Содержание

Обучение детей чтению |

На сайте представлены авторские методики обучения чтению и счету, созданные Сергеем Николаевичем Поляковым (1939 -2013). Сейчас работу сайта поддерживает его сын, Сергей Сергеевич Поляков, совместно с педагогами, работающими по методике и подготовленными автором.

Вступительное слово автора методик.
Я занимаюсь тем, что обучаю детей дошкольного возраста чтению и счету. Для того чтобы сделать процесс обучения увлекательным и интересным для детей, способствовать их разностороннему развитию и, в тоже время, гарантировать результаты, я разработал уникальные методики обучения чтению и счёту, построенные на игре.

Методик обучения детей раннего возраста сейчас много, но вы не найдете среди них настолько детально проработанных, что обучать по ним детей может как педагог в школе раннего развития, так и любой родитель, не имеющий специальной подготовки.

Обучение детей чтению. Методика построена в виде игры и разделена на 7 ступеней, каждая из которых отличается от предыдущей уровнем сложности и видами игр с детьми. Дети, которые начали на 1-й ступеньке изучать буквы, на последней, 7-й, ступеньке читают детскую литературу. Описание методики и каждой ее ступени, вместе с видео файлами занятий, вы сможете просмотреть на странице Обучение Чтению. На сайте представлены также статьи, из которых вы больше узнаете о моих методах обучения и найдете ответы на часто задаваемые вопросы.

Обучение детей счёту. По этой методике дети учатся сложению и вычитанию в уме сначала в пределах 10, а потом и в последующих десятках. Методика обучения детей счёту на данный момент абсолютно бесплатная. Прочитать полностью материал, просмотреть видео файлы уроков, а также скачать все это вы можете на странице Обучение Счёту.

Вы также можете записать своего ребёнка ко мне на обучение в Одессе, для этого напишите мне на странице контактов, либо купить мою методику обучения чтению, которая включает в себя тексты с подробным изложением содержания уроков и видео файлы с примерами занятий, от первых до последних. При помощи прилагаемых инструкций и чертежей пособий вы сможете легко организовать учебное помещение и полноценно проводить занятия с детьми самостоятельно.

В качестве примера можете посмотреть, как проводят занятия по моей методике педагоги в школах раннего развития и родители у себя дома в Уфе, Одессе, Севастополе, в Германии, Ирландии, Франции.

Заказать методику обучения чтению вы можете на этой странице.

Если у вас остались вопросы ко мне, с удовольствием отвечу на них. Пишите.

Обучение детей чтению. Методика Сергея Полякова

Некоторые родители спрашивают: «А для чего учить детей читать до школы, зачем отнимать у ребенка детство?» Ну, во-первых, отнимать детство нельзя; обучать малышей нужно в игре, по специально разработанным игровым методикам. А для чего это нужно, сейчас уже известно многим. Давно признано, что интеллект человека зависит не только от наследственности, но и от активного стимулирования умственной деятельности в период формирования мозга, т.е. в промежутке времени от рождения до шести-семи лет. Раннее чтение является одним из лучших способов такого стимулирования.

Обучение детей чтению. Методика Сергея Полякова

По сравнению с другими способами оно обладает тем преимуществом, что, научившись читать, ребенок дальше, в процессе самостоятельного чтения уже развивается сам, даже без помощи взрослых, лишь удовлетворяя свою любознательность. Ребенок, прочитавший до школы две-три сотни книжек, заметно опережает в развитии своих сверстников, только начинающих читать. Но важнее всего то, что этот интеллект, приобретенный в раннем возрасте, остается с ним на всю жизнь.

Весь процесс обучения ребенка чтению — от изучения букв до чтения детских книжек — автор условно разбил на 7 ступенек. Для того чтобы сделать обучение интересным и увлекательным, на каждой из ступенек перед ребенком ставятся только такие задачи, которые не превышают его возможностей на этом этапе. В результате ребенок продвигается от ступеньки к ступеньке легко и незаметно для себя.

Весь материал автор представил в максимально доступном виде, так чтобы им могли воспользоваться не только специалисты, но и все, кто им заинтересуется: родители, бабушки, гувернантки, няни, воспитатели, словом, все желающие учить читать детей возрастом от двух-трех-четырех лет. С этой целью всю программу обучения он изложил в виде 70 уроков (70 — примерное количество; многим детям бывает достаточно 50-60 уроков), а содержание каждого урока расписал подробно, с детальным описанием каждой обучающей игры. Кроме того, уроки дополнены короткими видеозаписями, «живыми картинками», сделанными непосредственно во время занятий с малышами в процессе обучения. Посмотрев последовательные видеофрагменты всех уроков, вы как будто поприсутствуете на них и легко сможете повторить все это и со своими детьми. Вы можете также показывать эти «мультики» своему ребенку. Они, безусловно, вызовут у него интерес и желание повторить то, что делают другие детки. Покажите ему, для начала, как читает маленькая Катя, которой здесь нет еще и трех лет.


Интеллект человека зависит не только от наследственности, но и от активного стимулирования умственной деятельности в период формирования мозга, т.е. в промежутке времени от рождения до шести-семи лет. Раннее чтение является одним из лучших способов такого стимулирования.

Обучение чтению начинается с изучения букв. Благодаря тому, что обучение чтению проводится в игровой форме, дети запоминают все буквы быстро, прочно и с удовольствием. Достаточно сказать, что уже после 5-ти уроков они твердо знают все десять гласных.

А итогом 1-й и 2-й ступенек обучения (уроки 1-18) является не только знание ребенком всех букв, но и хорошее знание складов, а также начало чтения по складам.

Здесь необходимо пояснить, что такое склад. Склад, в отличие от слога, всегда состоит не более чем из двух букв и представляет собой сочетание согласной с последующей гласной либо отдельную согласную или гласную (например, — з ме я — три склада, но один слог). По складам учились читать наши предки. Этот способ обучения был хорошо известен по сведениям XVI-XVIII веков, он существовал у нас в XIX и даже в начале XX века. А самое древнее документальное свидетельство такого способа обучения детей на Руси датируется 1224-1238 годами. Именно к этому периоду относится берестяная грамота № 199, обнаруженная при раскопках средневековой школы в Великом Новгороде экспедицией академика В. Л. Янина в 1956 году. На первой полосе этой бересты ребенком по имени Онфим выписана вся азбука от А до Я, а затем следуют склады: БА, ВА, ГА, ДА … и т.д. до ЩА; потом БЕ, ВЕ, ГЕ, ДЕ …и т.д. до ЩЕ; потом БИ, ВИ, ГИ, ДИ и далее столько, сколько уместилось на бересте.

В наши дни складовый способ обучения чтению был возрожден выдающимся педагогом-новатором Н.А.Зайцевым. На его основе Зайцев разработал и внедрил в широкую практику известную теперь многим методику, использующую таблицы и кубики.

В методике Полякова вместо кубиков и таблиц используются пособия собственной разработки, так называемые «домики для букв». Применение «домиков» и разработанной для них последовательной серии игр заметно облегчило обучение и позволило доводить знание детьми складов до такой степени, когда они воспринимают склад целиком, как букву. Это заметно упростило чтение по складам во время дальнейшего обучения.

Ведь именно такого результата добился Секвойи, вождь племени чероки из Северной Калифорнии, создавший в 1821 году письменность для своего родного ирокезского языка, которая составлена из знаков, обозначающих не буквы, а целые склады. Через несколько лет после изобретения этого письма большинство индейцев племени чероки научились читать и писать на родном языке. Имя создателя письменности было увековечено в названии дерева секвойя.

На 3-й ступеньке обучения (уроки 19-30) дети учатся свободно читать по складам слова любой сложности, начиная от простейших двухскладовых слов, типа РЫ БА, ГУ СЬ, Ю ЛА, и кончая сложными, такими как КА С Т РЮ ЛЯ, ВЕ Р Б ЛЮ Д и даже Э ЛЕ К Т РИ ЧЕ С Т ВО.

В методике С. Полякова чтение по складам является лишь отправной точкой, начальной стадией процесса обучения чтению. Научившись читать по складам, ребенок еще не в состоянии самостоятельно прочитать и понять рассказик, сказку или хотя бы более-менее сложное предложение. Кому-то может показаться удивительным, но ребенок, уже читающий по складам, все еще не понимает, что такое слово, что такое предложение. И то, и другое для него — лишь цепочка складов. Удержать в памяти такую цепочку ребенку нелегко, особенно, если предложение длинное. Поэтому смысл прочитанного доходит до ребенка не всегда, а зачастую — не полностью. Вот почему обучение чтению нельзя заканчивать, едва научив малыша читать словечки по складам («пока и этого хватит, остальному в школе научат»).


Обучение чтению нельзя заканчивать, едва научив малыша читать словечки по складам («пока и этого хватит, остальному в школе научат»).

Обучение детей чтению. Методика Сергея Полякова

Умение сложить слово из складов, безусловно, развивает ребенка. Но чтобы помочь ему полностью раскрыть свои природные способности, нужно научить его читать и понимать книжки, получать удовольствие от чтения. Только так можно пристрастить ребенка к чтению в раннем возрасте. И тогда в дальнейшей жизни (а такие наблюдения автором уже накоплены) чтение станет для него не утомительным, а увлекательным занятием.

Способ чтения по складам используется автором лишь до конца 3-й ступеньки. Последующие занятия помогают ребенку избавиться от привычки дробить слова на склады и перейти к чтению по слогам и к слитному прочтению слов. Если этого не сделать вовремя, то такая привычка укоренится и будет замедлять чтение и затруднять восприятие.

О том, как осуществить этот переход быстро и эффективно, по возможности не утомительно для ребенка, с использованием элементов игры и состязательности, рассказывается на уроках 31-424-й ступеньки обучения.

Автор не считал бы свою задачу выполненной, если бы научил ребенка лишь читать слова, пусть даже достаточно свободно. Конечно, родителям приятно, когда ребенок радует их, читая на улице вывески, а дома — заголовки книжек. Но основная цель этой методики — научить ребенка самостоятельно читать книжки и получать удовольствие от прочитанного. Пусть лучше сейчас родители жалуются на то, что приходится отбирать книжку у их малыша, чтобы отправить его спать, чем через несколько лет на то, что никак не могут заставить своего школьника читать. Ведь далеко не все дети, научившись читать слова, потом сами, без помощи взрослых, увлекаются чтением книжек. Обычно для этого приходится потрудиться и преподавателю и родителям. Этапами на этом пути являются 5-я,6-я и 7-я ступеньки обучения.

На 5-й ступеньке (уроки 43-45) дети с помощью занимательной игры учатся читать предложения, на 6-й (уроки 46-54) — читать и пересказывать специально написанные автором четыре упрощенные учебные книжки, а на последней, 7-й (уроки 55-70), — 16 книжек для самостоятельного чтения, написанные им же.

А после этого родителям остается лишь поддерживать у ребенка любовь к чтению, снабжая его увлекательной детской литературой, чтобы интерес к книжкам был у него не меньшим, чем к просмотру телепередач. И тогда, поверьте опыту автора, — вашему ребенку в будущем обеспечены лидирующие места везде, где бы он ни учился: в любой школе, гимназии, лицее, вузе.

Обучение детей чтению | Обучение детей чтению

Методика Сергея Полякова

В этой статье я, Сергей Поляков, хочу кратко рассказать о том, как научить ребенка читать в раннем возрасте. Подробно с моей методикой можно ознакомиться на этом сайте в разделе МЕТОДИКИ.

Некоторые родители опасаются, что раннее обучение может переутомлять ребенка, вредить его здоровью и даже, как они считают, «отнимать у него детство». «Всему свое время, – говорят они. – Пойдет в школу, там всему и научится». Верно, всему свое время. Но кто сказал, что начинать учиться читать, считать, отличать времена года, дни недели, ориентироваться во времени суток нужно не раньше шести-семи лет? Учить ребенка нужно тогда, когда ему это интересно, а не после того, как этот интерес у него угас. Ведь не ждем же мы каких-то установленных сроков, чтобы начать учить малыша говорить. Другое дело, что нельзя учить ребенка насильно, преодолевая его нежелание. Обучение должно вызывать интерес ребенка, пробуждать его любопытство. Обучать малышей надо в игре, по специально разработанным игровым методикам. Это касается и обучения чтению. Как известно, мозг подрастающего ребенка растет вместе с ним, но, в отличие от прочих органов, к шести-семи годам почти окончательно сформировывается. И от того, насколько активно стимулировался мозг подрастающего малыша, зависят умственные способности будущего взрослого человека. Раннее обучение чтению – не единственный способ стимулировать растущий мозг ребенка, но по сравнению с другими способами он обладает тем преимуществом, что, научившись читать, ребенок дальше, в процессе самостоятельного чтения, уже развивается сам, даже без помощи взрослых, лишь удовлетворяя свою любознательность. Ребенок, прочитавший до школы две-три сотни книжек, заметно опережает в развитии своих сверстников, только начинающих читать. Но важнее всего не это, а то, что этот интеллект, приобретенный в раннем возрасте, остается с ним на всю жизнь.

Весь процесс обучения ребенка чтению, от изучения букв до чтения детских книжек, я условно разбил на 7 ступенек. Для того чтобы сделать обучение интересным и увлекательным, я провожу занятия в игровой форме и на каждой из ступенек ставлю перед ребенком только такие задачи, которые не превышают его возможностей на этом этапе. В результате ребенок продвигается от ступеньки к ступеньке легко и незаметно для себя.

Весь материал мною представлен в максимально доступном виде, так чтобы им могли воспользоваться не только специалисты, но и все, кто им заинтересуется: родители, бабушки, гувернантки, няни, воспитатели, словом, все желающие учить читать детей возрастом от двух-трех-четырех лет. С этой целью всю программу обучения я изложил в виде 70 уроков (70 – приблизительное количество; многим детям бывает достаточно 50-60 уроков), а содержание каждого урока расписал пошагово и подробно, с детальным описанием каждой обучающей игры. Кроме того, уроки сопровождаются короткими видеозаписями, сделанными непосредственно во время занятий с малышами в процессе обучения. Посмотрев последовательные видеофрагменты всех уроков, вы как будто поприсутствуете на них и легко сможете повторить все это и со своими детьми. Вы можете также показывать эти «мультики» своему ребенку. Они, безусловно, вызовут у него интерес и желание повторить то, что делают другие детки. Покажите ему, для начала, как читает маленькая Катя, которой здесь нет еще и трех лет.

Обучение чтению начинается с изучения букв. Благодаря тому, что обучение проводится с помощью оригинальных игр этой методики, дети запоминают все буквы быстро, прочно и с удовольствием. Достаточно сказать, что уже после 5-ти уроков они твердо знают все десять гласных и часть согласных.

А итогом 1-й и 2-й ступенек обучения (уроки 1-18) является не только знание ребенком всех букв, но и хорошее узнавание складов*, а также начало чтения по складам.

*Здесь необходимо пояснить, что такое склад. Склад, в отличие от слога, всегда состоит не более чем из двух букв и представляет собой сочетание согласной с последующей гласной либо отдельную согласную или гласную (например, — з ме я — три склада, но два слога). По складам учились читать наши предки. Этот способ обучения был хорошо известен по сведениям XIII — XVIII веков, он существовал в XIX и даже в начале XX века.

Для изучения букв и складов я разработал оригинальные пособия, так называемые «домики для букв» (подробное описание и эскизы имеются в Приложениях к 1-й ступеньке). Применение «домиков» и разработанной для них последовательной серии игр заметно облегчает обучение детей чтению и позволяет доводить знание детьми складов до такой степени, что они воспринимают склад целиком, как букву. Это заметно упрощает чтение по складам во время дальнейшего обучения.

На 3-й ступеньке обучения (уроки 19-30) дети учатся свободно читать слова любой сложности, правда, пока еще по складам. Начинают они с чтения простейших двухскладовых слов, типа РЫ БА, ГУ СЬ, Ю ЛА, а заканчивают сложными, такими как КА С Т РЮ ЛЯ, ВЕ Р Б ЛЮ Д и даже Э ЛЕ К Т РИ ЧЕ С Т ВО.

В моей методике чтение по складам является лишь отправной точкой, начальной стадией процесса обучения детей чтению. Научившись читать по складам, ребенок еще не в состоянии самостоятельно прочитать и понять рассказик, сказку или хотя бы более-менее сложное предложение. Кому-то может показаться удивительным, но ребенок, уже хорошо читающий по складам, все еще не понимает, что такое слово, что такое предложение. И то, и другое для него – лишь цепочка складов. Удержать в памяти такую цепочку для него нелегко, особенно, если предложение длинное. Поэтому смысл прочитанного доходит до ребенка не всегда, а зачастую – не полностью. Вот почему обучение чтению нельзя заканчивать, едва научив малыша читать словечки по складам («пока и этого хватит, остальному в школе научат»).

Умение сложить слово из складов, безусловно, развивает ребенка. Но чтобы увлечь его чтением, нужно научить его читать и понимать книжки, получать от чтения удовольствие. Только так можно пристрастить ребенка к книжкам в раннем возрасте. И тогда в дальнейшей жизни (а такие наблюдения мной уже накоплены) чтение станет для него не утомительным, а любимым занятием.

Способ чтения по складам я использую лишь до конца 3-й ступеньки. Последующие занятия помогают ребенку избавиться от привычки дробить слова на склады и перейти к чтению по слогам, а затем и к слитному прочтению слов. Если этого не сделать вовремя, то такая привычка укоренится и будет замедлять чтение и затруднять восприятие.
О том, как осуществить этот переход быстро и эффективно, по возможности не утомительно для ребенка, с использованием элементов игры и состязательности, рассказывается на уроках 31-42 4-й ступеньки обучения.

Я не считал бы свою задачу выполненной, если бы научил ребенка лишь читать слова, пусть даже достаточно свободно. Конечно, родителям приятно, когда ребенок радует их, читая на улице вывески, а дома – заголовки книжек. Но основная цель этой методики – научить ребенка самостоятельно читать книжки и получать удовольствие от прочитанного. Пусть лучше сейчас родители жалуются на то, что приходится отбирать книжку у их малыша, чтобы отправить его спать, чем через несколько лет на то, что никак не могут заставить своего школьника читать. Ведь далеко не все дети, научившись читать слова, потом сами, без помощи взрослых, увлекаются чтением книжек. Обычно для этого приходится потрудиться и преподавателю и родителям. Этапами на этом пути являются 5-я, 6-я и 7-я ступеньки обучения.

На 5-й ступеньке (уроки 43-45) дети с помощью занимательной игры учатся читать предложения, на 6-й (уроки 46-54) – читать и пересказывать специально написанные мною четыре упрощенные учебные книжки, а на последней, 7-й (уроки 55-70), – 16 моих книжек для самостоятельного чтения (все 20 книг можно скачать с этого сайта, причем почти половину из них бесплатно). На этом обучение чтению по моей методике можно считать законченным.

А после этого родителям остается лишь поддерживать у ребенка любовь к чтению, постоянно снабжая его увлекательной детской литературой, чтобы интерес к книжкам был у него не меньшим, чем к просмотру телепередач и к компьютерным играм. И тогда, поверьте моему многолетнему опыту, – вашему ребенку в будущем обеспечены лидирующие места везде, где бы он ни учился: в школе, гимназии, лицее, университете.

Урок 1. Самые распространенные методики обучения детей счету

Урок 1. Самые распространенные методики обучения детей счетуУмение считать делает жизнь даже взрослого человека намного легче, ведь оно позволяет быть более эффективным в работе, экономить время, достигать более высоких результатов. Что же касается детей, то навыки устного счета нужны, чтобы они могли более успешно овладевать точными науками, когда будут учиться в школе, а также грамотно оперировали объектами окружающего мира.

Как уже стало ясно, думать о том, как же научить свое драгоценное чадо считать, нужно еще задолго до того момента, когда придет пора идти в первый класс. Именно из-за потребности в соответствующих обучающих методиках и актуальности этого вопроса вообще не только специалисты по дошкольному образованию, но и сами родители на протяжении многих лет, учась на своих ошибках, придумывали различные способы научить детей считать.

Какие-то способы со временем канули в Лету, а какими-то люди продолжают пользоваться и сегодня. Давайте поговорим о тех, которые применяются современным родителями и педагогами.

Содержание:

Самые распространенные методики обучения детей счету

Для начала заметим, что одной из самых распространенных методик во все времена считался и продолжает считаться счет на пальцах. Он считается классическим, но, конечно же, уже устаревает.

К этому же разряду относятся и счетные палочки. Используя специальные наборы с такими палочками, мамы и папы начинают давать своим детям простейшие задания, такие как, например, положить перед собой одну, две или три палочки, убрать четыре палочки и т.п.

Однако такие методы, по мнению авторов более современных разработок, может, и способны в доступной форме объяснить, что такое один, два и три, но совершенно не годятся для запоминания чисел и решений. К тому же считать впоследствии ребенок будет очень медленно. Заменить эти «неэффективные» способы помогают альтернативные и более современные варианты.

Особого внимания (по причине своего широкого распространения и популярности) достойны следующие:

  • Метод Николая Зайцева, где используются кубики всевозможных цветов, весов и размеров, а также таблицы и клетки, соответствующие этим кубикам
  • Метод Глена Домана с применением карточек с точками
  • Метод Сергея Полякова, в котором используют разноцветные кубики (интересно, что эти кубики можно самостоятельно склеить из цветной бумаги, а затем наполнить крупой)

О методах Зайцева и Домана (а также о некоторых других) и их преимуществах и недостатках мы подробно поговорим в третьем уроке, а сейчас, беря во внимание простоту и возможность самостоятельной подготовки дидактического материала, детальнее разберем метод Полякова.

Методика Сергея Полякова для обучения детей счету

Начинать занятия педагог советует в тот момент, когда ребенок впервые увидел и проявил интерес к цифрам, кубикам и книгам, т.к. в этот период познавательные способности находятся на своем пике.

Для начала вам понадобятся всего пять одинаковых кубиков и небольшая коробка, разделенная на пять отсеков. Также нужно написать на альбомных листах цифры от 1 до 5. По мере освоения игры количество кубиков будет увеличиваться (до 100), вследствие чего и коробку нужно будет смастерить большую.

Итак, все занятия носят форму игры. Первое занятие проходит с двумя кубиками. Один вы кладете в коробку и говорите малышу, что это один кубик. В это же время кладете перед ребенком лист с цифрой «1». Теперь прибавляете к первому кубику еще один, а лист с цифрой «1» заменяете на лист с цифрой «2». После этого просите свое чадо повторить эту же последовательность действий, но будьте готовы, что повторений будет немало.

На следующем этапе игру нужно усложнить. Скажете малышу, чтобы он представил, что коробка – это маленький домик, а кубики – это его жильцы – гномики. Покажите, что дома один гномик, но к нему в гости пришел второй. Попросите ребенка сказать, сколько теперь в домике гномиков.

Как только второй гномик несколько раз придет и уйдет, сделайте для домика крышу, накрыв коробку картоном или тканью. Проделайте те же самые манипуляции с кубиками, а ребенок пусть считает, сколько в домике гномиков, не смотря на них. В процессе кроху нужно всячески подбадривать, хвалить и говорить ему, что он все делает правильно. Это позволит подогреть интерес к игре.

Следующие занятия проводятся по такому же принципу с той лишь разницей, что увеличивается количество кубиков – сначала до трех, потом – до четырех, и так до десяти. После этого допускается начинать складывать и вычитать двухразрядные числа.

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Сделайте несколько коробок для десяти кубиков, чтобы ваш ребетенок познакомился с понятием разряда числа. А наглядность выполняемых действий будет способствовать тому, что он научится считать даже достаточно большие по его меркам числа. Но имейте в виду, что сразу же сложные примеры давать не стоит – начните со сложения трех и восьми, двух и девяти, семи и пяти и т.д.

Помимо описанного выше метода Полякова есть и несколько других методик раннего развития, которые настолько же эффективны, просты и популярны.

Другие методики обучения детей счету

Методики, с которыми вы сейчас познакомитесь, не имеют авторских названий, но это нисколько не умаляет их достоинств. Напротив, все они по-своему интересны и оригинальны. Применять же им можно к детям от 1,5 до 3-4 лет.

1

Считать все подряд

Включите воображение и начинайте считать со своим ребеночком все подряд. За чаем посчитайте печеньки, у окна посчитайте цветы в вазе, во дворе – машины и подъезды, в маршрутке – людей и т.д. А для более лучшего запоминания чисел просто записывайте получившийся результат на отдельный листочек.

2

Пальчики

К категории игр с пальчиками относятся всевозможные фокусы. Например, один пальчик появляется, а другой исчезает; несколько пальчиков танцуют; два пальчика встречаются и т.п. В большинстве случаев детишки с большим энтузиазмом и радостью реагируют на такие пальчиковые манипуляции.

3

Игры с картинками, книгами, карточками

Яркие красивые картинки – страсть маленьких детей, а потому из этого нужно извлекать пользу. Если заметили, что ребенок увлеченно рассматривает какие-то картинки, посчитайте количество изображенных на них предметов и нарисуйте рядом соответствующую цифру. Начать можно с цифр «1», «2» и «3», а продолжить цифрами от «4» до «10» и даже больше.

4

Просмотр мультфильмов

Естественно, здесь годятся не все мультфильмы, которые сегодня выходят на экран, а только развивающие. В таких мультиках главный герой обычно учит маленьких телезрителей основам счета. Не стоит включать видео на 1,5 часа – вполне хватит 15-20 минут ежедневного просмотра. К тому же, испытывая интерес к мультикам, ребенок будет заниматься с еще большим энтузиазмом.

5

«Магазин»

Игра «Магазин» очень нравится малышам после двух лет. Для игры понадобится лишь договориться с ребенком, кто продавец, а кто покупатель, и придумать символическую валюту (подойдут бумажные деньги из игры «Монополия» или «Миллионер»). Продавая и покупая какие-то игровые товары (игрушки, сладости, карандаши и т.п.) малыш будет быстро осваивать счет до 10, а если числа даются легко, то и до 20 и больше.

6

Мамин помощник

Играть в эту игру можно на кухне, в комнате или на улице. Например, вы собираетесь накрыть на стол к обеду. Спросите ребенка, кто будет кушать, и попросите подсчитать количество человек, а затем подготовить соответствующее количество предметов. Аналогичные просьбы о «помощи» можно давать во время просмотра кино всей семьей, домашней уборки, игры в песочнице, похода по магазину и т.д.

7

Игра на счет

Вот один из вариантов такой игры: положите в коробку 15-20 (можно больше) конфет, шариков, карточек, кубиков или каких-то иных одинаковых предметов. Возьмите игральный кубик и начните по очереди бросать его с малышом. В зависимости от количества выпавших точек на кубике, нужно вытянуть соответствующее количество предметов. Побеждает в игре тот, кто соберет наибольшее количество объектов. Для усиления мотивации можно подобрать символический приз.

8

Знакомство с нулем

Очень часто родители допускают одно упущение – знакомя малыша с многообразием чисел, они совершенно забывают о нуле. А ведь это тоже цифра и ребенок должен знать ее. Исходя из этого, можно поиграть в такую игру: положите перед крохой два кубика и попросите его сосчитать их. Затем один кубик уберите и попросите сосчитать снова. Теперь уберите последний и посмотрите, что будет. Наверняка ребенок растеряется и не найдет, что ответить. Здесь-то вы и говорите ему, что когда кубиков нет, получается ноль.

И в заключение еще несколько интересных хитростей, которые помогут вам сделать обучение своего дитятки более эффективным.

Несколько вспомогательных хитростей

Вы, наверное, и сами прекрасно понимаете, что наилучшим образом информация усваивается, когда задействуется максимальное количество органов чувств. Вот и обучение счету будет намного проще и результативнее, если ваше чадо будет учиться считать не только одними глазами.

Чтобы активизировать незадействованные органы чувств, можно прибегнуть к следующим уловкам:

  • Пусть малыш сам перекладывает предметы счета
  • Пусть малыш всегда произносит числа на каждом этапе счета вслух
  • Сделайте карточки, таблички и кубики для обучения счету в разных цветах, формах, размерах и весах (можно увеличивать пропорции объектов вместе с возрастанием чисел)
  • Подключайте ассоциативное мышление: просите ребенка сравнивать предметы счета со сказочными персонажами, героями мультфильмов, любимыми киногероями и т.д.
  • Подключайте к процессу вкус и обоняние ребенка: выкладывайте цифры овощами и фруктами, считайте цветы и наслаждайтесь их ароматом, считайте печенье и конфеты и съедайте их и т.д.

Знайте, что научить ребенка считать не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Основное здесь – это не торопиться, сохранять спокойствие и терпение, учитывать индивидуальные особенности малыша, не бояться неудач и верить в спех.

В третьем уроке мы расскажем о методиках обучения Домана и Зайцева, поговорим об устном счете, счете на пальцах и работе со счетным материалом, а также укажем на основные преимущества и недостатки этих методов.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Урок 1. Самые распространенные методики обучения детей счетуКирилл Ногалес

Лучший способ изучения букв. Часть 2. Игровая методика изучения алфавита

Содержание:

К началу пятого урока дети знают все десять гласных, осталось лишь закрепить знание двух последних выученных ими гласных Э и Е.

Лучший способ изучения букв. Часть 2

Урок № 5

Закрепляющие игры.

На этом уроке в пять игр нужно сыграть уже со всеми десятью гласными.

Разложите на столе перед ребенком десять карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке № 2.

Теперь вы можете подарить маме ребенка все десять изготовленных вами букв с тем, чтобы она продолжала играть с ним в закрепляющие игры один раз в день до тех пор, пока ребенок не начнет читать. Если ребенок потеряет интерес к этим играм, можно оставить только последнюю — «Карты». С помощью этой игры необходимо добиться того, чтобы ребенок узнавал каждую букву мгновенно. Для этого буквы при показе надо прикрывать ладонью, приоткрывая их лишь на миг. Эта игра не занимает много времени, она длится не более полминуты.

Заключение.

Если вы строго придерживались этого плана занятий, то после урока № 5 ваш ребенок знает все десять гласных так, как знаете их вы: называет их не задумываясь и не ошибаясь. Бывает все же, что ребенок запинается, прежде чем назвать какую-нибудь букву, а иногда и путает какие-нибудь две между собой. Я заметил, что это происходит в двух случаях. Во-первых, если ребенка уже учили раньше бессистемно, и ошибка «засела» у него в голове. Во-вторых, если родители занимаются самодеятельностью, «забегают» вперед и показывают дома ребенку те гласные, которые вы пока на уроке не давали. Напоминайте родителям, что этого делать не следует, даже если ребенок какие-то буквы уже знал раньше.

Если все же по какой-то из этих причин ребенок допускает ошибки или называет какую-то букву неуверенно, просто продолжайте играть с ним еще какое-то время в «Карты». При этом, если ребенок плохо помнит какую-нибудь букву, например, Ё, бросайте эту карточку в паре с О: сначала О, за ней Ё. Потом бросайте их парой, но в обратном порядке, и лишь со временем начинайте бросать вразброс. Но никогда не пытайтесь помочь ребенку запомнить букву по внешним признакам или ассоциациям: «Это мамина буква, а это Юлина буква, это Ё с точками, а это Е без точек». Это его окончательно запутает: он будет помнить, что какая-то из них с точками, но не будет знать — какая, и будет стараться угадать. А прочитать что-нибудь несложное, вроде «любимый котёнок», ему и вовсе будет не под силу. Ведь придется не только с «Ё с точками» разобраться, но еще и вспомнить подружку Юлю, тетю Иру и маму Олю. Так что не поддавайтесь искушению научить ребенка буквам поскорее как-нибудь, а с помощью этой методики заложите в него с самого начала прочный фундамент знания гласных. Тем более что запоминание систематически показываемых букв в виде стишков из трех строчек не требует от ребенка никаких усилий, а закрепляющие игры нравятся и детям, и родителям.

Игровая методика изучения согласных

Для того чтобы приступить к изучению букв, обозначающих согласные звуки (в дальнейшем для простоты я буду называть их просто «согласными»), вам совершенно необязательно дожидаться, пока ваш ребенок выучит все гласные. Изучение согласных может начинаться одновременно с изучением гласных на тех же пяти уроках.

Для начала выпишите или напечатайте все 10 пока еще неизвестных ему гласных в два столбца таблицы:

В левый красным цветом,а в правый синим цветом
АЯ
ОЁ
УЮ
ЫИ
ЭЕ

Скажите ребенку, что крупные красные буквы — это понарошку большие братья, а меньшие синие буквы — это маленькие братики. И те, и другие любят петь песенки.

Большие братья (красные буквы) поют стра-а-а-шными голосами, потому что они такие большие и притворяются страшными. Пропойте низким голосом А, О, У, Ы, Э так, как предлагал в первоначальном варианте своей методики выдающийся педагог-новатор Н. А. Зайцев. Не тратя понапрасну время на различные «попевки», я выбрал простейшую мелодию, соответствующую соль-фа-ми-ре-до.

А маленькие братики (синие буквы) поют то-о-о-ненькими голосочками, потому что они такие маленькие. Пропойте высоким голосом Я, Ё, Ю, И, Е (та же мелодия соль-фа-ми-ре-до, но на одну-две октавы выше). Пропевая, показывайте каждую букву пальцем.

Вы можете петь эти две песенки со своим ребенком по несколько раз в день уже после Урока № 1 до тех пор, пока ребенок не начнет их петь самостоятельно. Но ни в коем случае при этом не спрашивайте ребенка, где какая буква, ведь он только что приступил к изучению гласных с помощью стишка А-Я,О-Ё и пока не должен их знать. Не спрашивайте его это даже в том случае, если какие-то из гласных он уже знал раньше. Эти песенки не для изучения гласных, дети пока должны просто запомнить их на слух.

Вы можете спросить: «А зачем мы должны пропевать гласные, ведь мы же хотим учить согласные, а гласные мы и так уже начали учить другим способом?»

Сейчас вы все поймете. Эти песенки — лишь переходной этап к следующим песенкам, с помощью которых ваш ребенок и выучит согласные. К Уроку № 2 приготовьте шесть таблиц, аналогичных той, что была на Уроке № 1. Только теперь таблицы состоят из шести строк: в верхних строках размещены согласные, твердые — красные и мягкие — синие, а в остальных строках перед каждой гласной приписана согласная, и эти сочетания образуют короткие открытые слоги, или склады.

Таблицы можно написать или напечатать на плотной бумаге.


ББЬ
БАБЯ
БОБЁ
БУБЮ
БЫБИ
БЭБЕ

ВВЬ
ВАВЯ
ВОВЁ
ВУВЮ
ВЫВИ
ВЭВЕ

ГГЬ
ГАГЯ
ГОГЁ
ГУГЮ
ГЫГИ
ГЭГЕ

ДДЬ
ДАДЯ
ДОДЁ
ДУДЮ
ДЫДИ
ДЭДЕ

ЗЗЬ
ЗАЗЯ
ЗОЗЁ
ЗУЗЮ
ЗЫЗИ
ЗЭЗЕ

ЛЛЬ
ЛАЛЯ
ЛОЛЁ
ЛУЛЮ
ЛЫЛИ
ЛЭЛЕ

Теперь вместе с ребенком вы сначала пропеваете песенки гласных, а вслед за ними точно так же песенки в шести таблицах: низкими голосами — песенки больших красных братьев и высокими — маленьких синих братиков.

Каждую песню предваряйте четким произношением согласных в верхних строках. Учите ребенка произносить согласные чистыми звуками, чтобы после согласных звуков не слышались гласные Ы и И, и прежде всего научитесь этому сами. Имейте в виду, что если ребенок привыкнет говорить Ды, Сы вместо чистых звуков Д, С, то и читать он будут впоследствии ло ды ка вместо ло д ка, сы ту л вместо с ту л. Если звук БЬ он будут произносить, как Би, то при чтении сам не сможет понять, где го лу бь, а где го лу би. И тогда его придется долго переучивать.

Покажите сразу ребенку в таблицах букву Ь и скажите, что она называется «мягкий знак». Время от времени напоминайте ему ее название. В эти таблицы не попала буква Й. Напишите ее на отдельной карточке, покажите ее ребенку и назовите так, как она звучит (а название «И краткое» ребенок узнает гораздо позже, когда будет читать книжки и учить алфавит). Скажите, что на этот звук начинаются слова йод и йогурт. Время от времени напоминайте ребенку об этой букве, произнося ее звуком.

Лучший способ изучения букв. Часть 2

Сложней всего и для детей, и, поначалу, для родителей произносить чистые звуки Б, В, Г, Д; БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ. Остальные легче, особенно глухие. А вот З и ЗЬ — совсем просто. Спросите детей: «Знаете, как большой комар гудит? З-З-З. Нет, не Зы, а З-З-З! Комар не умеет говорить Зы, он делает З-З-З. А как маленький комарик гудит? ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ. Комарик не умеет говорить Зи, он делает ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ. Вот так мы и называем эти буковки: З-З-З и ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ«.

Пропевайте склады в этих шести таблицах вместе со своим ребенком ежедневно по несколько раз в день, а звуки в верхней строке называйте сами, не требуя этого от ребенка. Обычно, если мама не забывает делать это регулярно, к третьему уроку ребенок уже начинает самостоятельно и правильно называть твердые и мягкие согласные в каких-то двух таблицах из шести. В этом случае так же, как и при изучении гласных, используется принцип Глена Домана: после Урока № 3 эти две таблицы изымаются из ежедневной пропевки, а на их место добавляются две новые.

ММЬ
МАМЯ
МОМЁ
МУМЮ
МЫМИ
МЭМЕ
ННЬ
НАНЯ
НОНЁ
НУНЮ
НЫНИ
НЭНЕ

В дальнейшем такая замена будет происходить каждый раз, как только ребенок в результате ежедневных пропевок запомнит две новые буквы.

Таким образом, ребенок ежедневно в промежутках между уроками будет петь с вами склады только из шести таблиц, не более, но таблицы по мере запоминания букв будут обновляться. А для того чтобы ребенок не забывал уже выученные буквы, ему достаточно будет пропевать их самостоятельно лишь во время уроков.

Напоминаю, что уроки проводятся с ребенком два раза в неделю преподавателем, но в роли преподавателя может быть и кто-нибудь из родителей, а в промежутках между уроками вы повторяете с ребенком содержание предыдущего урока.

После Урока № 4 вы уберете еще две таблицы и добавите две новые.

РРЬ
РАРЯ
РОРЁ
РУРЮ
РЫРИ
РЭРЕ
ППЬ
ПАПЯ
ПОПЁ
ПУПЮ
ПЫПИ
ПЭПЕ

После Урока № 5 уберете еще две таблицы и добавите еще две новые.

ФФЬ
ФАФЯ
ФОФЁ
ФУФЮ
ФЫФИ
ФЭФЕ
ККЬ
КАКЯ
КОКЁ
КУКЮ
КЫКИ
КЭКЕ

После чего у вас останутся невыученными еще восемь букв, т.е. четыре пары таблиц.


ТТЬ
ТАТЯ
ТОТЁ
ТУТЮ
ТЫТИ
ТЭТЕ

ССЬ
САСЯ
СОСЁ
СУСЮ
СЫСИ
СЭСЕ

ХХЬ
ХАХЯ
ХОХЁ
ХУХЮ
ХЫХИ
ХЭХЕ

ЖЖЬ
ЖА
ЖОЖЁ
ЖУ
ЖИ
ЖЕ


ШШЬ
ША
ШОШЁ
ШУ
ШИ
ШЕ

ЧЧЬ
ЧА
ЧОЧЁ
ЧУ
ЧИ
ЧЕ

ЩЩЬ
ЩА
ЩОЩЁ
ЩУ
ЩИ
ЩЕ

Ц
ЦА
ЦО
ЦУ
ЦЫЦИ
ЦЕ

Если вы по-прежнему будете проводить с ребенком по два урока в неделю, а от урока до урока пропевать по шесть таблиц, заменяя каждый раз по две таблицы, то на изучение этих оставшихся восьми букв вам понадобится еще две недели. А всего на изучение тридцати двух букв русского алфавита вы потратите от четырех до шести недель.

Я не оговорился: «тридцати двух букв русского алфавита». С тридцать третьей буквой Ъ вы познакомите ребенка позже, когда он уже будут читать слова, в которых эта буква встречается, поскольку, повторюсь, любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение, а слова с буквой Ъ он прочтет еще не так скоро.

Мне осталось только пояснить вам, как пропевать с ребенком некоторые склады в таблицах Ж, Ш, Ч, Щ, Ц. В девяти строках этих таблиц склады расположены парами. Это Ж-ЖЬ,ЖО-ЖЁ,Ш-ШЬ,ШО-ШЁ,Ч-ЧЬ,ЧО-ЧЁ,Щ-ЩЬ,ЩО-ЩЁ,ЦЫ-ЦИ. В каждой из этих пар склады пишутся по-разному, а звучат одинаково, поэтому при пропевании эти парные склады следует озвучивать одним и тем же соответствующим звуком, указывая поочередно на тот и другой склад. Одна моя четырехлетняя ученица предположила: «Они, наверное, близнецы». С тех пор я их тоже так называю детям.

Итог занятий по этой методике — освоение ребенком в кратчайший срок и без заметных усилий всех букв русского алфавита и приобретение им навыка называть их чистыми звуками. Ребенку, и в самом деле, не пришлось прилагать усилия. Он только слушал, повторял простые стишки, играл, пел песенки. И в результате легко освоил то, на что другие тратят месяцы и даже годы. А если кому-то для этого и довелось потрудиться, так это маме.

Эта простая методика стоит на трех китах:

  • на принципе многократного показа и синхронного озвучивания группы символов с постепенной частичной их заменой, предложенном Гленом Доманом;
  • на разработанных мной играх, закрепляющих каждый этап обучения;
  • на пропевке таблиц складов, предложенной другим выдающимся педагогом Н. А. Зайцевым. Без последующей пропевки или, в крайнем случае, без проговаривания складов было бы крайне сложно научить ребенка произносить согласные чистыми звуками, т.к. многие согласные были бы почти неразличимы между собой на слух. Кроме того, пропевка этих таблиц не только помогает в изучении букв, но и знакомит ребенка со складами, а это первый шаг к обучению чтению*.

*Дальнейшие шаги в обучении чтению я изложил в своей игровой методике «Семь ступенек к книжке», использующей уже не таблицы, а так называемые «домики для букв».

Сергей Поляков

Статья предоставлена сайтом «7 ступенек к книжке»

Простейшая методика обучения быстросчету | Все Для Детей

Автор Administrator На чтение 4 мин. Опубликовано

В отличие от уроков письма, занятия математикой могут проводить родители. При обучении математике ошибиться невозможно, или почти невозможно. Математический счет – это увлекательная игра. Но для некоторых малышей она может оказаться трудной. Как быстро научить ребенка считать и помочь ему усвоить азы математики «между делом», не усаживая его за скучный ученический стол?

В отличие от уроков письма, занятия математикой могут проводить родители. При обучении математике ошибиться невозможно, или почти невозможно. Математический счет – это увлекательная игра. Но для некоторых малышей она может оказаться трудной. Как быстро научить ребенка считать и помочь ему усвоить азы математики «между делом», не усаживая его за скучный ученический стол?

Немного позже может быть …поздно – своевременность в обучении счету

Замечательную мысль высказал автор методики, о которой мы сегодня поговорим. Опытный педагог, Сергей Поляков говорит, что обучение детей желательно начинать тогда, когда ребенок впервые заметил цифры, буквы, книги. Именно тогда, когда детская душа горит желанием научиться, его берут за руку и ведут в желанный мир науки. Если же потребность учиться угасает, родителям приходится заниматься мотивацией – уговаривать, заинтересовывать, поощрять, и только потом – учить.

Методика обучения счету М. Полякова основана на целостности детского мышления. Автор советует оставить прибавление и вычитание по одной единице, и научить малыша действовать целыми числами – вычитать и прибавлять сразу по 3, по 5, по 6 и так далее. Как вы думаете, где будет сосчитано быстрее: 3+1+1+1+1, или: 3+4? Ответ очевиден каждому…

В методике Полякова задействованы сразу два вида памяти: зрительная и тактильная. Кроме того, занятия строятся на динамичных приемах и действиях с цифровыми кубиками. В поляковских играх могут участвовать сразу несколько учеников  (но не более трех). Так даже лучше – глядя, как успевают его товарищи, малыш, не задумываясь, возьмется за самую сложную задачу и …решит ее!

По мнению педагога, научить ребёнка считать можно очень быстро. Один из самых вредных и нецелесообразных математических приемов по его мнению – счет по пальцам. Сюда же можно отнести счетные палочки, счеты, счет по линейке – все те приспособления, суть которых – прибавление и отнимание по одному.

Обучение счету «по Полякову», методические рекомендации

Математические занятия у Полякова длятся всего 10-20 минут, и автор советует не останавливаться только на счете. Он уверен, что математика, подготовка к письму и уроки чтения прекрасно дополняют друг друга.

Обучение «по Полякову» начинается с запоминания счета до 10. Это – основа занятий. Тренировки осуществляются в быту, во время игр, еды, прогулок – везде, где есть несколько предметов, которые можно пересчитывать. Кроме того, дошкольник должен на интуитивном уровне понять, что значит «больше» и «меньше» по количеству.

Обучение быстрому счету сочетается с игрой специальными кубиками. Их легко изготовить дома. Грани сторон по 20мм. Однако для эффективной работы стоит учитывать возраст ученика. Чем младше карапуз, тем большего размера должны быть кубы. К кубикам прилагаются прямоугольные картонные фишки с цифрами и коробочки с гнездами под кубы. Гнезда располагаются в линию. Для начала достаточно 5 кубиков.

Суть методы заключается в том, что малыш запоминает конфигурацию числа, которое у Полякова выглядит, как кубики и пустые клетки. Успешность метода обеспечивает упорядоченное расположение предметов в ряд. Тогда как на обычных домашних занятиях и в книгах счетный материал зачастую расположен произвольно – как получится.

Этапы обучения быстросчету по Полякову

  1. Выясните, сколько кубиков, не считая, способен определить ребенок. Начните занятия с двух кубиков. Приставляйте и убирайте их разными способами, чтобы ребенок усвоил состав числа 2. При этом сочетайте игру с цифровой фишкой.
  2. Когда малыш научится узнавать число «два» взглядом, без пересчета, переходим к числу 3 – и так далее.
  3. После того, как маленький ученик запомнит несколько цифр, попросите угадать названное число и выбрать необходимую фишку. Узнавание происходит в быстром темпе, что бы интерес к занятию не падал.
  4. Когда вы придете к изучению четных чисел, введите такое задание, как «поделить кубики поровну». Будет отлично, если малыш решит головоломку сам.
  5. Решение примеров происходит с помощью тех же кубиков и сказочных персонажей, которые то прячутся, то появляются, то убегают. Излюбленные герои Полякова —  гномы. Прежде, чем показать результат в счетной коробке, попросите чадо сказать, сколько осталось (стало). Вы можете использовать своего героя – принцессу, супергероя, ожившие машинки, говорящие чашки.
  6. Когда малыш начнет отвечать на вопросы без пересчета, это и будет достижением желанной цели.

Таким образом, проблему, как быстро научить ребёнка считать, педагог реализует через действия с кубами, выстроенными в ряд.

Автор этой простой и динамичной методы формирует зрительный образ числа, основанный на количестве однотипных предметов и доведенном до автоматизма узнавании количества без пересчета.

Как мы уже отмечали, математика – это задача со многими способами решения одной цели. А именно — научить малыша считать качественно. Возможно, Вам понравится именно метода Сергея Полякова. Главное, что бы ребенку было интересно, и он усвоит даже интегралы в придачу с теоремой Пифагора!

Учим буквы с ребенком по методике Полякова


Есть сравнительно новая и весьма эффективная методика – как обучить ребенка буквам – методика Полякова. Он, этот метод, самый эффективный способ, научить малыша произношению звуков и читать буквы. Действует или нет метод, можно проверить на своем опыте. Достаточно провести только 5 уроков, это не много, и малыш станет читать все гласные буквы, частично согласные.

Обучение предполагается с нуля, в игровой форме.


Немного отступления. Первое с чего требуется в обучении ребенка, это вам самим определится, для чего, что ему делать с этим знанием. Если вами движет чувство гордости, что ваш малыш уже в 1,5 года знает все буквы, то не стоит этим заниматься, аналогично, эта методика не применима для развития памяти. Знания обязаны быть практически применимы, т.е. придется сразу переходить к обучению чтению.

Когда уместно начинать читать? Не ранее 3 лет.


Желательно приступать к обучению с чистыми знаниями, ребенку знание букв в виде Бэ или Бы, будет сильно мешать.

Учим гласные


Обучение чтению начинается с обучения буквам, это факт. Но вот вопрос, каким буквам учить в первую очередь и в каком порядке? Не по алфавиту, и не как придется. Начинать следует именно с 10 гласных звуков. Причем они должны быть выучены твердо, прежде чем переходить дальше. В дальнейшем скорость чтения и уверенность произношения, зависит именно от них.

Сколько проводить урок, вы не поверите, но рекомендуется всего несколько минут и два раза в неделю. Между занятиями, по 5 минут в день повторение пройденного материала. Итого на 10 гласных уйдет времени один час.

Основа метода такова – многократно показывается и синхронно произносятся символы группами, с не полной их подменой. В русском языке пять срифмованных пар глазных А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, Э — Е. Плюсом добавляется закрепляющая игра. В итоге обучения, гласные буквы не путаются и твердо выучиваются.

Приготовьте 5 карточек из бумаги 12х10см. На каждой напишите красным цветом А, О, У, Ы, Э. Еще 5 карточек поменьше, 12х10см. На них написать синим цветом Я, Ё, Ю, И, Е. На обратной стороне карточек нанести ту же букву для себя.

Складываете карты в стопки, обратной стороной на себя. Показываете карточку А, одновременно произносите «Это А», затем повторяете с парной карточкой Я тоже самое. На каждую тратите по 1 секунде. Без напряжения, все в виде игры. Разговариваете с ребенком, а не с картами. Показываете карты и сразу произносите, раньше чем ребенок попытается сказать сам, не давая ему ошибиться.

Повторять каждый день, до второго урока, не меньше 5 раз за день. Важно, по методике, показывается только одна буква и она же произносится, ребенок не должен видеть несколько карточек одновременно.

Цель занятий, научить малыша произносить букву, не говорить «это А» или «это буква А», нет, только «А», и больше ничего. Время занятий всего 30 секунд за весь день, по 5 сек. в день.

Закрепляющие игры.


Игра ветер. Надо перемешать красные и синие карточки. Ребенок, должен выложить их в рифмованные пары А-Я и т.д.

Игра прятки. Поместить под большими картами, парные маленькие. Ребенок смотрит на большую карточку, и видя ее называет парную маленькую карту, открываем, проверяем.

Игра ворона. Накрываете букву вороной, летящей ладошкой, ребенок смотрит и угадывает, какая буква накрыта. Не может сразу назвать, надо на долю секунды приподнять ладонь.

Игра карты. Вам синие, ему красные карты. Вы кладете на стол карту, ребенок кладет парную. Ошибся, забирает обе себе. Потом наоборот.

Одна игра в день, не больше. Через некоторое время, карты запомнятся, и ошибок не будет.

Со временем добавляйте карточки со следующими парами, по паре на один урок. Также следим за правильным произношением букв, раньше, чем их назовет ребенок. С полным набором букв, занятия всё равно займут только 6 минут в день, важно их не пропускать.

По окончании этого курса ребенок свободно и в разброс называет все гласные буквы. Если есть затруднения или ошибки, как правило вызванные неверными знаниями, полученными ранее, то просто продолжите занятия и развивающие игры еще некоторое время.

Важное примечание, никогда не связывайте буквы ассоциацией, например «А – буква похожа на домик». Потом, читая, эти ассоциации будут всплывать у него в голове, путая его и замедляя.

Учим согласные.


Все согласные буквы, страшно любят петь песенки. Пусть буквы с больших карточек поют низкими голосами, а с маленьких карточек высокими голосами. Никаких попевок, просто мелодия соль-фа-ми-ре-до. Пропойте мелодию, указывая пальцем на соответствующую букву.

От ребенка не требуется знание букв, на этом этапе, надо просто знание букв на слух. Пойте так много, что бы он сам начал повторять песенку. Можно сказать, мы поем согласные, для изучения гласных.

Готовятся таблицы по следующей схеме, в них по шесть строчек, сверху согласные, твердая – красная, мягкая – синия, в сочетаниях получаются открытый слог.

Далее, все что требуется, просто петь песни гласных, разными голосами, как указано выше. Буквы произносите четко, без призвуков. Предваряйте песни произношением букв.

Пойте каждый день с малышом по несколько раз, не перегружая, но настойчиво. Таблицы добавлять постепенно, по мере освоения пения. Примерное время на освоения всех букв алфавита, 5 – 6 недель.

В таблице нет твердого знака, он пока не нужен и найдет свое применение позже, уже во время чтения.

В итоге, не прикладывая больших усилий, малыш твердо выучит все буквы русского алфавита. К тому же, если методика не нарушалась, буквы осваиваются в чистом произношении, без добавок (Д, а не ДЫ). Ребенок просто играет, поет, а результат – освоен алфавит за месяц, быстрее в разы, чем по большинству методик.