Статья (старшая группа): Особенности речевого развития детей 5-6 лет.

Особенности развития речи детей 5- 6 лет.

        Развитие речи в старшем дошкольном возрасте – одна из центральных задач воспитания. Становление и развитие грамматической стороны речи является фундаментом для последующего усвоения родного языка.

        В совершенствовании грамматического строя речи старших дошкольников центральной задачей становится формирование языковых обобщений, которое строится на обучении детей самостоятельному образованию новых слов, пониманию смысловых оттенков слова, а также на использовании в связном высказывании разнообразных грамматических конструкций и способов связи между предложениями. Осознание словесного состава предложения является основой усвоения грамоты и сознательного оперирования языком в любом связном высказывании.

        Ребенок 5 – 6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. Ребенок совершает положительный нравственный выбор(преимущественно в воображаемом плане).

        В это время происходит изменение в представлениях ребенка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается изобразительность и устойчивость взаимоотношений со сверстниками. Общение становится менее ситуативным.

        К 5 годам дошкольники обладают довольно большим запасом представлений об окружающем мире, которые они получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

        На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка, правильное произношение становится нормой. Ребенок способен сам обнаружить речевые дефекты произношения других детей и некоторые недостатки своей речи.

        Запас слов у ребенка 5 – 6 лет увеличивается до 2500 – 3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова.

        Старшие дошкольники свободно используют средства интонационной выразительности, способны регулировать громкость голоса и темп речи. Словарь активно пополняется существительными, глаголами, прилагательными и наречиями.

        На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется ( усваивают отношения антонимии– синонимии, многозначность). Развивается функция словоизменения: ребенок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок начинает различать недавно усвоенные звуки ( свистящие, шипящие, сонорные).

        Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребенок встречается с историческими чередованиями ( например: косил – кошу, гость – гощу, писал пишу),представляющими сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающегося формирования фонематической системы: недостаточно сформированного фонематического восприятия и слухо – произносительных дифференцировок свистящих, шипящих, свистящих – шипящих, и сонорных звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика.

        В этом возрасте запас слов детей совершенствуется, обогащается. Дети могут составлять сложноподчиненные предложения, многие пересказывают, составляют рассказы самостоятельно. Диалогическая и монологическая речь детей более совершенна. Дети умеют читать, составлять слово из звуков, выделять место положения звука (вначале, в середине и конце).

Консультация (старшая группа) по теме: «Характеристика речевого развития детей 5–6 лет»

Консультация для родителей по развитии речи в старшей группе

«Характеристика речевого развития детей

 5–6 лет»

Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Стандарт определяет речевое развитие следующим образом: «Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.  К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики ( словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком), однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного( синонимы) или противоположного( антонимы) значения, а также многозначными словами.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи у детей- усвоение грамматической системой языка. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения.  В процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.  Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

Что касается развития связной речи, основные недостатки относятся к неумению построить связный текст, используя все структурные элементы

( начало, середину, конец), и  соединять различными способами ценной и параллельной связи части высказывания.

Консультация (старшая группа) на тему: «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»

«Речевое развитие ребенка 5–6 лет»

Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Стандарт определяет речевое развитие следующим образом: «Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека. Опишем основные характеристики речи детей 5-6 лет.

Словарь детей 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. В целом к концу шестого года жизни словарь детей достигает 3000-4000 слов. Расширяется словарь обобщений, особенно за счет широких родовых понятий, например: растения – это деревья, кустарники, травы, цветы.

В речи детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые необходимо обращать внимание. В каждом конкретном случае следует

искать свои способы воздействия на ребенка: для одних это «темница для лишних слов», для других это прямой запрет на употребление «сорных» слов.

Грамматический строй речи детей 5-6 лет

На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Они достаточно хорошо образуют множественное число существительных (кукла – куклы, изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла – куколка). Быстро накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна кукла, две куклы). Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом возрасте можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. д.) .

Звуковая культура речи детей 5-6 лет

Речевой слух. Уровень развития речевого слуха ребенка в 5 лет позволяет ему:

— контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в произношении звуков и слов;

— усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка;

— выделять первую фонему (звук) в слове; находить в слове место определенного звука; определять последовательность звуков в односложных словах (например, сок) ;

— овладеть делением слова на слоги.

Речевое дыхание. У детей 5 лет продолжает формироваться правильное речевое дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что позволяет ребенку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5-6 слов. В противном случае может возникнуть

физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха приходится прерываться посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут перейти в привычку.

Звукопроизношение. В 5 лет некоторые дети еще могут испытывать сложности в произношении сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности употребления проявляются в замене звуков (р на л; ш на с, нестойкости употребления (жук жуззит).

Словопроизношение. Детям 5 лет доступно произношение слов сложной звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и сокращение слов. Дети успешно справляются с произнесением слов, в которых имеются множественные стечения согласных (конструктор, экскурсия).

Связная речь детей 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи – диалога и монолога. Однако взрослым следует знать, что для детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью – необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Определенно дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие взрослые относятся к ним с чувством глубокой любви и уважения; когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваются к его мнению и учитывая его интересы; когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

Монолог – более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от ребенка определенного уровня общего развития. По данным отечественных исследований, элементы монологической речи появляются у детей лишь к 5 годам. С этого времени ребенок начинает овладевать

сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном.

На сегодняшний день нам известно, что в связной речи дошкольников наблюдается явное преобладание диалогической речи над монологической, особенно у детей до 5 лет. В речи детей 5-8 лет появляются элементы монологических высказываний, но они ситуативны. Для правильного понимания прослушанного необходимы дополнительные вопросы, а это означает, что монологические высказывания старших дошкольников характеризуются тяготением к диалогу.

Подготовка к обучению грамоте

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Взрослым необходимо помнить, что чтение, и особенно письмо, — сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка. Не стоит торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже пишет). Подобная торопливость оборачивается впоследствии колоссальными трудностями. Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и правильно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии сада и семьи подготовить пятилетнего ребенка к серьезному последующему обучению чтению и письму.

Нормальное формирование навыков чтения включает в себя определенные последовательные этапы:

— всестороння работа со звуком;

— знакомство с образом буквы и закрепление его;

— формирование техники чтения.

В старшей группе начинается серьезная работа по подготовке к обучению чтению и письму, которая будет продолжена и в следующей возрастной группе.

Особенности речевого развития детей 5-7 лет.. ГУО «Ясли-сад №22 г.Лиды»

Особенности речевого развития детей 5-7 лет.


Звукопроизношение. Ребенок 5-6 лет способен замечать особенности произношения других детей и некоторые недостатки своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; р заменяется л, л заменяется л’. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой. Пропуски, перестановки слогов и звуков, как правило, не встречаются. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова (напр., экскаватор). В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребенок 6-7 лет овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.


Словарный запас. Запас слов у ребенка 5-6 лет увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. Словарь ребенка 6-7 лет увеличивается до 3000-3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов.


Грамматический строй речи. У детей 5-6 лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи. Ребенок 6-7 лет усваивает основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Встречаются ошибки в изменении слов по падежам («У меня нет перчатков»).


Связная речь. Ребенок 5-6 лет способен пересказать сказку, короткие рассказы. Может составить рассказ по картине (по серии картин). В возрасте 6-7 лет у ребенка хорошо развита диалогическая речь и начинает формироваться монологическая речь. Ребенок критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности высказывания. Использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения.


Если у ребенка наблюдаются стойкие нарушения речи, необходимо обратиться за консультацией к логопеду.


Только тесный контакт детского сада с семьей обеспечивает наибольший успех в своевременном исправлении речи у детей дошкольного возраста.


Игры с детьми 5-7 лет.


Игры на развитие фонематического слуха.


Игра «Какой звук первый?»


Цель игры: научить ребенка выделять первый звук в слове (гласный и согласный), развить фонематический слух, память, внимание.


Оборудование: специального оборудования не требуется.


Ход игры. Взрослый называет простые слова, выделяя при этом голосом и интонацией первый звук. Если слово начинается с гласного звука, то он должен быть под ударением, а если же первый звук согласный, то произносить его нужно с силой, т.е. так, чтобы он отличался от других звуков в слове.


Например: нос — звук [н], аист — звук [а], Аня — звук [а], луна — звук [л] и т.д.


Игра «Где спрятался звук?»


Цель игры: развить фонематический звук, научить ребенка определять местоположение звука в слове, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление.


Оборудование: специального оборудования не требуется.


Ход игры. Перед началом игры ребенку нужно объяснить, что каждое слово можно разделить на три части: начало, середину и конец. А значит, любой звук в том или ином слове может находиться либо в начале, т.е. когда все остальные звуки стоят за ним, в середине, т.е. звуки стоят перед ним и после него, и в конце — все звуки стоят в слове перед заданным звуком.


После этого взрослый предлагает ребенку внимательно послушать слова и сказать где находится тот или иной заданный звук, т.е. стоит он в начале, середине или конце. Например, нужно определить местоположение звука [л]: лодка — звук [л] в начале, молоко — звук [л] в середине, стол — звук [л] в конце.


Игра «Цепочка».


Цель игры: научить ребенка выделять первый и последний звук в словах обогатить его словарный запас, развить слуховое внимание, память, мышление.


Оборудование: специального оборудования не требуется.


Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Один из играющих называет любое слово, а другой придумывает и называет слово на его последний звук и т.д. В итоге должна получиться цепочка. Например: луна — ананас — собака — апельсин — нога и т.д.


Игры на развитие слоговой структуры слова.


Игра «Хлопушки».


Цель игры: научить ребенка делить слова на слоги, развить память, внимание, обогатить словарный запас.


Оборудование: специального оборудования не требуется.


Ход игры. Перед началом игры взрослый должен объяснить ребенку, что все слова делятся на слоги, а количество слогов в слове зависит от того, сколько в нем гласных звуков, т.е. сколько гласных, столько и слогов. Затем взрослый произносит слово по слогам и одновременно с этим отхлопывает каждый слог. После этого ребенок пробует самостоятельно отхлопать слоги в слове, а затем сказать, сколько слогов в том или ином слове.


На начальном этапе освоения игры ребенку нужно предлагать для отхлопывания слова, состоящие из 2 слогов, а затем можно переходить к более длинным словам.


Игра «Назови слоги».


Цель игры: научить ребенка выделять и называть слоги в слове, обогатить словарный запас, развить память, внимание.


Оборудование: специального оборудования не требуется.


Ход игры. В игру можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Взрослый произносит по слогам слово, а затем просит назвать ребенка первый и второй слоги. Например, ма-ма, лу-на, ру-ка и т.д. По мере освоения игры взрослый может предлагать ребенку более сложные слова, состоящие из 3 и более слогов. Например, го-ло-ва, ма-ши-на, а также слова со стечением согласных: ста-кан, мед-ведь, лис-ток и т.д.


Игры на расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи.


Игра «Что лишнее?»


Цель игры: научить ребенка выделять на слух из ряда слов лишнее, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление.


Оборудование: специального оборудования не требуется.


Ход игры. Взрослый, медленно и четко проговаривая, называет 4 слова, а ребенок должен внимательно выслушать слова, запомнить их и назвать то слово, которое не подходит к остальным, а затем объяснить свой выбор. Например, яблоко, груша, баклажан, апельсин — лишний баклажан, так как это овощ, а все остальное — фрукты; вертолет, автомобиль, ракета, самолет — лишний автомобиль, так как это наземный транспорт, а все остальное воздушный.


Игра «Один или много».


Цель игры: совершенствовать грамматический строй речи, учить ребенка правильно употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе, развить память, внимание, мышление.


Оборудование: пары предметных картинок, на которых изображены один и множество предметов, мяч.


Ход игры. Взрослый выкладывает перед ребенком парные картинки и называет предмет по картинке в единственном числе, а ребенок — во множественном.


При необходимости взрослый должен исправлять ошибки ребенка, если он не правильно называет окончания слов во множественном числе.


По мере усвоения игры ее можно проводить без картинок, просто перебрасывая мяч.


Игра «Чья у зверя голова?»


Цель игры: расширить словарный запас ребенка, закрепить знания об употреблении в речи притяжательных прилагательных.


Оборудование: мяч.


Ход игры. Взрослый бросает ребенку мяч и говорит: «У вороны голова…», а ребенок, возвращая мяч, должен сказать: «воронья». Например: у собаки голова — собачья; у кошки голова — кошачья; у лошади голова — лошадиная и т.д.


Игра «Что плывет, что летит, а что бежит?»


Цель игры: научить ребенка придумывать предметы, которые подходят к тому или иному действию, расширить словарный запас.


Оборудование: мяч.


Ход игры. Участники игры встают в круг. Взрослый бросает мяч кому-либо из детей, называя при этом действие. Тот из детей, кто поймает мяч, возвращает его взрослому и называет предмет, который может это действие выполнять.


Например: летает — самолет, комар, бабочка, воздушный шар и т.д.


Игра «Попробуй, сосчитай».


Цель игры: тренировать ребенка в количественном счете предметов и правильном употреблении окончаний в словах, расширить словарный запас, развить память, внимание, мышление.


Оборудование: предметные картинки, на которых изображены один — пять предметов.


Ход игры. Взрослый называет ребенку число от 1 до 5 и показывает картинку, на которой изображено соответствующее количество предметов, а ребенок должен назвать изображенный предмет с этим числом.


Например, одна груша — две груши — три груши — четыре груши — пять груш; одно яблоко — два яблока — три яблока — четыре яблока — пять яблок и т.д.


Игры на развитие связной речи.


Игра «Сломанное предложение».


Цель игры: тренировать ребенка в исправлении деформированной фразы, развить связную речь, внимание, память, мышление.


Оборудование: специального оборудования не требуется.


Ход игры. Взрослый зачитывает ребенку слова, а тот должен их переставить таким образом, чтобы получилось целое предложение. Например: мама, печь, торт, вкусное — Мама печет вкусный торт. Маша, играть, с, кукла — Маша играет с куклой.


Игра «Составь рассказ».


Цель игры: развить связную речь ребенка, воображение, мышление, память, обогатить словарный запас.


Оборудование: серия сюжетных картинок, которые связаны одним сюжетом.


Ход игры. Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть сюжетные картинки, разложить их по порядку и придумать по ним небольшой рассказ.


На начальном этапе взрослый может задавать ребенку различные наводящие вопросы, давать начало предложения, которое ребенок смог бы закончить. Также взрослый помогает ребенку с использованием начальных, вводных и заключительных оборотов, придумыванием названия к составленному рассказу. По мере тренировки малыш может быть более самостоятельным: работать без наводящих вопросов, проявить фантазию, объясняя причины того или иного поступка героев.


Игры, помогающие в обучении чтению.


Игра «Буква из палочек».


Цель игры: развить пространственные представления, воображение, зрительную память и внимание, совершенствовать мелкую моторику.


Оборудование: счетные палочки, горох, фасоль, спички, карточки с буквами.


Ход игры. Взрослый показывает ребенку карточку с буквой, предлагает ее внимательно рассмотреть, а затем просит выложить увиденную букву из счетных палочек, спичек, фасоли или гороха, соблюдая при этом правильное расположение всех ее элементов. Если малышу трудно выполнить задание, взрослый может ему помочь, показывая при этом, как нужно расположить палочки. Можно также предложить ребенку выкладывать букву прямо на карточке. Если в составе буквы есть круглые элементы, то они выкладываются в виде квадрата или прямоугольника.


По мере тренировки это упражнение можно усложнить: превратить одну из букв в другую наиболее рациональным способом.


Игра «Нужные слова найди».


Цель игры: научить ребенка выделять в словах заданный звук, расширить словарный запас, развить фонематический слух, память, внимание.


Оборудование: предметные картинки со словами, в которых есть заданный звук, по несколько картинок на каждый из них.


Ход игры. Взрослый раскладывает перед ребенком на столе картинки, называет их, а затем предлагает ребенку объединить картинки в несколько кучек по заданному звуку. Например:


[М] — машина, меч, мяч, корм, мак, гном и т.д.;


[А] — аист, ананас, луна, вилка, шарф, карета и т.д.;


[О] — озеро, зеркало, осень, оса, коса и т.д.;


[Н] — ножницы, слон, луна, карандаш и т.д.


Игры, помогающие подготовить руку к письму.


Игра «Спасатель».


Цель: развить мелкую моторику пальцев и всей руки.


Оборудование: цветной карандаш (фломастер лучше не брать), лист бумаги с нарисованным сюжетом, например, лес и 2—3 героя (например, мышка и лиса).


Ход игры. Игра проводиться за столом. Покажите малышу рисунок и спросите, что на нем нарисовано, что может случиться с мышкой, почему. Затем предложите ребенку помочь мышке спрятаться. Для этого надо аккуратно закрасить мышку.


Сюжет игры нужно постоянно менять, и тогда игра всегда будет интересна малышу.


Игра «Нарисуй узор под диктовку».


Цель игры: развить мелкую моторику пальцев, графические умения, умение ориентироваться в пространстве.


Оборудование: тетрадь в клеточку и карандаш для каждого ребенка, образец диктанта для взрослого.


Ход игры. Игра подходит как для одного человека, так и для группы детей. Ребята сидят за столами, перед каждым тетрадь и карандаш. В тетради поставлена точка, откуда можно начинать писать. Взрослый диктует, дети пишут под диктовку. Например: две клеточки вверх, одна клеточка направо, две клеточки вниз, одна клеточка направо и т.д. Узоры для диктанта могут быть самыми разными. Для начала следует брать легкие повторяющиеся узоры, затем задание можно усложнять. Под диктовку можно рисовать даже картины, если дети уже хорошо ориентируются на листе бумаги.

Особенности речевого развития детей старшего возраста

Особенности речевого развития детей 5-6 лет.

Формирование речи происходит на каждом этапе развития по-разному. Хотелось бы подробнее рассмотреть старший возраст (5-6 лет).

Что касается лексической стороны, то в старшем возрасте в речи у ребенка возникают собирательные существительные. К собирательным существительным относятся такие существительные, которые обозначают совокупность однородных предметов или живых существ как неделимое целое (листва, детвора…).

Также ребенок постепенно пополняет свой словарный запас прилагательными которые обозначают состав, состояние предмета (деревянный, ледяной…), также абстрактными понятиями (добрый, душевный, злой…).

Ближе к шести годам ребенок начинает обобщать. К примеру грузовые и легковые машины он может свести к одному понятию – транспорт.

В возрасте 5-6 лет у ребенка формируются понятия о временах года, изменениях в природе по сезонам, о процессе выращивания растений, о животных (диких и домашних), а также о насекомых, птицах.

Дети старшего возраста легко распознают направления движения (право, лево, назад, вперед). Также появляются временные понятия (вчера, сегодня, завтра…).

В этом возрасте дети с легкость могут рассказать о временах года, частей суток, днях недели. Многие дети знают название своего города, страны, столицы. Дети 5-6 лет могут рассказать о правилах дорожного движения, оперируют такими понятиями как река, море, океан, пустыня…

Что касается грамматической стороны, то тут ребенок 5-6 лет начинает правильно употреблять в речи предлоги как простые так и сложные. Ребенок старшего возраста уже может склонять по падежам и числам разнообразные существительные. Дети 5-6 лет практически без ошибок согласовывают существительные и числительные (две ложки), а также прилагательные с существительными в роде, числе и падеже (море синее).

В старшем возрасте должны уметь образовывать притяжательные прилагательные (кошачьи, собачьи…). Ребенок должен правильно употреблять с грамматической точки зрения все части речи.

Не мало важно в развитии речи и ее связность. Связная речь ребенка 5-6 лет характеризуется умением пересказывать маленькие по содержанию произведения. Минимумом считается объем в 50 предложений. Стоит оговориться что пересказывать ребёнок должен без дополнительных и наводящих вопросов. То есть в этом возрасте происходит овладение таким видом речи как монолог. Надо отметить что монолог считается одной из самых сложных форм речи.

Также стоит обратить внимание и диалогической речи. Во время диалога ребенок пытается дать ответы как развернутого так и сжатого характера. Но только к концу подготовительной группы ребенок овладевает грамотной и развёрнутой фразовой речью, которая оформлена грамматически, лексически, фонетически правильно.

Говоря об особенностях развития речи также стоит отметить и звукопроизношение. Дети возраста пяти лет наполняют свою речь разнообразными по слоговой структуре и звуконаполняемости словами. Да конечно могут возникнуть и ошибки, но скорей всего это будет касаться трудных, мало произносимых, а также малоизвестных для детей слов.

Такие ошибки исправляются очень просто, нужно только показать ребенку правильное произношение, немного потренироваться и вы не заметите как ребенок введет это слово в свой лексикон.

Возраст 5-6 лет считается самым бурным и стремительным этапом в развитии речи. Это объясняется тем что артикуляционный аппарат к которому мы относим губы, язык, щеки…, полностью готов к полноценному произношению звуков. К концу пятого года жизни дети способны произносить все звуки речи. Но стоит оговориться что не у всех детей это овладение происходит именно в эти возрастные рамки. У многих детей в силу их индивидуальных особенностей овладение звуками может происходить неравномерно или неверно.

Но качество речи напрямую зависит и от родителей ребенка. А именно то насколько красочна, эмоционально окрашена, выразительна эмоциональна речь родителей во время общения. Не бойтесь исправлять речь ребенка, таким образом вы обращаете внимание на его интеллектуальное развитие. Потому что именно правильная, качественная речь, это не только красиво, не только правильное общение, но и мощнейшее орудие мышления.

Консультация для родителей «Особенности речи детей 5-6 лет»

Особенности речи детей 5-6 лет

Пять лет это тот возраст, в котором начинается переход в старший дошкольный возраст. В этом возрасте многие функции организма сформированы, но перестройка организма еще не началась (кризис 7 лет). Это самая лучшая пора детства. Ребенок в этом возрасте уже хорошо ориентируется в знакомой обстановке, они уверены в себе, уже научились общаться с детьми своего возраста. Дети в пять лет очень трудолюбивы, они охотно накрывают на стол, поливают растения, подметают, вытирают со стола. И они становятся очень разговорчивыми. Они расскажут про все: и мультики, и о поездке к бабушке и дедушке, и том, как были в зоопарке или в парке.

Рассмотрим речевое развитие ребенка с разных сторон речи.

Звуковая сторона речи

В 5 лет у ребенка заканчивается формирование правильного произношения звуков родного языка. Говоря о звуковой стороне развития речи, нужно также учитывать элементы интонации (сила, тембр голоса, высота тона, темп речи). Интонация также является «строительным материалом» устной речи.

С раннего возраста дети по интонации взрослых могут определять ласку, строгость и т.д., а в 5 лет они уже сами могут произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от поставленной цели. Также к 5 годам следует нормализовать темп речи. Он зависит от проговаривания ударных слогов. Нежелателен быстрый темп речи, так как он приводит к неотчетливому проговариванию; и также медленный, что вызывает чувство затрудненности речи.

Старшие дошкольники должны уметь выражать незаконченные интонации, таких интонаций 6:

  • Интонация перечисления

  • Интонация противопоставления

  • Интонация звательности

  • Интонация предупреждения (двоеточия)

  • Интонация вводности

  • Интонация обособления

Для формирования умения выражать интонации хорошо подойдут стихи и сказки классиков русской литературы.

Связная речь

А.М. Леушина, С.Л. Рубинштейн выделяют 2 формы речи: ситуативную и контекстную. Ситуативная речь- то есть речь, понятная только в одной, конкретной, наглядной ситуации. А контекстная речь — то есть речь, понятная в отрыве от ситуации. К концу дошкольного возраста у ребенка присутствует обе эти формы речи.

На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений.

В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы. К концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

Грамматический строй речи

  • В возрасте 5-6 лет ребенок уже начинает правильно употреблять простые и сложные предлоги, такие как из, из-под и т.д..

  • Ребенок этого возраста правильно изменяют имена существительные по падежам и числам.

  • Правильно употребляет числительные с существительными.

  • Образовывает притяжательные прилагательные (медвежья)

  • Согласовывает прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже (море синее)

Лексика

В этом возрасте в речи ребенка появляются собирательные существительные. Например: родня, листва.

Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший…), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный…).

Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями. Например: «транспорт».

Имеют представление :

— о сезонных изменениях в природе;

— о выращивании овощей и фруктов;

— о лесных ягодах и грибах;

— о хищных и травоядных, домашних и диких животных;

— о насекомых и птицах, рыбах.

Ориентируются в пространстве (право, лево, сзади…) и времени (вчера, сегодня, ночью…).

Знают

— названия месяцев, дней недели, части суток;

— название своей страны и столицы государства;

— географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;

— правила дорожного движения для пешеходов.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ!

1. У ребенка должен быть стимул для разговора. Можно о чём-то спросить у ребенка, но при этом нужно заинтересованно слушать его ответ иначе у него пропадет интерес что-либо рассказывать, увидев, что его рассказ никому не интересен.

2. Вместе со своим ребенком больше рассматривайте картин, слушайте или читайте сказки, обращайте внимание на новые слова, их значение, или образное выражение – это формирует в ребенке внимательность и усидчивость, что позволяет ему «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Данным методом можно пользоваться в любой ситуации : на прогулке, в поездке, в магазине и т.д.

3. Для развития речи очень хорошо подойдет детская литература. Прочитайте с ребенком любую сказку, рассказ разберите его, и попросит ребенка пересказать понравившийся момент, или весь рассказ, если он не большой, описать какого-либо героя, чем он понравился, затем можно предложить ребенку изобразить на листе бумаги понравившийся эпизод. Поскольку ребенок получает речь не по наследству, а перенимает опыт речевого общения от окружающих, родителям следует создавать речевую среду для постоянного общения с ребенком.

4. В развитии речи ребенка родителям не стоит сразу все объяснять и рассказывать, хотя они это очень любят. Нужно дать ребенку возможность самому попытаться объяснить и рассказать, и в этом деле не стоит его торопить. Родитель может только подсказать, поправить произношение, но ребенку нужно дать возможность выговориться и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.

5. Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то кроме чтения, рассматривания, в рамках развития речи, можно поиграть в игры данной направленности.

Дай определение словам

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры: я начну, а ты закончи:

Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой?) – веселый, долгожданный 

Наоборот

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова

Ход игры: я начну, а вы продолжите:

Веселый праздник – грустный

Большой подарок – маленький

Светлое небо – …

Чистое платье – …

Хорошее настроение – …

Теплая погода — …

Узнай по описанию

Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию

Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде

Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь и показывать его.

Усложнение:

  1. дети объясняют свой выбор

  2. роль водящего выполняет ребенок

Презентация к занятию (старшая группа) по теме: «Особенности речевого развития детей 5 -6 лет»

Слайд 1

Особенности речевого развития ребенка шестого года жизни Подготовила: Лычкина Н.В. Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Полянка» комбинированного вида №47»

Слайд 2

словарный запас , грамматический строй, речевой слух и навык звукового анализа, связная речь, интонационная выразительность. На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи:

Слайд 3

Должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи: Существительные Прилагательные Глаголы Числительные Местоимения Наречия Предлоги Союзы Словарный запас

Слайд 4

В словаре ребенка должны присутствовать обобщающие слова Одежда Обувь Посуда Животные Птицы Овощи Фрукты и т.д. Попросите ребенка назвать предметы, например: Каких ты знаешь животных? Какую ты знаешь мебель? Или, задайте вопрос: каким одним словом можно назвать медведя, зайца, лису, волка, белку?

Слайд 5

Прилагательные «Назови как можно больше признаков» Например: ЯБЛОКО (какое?) – большое, красное, спелое, круглое, ароматное, тяжелое, сладкое… «Назови как можно больше предметов» Например: Что бывает ДЛИННЫМ? – Лента, нитка, веревка, дорога, пояс, хвост, проволока, волосы, юбка, река….

Слайд 6

Подбор синонимов и антонимов Синонимы – слова, близкие по звучанию Например: Погода – хорошая, теплая, солнечная… Антонимы, слова с противоположным значением Например: Игра «Скажи наоборот» Большой – маленький, Длинный – короткий, Высокий — ….

Слайд 7

В словаре у ребенка должно быть достаточно глаголов. Предложите ему ответить на такие вопросы: Кто как передвигается? Человек ходит, рыба… Кто как ест? Кошка молоко …, курица зерно … Кто чем занимается? Врач…, учитель…, писатель… Что может делать это животное? Собака…, лягушка… Глаголы

Слайд 8

Сформированность грамматических систем важна, потому что, даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически правильно согласовывать слова между собой. Большинство детей этим умением овладевают своевременно, у некоторых же здесь наблюдаются определенные трудности Грамматический строй

Слайд 9

Образование множественного числа имен существительных Игра «Один – много» например: Первый вариант : Лампа –лампы, бочка – бочки, дом – дома…и т .д. Второй вариант: Дерево – много деревьев, перо – много перьев и т.д.

Слайд 10

Согласование существительных с числительными Предложите ребенку игру «Посчитай от 1 до 5 (10) со словом» Или предложите закончить словосочетания, например: Один шар, а пять …. Одна пуговица, а десять… Одно ухо, а шесть…

Слайд 11

Образование уменьшительно-ласкательных форм: Игры «Назови ласково», «Большой – маленький» Образование глаголов при помощи приставок: Игра «Закончи предложение», например: В дом входят, из дома… На дерево залезают, с дерева…Весной птицы прилетают, осенью… Образование относительных прилагательных: Стол из дерева – деревянный, шуба из меха -… Образование притяжательных прилагательных: У зайца хвост заячий, а у медведя…. У утки перья…., а у курицы… Формирование системы словообразования

Слайд 12

В пять лет ребенок должен произносить абсолютно правильно не только свистящие звуки [ с ] , [ сь ] , [ з ] , [ зь ] , [ ц ] , но и шипящие [ ш ] , [ ж ] , [ ч ] , [ щ ] . Ребенок различает эти звуки между собой. Он говорит совершенно чисто: Шапка, кошка, камыш. У кошки пушистый хвост. В этом возрасте может отмечаться неправильное произношение сонорных звуков [ л ] , [ ль ] , [ р ] , [ рь ] . Ребенок может пропускать или заменять звук, например, « йыба » или « лыба » вместо «рыба», « йук » вместо «лук». Такое произношение считается физиологической нормой и не должно вызывать беспокойства. Но если ребенок произносит звук [ р ] грассируя, а звук [ л ] заменяет звуком, похожим на [ в ] , уже есть повод для обращения к логопеду. Звукопроизношение

Слайд 13

Активно развивается в этом возрасте и фонематическое восприятие. Дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например, не дифференцируют на слух звуки «с» и «ц», «с» и «ш», «ш» и «ж» и другие. Для развития фонематического слуха и восприятия предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений. Фонематическое восприятие

Слайд 14

Связная речь К 5 с половиной годам ребенок легко, без помощи взрослого может: составить рассказ по серии картинок или сюжетной картине, пересказать рассказ или сказку, которые услышали впервые, придумать окончание рассказа, начатого взрослым.

Слайд 15

Овладение фразеологизмами Ч етырехлетний ребенок, услышав, что «кот спит без задних ног», приходит в ужас и проверяет, все ли ноги у кота на месте. Пятилетний ребенок может вполне объяснить, что спать без задних ног – это значит спать крепко.