята, за то, что помогли мне сказку в книжку вернуть. А теперь я пойду к другим детям сказки рассказывать. До свидания.

Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» (2 младшая группа)

Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»

Программное содержание:

Образовательные:

-познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и заяц»;

-помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец),используя прием вопросов, объяснения незнакомых слов;

-вызывать эмоциональный отклик на сказку «Лиса и заяц»;

Развивающие:

-развивать связную речь детей; совершенствовать умения отвечать на вопросы по тексту полными предложениями;

Воспитательные:

— воспитывать чувство сопереживания,умение распознавать добро и зло.

Материал: корзинка,игрушка (Лисы,Зайца), две картинки с изображением ледяного и деревянного домиков, картинки по сюжету сказки «Лиса и заяц»,сюжетные картинки сказок(«Колобок», «Теремок», «Курочка –ряба», «Гуси –лебеди» , «Рукавичка» ).

Словарная работа: объяснение слов: лубяная ,ледяная ,несу косу, на печи, посечи,трусливый,храбрый .

Предварительная работа:разучивание русской народной колыбельной песни «Баюшки-баю»

Ход НОД

Приготовьте ушки, глазки,

Начинаем нашу сказку,

Я сегодня в группу шла

И корзиночку нашла.

В: Ребята, посмотрите, что я сегодня нашла около нашей группы. Что это? 

Д:Корзинка.

В: Она не простая, волшебная. А что бы она показала, что в ней находиться, надо сказать, вежливые слова. Какие вежливые слова вы знаете? 

Д: пожалуйста, спасибо, добрый день /вечер/ночи ,приятного аппетита, до свидания ,здравствуйте ,простите, доброго пути

В:Молодцы, ребята! (воспитатель показывает лису). Кто это?

Д:  Лиса.

В: А это кто? (воспитатель показывает зайца).

Д: Заяц.

В: Ребята, а вы хотите послушать сказку об этих животных?

В:Сегодня мы с вами отправимся в гости к лисе и зайцу, а поможет нам в этом русская народная сказка. Я вам прочитаю русскую народную сказку «Лиса и заяц». Ребята, а кто сочиняет народные сказки

Д:народ

В: Правильно,русские народные сказки придумал народ. Они передавались от прабабушек, бабушек, а бабушки передавали нашим мамам, так и до нас дошли. Давайте их вспомним.

Д: («Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Курочка ряба», “Рукавичка” и т.д.) В:(показывает иллюстрации) В: Молодцы, ребята! Много русских народных сказок вы знаете.А сейчас мы послушаем сказку о том, как петух лису победил?

Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц», показ иллюстраций по сюжету.

В:Вот и сказки конец ,а кто слушал молодец ! Ребята ,вы устали? Д: да В: Давайте отдохнем !

Физминутка: «Заюшкина избушка»

Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика).

Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону).

Песню весело он пел (кивают головой).

И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке).

Но лисичка постучала (стучат кулачкам о кулачок).

Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши).

Теперь зайка грустный ходит (кружатся).

Себе он места не находит (вздыхают, разводят руки в стороны).

И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону).

К зайцу нашему подходят (подходят ближе в круг).

И не с чем они уходят (расходятся).

Лишь петух ему помог (машут руками вверх-вниз)

И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика).

Припеваючи, в ладу (руки по бокам).

В:Молодцы ,мы немного отдохнули, а теперь присаживайтесь на места .

Обсуждение с детьми русской народной сказки «Лиса и заяц».

В:Ребята,давайте вспомним ,какие герои были в этой сказке ?

Д:заяц,лиса,медведь ,бык,петух.

В:Какая у зайчика была избушка?

Д:лубяная.

В:Правильно ,лубяная –она построена из коры дерева .(показ картинки)

В:какую избушку построила себе Лиса?

Д:ледяную.

В:А как вы думаете ледяная изба из чего построена ?

Д:из-за льда.

В:Почему Лиса осталась без избушки ?

Д:Она растаяла.

В:А какая беда случилась у зайчика?

Д:его лиса выгнала.

В:Хорошо ли поступила лисичка?

Д:нет.

В: Какие звери хотели помочь зайчику выгнать Лису ?

Д:собака,волк,медведь ,петух

В:Как думаете ,волк ,медведь и бык сильнее лисы?

Д:Да

В:а почему эти большие и сильные животные не помогли зайчику?

Д:они сильные ,но трусливые. (всего боятся )

В:кто помог зайчику выгнать лису ?

Д: петушок.

В: а что можно сказать про петушка ,который меньше и слабее лисы?

Д: петух храбрый (смелый,ничего не боится)

В:Да ,петушок мал ,но удал .

Повторить вместе с детьми слова петушка:

— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах

Несу косу на плечах,

Хочу лису посечи,

Слезай, лиса, с печи,

Поди, лиса, вон!

Пальчиковая гимнастика:«Серый зайка»

Зайка серенький сидит 
(руки сжаты в кулачки)
И ушами шевелит. 
(разгибают и сгибают кулачки)
Надо лапочки погреть, 
(растирают пальцы и кисти рук)
Зайке холодно сидеть.

Рефлексия:

В:Какую сказку мы сегодня прочитали?

Д: «Лиса и заяц»

В: вам понравилась сказка?

Д: Да

В: чем она вам понравилась?

Д:Как маленький петушок не испугался лисы.

В: чему нас учит эта сказка?

Д: доброте,дружбе.

В:Петух оказался храбрым ,поэтому про него можно сказать:мал удалец ,да храбрец.

В: молодцы .

В:Мне зайчик и лисичка говорят, что устали,и хочет спать, давайте споём им колыбельную песню, чтобы они отдохнули. Мы встанем, сложим руки, как будто у нас на руках зайка и лисичка и покачаем их, споем колыбельную «Баюшки-баю».

(дети поют вместе с воспитателем)

Баю-баюшки-баю
Баю-баюшки-баю, 
Не ложися на краю. 
Придет серенький волчок, 
Он ухватит за бочок 
И потащит во лесок, 
Под ракитовый кусток. 
Там птички поют,

Тебе спать не дадут.

(кладет игрушки в корзину и накрывает платком)

В: Зайка и лисичка уснули, им понравилось у вас в гостях, но пора уже прощаться.  В:Давайте скажем -До свидания! Д:до свидания! В:вы сегодня все старались отвечать на мои вопросы и внимательно слушали сказку .Спасибо за занятие!