Древнерусская печь: история появления, назначение, фото

Трудно представить русскую избу без её завсегдатая – русской печи. Эту многофункциональную и громоздкую конструкцию в старину считали душой любого дома.

Свернуть

  • История появления древнерусской печи
  • Как выглядит старая русская печь?
  • Современные модификации
  • Конструкция старорусской печи и её размеры
  • Назначение старой русской печи
  • Отопление
  • org/ListItem»>Мытьё
  • Готовка
  • Функция спального места
  • Где устанавливали печь?

Как называлась русская печь в старину? Вариантов названия было не так много: теплушка, пепелица, печурка, кормилица, камеля, – но все они отражали основные её функции и свойства. В некоторых поселениях эти названия, ставшие для нас диалектичными, сохранились и по сей день.

Древнерусская печь – оптимальное решение по борьбе с крутыми зимними холодами. В список предназначений конструкции входят не только приготовление еды и обогрев помещения, но и стирка, мытьё, а также обеспеченное подогревом место для сна. Для того чтобы отапливать всю избу, располагали печку обычно в середине комнаты, выводя трубу на улицу сквозь отверстие в потолке. Так как функций у постройки было множество, к ней обеспечивали свободный подход.

История появления древнерусской печи

Первые отопительные сооружения, ставшие прообразом русских печей, возникли около четырех тысяч лет назад. Люди догадались, что постоянно оберегаемый ими огонь можно спрятать под крышу, чтобы сохранить его как можно дольше.

Старая русская печь

Древние славяне были мастерами в постройке печных сооружений, о чем свидетельствуют находки курного очага. Он отличен тем, что не имеет дымовой трубы. Весь дым, образуемый в процессе топки, выходил в комнату. Такой способ растопки очага назывался “чёрным”. Отсюда и пошло выражение “топить по-чёрному”, т.е. не выпуская дым через трубу.

Ближе к 15 веку курные печи обзавелись дымоходами, которые стали называть “дымницы”. Они сооружались из плотных древесных материалов, но это было небезопасно: от летящих вверх искр часто происходили возгорания.

Русская печь “по-черному”

Со временем русская печь пережила ряд перевоплощений: стали появляться новые конструкции и формы, печные изразцы стали приобретать более художественный характер, становясь частью интерьера, изменились способы отделки: рельефные изразцы заменили гладкими расписными, на голландский манер изразцами. Эта новая техника позволяла значительно экономить время постройки.

к содержанию ↑

Как выглядит старая русская печь?

Описание русской печи можно встретить не только в исторических очерках и пособиях по установке печей. Традиционно значительное внимание русской печке уделялось в русских сказках. В них её образ символизируется с уютом и достатком.

Нередко печку украшали различной росписью: это делалось не только в эстетических целях, но и для оберега жилища от нечистой силы.

Фото 1

Фото 2

Фото 3

Фото 4

к содержанию ↑

Современные модификации

В начале двадцатого столетия Иосиф Подгородников разработал усовершенствованную конструкцию русской печи, не занимающую большого пространства в доме. Эта конструкция была уже своего прототипа и обеспечивала прогрев от пола до потолка.

Габаритная, похожая на старинную, печь не используется в современном мире по назначению, но служит дополнением к интерьеру. Будучи многофункциональной по своей сути, она украшает интерьер, являясь прекрасным дополнением семейному уюту, создавая атмосферу доброй русской сказки.

Современная русская печь

к содержанию ↑

Конструкция старорусской печи и её размеры

Древнерусская печь представляла собой громоздкую конструкцию, возводимую в центре избы. Ширина сооружения достигала полутора метров, а длина и высота чуть более двух метров. Столь значительные габариты обусловлены тем, что вся конструкция должна была долгое время хранить тепло, ведь от нее не протягивали труб в любой уголок избы.

“Разводили” печь обычно утром, подкладывая дрова в процессе приготовления пищи и стирки белья. К вечеру она всё ещё сохраняла тепло, давая возможность обитателям избы в ней помыться. Для столь длительного сохранения теплоты варочную камеру помещали вглубь сооружения, снабжая её заслонкой, отгораживающей камеру от устья.

Когда в печке оставались чёрные, не пылающие угли, заслонку задвигали. Это помогало хранить тепло внутри горнила долгое время. Некоторые хозяева сверх того возводили дровяную плиту – дополнительное место для приготовления пищи. Помимо этого, “царица избы” служила местом для хранения кухонной утвари. Посуда хранилась в специально выделанных нишах. Обязательной частью русской печи были полати – место для отдыха. Их накрывали несколькими одеялами и полушубками, устраивая таким способом место для сна. Традиционно в постройке русской печи стоит выделить такие элементы, как:

  • опечек – бревенчатый сруб, расположенный у основания печки;
  • массив – “костяк” из кирпича;
  • горнило – место, куда закладывается топливо;
  • лещадь – низ горнила;
  • нёбо – верхняя часть горнила;
  • щека – одна из граней печки, на которой помещалось устье;
  • устье – отверстие, через которое дрова помещают в горнило;
  • шесток – место перед устьем, расчитанное для посуды. Дополнительное место для готовки пищи, служащее подобием столешницы. В летнее период, когда разжигать горнило было нецелесообразно из-за тёплой погоды, на шестке готовили еду, растапливая при этом только устье;
  • подшесток – место для хранения посуды;
  • печурки – ниши, расположенные в кладке. С помощью ниш повышали теплоотдачу, а так же использовали их как места для хранения кухонной утвари или продуктов, предназначенных для сушки грибов, кореньев, орехов;
  • подпечек – место под лещадью, в котором хранили отопительный материал. Очень часто в подпечке спали домашние животные;
  • перекрыша – площадь, выполненная из кирпичей и служащая лежанкой (полатями).;
  • хайло – деталь, позволяющая выпускать дым в трубу. Необходимо для печей с установленным “дымным колпаком”.

Для разжигания огня было принято использовать уголь или древесину. Чтобы жарко растопить печь, сэкономив при этом на дровах, пускали в ход древесину деревьев, которые медленнее всего прогорают. К таким породам относятся берёза, разновидности хвойных деревьев, ольха, и некоторые из плодовых видов: вишня и груша.

Управляться с печью помогали специальные печные приспособления: совки, кочерги, ухваты, корчаги, горшки и чугуны. Для каждого действия предназначался свой прибор. В корчагах грели воду для стирки и мытья. Горшки, кринки и чугуны служили для приготовления пищи. Ухват помогал извлекать горшки или же отправлять их в печь. Кочергой перемешивали тлеющие угли, распределяли дрова, улучшая тем самым процесс горения. Печной совок нужен был для извлечения золы.

Случалось, что хозяйка не использовала посуду вовсе. Такое возможно при приготовлении хлебных изделий, выпекаемых на подовой поверхности по завершению топки (подовый хлеб).

к содержанию ↑

Назначение старой русской печи

к содержанию ↑

Отопление

Главная задача русской печи – подача тепла в отапливаемое жилище. Учитывая особенности суровых русских зим, сохранить плюсовую температуру в доме в старину означало выжить. Согласно этому, печка считалась основным атрибутом любого жилого помещения.

Располагали её в центре дома не только для удобного подхода. Любое помещение выпускает тепло сквозь отверстия, выходящие на улицу. Таковыми являются двери, окна, а также щели в слабо утеплённом потолке или полу. Настоящая русская печь способна прогреть помещение, независимо от погоды за окном.

к содержанию ↑

Мытьё

Раньше люди очень часто мылись в русской печи. Вкратце, происходило это так: после того, как печь заканчивали топить, лещадь очищали, выгребая оттуда золу и вычищая пыль, устилая затем соломой. После этого помещали туда предварительно нагретые корчаги. Одну – с травяным отваром, другую – с чистой, хорошо нагретой водой. Оставалось ещё место, где располагались веники, мочалки и сушеные травы для отваров. Мылись в русской печи чаще всего дети и старики. Проворные ребята забирались внутрь сами, а стариков «отправляли» туда на лопате или липовой доске.

Мылись раствором золы, извлекаемой из подпечка. Пар получали, обливая изнутри печные стенки. Таким образом, расположившись внутри печки, люди устраивали себе небольшую баню, не выходя из дома.

к содержанию ↑

Готовка

Еда из русской печи значительно отличается от блюд, приготовленных современными способами. Секрет ароматных каш и супов в том, что варили их на остывающих углях, благодаря которым создавался эффект непрерывного томления продуктов. Посуда, которую устанавливали в устье, обычно была глиняной или чугунной. Материалы емкостей для готовки тоже способствовали появлению необыкновенного вкуса.

Такой способ приготовления пищи помогал сохранить в продуктах все необходимые витамины и свойства, делая еду не только вкусной, но и полезной.

к содержанию ↑

Функция спального места

Ещё одной незаменимой функцией русской печи было использование её как лежанки для сна. Спали на перекрыше, устилая её одеялами и зипунами, либо на полатях – специальных полках, расположенных между печью и стеной. Отапливать полати входило в задачи печки.

Иногда в избе сооружали двухэтажные полати. Их нижний ярус занимали взрослые, а на верхний, где также всегда тепло, отправляли детей.

На широких перекрышах могло разом поместиться до шести человек, поэтому в особенно холодные зимние ночи вся семья устраивалась на них, используя лежанку как общую спальню.

к содержанию ↑

Где устанавливали печь?

Традиционно в домах располагали одну большую печь – в середине комнаты, но нередко старожилы использовали сразу две, значительно меньших размеров: одну, для отопления – у двери; другую – для приготовления еды, – справа или слева в углу от входа. Это не исключало сооружения вспомогательных печей, служащих только для обогрева. Выбор типа постройки зависел от множества факторов, в том числе от площади жилого помещения или количества жителей.

 

Русская печь старинная в доме (148 фото) — фото

Украинская печь с лежанкой

Крестьянская изба 19 века печь

Украинская печь с лежанкой

Русская печь в хате

Большая русская печь с лежанкой

Старинные русские печи

Деревенская печь с лежанкой в Старом доме

Уютный деревенский домик с печкой

Классическая русская печь

Интерьер крестьянской избы с печью

Топка русской печи

Старорусская печь

Печь в старину

Интерьер русской избы

Русская печь с лежанкой

Старые русские печи

Русская печь в избе

Русская печь в Старом доме

Деревенская печь

Макаров «русская печь»

Кухня в старинном русском стиле

Деревенская печь

Печь в древней Руси

Старинная печь в доме

Дом с русской печкой

Макаров «русская печь»

Деревенский домик с печкой

Отель печки-лавочки в Суздале

Новгородские изразцовые печи

Старая печка в доме

Старые русские печи

Печь в деревенском доме

Интерьер русской избы с печью

Старая печь

Печь с изразцовой лежанкой изразцовой

Бабушкина печь

Большая русская печь с лежанкой

Печь в деревенском доме

Круглая русская печь

Печь в Старом деревенском доме

Курная изба Кижи

Деревенский домик с печкой

Древняя печь

Печь старинная

Печь в крестьянской избе древней Руси

Красивые русские печи

Печь старинная

Русская печь деревенская

Печка древняя

Деревенская печь

Русская дровяная печь

Печь старинная

Русская печь с лежанкой в деревенском доме 19 века

Старинная русская изба интерьер

Топится печка в деревне

Старый дом внутри с печкой

Деревенская печь

Утварь крестьянской избы

Старая печь

Фотозона русская печь

Старинная финская печь

Кухня в стиле русской избы

Русская изба внутри

Круглый дом из глины

Русская печь с изразцами с лежанкой

Русская печь с лежанкой музей

Русская печь деревенская

Русская печь в старину

Кочерга и ухват для русской печи

Изба славян

Русская печь в современном интерьере

Крестьянская изба 19 века внутри

Печь в деревенском доме

Кухня в стиле русской усадьбы

Печь старинная

Старая печь

Печка старинная

Печь в деревенском доме

Русская изба полати

Краеведческий музей Томская область Первомайский район

Полати в крестьянской избе

Русский стиль интерьера изразцовая печь

Печь в крестьянской избе древней Руси

Старинные русские печи с лежанкой

Изба русская Мариинск

Русская печь с лежанкой

Красивые печи

Полати в избе 19 век

Русская печь в избе

Печи а Емшанова

Интерьер избы с печью голландской

Печь крестьянина 19 века

Карельская печь

Печь в русской избе

Традиционная русская печь

Печь в Старом доме

Старая печка в доме

Деревенский домик с печкой

Печь старинная

Русская печь в крестьянской избе 19 век

Старинные печки в русских избах

Печки-лавочки Владимирская область

Интерьер с русской печью

Старинная печь в избе

Классическая русская печь

Подпечек русской печи

Старая русская печь

Камелек в русской печи

Классическая русская печь

Полати это в древней Руси

Деревенская печь

Старая русская печь

Печь старинная

Макаров «русская печь»

Старая деревенская печь

Старая русская печь

Деревенская печь

Роспись русских печей

Печка в избе

Кухня в деревенском доме с печкой

Хатка Кубанская Казачья печь

Печь старинная

Деревенский дом комната с печью

Интерьер древнерусской избы

Изразцы деревенская печь

Русская печка

Старая печь в доме

Русская печь с камином и лежанкой

Деревенский домик с печкой

Печь в Старом доме

Усадьба Царицыно изразцовая печь

Старинная русская печь с лежанкой

Старая деревенская печь

Печь в древней Руси

Старая русская печь с лежанкой

Печь старинная

Старые русские печи

Деревенская печка

Печь старинная

Интерьер русской избы с печью

Русская печка небольшого размера

Печка русская в доме

Интерьеры в русо стиле

Голбец подпол

Печь в деревенской избе

Интерьер деревенской избы

Русская изба изнутри

Русская дровяная печь образует центр традиционного русского дома.

Луук Винкельмолен

Открой Россию

2265

Гончаров, Великая Отечественная война, квас, Обломов, баня, дровяная печь

31 января 2017

Дровяная печь является центром традиционного русского дома. Этот тип печи очень большой по размеру, но очень эффективный, когда дело доходит до энергии. Благодаря своей конструкции тепло может долго сохраняться. Хорошая печь требует заправки только два раза в день. Этот значимый элемент быта часто можно встретить в литературе и анекдотах. Ниже я приведу несколько примеров.

Помимо обогревателя, плиты и коптильни для еды, печь была еще и лекарем, исцеляющим членов семьи от любых простуд. Более того, русская печь могла служить заменой бане. Люди могли избавиться от болезни через пот или просто расслабиться. Чтобы превратить дровяную печь в паровую баню, нужно было сделать несколько вещей. Во-первых, печь была нагрета до очень высокой температуры. Когда немного похолодало, из печи убрали уголь и продукты. Впоследствии стены будут забрызганы водой или квас – этот напиток готовится из ржаного хлеба – для наполнения паровой бани густым хлебным паром. Купальщицу ложили на деревянную полку и толкали в раскаленный центр печки. Наконец, вход в печку закрывали наглухо, оставляя парильщика на некоторое время потеть.

Русская печь также используется как место для сна. На печи или между стеной и печкой полка давала теплое место для чтения книги или сна. Такой способ использования печи встречается в Обломов , известный роман, написанный Иваном Гончаровым . Захар , слуга главного героя Обломова, целыми днями лежит на печи. Каждый раз, когда Обломову что-то нужно, он звонит Захару. Затем в другой комнате он слышит глухой звук того, как его слуга прыгает с печи.

Один из моих преподавателей в институте рассказал мне еще одну интересную историю о русских дровяных печах. Бабушка рассказывала ей, что во время Великой Отечественной войны она и ее семья мылись в печке. Дровяная печь была достаточно большой, чтобы в ней мог поместиться человек. Встать прямо было невозможно. Каждый раз, когда кто-то хотел умыться, ему нужно было проползти через вход в печь, обойти огонь и взять воду, нагретую в печи. После этого приходилось вылезать из печки, снова пачкаясь.

Автор Luuk Winkelmolen, в настоящее время изучает русский язык в Liden & Denz Saint-Petersburg

Автор: Luuk Winkelmolen

Здравствуйте, меня зовут Luuk Winkelmolen. Я изучаю голландскую географию человека в Университете Радбауд в Неймегене, Нидерланды. В настоящее время я изучаю русский язык в языковом центре Liden & Denz в Санкт-Петербурге. Несколько лет назад я начал интересоваться русской историей и культурой, а после этого начал знакомиться с русским языком. В 2015 году я изучал русский язык в Голландском институте в Санкт-Петербурге. Это был первый раз, когда я действительно жил и учился в России. Это был отличный опыт, поэтому я решил вернуться в Россию и особенно в город Санкт-Петербург, чтобы снова пожить там несколько месяцев и снова почувствовать себя немного русским.

Русские изразцовые печи

Русские изразцовые печи явление уникальное и самодостаточное. Печь в русском доме всегда была «вещью в себе» — на ней все начиналось и заканчивалось, она была альфой и омегой любого дома, с ней было связано множество поверий и легенд. Русская печь была даже героем фольклора. «В одной древней загадке-притче сказано: «В теплом царстве есть пещера каменная, а в пещере лютый змей; и когда холод войдет в то царство, змей закрутится, и пламя огня начнет выходить из пасти его, и дым вьется из его ушей, и искры сыплются из его глаз. Нетрудно догадаться, что в этой изобилующей метафорическими образами загадке речь идет о русской печи, которую сравнивают с каменной пещерой. Теплое царство — крестьянская изба с печкой», — писал о русской печке Геннадий Федотов, человек, посвятивший жизнь изучению русских ремесел и написавший много книг о печах.

 

Русские поговорки и пословицы полны отсылок к печке, и в каком контексте: «От печки плясать» (значит начать с самого начала), «Умный мужик – на печке избу построил », «Сказать, что в избе печь, значит сказать доброе слово», «Прощайся с солнцем в октябре, подойди к печке поближе», «Холодно без печи и голодно без хлеба». Печь не только топила, в ней готовили пищу, мылись, она была местом, где люди останавливались, чтобы побороть болезни и занимались любовью, она была центром дома и его хранительницей.

 

В этом, впрочем, нет ничего удивительного, ведь российский климат никогда не был мягким и наличие хорошей теплой печи было залогом выживания семьи в суровые зимы. Печи почитались и им придавалось сакральное значение как проводнику огня – главного языческого божества русских. Часто печку очеловечивали, наделяли умением говорить, как в сказке «Гуси-волшебный лебедь», а также позже, в частности, в современном мультфильме «Вовка в далеком-далеком царстве». Про печь в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка мать».

 

Устройство русской печи позволяет ей выполнять множество функций: очаг для приготовления пищи, а также своего рода скамья для сна в тепле. В этом главное отличие русских печей от европейских и средиземноморских. Европейская печь была прежде всего частью системы отопления и элементом декора помещения. Средиземноморские печи использовались в основном для приготовления пищи. А вот русская печь была «много в одном»: печь, постель, отопительный прибор, баня, элемент декора и главное жилище домашнего божества и покровителя семьи – домового. Неполные аналоги русской печи существуют только в Скандинавии, где сходный климат, поэтому и традиционный уклад жизни был схожим.

 

С VIII по XIII вв. в Северной Руси преобладали печи из крупных камней без применения какой-либо связки. Камни были так хорошо подобраны, что плотно звенели друг о друга. У таких печей не было дымоходов, поэтому весь дым выходил через дверь, что имело свои преимущества в плане обеззараживания жилища: горячий дым «поджаривал» стены и потолок в ху, сушил и дезинфицировал его, что было важно для борьбы с микробы и насекомые.

Только к XV веку появились первые дымоходы, которые к началу XVII века стали делать из огнеупорного кирпича и вся конструкция приобрела вид, который мы теперь называем русской печью.

 

А так как люди Древней Руси придавали печи сакральный смысл, украшение предмета их культа вскоре стало задачей огромной важности. Печь, как центр дома или просто достаточно крупное сооружение, нуждалась в украшении.

Ранние изразцовые печи украшались терракотовыми изразцами, часто печь собиралась из самонесущих изразцов и в конце концов появилось понятие изразцовой печи, предполагающее, что изразцы являются основным строительным материалом такой печи.

 

XVII век был пиком изразцового искусства в России. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «История русского изразца — от христианизации Руси до Серебряного века».

 

Множество разноцветных и глазурованных изразцов украшало русские изразцовые печи. В Московском Кремле хранится большая коллекция русских изразцовых печей. Очень интересные изразцовые печи установлены в Новодевичьем монастыре Троице-Сергиевой Лавры. В общем, многие из них сохранились в разной степени сохранности, во многом благодаря аскетизму музейщиков и реставраторов. Одна из крупнейших коллекций русских изразцовых печей находится в Коломенском, где реставраторы МГОМЗ сделали очень качественные реконструкции. Эти печи стали символом и красочным памятником Боярской Руси – эпохи, погибшей в петровское время.

 

Русская печь претерпела кардинальные изменения в начале XVIII века с указом Петра, запрещающим строительство дымных (без дымоходов) пожароопасных печей, что было очень своевременно, так как города горели и пожары вызывали большие повреждать. Тогда же были изданы первые правила устройства печей в жилых домах и промышленного изготовления кирпича, изразцов и других печных элементов. В этот же период по велению Петра было налажено производство новых для России «голландских» изразцов — белых изразцов, окрашенных кобальтом. Распоряжение Петра было: «немедленно шведского фасона печных изразцов сделать в гладкие белые, а на них синею краскою покрасить».

 

К середине XVIII века в России производилось самое большое количество изразцовых печей в Европе. А к концу века были заложены научные основы конструкции печи. Архитекторами, разработавшими наиболее энергоэффективные конструкции систем печного отопления, были Николай Львов со своим трудом «Русская пиростатика» и Иван Иванович Свиязев, написавший «Теоретические основы печного искусства», в котором он опубликовал методику расчета размеров дымовых труб и сечений газовые каналы. Эти архитекторы теоретически обосновали приемы проектирования систем печного отопления, а также изобрели свои оригинальные топки и печи. Профессор Сильвиуш Болеславович Лукашевич издал «Курс отопления и вентиляции», где в разделе о печном отоплении изложил теорию расчета отопительных печей.

 

Производство белых изразцов и изменение способа дымоудаления привели к трансформации конструкции городских печей. Такие чисто отопительные толстостенные печи стали называть голландскими, что не совсем правильно, так как впервые они появились в России, а оттуда попали в Европу. Как бы то ни было, голландские печи получили распространение в городах во многом благодаря своей тепловой эффективности. Установленные в каждой комнате дома или квартиры, связанные между собой сложной системой отопления, они стали отличным источником обогрева достаточно больших помещений. В частности, такие печи были установлены в Большом Екатерининском дворце. О печах Большого Екатерининского дворца следует говорить отдельно, так как они, как и московские изразцовые печи конца XVII века, символизируют целую эпоху.

 

В воздухе всегда витали идеи создания в России империи, не уступающей по своему влиянию и блеску крупнейшим европейским империям. Городом, откликнувшимся на эту идею, стал Санкт-Петербург, ставший не только «окном в Европу», но и первым полностью спланированным «европейским» городом в России. Многочисленные дворцы, воздвигнутые Петром и его потомками в Петербурге, превосходили европейские своим великолепием, а дворцово-парковые ансамбли Петергофа ничуть не уступают по своей красоте знаменитому французскому Версалю.

 

Основной расцвет искусств, вызванный роскошью правившего тогда сословия дворян, пришелся на царствование Елизаветы (Елизаветы) Петровны. Этот период русского искусства даже получил собственное название – елизаветинское барокко. Главным представителем этого направления был архитектор Ф.Б. Растрелли, именем которого иногда называют елизаветинский стиль – растреллиевское барокко.

 

Елизаветинское барокко, в отличие от предшествующего петровского барокко, учитывало достижения русского искусства, сохраняя в своих силуэтах традиции православного храмового зодчества. Царскосельская и петергофская постройки Растрелли были закономерным следствием того, что здесь произошло до него. Его работа была полностью подчинена вкусам императрицы, любившей блеск, веселье и роскошь.

 

Елизаветинская эпоха стала исключительно благотворным периодом яркого проявления идеалов рококо. Прикладное искусство, архитектура и живопись достигли высочайшего уровня мастерства и применялись во многих построенных и реконструированных дворцах.

 

«Елизавета Петровна отремонтировала все постройки и довела дворец до такого совершенства, что он легко мог соперничать, особенно своими фонтанами, с Версалем и Марли». Мечислав Пилсудский, 1857 г.

 

Большой интерес представляют изразцовые печи 18 века, которых много в Екатерининском дворце. Ко времени постройки этих печей в России уже давно работали кирпичные заводы по производству изразцов. В Стрельне, где располагались заводы, были залежи хорошей глины. К 1722 году в стрельнинских печах обжигали до 3,5 миллионов кирпичей в год. На Стрелинском гончарном заводе посуду, утварь и изразцы изготавливали из белой эмали и расписывали синими красками. Сюжеты были все одинаковые, все голландские – мельницы, корабли, пейзажи, каналы и прочее. Подробнее о делфтском стиле вы можете прочитать в нашей статье о голландской плитке.

 

Изразцы печей Большого Екатерининского дворца в Царском Селе выполнены в голландском стиле с сюжетными росписями в бело-голубых тонах, заключенными в красивые орнаментальные рамки. Таким же образом выполнены печи Кавалерской столовой, Буфетной, Китайской гостиной и многих других помещений Большого дворца.

 

Белая столовая выполнена в контрасте с вышеперечисленными помещениями – она насыщена монохромными и матовыми фактурами. Белая столовая была перестроена в 1774 году архитектором Я. М. Фельтеном, сторонником классицизма. Комната выдержана в строгих канонах классицизма, а в ее интерьерах изящные круглые изразцовые печи российского производства, облицованные белыми глазурованными изразцами с рельефными панно «Музыка и живопись».

 

Несмотря на серьезные разрушения во время блокады Ленинграда в годы ВОВ, дворцы Царского Села и Петергофа до сих пор являются собранием выдающихся произведений искусства, а также красноречивым свидетелем подвига советских реставраторов, участвовал в их восстановлении.

 

Секрет изготовления изразцов с подглазурной росписью был утерян, и послевоенным реставраторам пришлось его заново открывать. Основная заслуга в этом принадлежала архитектору А. Э. Гессену, который инициировал изготовление изразцов, обеспечив тем самым успешное выполнение указанной работы. Гессен решил задачу полной реставрации изразцов в интерьерах Летнего дворца Петра Великого, в Монплезире и в Марли в Петергофе.

 

Долгое время изразцовые печи были основным источником тепла в русских домах и городских квартирах. Лишь в конце 19 – начале 20 веков, с изобретением парового отопления, их начали заменять. Фактически в настоящее время отопительные печи устанавливаются только в частных домах и при отсутствии магистрального газа для установки газового котла и нагрева воды. Чаще в доме устанавливают камин – для сибаритской медитации на огонь и как своеобразный знак достатка. Тем не менее спрос на печи достаточно стабильный. Зачастую заказчики ограничиваются обычной кирпичной печью, что обусловлено не только ее меньшей стоимостью, но и особым вкусом современников с их приверженностью стилю «шале» в интерьере.

 

Изразцовые печи стали возвращаться в обиход только в последние 15-20 лет. На рынке не так много компаний, способных производить облицовку изразцовой печью. Кроме того, современные покупатели практически не нуждаются в самонесущих изразцах и печах, полностью сложенных из таких изразцов. Поэтому сейчас речь больше идет об изготовлении архитектурной керамики и плоской черепицы. Хотя иногда бывают заказы и на настоящую плитку с ромбами (коробчатыми выступами на обратной стороне).

 

Современные российские изразцовые предприятия делятся на несколько типов: мастерские, производящие определенный набор форм и рисунков, подгоняемых под размеры печи или камина заказчика; мастерские, изготавливающие индивидуальную облицовку по эскизам заказчика или создающие новые дизайны; художественные мастерские, выпускающие авторские работы; и частные керамисты.

 

В любой из перечисленных мастерских заказчик получает изделие с высокой степенью уникальности, так как не бывает полностью одинаковых плиток и даже в пределах одного набора каждая плитка будет отличаться от другой. Разница между мастерскими не очень существенна и состоит только в ценах и художественной составляющей, а последняя, ​​в первую очередь, это вопрос образования и вкуса художников и заказчика. В любом случае сейчас на рынке можно найти изразцовые печи и камины на любой вкус. Приведем пример нескольких российских мастерских:

 

Одна из крупнейших в России, петербургская компания «Паллада» была основана реставраторами Андреем Роденковым и Константином Лихолатом. Компанией восстановлено огромное количество старинных форм изразцов Северо-Западного региона. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «Финские печи – изразцовое богатство Северо-Запада».

 

Керамическая мастерская Сергея Лебедева — предприятие в Москве, созданное на базе реставрационных мастерских Андреевского монастыря, которое, а также воссоздало большое количество исторических изразцов при реставрации. Очень интересны работы фирмы «Изразцовые печи» в Кимрах, основанной Александром Чернышевым. Это достаточно крупное предприятие, специализирующееся, как понятно из названия, на изготовлении печных изразцов из шамота.

 

Компания «АртБазл» в виде мастерских монументальной живописи и архитектурной керамики — еще одна компания из Санкт-Петербурга, принадлежащая художникам-керамистам Андрею Беляеву и Ларисе Захаровой.