Тест: Методика «Шифровка» (Д. Векслер)

Методика «Шифровка» (Д. Векслер)

Цель методики: оценка переключения, устойчивости, распределения и объема внимания.

Особенности проведения методики.

На листе бумаге  с которым работает ребенок, изображены различные фигуры, расположенные в несколько рядов. Над фигурами нарисован «ключ» — набор фигур, представленных на листе, внутри которых изображены дополнительные элементы. Экспериментатор обращает внимание ребенка на «ключ» и предлагает воспроизвести его на пяти первых фигурах. После этого он просит испытуемого продолжить выполнять задание в быстром темпе.  Время работы  – 2 минуты.

Интерпретация результатов.

Данная методика позволяет оценить следующие свойства внимания: способность ребенка концентрироваться на выполнении задания (устойчивость внимания) и умение переходить от одного задания к другому. О слабости концентрации внимания говорят пропуски фигур и большое количество ошибок. О степени переключения внимания свидетельствует количество заполненных фигур, то есть скорость обработки определенного объема информации.

За каждую правильно заполненную фигуру испытуемый получает 1 балл.

Норма: 6 лет – 35 баллов, 7 лет – 45 баллов.

Количество ошибок говорит о степени концентрации внимания. Показатель переключения внимания отражается в количестве правильно заполненных фигур. В 6 лет – 2 (при 37 заполненных фигурах), в 7 лет – 1 ошибка (при 45 заполненных фигурах).

0 – 23 – низкий уровень,

24 – 36 – средний уровень,

37 – 45 – высокий уровень.

Результаты считаются по формуле:

S = 0.5*N – 2.8*n

120

Где S – показатель переключения и распределения внимания

     N – количество геометрических фигур. Просмотренных и помеченных соответствующими значками в течение 2 минут.

     n – количество ошибок, допущенных во время заполнения задания. Ошибками считаются неправильно поставленные значки и пропущенные.

S > 0,15 – высокий уровень;

0.1

S

Тест Векслера/Детский вариант/Обработка и интерпретация данных






Тест Векслера/Детский вариант/Обработка и интерпретация данных

Обработка и интерпретация данных

Правила численной обработки данных тестирования.

  1. Определение исходных оценок по субтестам. По окончании тестирования следует по правилам, изложенным выше, численно оценить ответы испытуемого. Исходной оценкой субтеста является сумма оценок, полученных испытуемым за ответы данного субтеста. Исходные оценки вписываются в графу «Исходная оценка» таблицы, расположенной на лицевой стороне регистрационного листа.
  2. Отнесение испытуемого к возрастной группе. Для использования таблиц перевода исходных оценок в шкальные, необходимо отнести испытуемого к какой-либо из возрастных групп, условно выделенных Д. Векслером. Для этого, исходя из даты рождения испытуемого и даты проведения тестирования, вычисляется возраст испытуемого в виде количества полных лет и полных месяцев на момент исследования. Так, если возраст испытуемого равен 9 годам 11 месяцам и 25 дням на момент обследования, то его возраст принимается условно равным 9 годам и 11 месяцам (см. приложение 4). Соответственно преобразование исходных оценок в шкальные должно проводиться по таблицам возрастной группы «9 лет 8 месяцев – 9 лет 11 месяцев».
  3. Определение шкальных оценок по субтестам. В таблицах перевода исходных оценок в шкальные оценки (см. Нормативные таблицы) для краткости изложения вербальные и невербальные субтесты обозначены своими порядковыми номерами. Эти номера вместе с названиями субтестов указаны в регистрационном листе к методике диагностики интеллекта. Шкальные оценки (от 0 до 20 баллов) на вертикальных сторонах таблиц. Исходные оценки по субтестам расположены столбиком непосредственно под номером субтеста. Обратимся к примеру из приложения 4. Открыв таблицы перевода оценок возрастной группы «9 лет 8 месяцев – 9 лет 11 месяцев», увидим, что исходная оценка в 13 баллов по субтесту № 1 (Осведомленность) соответствует шкальной оценке в 11 баллов. Исходная оценка по субтесту № 2 (Понятливость), равная 11 баллам, соответствует шкальной оценке в 10 баллов. Аналогичным образом определяются шкальные оценки по всем субтестам, предъявлявшимся испытуемому. Эти оценки заносятся в графу «Шкальная оценка» таблицы, расположенной на лицевой стороне регистрационного листа.
  4. Построение профиля шкальных оценок. Шкальные оценки испытуемого наносятся кружками в левую таблицу на лицевой стороне регистрационного листа. После соединения кружков соединительными линиями образуется условная ломаная линия, называемая профилем шкальных оценок или профилем интеллектуального развития. Общий уровень (высота расположения) интеллекта, ведущие и «западающие» у испытуемого интеллектуальные функции профиль выражает в наглядной форме, удобной для интерпретации.
  5. Определение сумм вербальных и невербальных оценок. С целью установления итоговых показателей методики предварительно вычисляются суммы шкальных оценок по вербальным субтестам. При вычислении этих сумм следует иметь в виду, что, как указывалось выше, таблицы определения итоговых показателей составлены для случая, когда при тестировании использовались основные субтесты (№№ 1-5 в вербальном наборе и 7-11 в невербальном). Т.е. результаты тестирования испытуемого следует в случае необходимости сначала свести к форме тестирования основными субтестами. В таблице перевода суммарных оценок в стандартную (из пяти субтестов) форму приняты следующие обозначения:
    «Сумма шкальных оценок» – сумма оценок, набранная испытуемым за вербальные и невербальные субтесты.
    «Шесть субтестов» — «истинная» сумма шкальных оценок, начисляемая испыт

Форма заключения по методике Векслера

ОУ

Адрес, телефон, электронная почта

Заключение

по результатам психодиагностического обследования

Фамилия Имя Отчество

Дата тестирования: «___________» _______________ 20____________ г.

Дата рождения: «___________» _______________ 20____________ г.

ОУ: __________________, __________________ класс

Возраст на момент обследования: ____________ лет _________________мес.

Повод обследования: запрос на ПМПК, запрос родителей, запрос в лечебное учреждение

Диагностический инструментарий: методика Векслера, наблюдение во время обследования, беседа.

Диагност: ФИО, квалиф. категория

Поведение во время обследования:

На контакт пошел легко, с напряжением, от заданий невербального характера оказывался, не отказывался, выполнял с желанием. Вербальные субтесты давались хуже (лучше), (не) стремился дать развернутого, полного ответа. Речь маловыразительная, развернутая, тихая, громкая и пр. Особенности работоспособности. Признаки тревожности. Отношение к ситуации обследования.

Чувствителен, не чувствителен к похвале, требуется (не требуется) поддержка взрослого. Помощь принимает, принимает частично, не принимает.

Физическое развитие соответствует (не соответствует) возрасту, внешне опрятен (не опрятен). Особенности физического развития.

Из беседы с родителями (законными представителями), с администрацией ОУ: особенности обучения, когда поступил в ОУ, динамика обучаемости, особенности ребенка, особенности семейного воспитания.

Результаты диагностики

ОПИ (общий показатель интеллекта) – __________ баллов («умственная отсталость», «пограничный уровень», «сниженная норма», «средний уровень», «хорошая норма», «высокий интеллект», «весьма высокий интеллект»)

ПВИ (показатель вербального интеллекта) – __________ баллов («умственная отсталость», «пограничный уровень», «сниженная норма», «средний уровень», «хорошая норма», «высокий интеллект», «весьма высокий интеллект»)

ПНИ (показатель невербального интеллекта) – __________ баллов («умственная отсталость», «пограничный уровень», «сниженная норма», «средний уровень», «хорошая норма», «высокий интеллект», «весьма высокий интеллект»)

  • Субтест № 1 «Осведомленность». Общий объема и уровня относительно простых знаний, направленности и широты познавательных процессов, степени развития основных интеллектуальных функций (памяти и мышления) соответствуют (нормам детей с УО, пограничному уровню, норме)

  • Субтест № 2 «Понятливость». Умение строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл, актуальная готовность к умственной деятельности, самостоятельность и социальная зрелость суждений соответствует (нормам детей с УО, пограничному уровню, норме)

  • Субтест № 4 «Сходство». Способность к логическому обобщению и степени развития этих способностей соответствует (нормам детей с УО, пограничному уровню, норме)

  • Субтест № 6 «Повторение цифр». качество оперативной памяти и активного внимания соответствует (нормам детей с УО, пограничному уровню, норме)

  • Субтест № 7 «Недостающие детали». Развитие перцептивных способностей, включенных в зрительное узнавание знакомых объектов, умение дифференцировать существенное от второстепенного в зрительных образах, наблюдательности и сосредоточенности испытуемого соответствует (нормам детей с УО, пограничному уровню, норме)

  • Субтест № 8 «Последовательные картинки». Умение организовать отдельные части смыслового сюжета в единое целое, развитие перцептивного внимания и зрительное «схватывание» материала и предвосхищение событий соответствует (нормам детей с УО, пограничному уровню, норме)

  • Субтест № 10 «Складывание фигур». Умение соотнести части и целое соответствует (нормам детей с УО, пограничному уровню, норме)

  • Субтест № 11 «Шифровка». Развитие свойств внимания (концентрация, распределение, переключение), восприятия, зрительно-моторной координации, скорости формирования новых навыков, способности к интеграции зрительно-двигательных стимулов соответствует (нормам детей с УО, пограничному уровню, норме)

Вывод: актуальный уровень развития соответствует ребенку (нормам детей с УО, пограничному уровню, норме)

Рекомендации:

  1. Прохождение ТПМПК для определения образовательного маршрута – обучение по адаптированной программе

  2. Консультация в лечебном учреждении с целью назначения медикаментозной коррекции

  3. Занятия с педагогом – психологом, логопедом, дефектологом и пр.

Педагог – психолог ФИО

Подпись

М. П.

Изучение зрительной памяти дошкольников по методике Векслера

Использование методики Д. Векслера (1945) позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста.

Ребенку предлагается 4 рисунка:

Рисунки А-Б

Рисунки А-Б

Рисугки В-Г

Рисугки В-Г

На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.

Результаты опыта:

1.

  • Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл;
  • правильно расположенные флажки — 1 балл;
  • правильный угол пересечения линий — 1 балл;
  • максимальная оценка этого задания — 3 балла.

2.

  • Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями — 1 балл;
  • четыре маленьких квадрата в большом .— 1 балл;
  • две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл;
  • четыре точки в квадратах — 1 балл;
  • точность в пропорциях — 1 балл;
  • максимальная оценка этого задания — 5 баллов.

3.

  • Большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл;
  • все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл;
  • маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.) Максимальная оценка — 3 балла.

4.

  • Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю —    1 балл;
  • центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл;
  • фигура правильная за исключением одного неправильно воспроиз­веденного угла — 1 балл.

Максимальная оценка — 3 балла. Максимальный результат —  14 баллов.

О хорошей зрительной памяти свидетельствует результат 10-14 баллов, о средней – 6-9 баллов, о низкой – 0-5 баллов.

См. Особенности развития памяти дошкольников (Дипломная работа).

Тест Векслера/Детский вариант/Субтест 7. Недостающие детали — Psylab.info

Материал Psylab.info — энциклопедии психодиагностики

Субтест 7. Недостающие детали

Общие правила:

  1. Испытуемый не обязательно должен правильно назвать обнаруженную им недостающую деталь. Достаточно, если он пальцем покажет или даст понять, что видит это. Например, ответы на задание № 14 «Пальца (или ногтя) на одной ноге» (правильно показанные) являются приемлемыми так же, как и ответ «шпора».
  2. При указании на другие отсутствующие детали быстро спросить: «А что еще?»
  3. При ответе: «Здесь все есть» быстро сказать: «Нет, у каждого предмета чего-то не хватает».
  4. Время для выполнения каждого задания – 15 секунд.
  5. Оценки: 1 балл за каждый правильный ответ.

Инструкция: «Сейчас я покажу тебе картинки. На них нарисованы разные предметы, но у каждого предмета чего-то не хватает, что-то не дорисовано. А ты попробуй мне сказать, чего там не хватает, или покажи пальцем. Хорошо? Ну, вот, например, что здесь нарисовано?» Показать картинку №1 и включить секундомер.

Начинать с задания №1. При неудаче помочь и перейти к заданию №2. При неудаче снова помочь и перейти к заданию №3. Больше не помогать! Прекратить при 3-х неудачах подряд.

№ п/п Ответ Оценка № п/п Ответ Оценка
1. Зуб. 11. Плавник.
2. Ножка. 12. Прорезь.
3. Ухо. 13. Усики.
4. Рот. 14. Шпора.
5. Усы. 15. Брови.
6. Петля. 16. Спирт.
7. Ноготь. 17. Поле у шляпы.
8. Шестерка. 18. Спицы у зонта.
9. Винт. 19. Копыто.
10. Петли. 20. Тень.

Стимульный материал

При выполнении субтеста необходимы острота восприятия и понимание того, что является существенным в изображении, способность отдифференцировать существенную оотсутствующую деталь от пропущенных в рисунке несущественных. В некоторых случаях это просто недорисованная часть предмета, в других — менее заметная, но весьма важная по смыслу деталь, отсутствие которой носит в изображение элемент несообразности. Испытуемый может не знать точного названия недостающей детали, достаточно, если он покажет ее, где она находится.

Феномены:

  • отсутствие «поддержки» — у лиц, которые нуждаются в постоянной поддержке со стороны окружающих: нет человека, древка и прочих атрибутов «поддержки»;
  • незнакомый рисунок — испытуемый в качестве защиты от обследования заявляет, что он такой предмет раньше не видел. В таком случае советуют: «Посмотрите внимательно и вы увидите недостающую деталь»;
  • вопросы к экспериментатору — чаще дают личности, сомневающиеся в себе, или же пунктуальные в своей работе;
  • несущественные признаки — выделение несущественных признаков по картинкам может проводиться испытуемым по феномену отсутствия «поддержки», либо по конкретно-ситуационным признакам, либо по несущественным (у шизофреников) далеким признакам.
  • быстрый ответ — может быть верным или неверным, но встречается при гипертимности, повышенном настроении, эйфории;
  • оценивание — испытуемый критикует рисунок по форме или по содержанию, чаще это носит защитный характер от обследования.

На оценки влияют многие факторы: как клинические, так и уровень образования, умение системно работать. Высокие оценки могут отмечаться у паранойяльно настроенных лиц, у лиц с высоко наблюдательностью (чаще профессиональной). Высокие результаты дают лица педантичные (тщательный осмотр картинок). Низкие результаты в целом по субтесту отражают пассивность личности. больше заботу о своем физическом благополучии. Часто проба, в отличие от остальных, вызывает у акцентуированных личностей в состоянии декомпенсации — негативизм к обследованию, при истерии — демонстрирование тяжести своего состояния и невозможности «верно ответить». Феномен «отсутствия поддержки» можно интерпретировать двояко — если отсутствуют вещи — беспомощность и пассивность личности, если отсутствует человек — отчужденность от окружающих и поиск помощи в разрешении своих проблем.

См. также

Тест Векслера

Тест Векслера/Детский вариант

Тест Векслера/Детский вариант/Субтест 2. Понятливость — Psylab.info

Особенность инструкции для 2 субтеста: перед заданием № 6 испытуемому необходимо сказать: «До сих пор ты отвечал все правильно, очень хорошо. Теперь я тебя попрошу, говори мне как можно больше. Говори до тех пор, пока сам все не скажешь, или я тебя не остановлю».

Начинать надо с задания № 1. Прекращать при трех неудачах подряд. Оценки 2-1-0.

На задания 1-5 обязательно нужно добиться позитивного ответа, ответа «не знаю» не должно быть.

Исследуется способность моделировать свое поведение в социальных ситуациях. Отмечается практичность мышления, суждения испытуемого, касающиеся его житейского и социального опыта. Результаты скорее говорят о «фасаде» поведения. Результаты обычно очень чутко реагируют на социальную дезадаптацию испытуемого (например, при неврозах или психопатиях). Снижение результатов говорит об игнорировании или пренебрежении социальной конформности, либо ослаблению интереса к социальному участию. Высокие же оценки отражают чрезмерную конформность, пассивность, либо демонстрирование социально-приемлемых черт характера (что встречается у демонстративных личностей). Следует иметь в виду, что некоторые социально активные психопаты набирают высокие оценки по данному субтесту.

Задания и контрольные ответы Оценка
1 Что ты будешь делать, если порежешь себе палец?
2: Помажу йодом. Забинтую. Заклею пластырем. Вымою водой с мылом.
1: Скажу маме. Пойду к врачу.
0: Плакать. Пойду домой. Ничего.
2 Что ты будешь делать, если потеряешь мячик, который тебе дали поиграть? (куклу, книгу – в зависимости от возраста, пола).
2: Куплю новый. Отдам свой (или такой же, или другой). Заплачу.
1: Извинюсь. Скажу маме.
0: Плакать. Скажу ему, что потерял.
 ?: Искать пока не найду. (?: А если не найдешь?»).
3 Что ты будешь делать, если пришел в магазин за хлебом, а хлеба в магазине не оказалось?
2: Пойду в другой магазин. Куплю булку.
1: Спрошу у мамы, что делать.
0: Пойду домой. Отдам деньги.
4 Что ты будешь делать, если маленький мальчишка, меньше тебя ростом, стал бы с тобой драться? (для девочек – «девчонка»).
2: Успокою (или займу чем-нибудь, или остановлю, или утихомирю) его. Объясню (или внушу) ему, что так нельзя. Переведу на шутку.
1: Попрошу кого-нибудь остановить его. Скажу маме. Поставлю в угол.
0: Повалю и буду держать. Оттолкну. Дам сдачи.
 ?: Ничего. Отойду.
5 Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам?
2: Попытаюсь остановить поезд. Встану на рельсы и буду делать знаки. Буду махать чем-нибудь (или красным платком).
1: Скажу стрелочнику (или кому-нибудь).
0: Отойду. Убегу. Посмотрю.
 ?: Закричу.
6 Почему лучше строить дом из кирпича, чем из дерева?
Прочнее (или крепче). Не гниет (или долговечнее, или меньше подвержен коррозии). Кирпич не горит. Из кирпичей можно строить многоэтажные дома.
0: Удобнее (или легче) строить. Лучше изоляция. Красивее. Теплее. Дешевле. В дерево молния ударит, а в камень нет.
 ?: Выгоднее. Безопаснее. Практичнее.
7 Почему преступников сажают в тюрьму?
Для изоляции от общества (или могут совершить другое преступление). Для исправления (или перевоспитания). Для наказания.
0: чтобы не сбежали. Для других урок. Чтобы отбыли срок наказания. Законы нельзя нарушать.
 ?: Они преступники (или совершили преступление). (?: «Верно. Так почему их сажают в тюрьму?»).
8 Почему при кораблекрушении надо в первую очередь спасать женщин и детей?
Женщины слабые (или мужчины сильнее женщин). Женщины более необходимы для ухода за детьми. Дети дольше будут жить.
0: Они не умеют плавать. Так принято. Чтобы не было паники.
 ?: Женщины – слабый пол.
9 Почему выгоднее хранить деньги в сберкассе, а не дома?
Уберечься от соблазна истратить. Безопаснее (или дома могут украсть или сгореть при пожаре). Идут проценты. Выгодно государству, оно использует эти деньги.
0: Дома можно потерять.
 ?: Выгодно. Удобно. Надежно. Сохранение. Накопление. Польза государству.
10 Чем выгодны пункты проката?
Если вещь нужна только на короткое время (или на один раз, или на сезон). Не каждую вещь человек в состоянии купить.
11 Почему для поступления в институт необходимо сдавать экзамены?
Отобрать (или выявить) знающих (или подготовленных, или сильнейших). Отсеять не знающих (или не подготовленных). Отобрать (или выявить) талантливых (или способных). Проверить способность учиться в институте (или отсеять «тупых»). Чтобы для всех были равные условия (или чтобы не поступали нечестным путем). Конкурс (или желающих много, а мест мало).
0: Узнать, хорошо ли все знают. Пополнить (или вспомнить) свои знания.
 ?: Проверить знания (или что ты знаешь, или на что способен). Иметь представление о поступающих (или знаниях, или способностях). Нельзя принимать всех подряд. («Верно. Так почему надо сдавать экзамены, чтобы поступить?).
12 Почему для производства детских игрушек чаще используют пластмассу, чем дерево?
Она легче. Легко делать (или обрабатывать). Гигиеничнее. Занозы не будет. Дешевле. Экономия древесины. Легко штамповать.
0: Прочнее. Красиво (или эстетично).
 ?: Удобно. Выгодно. Практично.
13 Почему мы выбираем депутатов парламента?
Отбор достойных (или лучших). Не все могут управлять. Потому что каждый из нас имеет право голоса (или выбора). В этом – проявление демократии (или народной власти). У нас власть осуществляется через представителей народа (или депутаты – представители народа). Власть основана на выборности.
0:
 ?: У нас демократия (или народная власть). Депутаты отражают (отстаивают или защищают) интересы народа.
14 Почему нужно выполнять обещания?
Подведешь другого. Тебе не будут верить (или будут считать лгуном). Для пользы дела.
0: Так принято. Это нехорошо. Это не честно.
 ?: Это дело чести. Вопрос морали.

Тест Векслера/Детский вариант/Субтест 6. Повторение цифр — Psylab.info

Материал Psylab.info — энциклопедии психодиагностики

Субтест 6. Повторение цифр

Общие правила.

  1. Цифры произносить предельно четко с интервалом в 1 секунду (в ритме стартового отсчета времени).
  2. В период от окончания счета экспериментатором и до начала его воспроизведения испытуемым не должно быть никаких звуков, команду к воспроизведению подавать жестом.
  3. Один и тот же ряд дважды не повторять.
  4. Начинать с прямого счета. По его окончании перейти к счету в обратном порядке.
  5. Предложить 1 ряд 1 серии. При удаче дать следующий ряд этой серии. При неудачном воспроизведении какого-либо ряда 1 серии дать аналогичный по длине ряд 2 серии. В случае правильного его воспроизведения предложить следующий ряд первой серии. При неправильном воспроизведении 2-х одинаковых по величине рядов 1 и 2 серий при прямом счете – перейти к обратному, при обратном – прекратить.
  6. Оценка за каждый вид счета (прямой или обратный) равна количеству цифр в максимальном ряду, воспроизведенном правильно. Общая оценка субтеста равняется сумме оценок за прямой и обратный счет.

Прямой счет.

Инструкция: «Сейчас я скажу тебе несколько цифр, а ты как только я кончу говорить, точно в таком же порядке их повтори. Хорошо? Ну, давай, попробуем. Внимание…»

Первая серия Вторая серия Оценка
3-8-6 6-1-2 3
3-4-1-7 6-1-5-8 4
8-4-2-3-9 5-2-1-8-6 5
3-8-9-1-7-4 7-9-6-4-8-3 6
5-1-7-4-2-3-8 9-8-5-2-1-6-3 7
1-6-4-5-9-7-6-3 2-9-7-6-3-1-5-4 8
5-3-8-7-1-2-4-6-9 4-2-6-9-1-7-8-3-5 9

Обратный счет.

Инструкция: «Сейчас я тебе скажу еще несколько цифр, ты их тоже будешь повторять. Только ты будешь начинать с конца, говорить в обратном порядке. Вот смотри, я, например, говорю «один-два» (показать рукой на разные места стола), а ты скажешь «два-один» (опять показать рукой на эти места, но в обратном порядке). Понял? Ну, давай попробуем. Внимание…»

Первая серия Вторая серия Оценка
2-5 6-3 2
5-7-4 2-5-9 3
7-2-9-6 8-4-9-3 4
4-1-3-5-7 9-7-8-5-2 5
1-6-5-2-9-8 3-6-7-1-9-4 6
8-5-9-2-3-4-2 4-5-7-9-2-8-1 7
6-9-1-6-3-2-5-8 3-1-7-9-5-4-8-2 8

Субтест требует большой концентрации внимания и подвержен как внешним, так и внутренним помехам, особенно эмоционального характера. Нарушение этой помехоустойчивости считается многими авторами признаком внутреннего беспокойства, тревоги, мешающих сосредоточиться больному на задании. Результаты «Повторения» очень чувствительны к церебральной патологии (особенно височной локализации).

Перечень феноменов:

  • ритм повторения — испытуемый повторяет цифры в прямом порядке в таком же ритме, каком произносил экспериментатор. Чтобы избежать этого феномен, экспериментатор должен ровным голосом произносить ряд цифр;
  • просьба повторить ряд — встречается у лиц о слабой концентрацией внимания. Обычно повторяют нижний ряд из группы цифр;
  • неверно повторена первая цифра при прямом повторении — чаще указывает на слабость концентрации внимания у невротиков;
  • замена места — испытуемый меняет цифры местами при повторении, также встречается при неврозе;
  • сравнение повторения цифр в прямом порядке с повторением цифр в обратном. Если разница между ними больше двух, то это является признаком снижения концентрации внимания по психоорганическому типу;
  • невозможность повторения 4 цифр в прямом порядке — грубейшая психоорганика.

Количественный анализ результатов:

  • если оценка «Повторения» значительно ниже «Словарного» – указание на наличие тревоги;
  • если оценка «Повторения» выше «Словарного» — выхолощенность эмоций, особенно у шизоидов;
  • высокие оценки «Повторения» могут встречаться у психопатов и демонстративных личностей с ярко выраженным эгоцентризмом;
  • низкие оценки свидетельствуют об утомляемости, внутрненнем дискомфорте, с которым личность свыклась и не желает расставаться;
  • сочетание снижения в субтестах «Повторения», «Сходства» и конструктивных пробах невербального интеллекта — все это говорит о большой вероятности органического поражения головного мозга.

См. также

Тест Векслера

Тест Векслера/Детский вариант