Тест: Методика «Шифровка» (Д. Векслер)
Методика «Шифровка» (Д. Векслер)
Цель методики: оценка переключения, устойчивости, распределения и объема внимания.
Особенности проведения методики.
На листе бумаге с которым работает ребенок, изображены различные фигуры, расположенные в несколько рядов. Над фигурами нарисован «ключ» — набор фигур, представленных на листе, внутри которых изображены дополнительные элементы. Экспериментатор обращает внимание ребенка на «ключ» и предлагает воспроизвести его на пяти первых фигурах. После этого он просит испытуемого продолжить выполнять задание в быстром темпе. Время работы – 2 минуты.
Интерпретация результатов.
Данная методика позволяет оценить следующие свойства внимания: способность ребенка концентрироваться на выполнении задания (устойчивость внимания) и умение переходить от одного задания к другому. О слабости концентрации внимания говорят пропуски фигур и большое количество ошибок. О степени переключения внимания свидетельствует количество заполненных фигур, то есть скорость обработки определенного объема информации.
За каждую правильно заполненную фигуру испытуемый получает 1 балл.
Норма: 6 лет – 35 баллов, 7 лет – 45 баллов.
Количество ошибок говорит о степени концентрации внимания. Показатель переключения внимания отражается в количестве правильно заполненных фигур. В 6 лет – 2 (при 37 заполненных фигурах), в 7 лет – 1 ошибка (при 45 заполненных фигурах).
0 – 23 – низкий уровень,
24 – 36 – средний уровень,
37 – 45 – высокий уровень.
Результаты считаются по формуле:
S = 0.5*N – 2.8*n
120
Где S – показатель переключения и распределения внимания
N – количество геометрических фигур. Просмотренных и помеченных соответствующими значками в течение 2 минут.
n – количество ошибок, допущенных во время заполнения задания. Ошибками считаются неправильно поставленные значки и пропущенные.
S > 0,15 – высокий уровень;
0.1
S
| Тест Векслера/Детский вариант/Обработка и интерпретация данныхОбработка и интерпретация данныхПравила численной обработки данных тестирования.
|
Форма заключения по методике Векслера
ОУ
Адрес, телефон, электронная почта
Заключение
по результатам психодиагностического обследования
Фамилия Имя Отчество
Дата тестирования: «___________» _______________ 20____________ г.
Дата рождения: «___________» _______________ 20____________ г.
ОУ: __________________, __________________ класс
Возраст на момент обследования: ____________ лет _________________мес.
Повод обследования: запрос на ПМПК, запрос родителей, запрос в лечебное учреждение
Диагностический инструментарий: методика Векслера, наблюдение во время обследования, беседа.
Диагност: ФИО, квалиф. категория
Поведение во время обследования:
На контакт пошел легко, с напряжением, от заданий невербального характера оказывался, не отказывался, выполнял с желанием. Вербальные субтесты давались хуже (лучше), (не) стремился дать развернутого, полного ответа. Речь маловыразительная, развернутая, тихая, громкая и пр. Особенности работоспособности. Признаки тревожности. Отношение к ситуации обследования.
Чувствителен, не чувствителен к похвале, требуется (не требуется) поддержка взрослого. Помощь принимает, принимает частично, не принимает.
Физическое развитие соответствует (не соответствует) возрасту, внешне опрятен (не опрятен). Особенности физического развития.
Из беседы с родителями (законными представителями), с администрацией ОУ: особенности обучения, когда поступил в ОУ, динамика обучаемости, особенности ребенка, особенности семейного воспитания.
Результаты диагностики
ОПИ (общий показатель интеллекта) – __________ баллов («умственная отсталость», «пограничный уровень», «сниженная норма», «средний уровень», «хорошая норма», «высокий интеллект», «весьма высокий интеллект»)
ПВИ (показатель вербального интеллекта) – __________ баллов («умственная отсталость», «пограничный уровень», «сниженная норма», «средний уровень», «хорошая норма», «высокий интеллект», «весьма высокий интеллект»)
ПНИ (показатель невербального интеллекта) – __________ баллов («умственная отсталость», «пограничный уровень», «сниженная норма», «средний уровень», «хорошая норма», «высокий интеллект», «весьма высокий интеллект»)
Субтест № 1 «Осведомленность». Общий объема и уровня относительно простых знаний, направленности и широты познавательных процессов, степени развития основных интеллектуальных функций (памяти и мышления) соответствуют (нормам детей с УО, пограничному уровню, норме)
Субтест № 2 «Понятливость». Умение строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл, актуальная готовность к умственной деятельности, самостоятельность и социальная зрелость суждений соответствует (нормам детей с УО, пограничному уровню, норме)
Субтест № 4 «Сходство». Способность к логическому обобщению и степени развития этих способностей соответствует (нормам детей с УО, пограничному уровню, норме)
Субтест № 6 «Повторение цифр». качество оперативной памяти и активного внимания соответствует (нормам детей с УО, пограничному уровню, норме)
Субтест № 7 «Недостающие детали». Развитие перцептивных способностей, включенных в зрительное узнавание знакомых объектов, умение дифференцировать существенное от второстепенного в зрительных образах, наблюдательности и сосредоточенности испытуемого соответствует (нормам детей с УО, пограничному уровню, норме)
Субтест № 8 «Последовательные картинки». Умение организовать отдельные части смыслового сюжета в единое целое, развитие перцептивного внимания и зрительное «схватывание» материала и предвосхищение событий соответствует (нормам детей с УО, пограничному уровню, норме)
Субтест № 10 «Складывание фигур». Умение соотнести части и целое соответствует (нормам детей с УО, пограничному уровню, норме)
Субтест № 11 «Шифровка». Развитие свойств внимания (концентрация, распределение, переключение), восприятия, зрительно-моторной координации, скорости формирования новых навыков, способности к интеграции зрительно-двигательных стимулов соответствует (нормам детей с УО, пограничному уровню, норме)
Вывод: актуальный уровень развития соответствует ребенку (нормам детей с УО, пограничному уровню, норме)
Рекомендации:
Прохождение ТПМПК для определения образовательного маршрута – обучение по адаптированной программе
Консультация в лечебном учреждении с целью назначения медикаментозной коррекции
Занятия с педагогом – психологом, логопедом, дефектологом и пр.
Педагог – психолог ФИО
Подпись
М. П.
Изучение зрительной памяти дошкольников по методике Векслера
Использование методики Д. Векслера (1945) позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста.
Ребенку предлагается 4 рисунка:
Рисунки А-Б
Рисугки В-Г
На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.
Результаты опыта:
1.
- Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл;
- правильно расположенные флажки — 1 балл;
- правильный угол пересечения линий — 1 балл;
- максимальная оценка этого задания — 3 балла.
2.
- Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями — 1 балл;
- четыре маленьких квадрата в большом .— 1 балл;
- две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл;
- четыре точки в квадратах — 1 балл;
- точность в пропорциях — 1 балл;
- максимальная оценка этого задания — 5 баллов.
3.
- Большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл;
- все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл;
- маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.) Максимальная оценка — 3 балла.
4.
- Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл;
- центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл;
- фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла — 1 балл.
Максимальная оценка — 3 балла. Максимальный результат — 14 баллов.
О хорошей зрительной памяти свидетельствует результат 10-14 баллов, о средней – 6-9 баллов, о низкой – 0-5 баллов.
См. Особенности развития памяти дошкольников (Дипломная работа).
Тест Векслера/Детский вариант/Субтест 7. Недостающие детали — Psylab.info
Материал Psylab.info — энциклопедии психодиагностики
Субтест 7. Недостающие детали
Общие правила:
- Испытуемый не обязательно должен правильно назвать обнаруженную им недостающую деталь. Достаточно, если он пальцем покажет или даст понять, что видит это. Например, ответы на задание № 14 «Пальца (или ногтя) на одной ноге» (правильно показанные) являются приемлемыми так же, как и ответ «шпора».
- При указании на другие отсутствующие детали быстро спросить: «А что еще?»
- При ответе: «Здесь все есть» быстро сказать: «Нет, у каждого предмета чего-то не хватает».
- Время для выполнения каждого задания – 15 секунд.
- Оценки: 1 балл за каждый правильный ответ.
Инструкция: «Сейчас я покажу тебе картинки. На них нарисованы разные предметы, но у каждого предмета чего-то не хватает, что-то не дорисовано. А ты попробуй мне сказать, чего там не хватает, или покажи пальцем. Хорошо? Ну, вот, например, что здесь нарисовано?» Показать картинку №1 и включить секундомер.
Начинать с задания №1. При неудаче помочь и перейти к заданию №2. При неудаче снова помочь и перейти к заданию №3. Больше не помогать! Прекратить при 3-х неудачах подряд.
№ п/п | Ответ | Оценка | № п/п | Ответ | Оценка |
---|---|---|---|---|---|
1. | Зуб. | 11. | Плавник. | ||
2. | Ножка. | 12. | Прорезь. | ||
3. | Ухо. | 13. | Усики. | ||
4. | Рот. | 14. | Шпора. | ||
5. | Усы. | 15. | Брови. | ||
6. | Петля. | 16. | Спирт. | ||
7. | Ноготь. | 17. | Поле у шляпы. | ||
8. | Шестерка. | 18. | Спицы у зонта. | ||
9. | Винт. | 19. | Копыто. | ||
10. | Петли. | 20. | Тень. |
Стимульный материал
При выполнении субтеста необходимы острота восприятия и понимание того, что является существенным в изображении, способность отдифференцировать существенную оотсутствующую деталь от пропущенных в рисунке несущественных. В некоторых случаях это просто недорисованная часть предмета, в других — менее заметная, но весьма важная по смыслу деталь, отсутствие которой носит в изображение элемент несообразности. Испытуемый может не знать точного названия недостающей детали, достаточно, если он покажет ее, где она находится.
Феномены:
- отсутствие «поддержки» — у лиц, которые нуждаются в постоянной поддержке со стороны окружающих: нет человека, древка и прочих атрибутов «поддержки»;
- незнакомый рисунок — испытуемый в качестве защиты от обследования заявляет, что он такой предмет раньше не видел. В таком случае советуют: «Посмотрите внимательно и вы увидите недостающую деталь»;
- вопросы к экспериментатору — чаще дают личности, сомневающиеся в себе, или же пунктуальные в своей работе;
- несущественные признаки — выделение несущественных признаков по картинкам может проводиться испытуемым по феномену отсутствия «поддержки», либо по конкретно-ситуационным признакам, либо по несущественным (у шизофреников) далеким признакам.
- быстрый ответ — может быть верным или неверным, но встречается при гипертимности, повышенном настроении, эйфории;
- оценивание — испытуемый критикует рисунок по форме или по содержанию, чаще это носит защитный характер от обследования.
На оценки влияют многие факторы: как клинические, так и уровень образования, умение системно работать. Высокие оценки могут отмечаться у паранойяльно настроенных лиц, у лиц с высоко наблюдательностью (чаще профессиональной). Высокие результаты дают лица педантичные (тщательный осмотр картинок). Низкие результаты в целом по субтесту отражают пассивность личности. больше заботу о своем физическом благополучии. Часто проба, в отличие от остальных, вызывает у акцентуированных личностей в состоянии декомпенсации — негативизм к обследованию, при истерии — демонстрирование тяжести своего состояния и невозможности «верно ответить». Феномен «отсутствия поддержки» можно интерпретировать двояко — если отсутствуют вещи — беспомощность и пассивность личности, если отсутствует человек — отчужденность от окружающих и поиск помощи в разрешении своих проблем.
См. также
Тест Векслера
Тест Векслера/Детский вариант
№ | Задания и контрольные ответы | Оценка |
---|---|---|
1 | Что ты будешь делать, если порежешь себе палец? | |
2: Помажу йодом. Забинтую. Заклею пластырем. Вымою водой с мылом. | ||
1: Скажу маме. Пойду к врачу. | ||
0: Плакать. Пойду домой. Ничего. | ||
2 | Что ты будешь делать, если потеряешь мячик, который тебе дали поиграть? (куклу, книгу – в зависимости от возраста, пола). | |
2: Куплю новый. Отдам свой (или такой же, или другой). Заплачу. | ||
1: Извинюсь. Скажу маме. | ||
0: Плакать. Скажу ему, что потерял. | ||
?: Искать пока не найду. (?: А если не найдешь?»). | ||
3 | Что ты будешь делать, если пришел в магазин за хлебом, а хлеба в магазине не оказалось? | |
2: Пойду в другой магазин. Куплю булку. | ||
1: Спрошу у мамы, что делать. | ||
0: Пойду домой. Отдам деньги. | ||
4 | Что ты будешь делать, если маленький мальчишка, меньше тебя ростом, стал бы с тобой драться? (для девочек – «девчонка»). | |
2: Успокою (или займу чем-нибудь, или остановлю, или утихомирю) его. Объясню (или внушу) ему, что так нельзя. Переведу на шутку. | ||
1: Попрошу кого-нибудь остановить его. Скажу маме. Поставлю в угол. | ||
0: Повалю и буду держать. Оттолкну. Дам сдачи. | ||
?: Ничего. Отойду. | ||
5 | Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам? | |
2: Попытаюсь остановить поезд. Встану на рельсы и буду делать знаки. Буду махать чем-нибудь (или красным платком). | ||
1: Скажу стрелочнику (или кому-нибудь). | ||
0: Отойду. Убегу. Посмотрю. | ||
?: Закричу. | ||
6 | Почему лучше строить дом из кирпича, чем из дерева? | |
Прочнее (или крепче). Не гниет (или долговечнее, или меньше подвержен коррозии). Кирпич не горит. Из кирпичей можно строить многоэтажные дома. | ||
0: Удобнее (или легче) строить. Лучше изоляция. Красивее. Теплее. Дешевле. В дерево молния ударит, а в камень нет. | ||
?: Выгоднее. Безопаснее. Практичнее. | ||
7 | Почему преступников сажают в тюрьму? | |
Для изоляции от общества (или могут совершить другое преступление). Для исправления (или перевоспитания). Для наказания. | ||
0: чтобы не сбежали. Для других урок. Чтобы отбыли срок наказания. Законы нельзя нарушать. | ||
?: Они преступники (или совершили преступление). (?: «Верно. Так почему их сажают в тюрьму?»). | ||
8 | Почему при кораблекрушении надо в первую очередь спасать женщин и детей? | |
Женщины слабые (или мужчины сильнее женщин). Женщины более необходимы для ухода за детьми. Дети дольше будут жить. | ||
0: Они не умеют плавать. Так принято. Чтобы не было паники. | ||
?: Женщины – слабый пол. | ||
9 | Почему выгоднее хранить деньги в сберкассе, а не дома? | |
Уберечься от соблазна истратить. Безопаснее (или дома могут украсть или сгореть при пожаре). Идут проценты. Выгодно государству, оно использует эти деньги. | ||
0: Дома можно потерять. | ||
?: Выгодно. Удобно. Надежно. Сохранение. Накопление. Польза государству. | ||
10 | Чем выгодны пункты проката? | |
Если вещь нужна только на короткое время (или на один раз, или на сезон). Не каждую вещь человек в состоянии купить. | ||
11 | Почему для поступления в институт необходимо сдавать экзамены? | |
Отобрать (или выявить) знающих (или подготовленных, или сильнейших). Отсеять не знающих (или не подготовленных). Отобрать (или выявить) талантливых (или способных). Проверить способность учиться в институте (или отсеять «тупых»). Чтобы для всех были равные условия (или чтобы не поступали нечестным путем). Конкурс (или желающих много, а мест мало). | ||
0: Узнать, хорошо ли все знают. Пополнить (или вспомнить) свои знания. | ||
?: Проверить знания (или что ты знаешь, или на что способен). Иметь представление о поступающих (или знаниях, или способностях). Нельзя принимать всех подряд. («Верно. Так почему надо сдавать экзамены, чтобы поступить?). | ||
12 | Почему для производства детских игрушек чаще используют пластмассу, чем дерево? | |
Она легче. Легко делать (или обрабатывать). Гигиеничнее. Занозы не будет. Дешевле. Экономия древесины. Легко штамповать. | ||
0: Прочнее. Красиво (или эстетично). | ||
?: Удобно. Выгодно. Практично. | ||
13 | Почему мы выбираем депутатов парламента? | |
Отбор достойных (или лучших). Не все могут управлять. Потому что каждый из нас имеет право голоса (или выбора). В этом – проявление демократии (или народной власти). У нас власть осуществляется через представителей народа (или депутаты – представители народа). Власть основана на выборности. | ||
0: | ||
?: У нас демократия (или народная власть). Депутаты отражают (отстаивают или защищают) интересы народа. | ||
14 | Почему нужно выполнять обещания? | |
Подведешь другого. Тебе не будут верить (или будут считать лгуном). Для пользы дела. | ||
0: Так принято. Это нехорошо. Это не честно. | ||
?: Это дело чести. Вопрос морали. |
Тест Векслера/Детский вариант/Субтест 6. Повторение цифр — Psylab.info
Материал Psylab.info — энциклопедии психодиагностики
Субтест 6. Повторение цифр
Общие правила.
- Цифры произносить предельно четко с интервалом в 1 секунду (в ритме стартового отсчета времени).
- В период от окончания счета экспериментатором и до начала его воспроизведения испытуемым не должно быть никаких звуков, команду к воспроизведению подавать жестом.
- Один и тот же ряд дважды не повторять.
- Начинать с прямого счета. По его окончании перейти к счету в обратном порядке.
- Предложить 1 ряд 1 серии. При удаче дать следующий ряд этой серии. При неудачном воспроизведении какого-либо ряда 1 серии дать аналогичный по длине ряд 2 серии. В случае правильного его воспроизведения предложить следующий ряд первой серии. При неправильном воспроизведении 2-х одинаковых по величине рядов 1 и 2 серий при прямом счете – перейти к обратному, при обратном – прекратить.
- Оценка за каждый вид счета (прямой или обратный) равна количеству цифр в максимальном ряду, воспроизведенном правильно. Общая оценка субтеста равняется сумме оценок за прямой и обратный счет.
Прямой счет.
Инструкция: «Сейчас я скажу тебе несколько цифр, а ты как только я кончу говорить, точно в таком же порядке их повтори. Хорошо? Ну, давай, попробуем. Внимание…»
Первая серия | Вторая серия | Оценка | |
---|---|---|---|
3-8-6 | 6-1-2 | 3 | |
3-4-1-7 | 6-1-5-8 | 4 | |
8-4-2-3-9 | 5-2-1-8-6 | 5 | |
3-8-9-1-7-4 | 7-9-6-4-8-3 | 6 | |
5-1-7-4-2-3-8 | 9-8-5-2-1-6-3 | 7 | |
1-6-4-5-9-7-6-3 | 2-9-7-6-3-1-5-4 | 8 | |
5-3-8-7-1-2-4-6-9 | 4-2-6-9-1-7-8-3-5 | 9 |
Обратный счет.
Инструкция: «Сейчас я тебе скажу еще несколько цифр, ты их тоже будешь повторять. Только ты будешь начинать с конца, говорить в обратном порядке. Вот смотри, я, например, говорю «один-два» (показать рукой на разные места стола), а ты скажешь «два-один» (опять показать рукой на эти места, но в обратном порядке). Понял? Ну, давай попробуем. Внимание…»
Первая серия | Вторая серия | Оценка | |
---|---|---|---|
2-5 | 6-3 | 2 | |
5-7-4 | 2-5-9 | 3 | |
7-2-9-6 | 8-4-9-3 | 4 | |
4-1-3-5-7 | 9-7-8-5-2 | 5 | |
1-6-5-2-9-8 | 3-6-7-1-9-4 | 6 | |
8-5-9-2-3-4-2 | 4-5-7-9-2-8-1 | 7 | |
6-9-1-6-3-2-5-8 | 3-1-7-9-5-4-8-2 | 8 |
Субтест требует большой концентрации внимания и подвержен как внешним, так и внутренним помехам, особенно эмоционального характера. Нарушение этой помехоустойчивости считается многими авторами признаком внутреннего беспокойства, тревоги, мешающих сосредоточиться больному на задании. Результаты «Повторения» очень чувствительны к церебральной патологии (особенно височной локализации).
Перечень феноменов:
- ритм повторения — испытуемый повторяет цифры в прямом порядке в таком же ритме, каком произносил экспериментатор. Чтобы избежать этого феномен, экспериментатор должен ровным голосом произносить ряд цифр;
- просьба повторить ряд — встречается у лиц о слабой концентрацией внимания. Обычно повторяют нижний ряд из группы цифр;
- неверно повторена первая цифра при прямом повторении — чаще указывает на слабость концентрации внимания у невротиков;
- замена места — испытуемый меняет цифры местами при повторении, также встречается при неврозе;
- сравнение повторения цифр в прямом порядке с повторением цифр в обратном. Если разница между ними больше двух, то это является признаком снижения концентрации внимания по психоорганическому типу;
- невозможность повторения 4 цифр в прямом порядке — грубейшая психоорганика.
Количественный анализ результатов:
- если оценка «Повторения» значительно ниже «Словарного» – указание на наличие тревоги;
- если оценка «Повторения» выше «Словарного» — выхолощенность эмоций, особенно у шизоидов;
- высокие оценки «Повторения» могут встречаться у психопатов и демонстративных личностей с ярко выраженным эгоцентризмом;
- низкие оценки свидетельствуют об утомляемости, внутрненнем дискомфорте, с которым личность свыклась и не желает расставаться;
- сочетание снижения в субтестах «Повторения», «Сходства» и конструктивных пробах невербального интеллекта — все это говорит о большой вероятности органического поражения головного мозга.
См. также
Тест Векслера
Тест Векслера/Детский вариант