для детей и взрослых – EduNeo
Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, логопед, лингвист-эксперт.
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии
В настоящее время все чаще и чаще учителя сталкиваются с учениками, у которых наблюдаются нарушения чтения и письма. Родители спрашивают: “Что делать? Я не знаю, чем помочь?”, а учителя пожимают плечами: “Учите правила, чаще читайте вслух!” и отправляют к логопеду или дефектологу. Хорошо, если он есть в школе, а что делать, если его нет? Такие проблемы чаще всего пускаются на самотек: ошибки в чтении и письме перерастают в пропуски знаков и индексов при решении задач по математике, физике, химии. Ученик получает плохие оценки, и формируется стойкое нежелание учиться.
Еще тяжелее взрослому обучающемуся, который знает о своих проблемах, но не знает, что с этим можно сделать, как исправить. Больше всего проблем возникает с технической терминологией и аббревиатурами.
В статье будут представлены три игры-упражнения, которые можно использовать для коррекции нарушений чтения и письма.
Дислексия – специфическое нарушение процесса чтения. Она может проявляться в неразличении смысла прочитанного текста, в трудности усвоения и запоминания букв и звуков, замене букв при чтении, в изменении падежных окончаний и т.д.
Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма. Она может проявляться в замене звуков близких по звучанию, искажении слова и предложения, использовании обратного порядка слов в предложении, искажении букв при письме и т.д.
Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции, и наконец непосредственно нарушения письменной речи. (Корнев А.Н.)
Так как виды нарушений при дислексии и дисграфии схожи, то и корректировать их можно вместе.
По мнению ученых, без сотрудничества учителя и родителей успех в коррекции недостижим. Основываясь на своем опыте работы, автор считает, что родителей необходимо информировать обо всех результатах исследований и обсуждать их с ними. Родители должны знать цели коррекции, ближайшие и отдаленные, ожидаемый результат и предполагаемые сроки коррекционной работы. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу и формированию у них трезвого взгляда на вещи. Основная задача родителей – закрепление навыков, усвоенных ребенком.
Игра-Упражнение №1. Работа над запоминанием слов и терминов (их графического варианта)
Составь словарные слова (или термины, для взрослых слушателей) из слогов, обведи их разными цветами.
Речевой материал для первоклассников: алфавит, ворона, закон, зашёл, звонят, учебник, учитель, клеить, ковер.
Речевой материал для курсантов и слушателей по терминологии (пример): анализ, синтез, верификация, безопасность, авария, багор, автонасос, ликвидация, поджог.
Если это возможно, используйте разбивку слова или вставляйте изображения и прочие визуальные подсказки, чтобы улучшить понимание.
Игра-Упражнение №2. Работаем над порядком слов, чтобы помочь ребенку/взрослому в понимании текста.
Вариант для детей.
Добавляя по одному слову, составьте предложения по картинке. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок соблюдал порядок слов.
Картинка к упражнению
ЛЕНА КАТАЕТСЯ.
____ _____ на ________
____ _____ на____ с____.
_____ _____ на___ с ____ ____.
Вариант для взрослых обучающихся.
Правила игры просты, но потребуется некий инвентарь — специальные карточки. Вообще, существует реальная игра, она называется Dixit (Диксит), но не всем по карману ее приобрести. Поэтому, можно создать некие ее элементы самостоятельно. Суть заключается в следующем: игрокам раздается по шесть карточек. На них изображены различные картинки — практически сюрреализм.
Например — покосившийся якорь, посреди пустыни.
Пример карточек для игры
Суть игры-упражнения
- Какие ассоциации приходят в голову?
- Их нужно сформулировать в одной фразе — и озвучить ее остальным.
- Основное условие: фраза должна быть построена с соблюдением порядка слов. Инверсия и нелогичность недопустимы.
- Игроки выбирают из своего набора подходящую карточку по описанию и выкладывают ее на стол.
Секрет в том, что описание должно быть многогранным, и выигрывает тот, чью карточку отгадали не сразу.
- Но, важным элементом является то, что если никто вообще не смог идентифицировать вашу карточку, вы лишаетесь очков.
- Кстати, сами карточки, а вернее картинки, в домашних условиях можно найти и распечатать из интернета.
Игра-упражнение №3.
Вариант для детей.
Игра морской бой (позаимствована у Бобкиной О.Г. – логопед средней общеобразовательной школы №5 п. Тавричанка Надеждинского района Приморского края). Работаем над ориентацией на плоскости, совершенствуем слоговой анализ и синтез, формируем активный и пассивный словарь учащихся.
Детям предлагается игровое поле, на котором изображены корабли с написанными на них слогами: учитель/родитель называет место на поле, а дети отыскивают его и называют написанный на нем слог.
Если корабли называются в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а потом синтезируются.
Речевой материал:
Учитель/родитель: Учащиеся:
Е-1, Д-7, А-9 ТАН, КА, ПИ = КАПИТАН
Е-8, Ж-4 СКОЙ, МОР = МОРСКОЙ
В-8 ПОРТ
Б-4, К-7 РЕГ, БЕ = БЕРЕГ
К-5, А-7 ЯК, МА = МАЯК
З-5, А-1 ПРО, ЛИВ = ПРОЛИВ
Ж-7, Г-2, З-3 РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ
Ж-10, И-3 РОД, ГО- ГОРОД
И-8, Д-3 СИР, БУК- БУКСИР
Е-5, Б-6, БУХ, ТА- БУХТА
Г-10, Б-2 РОМ, ПА- ПАРОМ
И-6, Д-9 ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ
Игровое поле
Вариант для взрослых обучающихся.
Игра “Пожарный Крокодил”. Работаем над развитием наблюдательности, внимательности, навыков строить логические цепочки.
Правила очень просты. Участники делятся на две команды. Первая команда загадывает слово и сообщает его представителю соперников. Это – избранный, который должен изобразить слово с помощью пантомимы своей команде. Изображающий говорить не может, но участники его команды могут задавать ему вопросы, перечислять появляющиеся варианты. Кивать головой «да» или «нет» изображающему слово разрешается – но не больше! В это время команда, загадавшая слово, может просто покатываться со смеху, видя усилия противников, часто долгое время безрезультатные. Если слово отгадано, команды меняются ролями. Конечно, для изображения каждый раз выставляется новый игрок.
Для тех, кто только осваивает игру, можно начать с элементарного. Сложнее будет с абстракциями: например, долго отгадывалось слово «множество». А теперь представьте сами, как можно изобразить «совершенство»? Если со словами более или менее разобрались, можно переходить к изображению словосочетаний, потом – пословиц.
Для разминки: рукав, управление, пожар, действие, документ, партнер, парад
Словосочетания: пожарная каланча, материальный ущерб, пожарная команда, эскиз пожара.
Поговорки и пословицы
- За битого двух небитых дают
- Слезами горю не поможешь
- Сон на одном боку — тридцать шесть часов.
- Любишь кататься — люби и саночки возить
- Один в поле не воин
- Клин клином вышибают
- Слово не воробей — вылетит, не поймаешь
- Спит, как полковая лошадь.
- Как вы лодку назовёте — так она и поплывёт
- Что сгорит, то не сгниет.
- Пожарный спит — Родина богатеет.
- Сколько волка не корми — он всё в лес смотрит
- Глаза боятся, а руки делают
- Метил в пятку, да в нос попал.
- Любишь говорить — люби и слушать.
Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и различных видов текстов. Задания носят игровой, развивающий характер.
Причины трудностей обучения в школе и вузе очень разнообразны, поэтому и игровые методы должны быть строго дифференцированы и индивидуализированы, то есть соответствовать механизмам проблем обучения и поведения в учреждении, выявляемым при комплексном нейропсихологическом обследовании, а также полу, возрасту и индивидуальным особенностям личности ребенка.
Почитать:
1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.
Понравилась статья?
Можно купить вебинар автора: “Дислексия и дистрофия: как помочь ребенку”. Перейдите по ссылке
Другие статьи автора
Статьи по теме
Дисграфия: определение, причины, симптомы и лечение
«Тишина царит в дремущем лесу,
Тёрны тущи затья нули сонсе,
Птитцы хлопщут целы день.
Рутцей мельте рецки»
«Что это за слова такие интересные?» – спросите вы, и будете правы, ведь в нашем языке таких слов нет. Между тем, это вполне себе русский язык, пусть и странный. А пишут такие слова в своих тетрадках и прописях дети (чаще всего – младшие школьники, но об этом позже), страдающие особым расстройством, которое называется «дисграфия». Далее мы расскажем о том, что это за отклонение, как оно проявляется и диагностируется и как его лечить.
Что такое дисграфия
Дисграфией называется патологическое состояние, при котором наблюдается расстройство процесса письма. С этим недугом не понаслышке знакомы около 50% младших школьников и примерно 35% учащихся средней школы. Также эта патология может развиваться и у взрослых (10% всех случаев), у которых вследствие каких-либо причин была нарушена работа высших психических функций. Кроме того, данное расстройство тесно связано с дислексией – отклонением в процессе чтения, ведь и чтение, и письмо – это два компонента одного психического процесса.
История дисграфии
В качестве самостоятельной патологии нарушения письма и чтения впервые выделил немецкий терапевт Адольф Куссмауль в 1877 году. После этого появилось множество работ, где описывались разные нарушения письма и чтения у детей. Однако рассматривались они как одно расстройство письменной речи, а некоторые ученые указывали на то, что оно вообще является признаком слабоумия и свойственно только отсталым детям.
Но уже в 1896 году терапевт В. Прингл Морган описал случай с мальчиком 14 лет, у которого был вполне нормальный интеллект, но присутствовали нарушения письма и чтения (речь шла о дислексии). После этого и другие исследовали стали изучать нарушение письма и чтения в качестве самостоятельной патологии, никак не связанной с умственной отсталостью. Чуть позже (в начале 1900-х годов) ученый Д. Гиншельвуд ввел термины «алексия» и «аграфия», обозначавшие тяжелую и легкую формы расстройства.
Время шло, и понимание природы отклонения письма и чтения изменялось. Его уже не определяли как однородное оптическое нарушение; стали использовать разные понятия: «алексия» и «дислексия», «аграфия» и «дисграфия»; начали выделять разные формы и классификации дисграфии (и, конечно, дислексии).
Впоследствии расстройства в процессе письма и чтения начали изучаться все большим количеством специалистов, в том числе и отечественных. Наиболее значимыми были работы невропатологов Самуила Семеновича Мнухина и Романа Александровича Ткачева. По мнению Ткачева, основу нарушений составляют мнестические нарушения (нарушения памяти), а согласно идеям Мнухина, их общая психопатологическая основа кроется в нарушении структурообразования.
В конце концов, в 30-е годы 20 века дисграфию (и дислексию) начинают изучать дефектологи, педагоги и психологи, такие как Р. Е Левин, Р. М. Боскис, М. Е. Хватцев, Ф. А. Рау и другие. Если же говорить о современных ученых и более конкретно о дисграфии, то в ее изучение значительный вклад внесли Л. Г. Неволина, А. Н. Корнев, С. С. Ляпидевский, С. Н. Шаховская и другие. Основываясь на результатах их исследований, мы и продолжим нашу статью.
Причины дисграфии
Несмотря на углубленное изучение, причины дисграфии со стопроцентной точностью не выяснены даже сегодня. Но определенные данные все же имеются. Например, вышеназванные ученые говорят о том, что расстройство письменной речи могут вызывать:
- Биологические причины: наследственность, поражение или недоразвитие головного мозга на разных периодах развития ребенка, патологии беременности, травмы плода, асфиксия, серьезные соматические заболевания, инфекции, поражающие нервную систему.
- Социально-психологические причины: синдром госпитализма (нарушения, обусловленные длительным пребыванием человека в стационаре в отрыве от дома и семьи), педагогическая запущенность, недостаточность речевых контактов, воспитание в двуязычных семьях.
- Социальные и средовые причины: завышенные требования к грамотности в отношении ребенка, неправильно определенный (слишком ранний) возраст обучения грамоте, неверно подобранные темпы и методы обучения.
Как известно, человек начинает овладевать навыками письма, когда адекватно сформированы все составляющие его устной речи: звукопроизношение, лексико-грамматическая составляющая, фонетическое восприятие, связность речи. Если же при формировании головного мозга происходили нарушения, указанные выше, риск развития дисграфии очень высок.
Не менее важно отметить, что дисграфии подвержены дети с разными функциональными нарушениями органов слуха и зрения, которые вызывают отклонения анализа и синтеза информации. А у взрослых толчком к развитию патологии могут послужить инсульты, черепно-мозговые травмы, нейрохирургические вмешательства и опухолевидные процессы в мозге. Оказывая определенное воздействие на развитие человека, те или иные вышеизложенные факторы приводят к дисграфии, которая может проявляться в разных формах.
Виды дисграфии
Сегодня специалисты разделяют дисграфию на пять основных форм, каждая из которых зависит от того, какая конкретно письменная операция нарушена или не сформирована:
- Акустическая дисграфия – характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков
- Артикуляционно-акустическая дисграфия – характеризуется нарушением артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха), а также трудностями в звукопроизношении
- Аграмматическая дисграфия – характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи
- Оптическая дисграфия – характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием
- Особая форма дисграфии, обусловленная несформированностью языкового синтеза
На практике какой-либо вид дисграфии в чистом виде встречается достаточно редко, т.к. в большинстве случаев дисграфия принимает смешанную форму, но с преобладанием какого-либо вида. Установить же его можно по характерным признакам.
Симптомы дисграфии
Подобно любому логопедическому нарушению, дисграфия обладает рядом своих симптомов. Как правило, она дает о себе знать систематическими ошибками на письме, но эти ошибки человек совершает отнюдь не по незнанию языковых норм и правил. В большинстве случаев ошибки проявляются в замене или смещении схожих звуков или похожих букв, пропусках букв и слогов в словах или перемене их мест, добавлении лишних букв. Также наблюдается слитное написание многих слов и отсутствие согласованности слов и словоформ в предложениях. Одновременно с этим отмечается низкая скорость письма и трудноразличимый почерк.
Но давайте поговорим о симптомах, по которым можно с определенной долей вероятности говорить о развитии дисграфии конкретного вида:
- При акустической дисграфии нарушений в произношении звуков может и не быть, но их восприятие однозначно будет неправильным. На письме это проявляется в замене звуков, которые человек слышит, теми, которые похожи на них при произношении, к примеру, свистящие звуки заменяются шипящими, глухие – звонкими (С-Ш, З-Ж и т.п.) и т.п.
- При артикуляционно-акустической дисграфии ошибки на письме связаны конкретно с неправильным произношением звуков. Человек пишет точно так, как слышит. Как правило, подобные симптомы встречаются у детей, у которых недоразвита фонетико-фонематическая сторона речи. Кстати, ошибки при дисграфии этого вида будут схожими как при произношении, так и при написании (например, если ребенок говорит «смишной заяс», писать он будет точно так же).
- При аграмматической дисграфии слова изменяются по падежам, путаются склонения, ребенок не в состоянии определить число и род (например, «яркий солнышко», «хороший тетя», «три медведь» и т.п.). Предложения отличаются несогласованностью постановки слов, некоторые члены предложения и вовсе могут быть пропущены. Что касается речи, то она заторможена и недоразвита.
- При оптической дисграфии буквы смешиваются и заменяются на те, которые визуально похожи на правильные. Здесь следует разграничивать литеральную оптическую дисграфию (неправильно воспроизводятся изолированные буквы) и вербальную оптическую дисграфию (неправильно воспроизводятся буквы в словах). Чаще всего буквы «отзеркаливаются», в них добавляются лишние элементы или недописываются нужные, (например, Т пишется как П, Л – как М, А – как Д) и т.п.)
- При дисграфии, обусловленной несформированностью языкового синтеза, ребенок меняет буквы и слоги местами, не дописывает окончания слов или дописывает лишние, пишет предлоги слитно со словами, а приставки отделяет от них (например, «на шел», «настоле» и т.п.). Этот вид дисграфии считается самым распространенным среди школьников.
Помимо прочего, у людей с дисграфией могут быть и симптомы, не имеющие отношения к логопедии. Обычно это нарушения и расстройства неврологического характера, такие как низкая работоспособность, проблемы с концентрацией, повышенная отвлекаемость, нарушения работы памяти, гиперактивность.
При систематическом проявлении рассмотренных симптомов необходимо обратиться к специалисту, который может провести полноценную диагностику и отличить патологию от банальной безграмотности. Таким специалистом является логопед. Кстати, имейте в виду, что диагноз «дисграфия» ставится только в том случае, если ребенок уже владеет навыками письма, т.е. не раньше достижения 9-тилетнего возраста. В противном случае диагноз может оказаться ошибочным.
Диагностика дисграфии
Как мы и сказали, для диагностики дисграфии нужно посетить логопеда. Однако и консультация с другими специалистами очень важна. К таким специалистам относятся психолог, офтальмолог, невролог, ЛОР. Они помогут исключить дефекты органов зрения и слуха, а также психические отклонения. Только после этого логопед, изучив симптоматику, может установить, что развивается дисграфия и определить ее вид.
Диагностические мероприятия всегда проводятся комплексно и поэтапно. Анализируются письменные работы, оценивается общее и речевое развитие, состояние ЦНС, органов зрения и слуха, речевой моторики и артикуляционного аппарата. Для анализа письменной речи специалист может предложить ребенку переписать печатный или написанный от руки текст, записать текст под диктовку, описать по рисунку какой-то сюжет, почитать вслух. На основе полученных данных составляется протокол, и врач делает заключение.
В диагностике огромную роль играет и время, в которое она проходит. Лучше всего обращаться за консультацией в минимально возможном возрасте (лучше – в детском саду), чтобы иметь возможность начать корректировать отклонение на его ранних стадиях. В случае если в детстве необходимые меры приняты не будут, дисграфия проявит себя во взрослом возрасте, и устранить ее будет намного проблематичнее.
Коррекция и лечение дисграфии
В отличие от западных стран, где для лечения и коррекции дисграфии разработаны специальные программы, в России таких пока нет. Именно поэтому коррекционные мероприятия должны начинаться уже в детсадовском возрасте, и включать в себя особые методики и приемы, которыми владеют логопеды. А вот с помощью обычной школьной программы устранить дисграфию не получится. Собственно, полностью устранить отклонение не сможет никто – такова уж его специфика. Однако приблизить навык письма к идеалу все же можно.
Корректирующие программы обязательно разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного случая и, конечно же, формы нарушения. Чтобы скорректировать отклонение, специалист разрабатывает систему восполнения пробелов в процессах, важных для формирования навыка письма, проводит работу над развитием речи и ее связности. Также даются задания на формирование грамматики и развитие лексикона, корректируется пространственное и слуховое восприятие, развиваются мыслительные процессы и память. Все это приводит к развитию навыка письма.
В дополнение к логопедическому комплексу врачи нередко используют лечебную физкультуру, массаж, физиотерапию. Что касается медикаментозного лечения, то его целесообразность и эффективность остаются под большим вопросом.
Если же вы решите принимать непосредственное участие в лечении дисграфии у своего ребенка, используйте игровую деятельность. Младшим школьникам полезно давать задания на составление слов магнитными буквами – это существенно подкрепляет зрительное восприятие элементов букв. А написание диктантов улучшает слуховое восприятие звуков.
Полезно играть со своим ребенком в историка – когда ребенок пишет буквы пером и чернилами. К выбору обычных инструментов письма нужно подходить с умом. Рекомендуется покупать ручки, карандаши и фломастеры с шероховатым или неровным корпусом, т.к. они массируют дистальные концы пальцев рук, посредством чего головному мозгу посылаются дополнительные сигналы.
На самом деле вариантов проработки отклонений письма существует немало, но все они в обязательном порядке должны обсуждаться с логопедом. Также мы рекомендуем обращаться к специализированной литературе. Обратите внимание на книги Е. В. Мазановой («Учусь не путать буквы», «Учусь не путать звуки»), О. В. Чистяковой («30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии», «Исправляем дисграфию»), И. Ю. Оглоблиной (Логопедические тетради для коррекции дисграфии), О. М. Коваленко («Коррекция нарушений письменной речи»), О. И. Азовой («Диагностика и коррекция нарушений письменной речи»).
Эти книги содержат много полезного материала для самостоятельных занятий дома. Но быстрый результат вряд ли возможен, а потому нужно набраться терпения и реагировать на ошибки адекватно. Занятия должны быть систематическими, но недолгими; обязательно давайте ребенку возможность отдыхать, играть и заниматься любимыми делами. А сами уделите время на просмотр видео «Как преодолеть дисграфию», откуда тоже можно почерпнуть немало полезной информации.
В дополнение заметим, что даже если проблема дисграфии для вас не актуальна, это еще не значит, что можно списывать ее со счетов. Чтобы не дать ей развиться, советуем время от времени проводить мероприятия по профилактике, о которых тоже нужно сказать несколько слов.
Профилактика дисграфии
Профилактика дисграфии предполагает определенные действия еще до того как ваш ребенок будет обучаться письму. Они включают в себя упражнения на развитие внимательности, памяти, мыслительных процессов, пространственного восприятия, зрительной и слуховой дифференциации и других процессов, отвечающих за овладение навыком письма.
Любые, даже самые незначительные нарушения речи необходимо незамедлительно корректировать. Не менее важно расширять словарный запас ребенка. В более старшем возрасте нужно тренировать почерк. А еще мы хотим предложить вам несколько упражнений, которые можно использовать как для профилактики, так и для коррекции дисграфии.
Упражнения для профилактики и коррекции дисграфии
Эти упражнения вполне подходят для выполнения детьми младшего школьного возраста, но могут выполняться и детьми постарше:
- Возьмите с ребенком книгу, с которой он еще не знаком. Желательно, чтобы текст был напечатан средним шрифтом, а также был немного скучным, чтобы внимание ребенка не отвлекалось на содержание. Дайте задание найти и подчеркнуть в тексте конкретную букву, например С или П, О или А и т.д..
- Немного усложните задание: пусть ребенок ищет конкретную букву и подчеркивает ее, а букву, следующую за ней, – обводит или зачеркивает.
- Предложите ребенку отмечать схожие парные буквы, такие как Л/М, Р/П, Т/П, Б/Д, У/Ю, А/У, Д/Г и т.д.
- Продиктуйте ребенку небольшой отрывок текста. Его задача – писать и проговаривать вслух все, что он пишет, именно так, как это пишется. При этом нужно подчеркивать слабые доли – те звуки, которым не уделяется внимания при произношении, к примеру, мы говорим: «на стАле стАит чашка с мАлАком», а пишем: «на стОле стОит чашка с мОлОком». Вот именно эти доли ребенок должен подчеркнуть. Это же касается дописывания и четкого проговаривания окончаний слов.
- Упражнение для развития внимания и крупной моторики – движений тела, рук и ног. Суть состоит в том, что ребенок проводит ручкой или карандашом непрерывную линию, не меняя положения руки и листа. Лучше всего для этого подходят специальные сборники рисунков, узловые точки которых отмечены порядковыми номерами для соединения.
- Объясните ребенку отличия между твердыми и мягкими, глухими и звонкими звуками. Затем дайте задание подбирать слова на каждый из звуков и делайте вместе с ним анализ слов: из каких букв, слогов и звуков они состоят. Для удобства и наглядности можно использовать различные предметы.
- Тренируйте почерк ребенка. Для этого полезно использовать тетрадь в клеточку, чтобы ребенок писал слова, размещая буквы в отдельных клетках. Следите за тем, чтобы буквы полностью заполняли пространство клеток.
И еще несколько советов по проведению занятий:
- Обстановка должна быть спокойной, ребенка ничто не должно отвлекать
- Подбирайте задания в соответствии возрастом и возможностями ребенка
- В случае затруднений помогайте ребенку, но не выполняйте задания сами
- Не учите ребенка иностранным словам, если он еще не готов к этому психологически
- В повседневном общении говорите как можно правильнее и четче
- Не повторяйте за ребенком слова и фразы, которые он произносит неправильно
- Не забывайте внимательно подбирать инструменты для письма
- Оказывайте психологическую поддержку ребенку, ведь нередко дети с дисграфией чувствуют себя «не такими, как все»
- Никогда не ругайте ребенка за ошибки
- Поощряйте и хвалите ребенка за любые, даже самые незначительные успехи
Помните, что грамотный подход в воспитании, забота и внимание к ребенку, а также предельная внимательность к процессу его развития помогут вам вовремя распознать отклонения и принять меры по их коррекции и устранению. А мы желаем вам и вашим детям успехов в обучении и освоении новых навыков!
Как побороть дисграфию и дислексию?. Центр Речи
Вот и начался новый учебный год. К сожалению, многие дети могут столкнуться с трудностями в обучении, виной которым может служить дисграфия или дислексия. Без коррекции ребенок будет все больше отставать от своих сверстников, а трудности будут возникать во всех сферах обучения. Устранить дисграфию и дислексию помогут высококвалифицированные специалисты из Центра Речи в Зеленограде.
Познавательная страничка
Дисграфия — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.
Виды дисграфии:
- Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.
- Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
- Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
- Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
- Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов («хороший кошка», «красивый солнце» и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок обучается на неродном языке.
Дислекси́я — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Виды дислексии:
- фонематическая — недоразвитие функций фонематической системы;
- семантическая — нарушение понимания прочитанных слов;
- аграмматическая — наблюдается неправильное произношение падежных окончаний и числа существительного, а также неверное согласование в числе, роде и падеже существительного и прилагательного;
- оптическая — проявляется в трудностях усвоения графически сходных букв, а также в их взаимных заменах;
- мнестическая — наблюдается трудности усвоения букв.
В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.
Коррекция дисграфии и дислексии должна носить комплексный характер.
Мама будет логопедом
Если заниматься с ребёнком каждый день, то можно добиться неплохих результатов при борьбе с дислексией и дисграфией.
Развитие фонематического слухазначительно снизит риск возникновения дисграфии и дислексии.
Копилка знаний
Упражнения для профилактики дисграфии.
Консультация дефектолога в Центре Речи. В соответствии с диагностикой дефектолог разработает индивидуальную программу коррекции и поможет сформировать такие психические функции как внимание, память, мышление, научит ребенка наблюдать конкретные явления окружающего мира и устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать качества и признаки окружающих предметов.
Нейропсихологическая коррекция (нейрокоррекция) — комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.
Заглянем на занятия в Центр Речи? (Видео-отрывок из занятия по Логоинтенсиву)
| Дисграфия (нарушения почерка и письменной речи)
Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) высших психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.
Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения и коррекции.
Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений моторики, координации, баланса, внимания, концентрации, восприятия, а также звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи.
Овладение письменной речью (чтением и письмом) требует сбалансированной работы всего мозга. Неудивительно, что дисграфия (нарушение овладения письменной речью), дислексия (нарушение чтения) и дизорфография во всем мире являются основными проблемами школьников. Мозг многих детей не справляется с обработкой информации, поступающей от органов чувств – зрения, слуха, тактильности и тд.
Совет побольше читать и побольше писать обычно не приносит результата. У проблем с чтением и письмом всегда есть конкретные неврологические причины, эти дисфункции заставляют мозг работать в постоянном режиме перегрузки, именно поэтому ребенок часто утомлен или наоборот избыточно активен.
Опытный преподавать может заметить, что ученик неуклюжий, «пропускает все мимо ушей» (как будто не слышит), неусидчив, «считает ворон», часто отвлекается, постоянно не успевает.
Однако степень выраженности этих проблем и их причины гораздо эффективнее выявит нейропсихолог на нейропсихологической диагностике с помощью специальных проб-тестов и уникальных инновационных приборов.
Дисграфия – это специфические недостатки письма, вызванные нарушением ВПФ (высших психических функций), принимающих участие в процессе письменной речи.
Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов и дошкольников поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.
Это нарушение, которое невозможно «перерасти», оно не «рассосется» само даже во взрослом возрасте человека, оно очень портит и усложняет жизнь, создает много психологических проблем и комплексов.
Это нарушение, которое можно «купировать» только с помощью нейропсихологической коррекции достаточно быстро и результативно – раз и навсегда, остальные методы лишь «подчищают» симптомы, на время облегчая их проявление, но не решают проблему в целом!!!
Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).
Овладение процессом письма находится в тесной связи со степенью сформированности всех сторон устной речи:
– звукопроизношения,
– фонематического восприятия,
– лексико-грамматической стороны речи,
– связной речи.
К появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в перенатальном, натальном, постнатальном периодах, к дисграфии могут привести:
– патология беременности,
– родовые травмы,
– асфиксия,
– менингиты
– энцефалиты,
– инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.
Дисграфия — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 октября 2017;
проверки требуют 15 правок.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 октября 2017;
проверки требуют 15 правок.
Содержание термина «дисграфия» в современной литературе определяется по-разному. Приведем несколько наиболее известных определений. Р. И.Лалаева (1997) дает следующее определение: дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
И. Н. Садовникова (1995) определяет дисграфию как частичное расстройство письма (у младших школьников — трудности овладения письменной речью), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок. Возникновение таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.
А. Н. Корнев (1997, 2003) называет дисграфией стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (т. е. руководствуясь фонетическим принципом письма) несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха.
А. Л. Сиротюк (2003) определяет дисграфию как частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.
До настоящего времени нет единого понимания, в каком возрасте или на каком этапе школьного обучения, а также при какой степени проявления нарушения можно диагностировать у ребенка наличие дисграфии. Поэтому разделение понятий «затруднения в овладении письмом» и «дисграфия», понимаемая как стойкое нарушение у ребенка процесса реализации письма на этапе школьного обучения, когда овладение «техникой» письма считается завершенным, на наш взгляд, более корректно как с точки зрения понимания сути дисграфии, так и в плане организации педагогических мероприятий по предупреждению или преодолению данного нарушения.
- Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. —— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 208 с.
Логопедический альбом (логопедический рабочий альбом новых технологий)
ОТ АВТОРОВ
Дорогие друзья!
Перед вами логопедический рабочий альбом новых технологий, который должен не только помочь сделать занятия интересней, но и облегчить работу логопеда, родителей.
Уникальность наших игровых пособий, кстати, и в том, что они сказочны по форме и содержанию. Звуки, которые не умеет пока произносить ребенок, не обезличены. Они живые! У них есть ручки, ножки, свой характер, своя квартира в домике-ротике.
Пока звука нет в речи, ребенок получает картинки «Возвращение звука домой», работает с листами речевого материала. А когда звук появился — родился, ему дают картинку «День рождения звука». Настоящий день рождения с подарками и гостями.
Кстати, альбом можно разрезать на листы, они мобильны и индивидуально применимы. Но обязательно первыми ребенок получает листы «Домик звуков» (1 лист) и артикуляционную гимнастику с инструкцией (5 листов). С этого начинается любая коррекционная работа.
Практические игровые разработки даны на 45 листах, которые ребенок может оформить в файл-папку. Папку с файлами (10—15 файлов) родители покупают вместо традиционной общей тетради. В процессе коррекционной работы ребенок заполняет ее нашими игровыми пособиями. Он играет, фантазирует, выполняет задания, просит родителей принять участие в его работе. В итоге папка становится совместным творчеством логопеда, ребенка, родителей.
В начале альбома есть лист, на котором ребенок нарисует собственный портрет или приклеит фотографию, что определит персональность его папки.
Для коллег-логопедов мы включили в наш альбом листы «Речевая карта» и «Домашнее задание».
Все наши игровые пособия учат ребенка творить, раскрывают лучшее, что в нем есть, и тогда становится успешной и доставляет радость коррекционная работа.
Удачи вам!
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Фамилия Имя
Дата рождения Полных лет, месяцев
Домашний адрес Телефон
Мать (Ф.И.О., возраст, место работы)
Отец (Ф.И.О., возраст, место работы)
Краткий анамнез (беременность, роды, раннее физическое и речевое развитие)
Звукопроизношение:
Р С Ш К Т
РЬ СЬ Ж К ТЬ
Л 3 Ч Г-ГЬ Д
л ЗЬ щ Х- ХЬ Д Ь
И Ц Другие звуки
Фонематический слух (память, восприятие)
Голос (темп, плавность, сила, запинки)
10. Артикуляционный аппарат: зубы губы
прикус язык уздечка
Словарный запас
Фразовая речь
Обобщающие понятия
Цвета Счет
Чтение (знание букв)
Письмо и чтение (школьники)
Сформированность латералиты
Эмоциональная характеристика
Обращения к логопедам
Речевой диагноз
Рекомендации
« » 200 г. Логопед
ДОМИК ЗВУКОВ
Двухэтажный домик — это твой ротик, где живут звуки.
ДВА БРАТА
ШИПЯЩАЯ СЕМЕЙКА
ДВА БРАТА
Потому что все умеют шипеть
Ш — папа в шляпе.
Ж — его жена.
Ч — их дочка. Щ — их щенок.
Л — с твердым, Ль — с мягким характером.
Р — с твердым, Рь — с мягким iхарактером.
СВИСТЯЩАЯ СЕМЕЙКА
Потому что все умеют свистеть.
Этот домик — твой ротик. Открой рот. Первый этаж — это твои нижние зубки. Второй этаж — это твои верхние зубки. Давай войдем в дом. Посмотри, на первом этаже одна большая квартира. Здесь живут звуки, которые умеют свистеть, i Давай назовем их (С, Сь, 3, Зь, Ц). Поднимемся на второй этаж. Тук-тук-тук. Скажи, сколько здесь квартир? Три? В первой квартире живут! два брата (Л, Ль). Назови их. А вот в этой квартире тоже два брата (Р, Рь). Назови. В третьей живет шипящая семейка. Их так назвали потому, что они любят шипеть. Ш — папа в шляпе, Ж — его жена, Ч — их дочка, Щ — их щенок. Давай повторим. Если в какой-то квартире нет жильцов, их надо вернуть. Я даю тебе этот домик — он твой. Раскрась его.
Артикуляционных упражнений очень много. Мы даем несколько основных, а остальные подберет логопед.
«Заборчик». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
«Дудочка». С напряжением вытянуть вперед губы (зубы вместе).
«Окошко». Широко открыть рот — «жарко». Закрыть рот — «холодно».
«Шарик». Надуть щеки. Сдуть щеки.
«Чистим зубки». Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
«Часики». Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка, как стрелку, переводить из одного уголка рта в другой: тик-так.
С КАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ
Жил-был. Проснулся он рано утром. Открыл . Посмотрел налево, напра-
во, вниз, нет ли луж, вверх (движение языком, рот открыт), есть ли солнышко. Закрыл (закрыть рот). Открыл снова. Жарко стало (о…о…). Холодно стало (д…д…). Закрыл окошко. Побежал в ванную комнату. Прибежал. Открыл
(н…н… и движение рукой). Включил свет (чик). Открыл воду (чик—чик—чик и движение кистью). Полилась горячая вода (шшш). «Ой», — испугался и отдернул руки. (Покажите, как он испугался.) Надо открыть какую воду? Правильно, холодную (чик—чик—чик и движение кистью). Водичка соединилась и стала теплой (ссь…) . почистил зубы (упражнение). Умылся (круговые движения языка по губам). Закрыл холодную воду (чик—чик—чик). Закрыл горячую воду (чик—чик—чик). Закрыл (ннн…). И побежал на кухню завтракать. А на кухне мама блинчики печет. «Здравствуй, мама! —весело крикнул . — Я тебя очень люблю!» «Здравствуй, ! Я тебя тоже очень люблю. Помоги мне тесто месить» (упражнение). Наконец тесто готово. Мама испекла и дала Язычку (упражнение «Блинчик») с вареньем (упражнение «Вкусное варенье»). Выпил молока вот из такой (упражнение), поблагодарил и спросил: «Мамочка, можно я пойду погуляю?» «Конечно, можно, — ответила мама. — Только не опаздывай к обеду». Вышел на крыльцо . А вокруг длинный (упражнение «Заборчик»). Наверху труба (упражнение «Дудочка»). В трубе живет веселый ветер: «У… У… Привет,!» Побежал в конюшню к своей любимой лошадке. «Здравствуй, погладил ее Язычок (движение рукой), — поедем кататься». «Иго-го…», —обрадовалась и
Вскочил на и поскакал (упражнение).
Прискакал в зоопарк. Там он встретил своих друзей: Болтливого (бл— бл—бл, упражнение),Упрямого Ослика (иа—иа—иа). Друзья покатались на автомобильчиках (дррр…). Съели (лакательные движения языком). Надули воздушные (упражнение). Жарко. в зоопарке опустил свой длинный хобот в воду. Набирает водичку (упражнение). Язычок посмотрел на часы, а они стоят. Надо часы завести (чик—чик—чик — упражнение). «Ой, меня же мама дома ждет», — и поскакал он домой. Вот такая история о. А вы придумайте свою.
ВОЗВРАЩЕНИЕ [Р] ДОМОЙ
Помогите [Р] вернуться домой.
Обведите и раскрасьте картинки-упражнения.
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ [Р]
Жираф и рак подарили Р одинаковые подарки, но если приглядеться, можно найти разницу.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА [Р]
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА [Р] В ТР, ДР
При произнесении слогов, слов нельзя разрывать звукосочетание тр(др). Звук [р], отделенный от звука [т(д)], сразу, без тренировочных упражнений, произнести трудно, так как звук [т(д)] является опорой для удержания языка за верхними зубами. Старайтесь [р] произносить с вибрацией (трррра, дррра).
ТРРРРА ДРРРА ТРРРО ДРРРО ТРРРЫ ДРРРЫ ТРРРУ ДРРРУ
ТР, ДР во фразе:
Дра-дра-дра — на траве лежат дрова. Дры-дры-дры — кони быстры и бодры. Дро-дро-дро — Дрон, не тронь мое ведро. Дру-дру-дру — друга пригласи к костру.
Придумай, запиши подобные потешки. Тра-тра-тра — Тро-тро-тро — Тры-тры-тры — Тру-тру-тру —
ДР, ТР со стечением согласных: завтрак страус
стройка
втроем
струя
стружка
острый
пестрый
ТР, ДР в открытых слогах:
драка трава
друзья трубка
дрова тройка
квадрат тетрадь
ведро метро
подруга петрушка
У Петра много друзей. На траве не видно тропки. Петрушка ест ватрушку.
У девочки пестрые гетры. Один за другим матросы идут по трапу. Подросток
с трудом несет ведро воды. Втроем дровосеки быстро подрубили кедр. Труба
трубит, труба поет, трубач по улице идет.
кедры метры
Автоматизация [р] — в слогах, словах ([р] произносите с вибрацией — ррра)
РРРРРА… РРРРРО…
И Т. Д.
Раскрасьте шарики красным цветом.
Сосчитайте так: «Один красный шар, два краеных шара, три крас-ных шара, четыре красных шара, пять красных шаров».
ДОПОЛНИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАРТИНКОЙ СО ЗВУКОМ [Р].
ра — ро — ры ру — ро — ра ро — ру — ры ра — ру — ры
ра-ра — дыра ро-ро — перо ры-ры — дары ру-ру — беру
На стене висит
Егор чистит
Мама
дала
Егору
В сумке лежат
[р] в конце слов:
комар
самовар
топор
мотор
помидор
бур
сыр
актер
ковер
мундир ,
командир
РА
рак
радуга
работа
РЫ
рысь рыба рынок
РУ
рука
ручей
румяный
РО
роща
розовый
родина
В лесу мы нашли
Пошла муха
Федор взял
Вспомните, нарисуйте три овоща и три фрукта со звуком [р] в названии.
[р] в середине слов:
марка
горка
бурка
тёрка
персик
бирка
[р] в словах
со стечением
согласных:
граница
крапива
брошка
крошка
брусника
фрукты
[р] в более трудных словах
(с двумя звуками [р]):
простор
размер
разговор
аэродром
раскрывать
квартира
кругозор
фарфор
разрывать
проверка
оркестр
литература
Нарисуйте все, что украли у вороны.
Нарисуйте портреты пяти детей.
Закончите слово
Логопедия — Википедия
Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике в XVII в. (дефекты речи при сохранённом слухе тогда не выделялись в особую проблему). Как самостоятельная научная отрасль логопедия оформилась во второй половине XIX в. До 30-х гг. XX в. в логопедии преобладало упрощенное представление о речевых нарушениях как дефектах речедвигательной мускулатуры; рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматических приемов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы, наряду с проблемой коррекции дыхательной системы, составляли основное содержание логопедии. Практические коррекционные мероприятия имели преимущественно медицинскую направленность.
С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление логопедии — на первый план стало выдвигаться педагогическое содержание. Современная логопедия, опираясь на общие принципы дефектологии , а также взаимодействуя с другими науками (психологией, физиологией, языкознанием), рассматривает речь как системное многофункциональное образование, влияющее на психическое развитие.
Известные российские и советские логопеды и дефектологи[править | править код]
- Жан Батист Жоффре
- Рэдван Татьяна Михайловна
- Гурцов, Георгий Александрович
- Флери, Виктор Иванович
- Спешнев, Яков Тимофеевич
- Сиповский, Василий Дмитриевич
- Остроградский, Александр Федорович
- Енько Петр Дмитриевич
- Богданов-Березовский, Михаил Валерьянович
- Воячек, Владимир Игнатьевич
- Левина, Роза Евгеньевна
- Соловьёв, Иван Михайлович
- Фельдберг, Давид Владимирович
- Соколянский, Иван Афанасьевич
- Басова, Антонина Гавриловна
- Ласточкина, Елизавета Гурьевна
- Хватцев, Михаил Ефимович
- Трауготт, Наталия Николаевна
- Ляпидевский, Сергей Семёнович
- Микаэльян, Карп Авдеевич
- Никитина, Маргарита Ивановна
- Волкова, Лариса Степановна
- Некрасова, Юлия Борисовна
- Халатян, Вачаган Геворкович
- Чиркина, Галина Васильевна
- Лукаш Ольга Леонидовна
- Дитковская, Нина Леонидовна
- Рау Фёдор Андреевич
- Рау Наталья Александровна
- Рау, Елена Юрьевна
- Панченко, Инна Ивановна
- Барабанов, Родион Евгеньевич
- Филатова, Юлия Олеговна
В настоящее время не существует единой классификации речевых расстройств. Попытки создания таковой (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, Р. А. Белова-Давид, М. Зееман, Р. Е. Левина и др.), предпринимались на протяжении всей истории развития логопедии, как науки и области практической деятельности. Безрезультатность классификации речевых нарушений объясняется довольно просто: у человека нет специфических органов для выполнения речевых функций. Порождение речи и голоса осуществляется приспособленными органами и системами, изначально выполняющими иные, другие физиологические функции. Восприятие и понимание речи также осуществляется системами, изначально использовавшиеся для другого. Отсюда и смежность дисциплин, занимающихся кроме логопедии коррекцией и лечением речевых расстройств. Для практических целей более подходит не «линнеевский принцип» — классификация, а разграничение по типам вариантов речевых расстройств (типология).
Клинико-педагогическая классификация[править | править код]
Все виды нарушений, рассматриваемых в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.
Нарушения устной речи
- расстройства фонационного оформления высказывания:
- Дисфония (афония)
- Брадилалия
- Тахилалия
- Заикание
- Дислалия
- Ринолалия
- Дизартрия
- Дислексия
- Алексия
- Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания:
- Алалия
- Афазия
Нарушения письменной речи
- Дисграфия
- Аграфия
Психолого-педагогическая классификация[править | править код]
Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения.
Нарушения средств общения
- фонетическое недоразвитие (ФН)
- фонематическое недоразвитие
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН)
- Общее недоразвитие речи (ОНР)
Нарушения в применении средств общения
- Заикание
Нарушения речи: основные варианты[править | править код]
Традиционно выделяют нарушения звукопроизношения, как варианты нарушений экспрессивной стороны речи. Это периферические нарушения звукопроизношения в результате дефектов и функциональных особенностей артикуляционного аппарата дислалия — область преимущественно логопедии. К дислалии примыкает такой дефект речи, как особенность формирования произносительной стороны речи при расщелинах верхней губы и нёба (устар. названия «заячья губа» и «волчья пасть») — ринолалия (смежная область ортопедической стоматологии и логопедии), и расстройство экспрессивной речи центрального характера — дизартрия (смежная область логопедии и неврологии). Совершенно невнятную речь — баттаризм, готтентотизм. Нарушения произношения сложных слоговых структур. Нарушения смягчения, нарушения озвончения согласных фонем.
Нарушения темпа и ритма речи — брадилалия, тахилалия, полтерн (спотыкание), заикание (последнее расстройство — область логопедии, неврологии и психотерапии).
Нарушения голоса — афонии, дисфонии, открытая и закрытая формы ринофоний (устар. гнусавость), нарушения просодики и полетности голоса. Последние являются предметом как логопедии, так и фониатрии (Орлова О.С., Лаврова Е.В., Осипенко Е.В., Михалевская И.А., Барабанов Р.Е., Котельникова Н.М. и др.).
Нарушения импрессивной речи (восприятия и понимания речи) — отдельные варианты афазий.
Варианты распада речи — афазии (смежная область афазиологии, нейропсихологии и логопедии).
Варианты общего недоразвития речи и алалии.
Нарушения письменной речи, в частности, чтения (легастения, дислексия) и письма (аграфия, дисграфия).
Нарушения речевого развития при олигофрении (смежная область логопедии и олигофренопедагогики).
Нарушения речевого развития при нарушениях слуха (область преимущественно сурдопедагогики).
Журнал «Дефектология»
Научно-методический журнал, орган Российской академия образования, издаётся в Москве с 1969 г.
Периодичность — 6 раз в год.
Освещает проблемы теории и практики обучения и воспитания (дошкольного и школьного) детей с нарушениями умственного и физического развития, общего и профессионального обучения взрослых глухих и слепых, дефектологического образования и т. п. Популяризирует передовой опыт специальных школ и дошкольных учреждений. Публикует материалы о новых технических средствах и пособиях для обучения аномальных детей, советы и консультации.
Журнал «Логопед»
Научно-методический журнал, издаётся в Москве с 2004 г.
Адресован логопедам, работающим с детьми дошкольного и школьного возраста, специалистам органов управления образованием, преподавателям и студентам дефектологических факультетов вузов. В журнале публикуются методические рекомендации для практикующих логопедов, конспекты логопедических занятий и упражнения, официальные документы, статьи по актуальным проблемам логопедии.
Со второго полугодия 2006 г. выпускается приложение к журналу «Логопед», — «Конфетка». Приложение представляет собой иллюстрированную книжку для занятий с ребёнком. Каждый номер приложения посвящён одному отдельно взятому аспекту логопедической работы.
Альманах Института коррекционной педагогики РАО
Сетевое издание о коррекционной педагогике и специальной психологии: научно-методический журнал. Данное издание это — методическая и информационная поддержка специалистов, родителей и общественных организаций. Выходит онлайн с 2000 года.
- Басова А. Г., Егоров С. Ф. История сурдопедагогики: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. —— М.: Просвещение, 1984. — 295 с., ил