Репка — Википедия

Рисунки к сказке из сборника А. Н. Афанасьева
Иллюстрации силуэтиста Елизаветы Бём, после литературной обработки сказки (1887 год)

«Репка» — русская народная сказка, опубликованная в 1863 году исследователем фольклора А. Н. Афанасьевым в его сборнике «Народные русские сказки». Была записана в Архангельской губернии. Сказка относится к типу цепочных и рассказывает о попытке вырвать стариком огромную репу, который зовёт на помощь вначале членов своей семьи, а затем и животных.

В фольклорном варианте Афанасьева к участию в вырывании из земли репки подключаются ноги:

«Пришла дрýга нóга; дрýга нóга за нóгу, нóга за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут![1]»

Только с приходом пятой ноги репку удаётся вырвать из земли.

Сказка о репке включена в Указатель сюжетов фольклорной сказки Аарне—Томпсона (№ 2044), в котором приводится её литовские, шведские, испанские и русские тексты.

Сюжет сказки породил множество пародий и вариаций, например:

Также известно несколько переложений для детей, в том числе К. Д. Ушинского (1864), В. И. Даля (1870) и А. Н. Толстого (1940).

«Репка» в обработке Ушинского была опубликована в подготовленном им учебнике «Родное слово», и в этой версии впервые собака, участвующая в процессе, перестала быть безымянной: видимо, слово «сучка» составитель не без оснований счел неуместным для такого издания и потому заменил его кличкой «Жучка», что не нарушило ни ритма, ни рифмы: «…Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку…»[2]. В дальнейшем она оставалась Жучкой в пересказах В. И. Даля и А. Н. Толстого. Кроме того, «учебник «Родное слово» несколько раз переиздавался значительными тиражами, распространялся в самые отдаленные уголки страны и, безусловно, мог оказать влияние на устную фольклорную традицию»[3].

В 1891 г. пересказ «Репки» на украинский язык опубликовал Иван Франко[4].

Музыку к «Репке» писали, в частности, Б. Д. Гибалин и П. К. Аедоницкий.

На сюжет «Репки» создано множество иллюстраций, не всегда безобидного характера. С. Н. Сергеев-Ценский так описывает одну из карикатур времён Первой мировой войны:

Алексеев недоуменно взял журнал дрожащей рукой и не сразу смог отыскать глазами рисунок, развеселивший царя бойкостью, потому что рисунков на странице было три и изображали они известную с давних времен историю о репке, но применительно к современному положению в Европе. «Дед», Франц-Иосиф, будто бы посадив «репку» — войну, — поливает её из лейки, это был первый рисунок; «репка»-война выросла «большая-пребольшая», и «дедка», Франц-Иосиф, пятится от неё в испуге на карачках; а третий рисунок — репку тянут Франц-Иосиф, Вильгельм, султан Магомет V и Фердинанд болгарский, ухватясь один за другого, но «тянут-потянут, вытянуть не могут», а «репка» подмигивает им и скалит зубы.[5]

Известно, что «Репка» была одной из любимых сказок брата и сестры Космодемьянских[6].

Журналист Валерий Панюшкин замечает по поводу афанасьевского варианта, где фигурируют пять ног: «Мне кажется, как только я пойму, что это за ноги и что там у этих ног с репкой, дедкой, бабкой, внучкой и сучкой на самом деле произошло, я пойму самое существо русской народной души, и разъясню для себя все извивы отечественной истории, и прозрею будущее отечества, и вообще смогу спокойно умереть… Но тайна пятой ноги непознаваема. Я спрашивал фольклористов. Они тоже не знают. Иногда мне кажется, что архангельская бабушка (или дедушка), более ста лет назад рассказывавшая исследователю Харитонову свой уникальный и необъяснимый вариант сказки про репку, просто была пьяна или откровенно издевалась над городским чудаком в очочках, всерьез записывавшим сказки, которых даже дети не слушают внимательно»[7].

» Венгерская марка (1960).

  • Было несколько англоязычных изданий под названиями The Giant Turnip или The Enormous Turnip.
  • Во Франции сказка издавалась разными издательствами под названием Le Gros Navet.
  • Новая французская версия опубликована издательством Didier Jeunesse в книжной серии A petits petons под названием Quel radis dis donc. Это же издательство выпустило английский перевод What a radish! автора Praline Gay-Para в 2007 г.
  • Известна в Израиле как стихотворение «אליעזר והגזר» («Элиэзер (Лазарь) и морковка»; репа в Израиле значительно менее знакома детям).
  • Польским поэтом Юлианом Тувином была написана в стихотворной форме с слегка изменемнным содержанием новая версия «Репки». В 2007 году эта версия была переведена на немецкий язык как «Das Rübchen».

СКАЗКА «Репка» читать онлайн + слушать аудиосказку бесплатно!

сказка Репка картинка

Сказка «Репка»: читать текст + слушать аудио

Автор: русская народная сказка

Краткое содержание для читательского дневника

Главные герои:

  1. Дед, трудолюбивый старый человек, который посадил семена репки и сам же определил, что репка созрела и попытался ее самостоятельно вытянуть, но силы не те — не смог.
  2. Бабка — это бабушка, которая вечно хлопочет по хозяйству, готовит вкусные обеды для деда с внучкой и часто помогает деду в его начинаниях. например тянуть репку.
  3. Внучка — это самая большая помощника бабушки и дедушки, добрая и хорошая девочка.
  4. Жучка — это собака обычной дворовой породы, но тем ни менее очень умная и отзывчивая, всегда прибежит к хозяину, если требуется ее помощь.
  5. Кошка, ласковый и мурлыкающий комочек.
  6. Мышка, именно ее силы для вытягивания репки из земли и не хватало. Мышка помогла всем вместе вытянуть репку.
  7. Чудо репка, выросла в огороде такой большой, что ее пришлось тащить так сказать » всем миром «. Именно она объединила работать всю семью.

Краткое содержание:

Однажды Дедка посадил репку. Долго росла репка и выросла очень большой. Захотел Дедка вытянуть репку, но ничего у него не получилось. Позвал он тогда Бабку, но и вместе с Бабкой не может вытянуть репку. Позвала Бабка тогда Внучку на помощь. И снова не вытягивается репка. Крикнула Внучка Жучку. Но опять неудача. Тогда Жучка позвала Кошку. И вместе с Кошкой не могут вытянуть репку. И вот Кошка зовет мышку и репку вытягивают.

Сказка учит тому, что без помощи родственников (бабка, внучка) и друзей (Жучка, кошка, мышка) сложно или невозможно достичь великих целей. Сказка учит помогать друг другу. В сказке даже маленькая помощь (мышка) помогла вытянуть репку.

https://skazkaonline.ru/wp-content/uploads/2019/11/Repka-audioskazka.mp3

Смотреть мультфильм «Репка» для детей


Посадил дед репку — выросла репка большая, пребольшая.

Стал дед репку из земли тянуть: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед на помощь бабку.

Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула кошка мышку.

Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут-потянут — вытянули репку!

Сказка Репка. Русская народная сказка ~ Я happy МАМА

Сказка Репка входит в топ-5 популярных сказок для самых маленьких. Ее популярность кроется в забавном сюжете, известных и понятных персонажах-животных, повторах, которые нравятся маленьким детям. Сказку можно инсценировать, обыгрывать, вовлекая в игру членов семьи или используя игрушки, что тоже понравится маленьким детям. Рекомендуем сказку для онлайн прочтения с детьми.

Сказка Репка читать

Загрузка текста сказки…

Кто автор сказки Репка

Русская народная сказка Репка издана для детей в обработке А.Н. Толстого.

Краткое содержание сказки

Дед посадил репку. Большая выросла репка, сам дед тянул – не справился, на помощь пришла бабка, не смогли они вдвоем репку выдернуть. Внучка прибежала на помощь, а потом и вся домашняя живность – собачка, кошка, даже мышка-норушка. Дружно взялись – и вытянули. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ сказки Репка

Коротенькая сказка поучительна для малышей. В ней раскрывается тема взаимоотношений в семье. Доброжелательность и взаимопомощь героев сказки помогает им справиться с большой репкой. Репка – символизирует проблему, которую можно решить сообща. Сказка показывает, что в дружной семье, где есть взаимопонимание, дружба, уважительное отношение к большим и маленьким, преодолимы любые трудности. В виде простой истины в сказке Репка заложен глубокий смысл.

Мораль сказки Репка

Вместе легче делать любое дело – мораль сказки Репка. Если вдуматься в смысл сказки, можно сделать интересное открытие: взрослому человеку сказка полезна даже больше, чем маленькому ребенку. Чему учит сказка Репка? Она учит работать в команде, присматриваться к потенциальным возможностям коллег, подчиненных, сотрудников для совместного плодотворного решения важных задач.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Берись дружно – не будет грузно.
  • И лес шумит дружней, когда деревьев много.
  • Согласье крепче каменных стен.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Читать все Русские народные сказки

Сказка «Репка» | Все Для Детей

Автор Administrator На чтение 2 мин. Опубликовано

Видно, очень дед любил огородничать, поэтому и выросла у него огромная сладкая репка. Как такую из земли вытащить? Вот и позвал дед на помощь свою семью.

Видно, очень дед любил огородничать, поэтому и выросла у него огромная сладкая репка. Как такую из земли вытащить? Вот и позвал дед на помощь свою семью.

Краткое содержание сказки «Репка»:

Сказка «Репка» рассказывает о том, как дед не смог сам справиться с репкой – сидит она в земле крепко, не шелохнется. Репка сочная, бока у нее желтые – можно ли такую вкуснотищу на огороде оставлять? Первая прибежала бабка, за ней внучка, внучка позвала собаку, собака дворовую кошку. Никто помогать не отказался – дружная у деда семья. Тянут они репку, а она никак из землицы не выдергивается. Тогда кошка пригласила маленькую мышку. Ухватились все друг за друга покрепче и выкорчевали репу.

Персонажи сказки «Репка» – звери и люди, а также репка, главная героиня повествования. В стародавние времена репа выручала людей – из нее и готовили, ею и лечили. Народный сочинитель учел небольшой житейский опыт детишек. Речевые и сюжетные повторы, перечень героев, хорошо знакомых маленьким ребятишкам, помогают представить им и дружную семейку, и упрямую репку. Сказка запоминается как стишок, ее очень легко пересказывать.

Чему учит сказка «Репка» маленьких слушателей? Если взяться за дело дружно, если понадеяться на верного друга и поверить даже самой маленькой мышке, дело обязательно сдвинется. Сильнее дружбы ничего нет.

Издательство: ООО “Фламинго”
Год издания: 1999
Автор: Русская народная сказка
Формат: PDF
Количество страниц: 8
Язык: Русский

 

Скачать бесплатно repka_skazka.PDF

Энциклопедия сказочных героев: «Репка»

Русская народная сказка «Репка»

Жанр: народная сказка для самых маленьких

Учимся читать сказку «Репка, анализировать, находить главных героев и делать пересказ сказки.

Читаем сказку «Репка»:

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!
Позвал дед бабку:
бабка за дедку,
дедка за репку —
тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку:
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку —
тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку:
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку —
тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку:
кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку —
тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку:
мышка за кошку,
кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку —
тянут-потянут, — вытянули репку!

Выделяем главных героев сказки «Репка».
В этой сказке шесть персонажей и все они являются главными героями. Потому что если мы уберем одного из персонажей, концовка сказки изменится, репка не будет вытянута.
Главные герои: Дедка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка.

Учимся делать пересказ сказки «Репка»
Составляем план пересказа:

  1. Посадка репки
  2. Дедка не может вытянуть репку
  3. Дедка зовет бабку
  4. Бабка зовет внучку
  5. Внучка зовет Жучку
  6. Жучка зовет Кошку
  7. Кошка зовет Мышку
  8. Вытянули репку

Краткий пересказ сказки «Репка», пример
Однажды Дедка посадил репку. Долго росла репка и выросла очень большой. Захотел Дедка вытянуть репку, но ничего у него не получилось. Позвал он тогда Бабку, но и вместе с Бабкой не может вытянуть репку.
Позвала Бабка тогда Внучку на помощь. И снова не вытягивается репка. Крикнула Внучка Жучку. Но опять неудача. Тогда Жучка позвала Кошку. И вместе с Кошкой не могут вытянуть репку.
И вот Кошка зовет мышку и репку вытягивают.

Учимся определять главную мысль сказки «Репка».
Эта сказка говорит о том, что работать вместе легче. Что все вместе могут справится с любой работой.
Главная мысль сказки «Репка»:
Команда справится с тем, что не под силу одному человеку.

Учимся анализировать сказку «Репка».
Определяем чему учит сказка «Репка»
Сказка эта учит работать сообща, вместе над решением трудной задачи. Учит взаимопомощи и взаимовыручке.

Учимся составлять отзыв на сказку «Репка»
Мне очень понравилось в этой сказке, что репка выросла такой большой, что ее смогли вытянуть только все вместе герои сказки. Зато и хватит репки на всех.

Учимся подбирать пословицы к сказке «Репка»
К этой сказке подходят пословицы, которые говорят о том, что вместе работать легче. И о том, что помощь друзей всегда кстати.
Пример пословиц к сказке «Репка»:
Берись дружно, не будет грузно.
Все вместе и горы своротим.
Дорога помощь вовремя

Учимся делать рисунок к сказке «Репка».
Мы можем нарисовать либо как все герои тянут репку, либо некоторых из них, например Дудку. А можно просто изобразить огромную репку.

Сказка Репка, о чём она.







 
 
Тайны русских сказок. Репка

О чем она на самом деле? В оригинале все очень странно

Одна из самых ранних сказок, которые рассказывают родители детям в России, это сказка про репку. Все вы ее, конечно хорошо знаете. Дед там никак не может вытащить из земли огромную репищу, зовет бабку, внучку и т.д.

Кто бы мог подумать, что из-за этой сказки ломается столько копий, люди ведут яростные споры и считают ее неразрешимой загадкой? Не все, конечно, а те, что читали оригинальный вариант.

Дело в том, что тот текст, который нам известен, это уже поздняя обработка сказки. А в изначальном виде она была записана русскими фольклористами в Архангельской губернии и опубликована в 1863 году Александром Афанасьевым в сборнике «Русские народные сказки».

Выглядит она в этом сборнике очень странно и непривычно для сегодняшнего глаза. Приводим текст целиком:

Посеял дедка репку; пошел репку рвать, захватился за репку: тянет-потянет, вытянуть не может!Созвал дедка бабку; бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла внучка; внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла сучка; сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла нога. Нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла друга нога; друга нога за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! (и так далее до пятой ноги). Пришла пята нога. Пять ног за четыре, четыре ноги за три, три ноги за две, две ноги за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут: вытянули репку!

 

Что мы видим? Никакой кошки и мышки здесь нет. Зато есть какие-то непонятные ноги, которые собственно и решают проблему деда. Вот только почему их приходит друг за другом пять штук?

Над загадкой пятой ноги уже достаточно долгое время бьются литературоведы, фольклористы, журналисты и пользователи интернета. Версии высказываются самые разные — тут видят отсылки к дням недели, к славянскому календарю, к астрономии.

Одно из самых оригинальных объяснений указывает на особенности славянской архитектуры. Якобы «пятой ногой» славяне называли угол в 60-70 градусов, под которым должны были ставиться стропила для поддержки крыши.

 

Но последние исследования обнаружили аналоги сказки о репке среди русских песен-скороговорок. Там тоже дед сеет репку, а потом начинается суматоха — приходят ноги и т.д. Вот только ног здесь может быть и пять, и шесть, и семь — аж до десяти!

Вывод прост — никакой сакральности в пятой ноге нет. Просто бабушка из Архангельской губернии, рассказывавшая фольклористу эту сказку, остановилась на пятой ноге. А могла бы на восьмой или десятой. Сама же сказка относится к числу так называемых докучных и может рассказываться детям до бесконечности, пока они не заснут. Это все равно, что считать овец.

________________

 

Рузиль Харисов
1 ч

Не в репке дело видимо. Ведь явно тот, кто придумал эту сказку никогда сам не тянул репку и подобные культуры из земли. Смотрите: представленная операция вытягивания — не эффективна. Логично и научно тянуть её , ухватившись всем одновременно только за саму репку. Вопрос: зачем её сочинили? Кто? Это враги — явно. Это способ подрыва нашего сельского хозяйства путем внедрения заведомо неэффективных технологий… Я бы обратил внимание на это. Так сказать экономико-политическую подоплеку этого мерзкого сочинения наших врагов..

Рассказ Носова Про репку

Рассказ Про репку краткое содержание

Это потешная история о мальчике Павлике, которому захотелось на даче огород вырастить. Бабушка снабдила его семенами, а мама купила работнику лопатку. Ребята не верили, что у Павлика получится вырастить огород. А как вышло, читайте в рассказе.

Рассказ Про репку скачать:  Аудиокнига Про репку

Рассказ Про репку читать

Вот и весна пришла. На небе засияло яркое солнышко. Стало тепло на дворе, даже не нужно было пальто надевать — совсем как летом. Из-под земли вылезла зеленая травка. Молодые липки на улице еще вчера стояли совсем-совсем голые, а сегодня они в один день покрылись маленькими листочками, такими мягкими, нежными. Очень радостно было смотреть на них! В этот день Павлик пришел из детского сада домой и сказал маме:

— Мама, скоро мы поедем с детским садом на дачу! Нам Ольга Николаевна сказала. Через неделю.

— Вот и хорошо,- сказала мама.- Будешь там отдыхать, на даче.

— А я и не устал вовсе,- ответил Павлик.- Зачем же мне отдыхать? Лучше я буду что-нибудь делать.

— Ну, будешь собирать в лесу ягоды и грибы. Будешь ловить в поле бабочек. Хочешь, я куплю тебе сачок для бабочек?

Павлик задумался:

— Лучше купи мне лопату, чтобы землю копать. Я буду огород сажать.

— Хорошо,- сказала мама и купила ему лопатку.

На другой день Павлик принес лопатку в детский сад и всем показал:

— Смотрите, какая у меня лопата есть! Я буду огород сажать.

Дети окружили его и стали смеяться:

— Разве ребята сажают огород? У тебя все равно ничего не вырастет.

— Почему не вырастет? Вырастет! — сказал Павлик.

— Нет, не вырастет! Нет, не вырастет!

Ну и крик тут поднялся! Ребят было много, и все так громко кричали. Разве мог Павлик перекричать всех? От обиды он чуть не заплакал.

— Ты не плачь,- сказала ему самая маленькая девочка, Ниночка.- Хочешь, будем вместе сажать огород? Я тебе помогать буду, и у нас вырастет большой-пребольшой огород.

— Конечно, вырастет,- сказал Павлик.

Он успокоился и больше не спорил с ребятами. Вечером пришла за ним бабушка, и он сказал:

— Бабушка, бабушка, а вырастет у меня огород?

— Вырастет.

— А что я сажать буду, бабушка? У меня ведь нет никаких семян.

— Я куплю.

— Так ты поскорей купи, бабушка, а то мы скоро уедем.

— 3автра куплю.

На следующее утро Павлик проснулся, а бабушка ему говорит:

— Вот твои семена.

И дала ему небольшой бумажный пакетик. Павлик посмотрел, а в пакете — зернышки, маленькие-маленькие! Каждое величиной с маковку.

— Что же это за семена? — спросил он.

— Это семена репки.

— Отчего же они такие маленькие?

— Такие уж семена у репки,- сказала бабушка.

— Из каждого зернышка вырастает репка? — спросил Павлик.

— Вырастет.

— Да как же она вырастет, бабушка?

— Так уж и вырастет. Сам увидишь.

Бабушка объяснила Павлику, как вскопать землю и сделать грядку и как посадить семена.

Павлик слушал внимательно и все понял. Он взял с собой семена в детский сад и стал показывать ребятам:

— Ребята, ребята, посмотрите, какая у меня репка!

— Какая же это репка? — удивились ребята.- Репка большая, а это какой-то мак.

— Нет, не мак,- сказал Павлик.- Это репкины семена, а из них репка вырастает.

— Как же она вырастет?

— Не знаю.

— Сам не знаешь, а говоришь,- сказали ребята и не стали его слушать.

Неделя прошла быстро, и детский сад уехал на дачу. В первый же день, как только приехали, Павлик пошел к Ольге Николаевне и спросил:

— Ольга Николаевна, можно я буду огород сажать? У меня есть семена.

— Можно,- сказала Ольга Николаевна.

Она показала Павлику место за домом, где можно было устроить грядку. Павлик взял лопатку и принялся вскапывать землю. Прибежали ребята и стали смотреть. Земля была твердая, и копать было трудно. Павлик очень старался и не хотел бросать начатого дела. Ниночка увидела, что он очень устал, и сказала:

— Дай теперь мне покопать, Павлик, ты устал.

— Ну, покопай немножко,- согласился Павлик,- а потом снова я.

Ниночка взяла лопатку и стала копать.

Ребята смотрели, смотрели, им тоже захотелось покопать.

— Дай и нам покопать,- стали просить они Павлика.

— Копайте,- говорит Павлик.

Ребята по очереди стали копать. Они даже заспорили между собой, кому раньше копать, но Павлик сказал:

— Если будете спорить, то совсем заберу лопату.

Тогда ребята утихли и стали работать без шума. До обеда грядка была готова, а после обеда Павлик разрыхлил землю граблями и принялся сажать семена.

— Дай и нам посадить,- стали просить ребята.

— Не могу. Мне самому интересно,- ответил Павлик.

— Дай! Мы ведь тоже землю копали,- сказал Толя.

— Я ведь не заставлял вас.

— Ну, дай хоть одно зернышко!

Павлик дал ему посадить одно семечко. Тогда и другие ребята стали просить. Пришлось каждому дать по зернышку. Но это ничего. Зернышек было много, так что некоторые даже по две штуки посадили.

На следующий день ребята проснулись рано и сразу побежали в огород. Всем хотелось поскорей посмотреть, не взошли ли семена, но, конечно, семена не могли так быстро взойти.

— Если огород поливать, то семена быстро взойдут,- сказала Надя.

Ребята побежали к Ольге Николаевне, попросили у неё садовую лейку и стали поливать грядку водой. Теперь каждое утро они поливали грядку из лейки и смотрели, не показываются ли из земли ростки. Но прошло несколько дней, а ростков никаких не было видно.

— Что же это такое? — говорили ребята. Мы, наверное, зернышки вверх ногами посадили — вот они и растут вниз, а не вверх.

И ребята перестали поливать огород. Павлик думал:

«Может быть, мы и на самом деле зернышки вниз головой посадили? Разве разберешь, где у них голова, где ноги! Они маленькие!..»

Еще два дня он поливал огород, а потом тоже бросил.

— Вот тебе и выросла репка! — говорили ребята.- Даром только трудились.

Павлик перестал думать об огороде. Он играл вместе с ребятами, собирал в лесу ягоды, ловил в поле бабочек и придумал устроить во дворе кормушку для птиц. Ребята приносили остатки от обеда и ужина и кормили птичек, которые прилетали из леса.

Один раз Павлик бежал мимо грядки и увидел, что на ней появилась зеленая травка.

— Ну вот,- сказал он,- уже наш огород зарастает травой! Тут он заметил, что травка растет правильными рядами будто ее кто-то нарочно посадил.

— Да это ведь наша репа растет! — закричал Павлик. Прибежали ребята.

— А может быть, это и не репка? — сказали они.

— Вот увидите, что будет репка,- ответил Павлик.- Раз бабушка сказала — репа, значит, и будет репка.

Ребята снова стали поливать огород. Травка вырастала все больше и больше и превратилась в кустики с большими листьями. Но время незаметно прошло, и наступила пора уезжать в город.

— Ох,- горевал Павлик,- не успела вырасти репка! Он пошел к Ольге Николаевне и спросил:

— А когда мы уедем, кто здесь будет на даче жить?

— Приедут другие дети, из другого детского сада.

— А! Ну, тогда хорошо. Пусть они себе мою репку возьмут, когда вырастет.

Ребята уехали. Стало тихо на даче. Только птички порхали возле пустой кормушки и громко чирикали, будто спрашивали друг друга, куда делись дети. На следующий день приехали ребята из другого детского сада. Они бегали по всему двору, заглядывали во все уголки.

— Глядите, огород! — закричал кто-то.

Отовсюду сбежались дети. Кто-то вырвал несколько кустиков из земли. Тут прибежала самая старшая девочка, Зина.

— Зачем же вы топчете огород? — закричала она.- Как вам не стыдно! Кто-то садил, а вы разоряете! Сажайте кустики обратно!

Ребята поспешно посадили кустики в землю. Зина придумала сделать вокруг грядки ограду. Ребята побежали собирать палочки и сделали из них вокруг огорода забор. С тех пор никто больше не топтал грядку.

Наступило жаркое время. Солнышко по целым дням припекало все сильней и сильней. Две недели подряд не было дождика, даже не появилось ни одной тучки. Земля на грядке вся высохла и потрескалась. Кустики стали вянуть. Листики на них опустились книзу и начали даже желтеть. Однажды Зина шла мимо грядки.

— Бедные кустики,- сказала она,- совсем завяли! Если не будет дождика, они совсем засохнут.

Она взяла кружку, принесла воды и стала поливать грядку.

Ребята увидели и прибежали кто с кастрюлей, кто с чайником, а кто и просто со стаканом.

Грядку полили так, что вся земля стала мокрая. Потом ребята нашли в сарае старую садовую лейку и с тех пор каждый день поливали грядку из лейки.

Через несколько дней кустики ожили. Листочки поднялись кверху и снова стали зеленые. К концу лета они разрослись так пышно, что вся грядка покрылась зеленью, а внизу под листьями виднелись верхушки больших желтых репок.

— Чья же это репка? — спрашивали ребята.- Кто ее посадил?

— Должно быть, те дети, которые здесь жили до нас, из другого детского сада,- сказала Зина.

Перед отъездом с дачи ребята решили убрать огород. Все стали дергать из земли репку и складывать ее на траву в кучку. Куча получилась порядочная.

— Большой урожай получился! — радовались ребята.

Они уселись вокруг и долго любовались репкой. Каждый думал, что теперь делать с ней.

Вот и осень пришла.

— Надевай-ка пальто и калоши, на дворе холодно,- сказала Павлику бабушка, когда он утром собирался идти в детский сад.

Павлик оделся и вышел во двор. Все лужи вокруг замерзли. Тонкий ледок так и хрустел под ногами. А листьев-то сколько с деревьев нападало! Прямо как по ковру идешь.

В этот день Ольга Николаевна занималась с ребятами. Дети играли в школу. Они рисовали картинки, а Ольга Николаевна ставила всем отметки.

Вдруг кто-то постучал в дверь. Ольга Николаевна отворила, и в комнату вошел почтальон. В руках у него был ящик, обшитый материей, на которой большими фиолетовыми буквами был написан адрес детского сада.

— Вам посылка,- сказал почтальон и поставил ящик на стол.

— А что в этой посылке? — стали спрашивать дети.

— Не знаю, ребята. Что-то очень тяжелое — насилу я дотащил,- сказал почтальон.

Ольга Николаевна распорола материю, которой был обшит ящик, и открыла крышку.

— Ничего не понимаю,- пробормотала она.- Какая-то репа!

Все ребята толпились вокруг и приподнимались на цыпочки: каждому хотелось заглянуть в ящик. Павлик даже на стул взобрался.

— Правда репка! — закричал он.- Вот смешно! Кто же это мог нам репку прислать?

Тут и другие дети стали на стулья взбираться.

— Погодите, ребята, тут письмо есть, — сказала Ольга Николаевна.

Она взяла письмо, которое лежало в посылке, и стала читать:

«Дорогие ребята! Когда вы уехали с дачи, мы ухаживали за вашей репкой. А когда лето кончилось, мы собрали весь урожай. Репка выросла большая и очень вкусная. Мы все ели и нам очень понравилось. Мы узнали ваш адрес и решили послать репку в посылке. Кушайте на здоровье».

— Значит, это та репка, которую мы сажали! — закричали ребята.- Вот какая она большая выросла.

Ольга Николаевна поставила ящик на стул, чтобы всем было видно. Ребята смотрели на репку и прыгали от радости. Ну и крику тут 6ыло!

Вечером за ребятами пришли родители. Ребята стали показывать им репку и рассказывать, как они садили ее, как поливали, как она не хотела расти, а потом как начала расти, да не успела вырасти, а потом как ее вырастили другие ребята и прислали в посылке.

С тех пор, когда в детский сад приходил кто-нибудь из взрослых, кто еще не видел репки, ребята вели его в комнату, показывали репку и снова рассказывали всю эту историю с начала и до конца. А когда в детский сад поступал кто-нибудь из новых ребят, то ему первым долгом показывали репку и тоже рассказывали всю эту историю.

Репка пролежала в ящике до середины зимы, и тогда Ольга Николаевна сказала, что репку надо съесть, потому что она не может так долго лежать в теплом помещении. Репку снесли на кухню и попросили тетю Дашу приготовить ее.

Тетя Даша почистила репку, аккуратно нарезала ее кружочками, обдала кипятком, чтобы репка не была горькая, и полила маслом. Ребята сидели за столом, ели репку и хвалили ее:

— Ах, какая вкусная репка!

— А помните, какие были репкины семена? — сказала Таня. Совсем-совсем крошечные! Удивительно, как из них выросла такая репка.

— Это все Павлик придумал,- сказали ребята.- Если б не он, никакой репки не было бы.