Требования к уровню подготовки по математике ученика 5 класса
Требования (адаптивные) к уровню подготовки обучающихся в 5 классе
Раздел 1 НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ШКАЛЫ (19ч.)
Основная цель: систематизация и обобщение сведений о натуральных числах.
В результате изучения материала учащиеся должны
развивать: умение оформлять записи математических выражений; вычислительные навыки; умение говорить правильным математическим языком.
воспитывать: культуру общения; умение слушать; уверенность в себе и в своих знаниях.
Предполагаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
обозначение натуральных чисел;
разрядный состав многозначных чисел;
сравнение натуральных чисел;
геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, треугольник, многоугольник;
понятие координатного луча, единичного отрезка, координаты точек,
алгоритмы решения задач с натуральными числами.
Учащиеся должны уметь:
читать, записывать и сравнивать натуральные числа;
чертить, измерять и сравнивать отрезки;
записывать результат измерения и сравнения с помощью знаков;
чертить координатный луч;
отмечать на координатном луче точки;
называть число, соответствующее делению на координатном луче;
различать и чертить геометрические фигуры;
переводить именованные числа в более крупные или мелкие меры.
Основная цель: овладение содержанием обеспечивает учащимся закрепление и развитие навыков сложения и вычитания натуральных чисел, освоение понятий буквенного выражения и его числового значения, линейного уравнения.
В результате изучения материала учащиеся должны
развивать: правильную математическую речь; вычислительные навыки; умение оформлять записи буквенных выражений, текстовых задач на уравнения; умение работать по алгоритму; работать в паре, группе и самостоятельно при выполнении заданий нового вида; умение излагать мысли четко и логично.
воспитывать: ответственность за результаты своего труда и труда своего товарища; культуру общения; умение слушать.
Предполагаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел;
свойства сложения;
числовое и буквенное выражение и их числовые значения;
понятие линейное уравнение;
алгоритмы решения уравнений и задач, решаемых составлением уравнения.
Уметь:
выполнять действия сложения и вычитания многозначных чисел;
читать и записывать числовые и буквенные выражения;
видеть и называть компоненты в числовом и буквенном выражениях;
решать задачи с использованием действий сложение и вычитание;
находить значения числового и буквенного выражений;
решать линейные уравнения на основе зависимости между компонентами.
применять знания вычислительных навыков при нахождении значений выражений;
применять алгоритмы решения линейных уравнений и задач на уравнения в изменённой ситуации;
решать задачи на уравнение по алгоритму;
уметь преобразовывать буквенные выражения, используя свойства сложения.
Основная цель: овладение содержанием обеспечивает учащимся закрепление и развитие навыков умножения и деления натуральных чисел, решение уравнений и текстовых задач, освоение понятий квадрата и куба числа.
В результате изучения материала учащиеся должны
развивать: правильную математическую речь; вычислительные навыки; умение оформлять записи буквенных выражений, текстовых задач на уравнения; умение работать по алгоритму; работать в паре, группе и самостоятельно при выполнении заданий нового вида; умение излагать мысли четко и логично.
воспитывать: ответственность за результаты своего труда и труда своего товарища; культуру общения; умение слушать.
Предполагаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
алгоритмы умножения и деления многозначных чисел;
свойства умножения;
деление с остатком;
понятие квадрата и куба числа;
алгоритм решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий;
алгоритм решения задач, решаемых составлением уравнений;
упрощение (преобразование) буквенных выражений.
Учащиеся должны уметь:
выполнять действия умножения и деления многозначных чисел;
читать и записывать числовые и буквенные выражения;
видеть и называть компоненты в числовом и буквенном выражениях;
упрощать простые буквенные выражения;
решать уравнения на основе зависимости между компонентами;
решать простые задачи на уравнение по алгоритму;
находить квадрат и куб числа.
применять знания вычислительных навыков при нахождении значений выражений;
применять алгоритмы решения линейных уравнений и задач на уравнения в изменённой ситуации;
уметь упрощать усложненные буквенные выражения;
составлять программу действий при решении математических выражений с действиями 1, 2 и 3 ступени.
Основная цель: овладение содержанием обеспечивает расширение представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, систематизировать знания о единицах измерения.
В результате изучения материала учащиеся должны
развивать: навыки вычисления по формулам; умение оформлять записи по формулам; навык работы с чертежными инструментами; правильную математическую речь; работать в паре, группе и самостоятельно; умение излагать мысли четко и логично; умение наблюдать, сравнивать и анализировать.
воспитывать: самостоятельность при выполнении заданий; аккуратность и добросовестность выполнения задания; волю и упорство в учебной деятельности.
Предполагаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
формулы: пути, площади прямоугольника и квадрата, объёма прямоугольного параллелепипеда, куба;
единицы измерения площадей и объёмов геометрических фигур;
переход от одних единиц измерения к другим.
Учащиеся должны уметь:
вычислять по формуле пути расстояние, скорость и время;
измерять линейные размеры изучаемых геометрических фигур;
вычислять по формулам площадь прямоугольника и квадрата;
решать задачи на движение;
вычислять объём прямоугольного параллелепипеда;
выражать одни единицы измерения другими в соответствии с условием задачи.
применять знания формул при решении разнообразных геометрических задач;
использовать изученные формулы при решении задач в изменённой ситуации;
сравнивать фигуры и их площади, анализировать и делать выводы.
Основная цель: овладение содержанием обеспечивает учащимся освоение понятия дроби в объёме, достаточном для введения десятичных дробей.
В результате изучения материала учащиеся должны
развивать: умение самостоятельно работать по алгоритму; навыки работы с чертежными инструментами; умение оформлять записи математических выражений с дробями; правильную математическую речь; вычислительные навыки; умение слушать и рассуждать.
воспитывать: интерес к предмету; культуру общения; оказывать помощь товарищу; умение слушать и слышать.
Предполагаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
окружность, круг и их элементы;
обыкновенные дроби, что показывает числитель и знаменатель;
алгоритмы решения трех основных задач на дроби;
сравнение обыкновенных дробей;
алгоритмы сложения и вычитания дробей с одинаковым знаменателем;
неправильные дроби, выделение целой части числа;
смешанные числа их сложение и вычитание.
Учащиеся должны уметь:
различать окружность и круг;
чертить окружность, показывать и называть её элементы;
читать и записывать обыкновенные дроби;
выполнять действия сложения и вычитания дробей с одинаковым знаменателем, смешанных чисел;
сравнивать дроби и выделять целую часть числа;
решать три основных типа задач на дроби;
понимать зависимость между делением и дробью.
применять знания окружности и круга при решении геометрических задач;
применять алгоритмы решения трех основных задач на дроби в изменённой ситуации;
уметь преобразовывать выражения с дробями.
Основная цель: овладение содержанием обеспечивает учащимся усвоение понятия десятичных разрядов и десятичной дроби; выработку умений читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
В результате изучения материала учащиеся должны
развивать: правильную математическую речь; вычислительные навыки; умение оформлять записи с десятичными дробями; умение самостоятельно работать по алгоритму.
воспитывать: аккуратность в написании десятичных дробей; умение оказывать помощь товарищу; умение внимательно слушать.
Предполагаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
десятичные разряды;
чтение, запись, сравнение и округление десятичных дробей;
алгоритмы сложения и вычитания десятичных дробей;
решение текстовых задач на сложение и вычитание, где данные представлены десятичными дробями.
Учащиеся должны уметь:
читать и записывать десятичные дроби;
называть разряды десятичных дробей;
сравнивать и округлять десятичные дроби;
выполнять действия сложения и вычитания десятичных дробей;
решать задачи на сложение и вычитание, где данные представлены десятичными дробями.
находить значения выражений в измененной ситуации;
использовать алгоритмы сложения и вычитания десятичных дробей при решении задач и упражнений в изменённой ситуации;
преобразовывать буквенные выражения, используя свойства сложения;
решать задачи на «движение по реке».
Основная цель: овладение содержанием позволяет выработать у учащихся умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
В результате изучения материала учащиеся должны
развивать: умение работать по алгоритму; вычислительные навыки; совершенствовать умение оформлять записи текстовых задач на уравнения; монологическую речь и культуру речи; умение наблюдать и систематизировать.
воспитывать: умение слушать и задавать вопросы; умение согласовывать свои действия с другими; культуру общения в паре и группе.
Предполагаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
алгоритмы умножения десятичных дробей на натуральные числа и умножения десятичных дробей;
алгоритмы деления десятичных дробей на натуральные числа и деления десятичных дробей;
свойства умножения;
решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями;
среднее арифметическое нескольких чисел.
Учащиеся должны уметь:
выполнять действия умножения и деления десятичных дробей и натуральных чисел;
читать и записывать числовые и буквенные выражения с действиями умножение и деление;
видеть и называть компоненты в числовом и буквенном выражениях;
решать уравнения, задачи, упрощать буквенные выражения, с данными, выраженными десятичными дробями;
находить среднее арифметическое нескольких чисел.
применять знания вычислительных навыков при нахождении значений различных выражений;
применять алгоритмы умножения и деления десятичных дробей в изменённой ситуации;
уметь преобразовывать и находить значения математических выражений на все действия с десятичными дробями и натуральными числами;
решать задачи на нахождение среднего арифметического нескольких чисел.
Основная цель: овладение содержанием обеспечивает учащимся формирование умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять построение и измерение углов.
В результате изучения материала учащиеся должны
развивать: навыки изображения геометрических фигур; навык работы с чертежными инструментами; правильную математическую речь; работать в паре, группе и самостоятельно; умение наблюдать, сравнивать и анализировать.
воспитывать: аккуратность и самостоятельность при выполнении заданий; волю и упорство в учебной деятельности.
Предполагаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
понятие процента, обращение дробей в проценты;
решение основных задач на проценты;
назначение таблиц и диаграмм;
обозначение и сравнение углов;
величину угла, единицы измерения углов;
алгоритмы измерения и построения угла заданной величины.
Учащиеся должны уметь:
читать и записывать проценты;
переводить проценты в десятичную дробь;
обращать десятичную дробь в проценты;
решать три вида задач на проценты;
распознавать, изображать и обозначать углы;
измерять и строить углы заданной градусной меры;
читать диаграммы;
применять знания при решении разнообразных геометрических задач;
использовать изученные приемы при решении задач в изменённой ситуации;
строить и читать диаграммы;
сравнивать геометрические фигуры и делать выводы.
Основная цель: овладение содержанием обеспечивает учащимся повторение, систематизацию основных правил, алгоритмов и приемов вычисления выражений, решения задач и упражнений.
В результате изучения материала учащиеся должны
развивать: умение самостоятельно составлять план работы, делать записи; самостоятельно работать с учебником или карточкой; умение апеллировать математическими понятиями и терминами; умение работать в коллективе, паре, группе; умение наблюдать, сравнивать и анализировать.
воспитывать: аккуратность и самостоятельность при выполнении заданий; волю и упорство в достижении успехов; интерес к предмету.
Предполагаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
натуральные числа и действия над ними;
геометрические фигуры, площади и объёмы некоторых фигур, единицы измерения;
обыкновенные дроби, сравнение, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;
десятичные дроби и действия над ними;
алгоритм решения задач на составление уравнений;
проценты и задачи на проценты.
Учащиеся должны уметь:
читать, записывать и сравнивать многозначные числа и десятичные дроби;
выполнять письменные вычисления;
решать уравнения на основе нахождения компонентов;
решать задачи изученных видов;
распознавать и изображать геометрические фигуры.
решать задачи с использованием алгоритмов по образцу и в измененной ситуации;
применять знания в практической деятельности;
Методическая разработка по математике (5 класс) на тему: Подготовка к олимпиаде, 5 класс
Задания по подготовке к олимпиаде по математике 5 КЛАСС
Задача 1. Расстояние между двумя машинами, едущими по шоссе, равно 200 км. Скорости машин — 60 км/ч и 80 км/ч. Чему будет равно расстояние между ними через 1 час?
Решение. Возможны четыре случая (сделайте рисунок!):
1) Машины едут навстречу друг другу: 200-(60+80)=60 км;
2) Машины едут в разные стороны: 200+(60+80)=340 км;
3) Машины едут в одну сторону, вторая догоняет первую: 200+(60-80)=180 км;
4) Машины едут в одну сторону, вторая впереди: 200+(80-60)=220 км.
Ответ. Возможны четыре случая: 60, 180, 220 и 340 км.
Задача 2. Как при помощи только пяти цифр 5, знаков арифметических действий и скобок представить каждое из чисел от 0 до 10 включительно?
Решение. Например:
0=(5-5)*(5+5+5)
1=5:5+(5-5)*5
2=(5+5):5+5-5
3=(5*5-5-5):5
4=5-5:5+5-5
5=5+(5-5)*(5+5)
6=5+5:5+5-5
7=5+5:5+5:5
8=5+(5+5+5):5
9=(5*5-5):5+5
10=5+5+(5-5)*5
Задача 3. Ученик написал на доске пример на умножение двузначных чисел. Затем он стёр все цифры и заменил их буквами. Получилось равенство:
AB * CD = MLNKT
Докажите, что ученик ошибся.
Решение. Равенство AB*CD=MLNKT получиться не может, так как наибольшее возможное произведение двузначных чисел 99*99
Задача 4. В трёх ящиках лежат орехи. В первом орехов на 6 меньше, чем в двух других вместе, а во втором — на 10 меньше, чем в первом и третьем вместе. Сколько орехов в третьем ящике?
Решение. Обозначим через x, y и z количества орехов в каждом из трех ящиков. Сложив два равенства x+6=y+z и y+10=x+z, получим, что 2z=16, откуда z=8.
Ответ. В третьем ящике 8 орехов.
Задача 5. После 7 стирок длина, ширина и высота куска хозяйственного мыла, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда, уменьшились вдвое. На сколько еще стирок хватит оставшегося мыла?
Решение. Нарисовав кусок мыла и поделив каждую сторону пополам, видим, что получится 8 маленьких кусочков, каждый из которых равен оставшемуся поcле 7 стирок. То есть на 7 стирок ушло мыла столько, сколько было в остальных 7 кусочках, поэтому остатка хватит ровно на одну стирку.
Ответ. Оставшегося мыла хватит на одну стирку.
Задача 6. Пусть дан числовой ребус:
К И С
+ К С И
И С К
Ответ. Сумма И+С ( в разряде десятков) оканчивается на С, но И≠0 (см.разряд единиц). Значит И=9 и 1 десяток в разряде единиц запомнили. Теперь легко найти К в разряде сотен: К=4. Для С остается одна возможность: С=5.
КИС → К9С → 49С → 495
+КСИ +КС9 +4С9 +459
ИСК 9СК 9С4 954
Карточка 2 вариант 1 | Карточка 2 вариант 2 | Карточка 2 вариант 3 |
1.Участок земли имеет форму прямоугольника, длина которого – 18000см, что на 80 см больше ширины. Найти периметр и площадь участка земли (ответ дать в метрах) | 1.Участок земли имеет форму прямоугольника, длина которого – 17000см, что на 50 см больше ширины. Найти периметр и площадь участка земли (ответ дать в метрах) | 1.Участок земли имеет форму прямоугольника, длина которого – 15000см, что на 60 см больше ширины. Найти периметр и площадь участка земли (ответ дать в метрах) |
2.Велосипедист проезжает 210 м за 1 минуту. Какое расстояние он проедет за 1 час, если будет ехать с той же скоростью? | 2.Велосипедист проезжает 190 м за 1 минуту. Какое расстояние он проедет за 1 час, если будет ехать с той же скоростью? | 2.Велосипедист проезжает 60 м за 1 минуту. Какое расстояние он проедет за 1 час, если будет ехать с той же скоростью? |
3.В магазин привезли 5 мешков картофеля по 20 кг в каждом и 4 мешка по 15 кг в каждом. Весь картофель расфасовали поровну в пакеты по 2 кг. Сколько получилось пакетов? | 3.В магазин привезли 6 мешков картофеля по 25 кг в каждом и 4 мешка по 15 кг в каждом. Весь картофель расфасовали поровну в пакеты по 3 кг. Сколько получилось пакетов? | 3.В магазин привезли 8 мешков картофеля по 22 кг в каждом и 3 мешка по 18 кг в каждом. Весь картофель расфасовали поровну в пакеты по 5 кг. Сколько получилось пакетов? |
4.Чтобы приготовить овощную запеканку, а 10 частей картофеля берут 3 части сыра и 2 части грибов. А)Сколько граммов надо взять картофеля, сыра и грибов, чтобы приготовить 1кг470г овощной запеканки? Б)Сколько картофеля надо взять для запеканки, если имеется 50 г грибов? | 4.Чтобы приготовить салат, на 5 частей картофеля берут 3 части сыра и 2 части зелени. А) Сколько граммов надо взять картофеля, сыра и зелени, чтобы приготовить 1кг70г салата? Б)Сколько картофеля надо взять для салата, если имеется 50 г зелени? | 4.Чтобы приготовить салат, на 7 частей картофеля берут 3 части свеклы и 2 части моркови. А)Сколько граммов надо взять картофеля, свеклы и моркови, чтобы приготовить 1кг80г салата? Б)Сколько картофеля надо взять для салата, если имеется 70 г моркови? |
5.На овощную базу завезли картофель, лук и капусту. Картофеля завезли 350ц, что на 100ц больше, чем лука, и на 130ц меньше, чем капусты. Сколько всего овощей завезли на базу? | 5.На овощную базу завезли картофель, лук и капусту. Картофеля завезли 550ц, что на 120ц больше, чем лука, и на 160ц меньше, чем капусты. Сколько всего овощей завезли на базу? | 5.На овощную базу завезли картофель, лук и капусту. Картофеля завезли 650ц, что на 200ц больше, чем лука, и на 230ц меньше, чем капусты. Сколько всего овощей завезли на базу? |
Подготовка к олимпиаде по математике
ЗАДАНИЯ № 1 (5-ый класс)
1.В день рождения дяди Федора почтальон Печкин хочет выяснить, сколько тому лет. Шарик говорит, что дяде Федору больше 11 лет, а кот Матроскин утверждает, что больше 10 лет. Сколько лет дяде Федору, если известно, что ровно один из них ошибся? Ответ обоснуйте.
Петя тратит 1/3 своего времени на игру в футбол, 1/5 — на учебу в школе, 1/6 — на просмотр кинофильмов, 1/70 — на решение олимпиадных задач, и 1/3 — на сон. Можно ли так жить?
3. В примере на сложение двух чисел первое слагаемое меньше суммы на 2000, а сумма больше второго слагаемого на 6.
Восстановите пример.
Без ореха (от дупла до орешника) белка бежит со скоростью 4 м/сек, а с орехом (от орешника до дупла) — со скоростью 2 м/сек. На путь от дупла до орешника и обратно она тратит 54 секунды. Найдите расстояние от дупла до орешника. Ответ обоснуйте.
Цифры трёхзначного числа A записали в обратном порядке и получили число B. Может ли число, равное сумме A и B, записываться только нечётными цифрами?
У двузначного числа первая цифра вдвое больше второй. Если к этому числу прибавить квадрат его первой цифры, то получится квадрат некоторого целого числа. Найдите исходное двузначное число.
Петя и Вася участвовали в велогонке. Все участники стартовали одновременно и показали на финише различное время. Петя финишировал сразу после Васи и оказался на десятом месте. Сколько человек участвовало в гонке, если Вася был пятнадцатым с конца?
Однажды Миша, Витя и Коля заметили, что принесли в детский сад одинаковые игрушечные машинки. У Миши есть машинка с прицепом, есть маленькая машинка и есть зеленая машинка без прицепа. У Вити есть машинка без прицепа и маленькая зеленая с прицепом, а у Коли — большая машинка и маленькая синяя с прицепом. Машинку какого вида (по цвету, размеру и наличию прицепа) принесли мальчики в детский сад? Ответ объясните.
В точке В живет Винни-Пух, а в точках К, С, П и И – его друзья Кролик, Сова, Пятачок и ослик Иа-Иа (см. рисунок). Зимним утром Винни-Пух навестил их всех по одному разу, а потом вернулся домой. При этом он протоптал в снегу 5 прямых тропинок от домика к домику, не пересекающих друг друга. Начертите как можно больше возможных маршрутов Винни-Пуха.
Иван, Петр и Сидор ели конфеты. Их фамилии – Иванов, Петров и Сидоров. Иванов съел на 2 конфеты меньше Ивана, Петров – на 2 конфеты меньше Петра, а Петр съел больше всех. У кого из них какая фамилия?
РЕШЕНИЯ к ЗАДАНИЯМ №1:
Заметим, что если не ошибся Шарик, то не ошибся и Матроскин, что противоречит условию. Значит, Шарик сказал неправду, в отличие от кота Матроскина. Таким образом, дяде Федору больше 10 лет, но не меньше 11. Следовательно, дяде Федору исполнилось 11 лет.
Поскольку 1/5 + 1/6 > 1/3, то сумма данных дробей 1/3 + 1/5 + 1/6 + 1/70 + 1/3 > 1, что противоречит здравому смыслу.
Если из суммы двух чисел вычесть одно из слагаемых, то получится другое слагаемое. Из условия следует, что второе слагаемое равно 2000, а первое – 6.
Поскольку обратно белка бежит в два раза медленнее, то время, затраченное белкой на обратную дорогу, в два раза больше времени, которое она тратит на дорогу от дупла до орешника. Поэтому время, затраченное на дорогу от дупла до орешника, в три раза меньше времени, затраченного на всю дорогу, то есть равно 54 : 3 = 18 секунд. Следовательно, расстояние от дупла до орешника равно 18 * 4 = 72 метра.
Пусть, например, A = 219. Тогда B = 912, A + B = 1131.
Первая цифра в два раза больше второй только у следующих двузначных чисел: 21, 42, 63 и 84. Проверкой убеждаемся, что условию задачи удовлетворяет только число 21.
Так как Петя оказался на десятом месте, а Вася финишировал перед ним, то Вася занял девятое место. Вася был пятнадцатым с конца, значит за ним финишировало еще четырнадцать человек. Следовательно, в гонке участвовало 23 человека.
Если бы Коля принес синюю маленькую машинку с прицепом, то Витя должен был принести машинку с прицепом, но у Вити она зеленая. Значит, Коля принес большую машинку, а Витя не маленькую, то есть машинку без прицепа. Тогда Миша не мог принести машинку с прицепом, и не мог принести маленькую машинку. Значит, Миша должен был принести зеленую машинку без прицепа. Таким образом, каждый из мальчиков принес большую зеленую машинку без прицепа.
Иванов съел меньше Ивана, а Петр съел больше всех, значит, Петр – не Иванов. По той же причине Петр – не Петров, то есть фамилия Петра – Сидоров. Иванов – не Иван, значит, Иванова зовут Сидор. Следовательно, Петрова зовут Иван.