Содержание

Семенович Анна Владимировна, нейропсихолог в Центре РОСТ

Продолжительность консультации: 1,5 – 2 часа в зависимости от сложности ребенка и возраста. Возраст детей: от 4 лет.

Нейропсихологическая диагностика позволяет комплексно понять, как функционирует мозг ребенка, какие его участки имеют несформированности, и как можно помочь ребенку быть психологически успешным, опираясь на его сильные, сформированные функции. Нейропсихологическая диагностика не использует специализированное медицинское оборудование и включает в себя серию различных заданий – двигательных проб, серию картинок, обследование памяти и тд. Диагностика проводится с детьми, подростками, взрослыми.

Идет запись на январь 2020!

Также есть возможность пройти нейродиагностику у Александра Курицына, директора центра Рост, нейропсихолога (высшая категория, стаж работы 15 лет, ученик профессора Семенович 2012 год)

Приоритетную возможность посетить консультацию профессора А.В.Семенович со скидкой имеют дети, посещающие коррекционно-развивающие занятия в Центре Рост.  

Для детей, не посещающих занятия в Центре Рост скидок не предусмотрено.

Запись у администратора: 8-499-393-31-39

Приглашаем специалистов 2, 9, 16 февраля 2020 на семинар-практикум профессора А.В.Семенович по теме: “Нейропсихологическая диагностика” (27 ак.ч)

Время семинара (3 дня): с 12.00-18.00.

Участники, посетившие все 3 дня семинара получают сертификат об обучении в Центре Рост!

Семинар будет интересен всем специалистам, работающим с детьми: нейропсихологам, логопедам, дефектологам, школьным психологам, педагогам ОУ и воспитателям детских садов.

Содержание: В ходе семинара будут рассмотрены практические случаи диагностики (диагностика детей участников семинара проводится бесплатно в рамках обучения по предварительной записи администратора, количество ограничено).  Нейропсихолог мирового уровня, автор метода замещающего онтогенеза Анна Владимировна Семенович имеет колоссальный опыт в данной сфере, и ей есть, чем поделиться с участниками. Анна Владимировна представит протокол диагностики и собственные материалы по данной теме (методичка, альбом, пояснения). По итогам диагностики родителям будут даны рекомендации, а результаты обсуждены с участниками семинара.

Количество мест: до 25 человек.

Стоимость: полный курс (3 занятия) – 13000р

Запись на семинар заранее (whats up, звонки, смс) 8-499-393-31-39

Предоплата семинара: 3000р

Фестиваль практической нейропсихологии 7,8 марта 2020 проводят специалисты Центра Рост! Открыта запись!

Изданные книги А.В.Семенович: “Эти невероятные левши”, “Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте”, “В лабиринтах развивающегося мозга. Шифры и коды нейропсихологии” и др.

Возможно, вам будет интересно почитать про уникальные программы Центра РОСТ: 

«Повторение, запугивание, плохие оценки не помогут». Нейропсихолог — о рассеянности, причинах дислексии и гиперопеке

В реабилитационном центре «Три сестры» нейропсихолог Ксения Воронина занимается восстановлением детей и взрослых после травм и болезней. А нам рассказывает о том, в каких случаях специалист может потребоваться здоровым детям и почему важно давать им как можно больше самостоятельности.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

«Нейропсихолог — не репетитор»

Чем нейропсихологи отличаются от обычных психотерапевтов?

Сейчас вошла в моду приставка «нейро». Появились «нейрологопеды», «нейродефектологи» и так далее. Многим кажется, что и нейропсихология — это просто трендовое название, коммерческая уловка. Но это не так.

Нейропсихология — один из разделов клинической психологии. Однако, в отличие от психотерапевтов, мы не занимаемся взаимоотношениями между людьми, конфликтными ситуациями, не прорабатываем травмы и так далее. Мы тоже работаем с эмоциональной сферой, но на другом уровне — учитываем особенности нервной системы, работаем непосредственно с мозгом. Часто делаем это в связке с неврологом, физиотерапевтом — и в итоге помогаем человеку решить какие-либо когнитивные проблемы.

Если речь идет о детях, что конкретно имеется в виду?

Часто к нейропсихологу приводят первоклассников: ничем не отличающийся от других ребенок идет в школу, и становится ясно, что он не может выполнять какие-то задания. При этом ребенок не отстает в развитии, нормально соображает, рассуждает. Но как только дело касается, скажем, математических примеров или письма, наступает ступор.

Человек не то чтобы не понимает материал — он делает постоянные однотипные ошибки. Скажем, пишет буквы в зеркальном отражении. И в этом нет ничего страшного именно на этапе обучения письму. Детсадовец, который только начинает осваивать подобный навык, действительно может писать зеркально: для него это новое, довольно сложное действие, символов много, все их надо запомнить.

До школы или в начале первого класса зеркальное письмо не считается отклонением. Тревожно, если такие ошибки постоянно совершает второклассник

В этом случае учитель должен посоветовать родителям обратиться к нейропсихологу — бессмысленно с таким ребёнком 10 раз писать слово «корова». Повторение, запугивание, плохие оценки здесь тоже не помогут, а скорее усугубят ситуацию. Нужно работать с нарушениями: они могут быть несерьёзными, но без корректировки человек, скорее всего, не сможет до конца освоить навык.

Что это за нарушения?

Например, если ребёнок не может решать математические примеры, то чаще всего виной тому — пространственные нарушения. С таким человеком можно сколько угодно биться над сложением и вычитанием, но если не поработать с пространственным представлением — право и лево, вверх и вниз, — толку не будет.

Наше представление о пространстве строится на восприятии своего тела. В норме младенцы в определенный период начинают переворачиваться, тянуться к игрушкам, затем сидеть, ползать, делать первые шаги. Но может случиться и так, что один из этих этапов пропущен. Например, в квартире было холодно или, скажем, там находились домашние животные и ребёнка не выпускали ползать на пол — он вместо этого сидел в кроватке либо в манеже. Казалось бы, что такого? Но пропуск одного из этапов изучения пространства может отразиться на развитии мозга и потом аукнуться такой вот проблемой. Ну или человек просто будет плохо ориентироваться — есть же среди нас люди, которые с трудом читают карты или во взрослом возрасте путают право и лево.

Как нейропсихолог компенсирует такие состояния?

В нейропсихологии есть направление — метод замещающего онтогенеза, его автор — доцент Анна Владимировна Семенович. Суть методики — поэтапное проживание всех фаз развития, чтобы помочь мозгу «включиться» и заработать в полную силу. То есть с детьми, даже со школьниками, врачи ползают, делают определенные физические упражнения и так далее.

Я сама не отношусь к этому как к панацее, скорее склоняюсь к тому, что подобную практику лучше использовать в сочетании с другими. Приходит, например, к вам десятилетний ребёнок с дислексией — не будете же вы с ним часами ползать. У него другие проблемы, конкретные запросы, он писать не умеет, а пока вы с ним будете ползать, время будет идти. Так что я за то, чтобы совмещать методики, искать для каждого случая индивидуальный подход, даже изобретать что-то новое — в нейропсихологии это не порицается.

При этом важно понимать: нейропсихолог — не репетитор. Когда я только начинала работать, трудилась ещё в частном центре, родители, бывало, жаловались: «Мы к вам пришли примеры решать, а вы в классики с ним играете. Как это вообще относится к нашим проблемам в тетради?» Но нейропсихология для того и придумана, чтобы устранить причину нарушения, а не натаскать человека выполнять определенные действия. Способы могут быть самые нетривиальные — от головоломок до дыхательных практик.

А что будет, если вовремя не обратиться к специалисту?

Всё зависит от нарушения. Если оно тяжёлое, то, скорее всего, родители такое не пропустят и пойдут как минимум к неврологу, начнут искать выход. Но бывает и так, что нарушение не очевидно. Ну не даётся ребёнку математика, или координация движений страдает — родители не видят в этом большой проблемы. Его просто не отдают в физматкласс или на условные танцы, и человек живет обычной жизнью.

С возрастом происходит компенсация, мозг делает так, чтобы почти никто не замечал, что человек, например, плохо считает или не сразу соображает, где право, где лево

Другое дело — повреждения в результате травм, болезней, хирургических вмешательств. Грубо говоря, человек раньше был олимпиадником, а сейчас не может сориентироваться в собственной комнате, потому что определенная область мозга пострадала. Или ребенок с ДЦП, полностью интеллектуально сохранный, но из-за того, что он постоянно сидит и пропустил определенные этапы развития, не понимает, как писать буквы, читать. С такими людьми нейропсихолог должен работать обязательно, сама по себе компенсация тут вряд ли произойдет.

«Пациенты осознают, что у них плохо работает рука или нога, а что поврежден мозг — почти никогда»

Чем занимается нейропсихолог в реабилитационном центре?

До «Трёх сестёр» я работала в частном центре — туда, как правило, дети приходили с проблемами дислексии, дисграфии. Здесь же мы работаем в плотной связке с неврологами, физиотерапевтами, эрготерапевтами, логопедами и так далее — вместе восстанавливаем когнитивные функции мозга. Хотя сами пациенты не всегда осознают, что им нужна такая помощь. Условно, человек переживший инсульт (а он может случиться как у взрослого, так и у ребёнка), сразу видит, что у него не работает рука или нога, а то, что он теперь ничего не запоминает, — не осознает. Часто, когда я прихожу к пациентам, спрашиваю, чего они сами хотят. В ста процентах случаев ответ — снова начать полноценно двигаться. То, что нужна работа ещё и с мозгом, люди понимают только после вопросов и беседы со мной, а иногда могут так и не понять.

И что происходит дальше?

Диагностика — важнейшая часть нашей работы. В нейропсихологии есть такое понятие — фактор. Пока ты не понял, что с ребёнком, какой нейропсихологический фактор нарушен, — не лезь ему помогать. У детей с черепно-мозговыми травмами или после инсульта, например, полностью нарушается ощущение своего тела — они могут не чувствовать его часть или даже просто игнорировать полностью. И тут мы работаем в плотной связке с физиотерапевтами и эрготерапевтами, потому что нужно собрать все эти связи воедино.

Ксения Воронина в реабилитационном центре «Три сестры»

Люди, которые не разговаривают, тоже мои пациенты. Мне их очень жалко, потому что есть такой стереотип: человек, который не говорит, неполноценный, с ним как со стулом — привёз, положил, перевернул, а он не может ничего ответить. Конечно, не всегда это так. Моя задача — помочь таким пациентам, придумать для них способы коммуникации. Например, графические карточки, на которые можно показывать и с их помощью объяснять, что ты хочешь или чувствуешь, специальные приставки на компьютеры для детей, которые обездвижены. Когда к такому пациенту подбираешь подход, начинаешь с ним коммуницировать, как правило, случается хороший скачок в восстановлении, положительная динамика.

Мозг ребёнка, который перенёс инсульт, может полностью восстановиться?

Вполне. Детский мозг вообще восстанавливается быстрее, потому что он все ещё развивается. Если здоровый ребёнок попадает к нам после какой-либо травмы или болезни, есть хорошие шансы наверстать упущенное. Но тут очень важна роль родителей. Многие дети не наделены рефлексией, критикой к себе, они пока не знают ничего о мотивации, не всегда могут осознать, что с ними случилось. А тут ещё и родители окружают их заботой, гиперопекой.

Но человек так устроен: он из всего пытается извлечь выгоду. Есть даже определение «вторичная выгода болезни». Ребёнок может просто не понимать, зачем ему куда-то двигаться, восстанавливаться, напрягаться, если мир и так вращается вокруг него. В школу ходить не надо, о тебе заботятся, исполняют все твои желания — многим такая жизнь кажется лучше той, что была до болезни. Поэтому наша задача здесь ещё и в том, чтобы понять, к чему человек готов на данном этапе, и обязательно давать ему возможность проявлять эту самостоятельность ежедневно.

«Что самое страшное в отношениях между родителями и детьми? Недоверие»

Как правильно учить самостоятельности здорового ребёнка?

Давать человеку возможность делать что-то самому — постоянно, с раннего возраста. Не кормить с ложечки, не одевать на прогулку до пяти лет и так далее. При кризисе трех лет, наступлении этапа «я сам» поощрять порывы ребёнка, придумывать ему какие-то небольшие домашние обязанности — на этом этапе развития он будет выполнять их с удовольствием. Разумеется, хвалить, радоваться вместе с ним, если что-то получилось. Все это помогает правильно сформироваться лобным долям мозга, отвечающим за программирование и контроль своих действий. Пустив этот этап развития на самотек, мы получаем детей, которые не могут никуда собраться, ничего сделать сами, все постоянно забывают и путают. И сами на них потом жалуемся. Но дети не виноваты, ведь это вы не научили их жить иначе.

Нужно ли вести ребёнка к нейропсихологу за год до школы, чтобы исключить или быстро скомпенсировать эти и другие проблемы?

Если у вас нет жалоб, невролог в поликлинике тоже не видит каких-либо нарушений, то не нужно. Главное в этом возрасте как раз не перегружать ребёнка занятиями, в том числе и походами к психологам. Лучшая подготовка ребенка к школе — дать ему спокойно, без какой-либо гонки наиграться, психологически созреть.

Я против того, чтобы отдавать ребёнка в школу в шесть лет: этот год ему ещё нужен для игр, для фантазий, для развития

Бесполезно водить его к нейропсихологу, чтобы тот помог ему лучше учиться. Идеальная терапия тут — ещё один год дома или в садике.

Как вообще правильно готовить ребёнка к школе?

Не перегружать дополнительными занятиями, развивашками, иностранными языками раньше времени. Пусть он лучше хорошо освоит родной язык, начнет на нём мыслить, заинтересуется буквами. Хвалить, конечно. Человек должен чувствовать поддержку и не сомневаться в себе. С другой стороны, нужно, чтобы ребёнок понимал, что такое критика. Если он дерётся, а мама всё равно внушает, что он лучше всех, — это перекос в другую сторону, и ему же не пойдет на пользу. Перегибать не нужно, чтобы не было самовлюблённости и неуважения к другим.

Я вообще за взаимное уважение всегда и везде. Очень не люблю, когда с ребёнком общаются неуважительно на том основании, что он маленький и якобы глупый. Да, это маленький человек, но он член общества. Так что не нужно отмахиваться, если дошкольник вдруг задает вопросы на неудобные для вас или сложные темы.

Что самое страшное в отношениях между родителями и детьми? Недоверие. Если до школы не установить уважительный, доверительный, дружеский контакт, то, пойдя в школу, оказавшись совершенно в другой среде, ребёнок может отдалиться от вас. Поначалу вы, возможно, этого даже не заметите. А когда, ближе к подростковому возрасту, ситуация станет критической, наверстать упущенное будет почти невозможно.

Книга «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза»

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенезаДобавить

  • Читаю
  • Хочу прочитать
  • Прочитал

Оцените книгу

Скачать книгу

1077 скачиваний

Читать онлайн

О книге «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза»

Автор книги — известный нейропсихолог, профессор МГППУ. Издание посвящено изложению научно-прикладных основ нейропсихологической коррекции в детском возрасте. В нем рассмотрены фундаментальные нейропсихологические закономерности психолого-педагогического сопровождения процессов развития. Представлен метод замещающего онтогенеза как базовая технология коррекции, реабилитации и профилактики; схема (алгоритм) и конкретные психотехники, составляющие основу нейропсихологического сопровождения детей. Книга адресована студентам психологических факультетов вузов и специалистам (педагогам, клиницистам, психологам и т.д.), ориентированным на эффективное решение проблем адекватного сопровождения процессов развития.

3-е издание

На нашем сайте вы можете скачать книгу «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза» Семенович Анна Владимировна бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Мнение читателей

У меня их нет (я не медик), но я вполне всё поняла в этой книге

5/5Почитаем?

По отзыву Бориса Алексеевича, который просмотрел книгу лично, пользоваться можно только первой частью теоретической части книги

2/5ТанямамаЭ

В ней очень много полезной информации как для специалистов, работающих по методу замещающего онтогенеза, так и для родителей, которым небезразлично развитие своего ребенка.

5/5Дорофеева Наталья

Книга полезна всем,и родителям и воспитателями, педагогам

5/5Нежник Наталья

Я педагог-психолог, и искала книгу по детской нейропсихологии

5/5Колесникова Ольга

Первый раз прочитав эту книгу, расстроилась до слёз

4/5Виноградова Елена

Тем более, что купить в наших книжных магазинах такую литературу невозможно

4/5Орлова Наталья

» В книги содержаться упражнения и приведена программа занятий

4/5Дурыманова Елена

Купила книгу случайно, начала читать и поняла, что это как раз для меня

4/5alli

Валентин Васильевич Лебедев вместе с художником Ильей Есауловым сотворили очень необычную, потешную книжку и назвали ее «Надумалось Лешему»

4/5Соловей

Отзывы читателей

Подборки книг

Похожие книги

Другие книги автора

Информация обновлена:

Основы общей нейропсихологии. Нейропсихология детского возраста. Метод замещающего онтогенеза


Программа предназначена для психологов, педагогов, логопедов, дефектологов, специалистов ЛФК и врачей, работающих в проблемном поле психологического онтогенеза человека в массовых и специализированных детских учреждениях. Необходима она также специалистам и методистам, разрабатывающим образовательные программы в рамках инклюзивного образования. Программа рассчитана на широкий круг специалистов и представляет собой вариант модели междисциплинарного подхода, в основе которого лежит идея единства психического и психосоматического развития ребенка, базирующегося на универсальных законах формирования мозговой организации его психической деятельности. Эти закономерности и предопределяют возможность создания комплексной программы системного психолого-педагогического сопровождения.


Именно синдромный нейропсихологический подход в рамках МЗО предопределил представленность в настоящем курсе лекционного блока, посвященного нейропсихосоматическим проблемам в современной детской популяции. Без этих знаний сегодня невозможно порой ни понять, ни описать, ни разработать адекватную стратегию и тактику коррекционных воздействий. Другой большой блок данной единой обучающей программы представлен теорией и практикой нейропсихологической диагностики, коррекции и профилактике. Многолетний опыт убедительно доказывает, что данный вид психологического сопровождения детей с отклоняющимся развитием на определенных этапах их коррекции и абилитации крайне эффективен и валиден. Более того, определенные виды такой работы не просто желательны, но необходимы в силу их соответствия  определенным онтогенетическим механизмам.


Цель программы — совершенствование профессиональных компетенций обучающихся в области    нейропсихологического подхода к диагностике, коррекции, профилактике, прогнозированию и абилитации процессов развития в норме, субнорме и патологии. Формирование у специалистов-профессионалов навыков системного (синдромного) анализа феномена отклоняющегося развития с позиций нейропсихологического подхода для создания междисциплинарной модели диагностики, коррекции, абилитации, профилактики и прогнозирования процессов развития. Осевым подходом является при этом МЗО — базовая нейропсихологическая технология психолого-педагогического сопровождения детей с различными вариантами психологического развития.


Задачи программы:


  1. Анализ современных теоретических и научно-прикладных нейропсихологических технологий, направленных на синдромный дифференциально-диагностический анализ многофакторного патофеномена «отклоняющееся развитие» и создание системных, адекватных первичному патомеханизму коррекционных (абилитационных, профилактических) моделей.

  2. Ознакомление специалистов, работающих над проблемами отклоняющегося развития с междисциплинарной моделью системного медико-психолого-педагогического сопровождения детей, демонстрирующих те или иные варианты психического дизонтогенеза.

  3. Овладение специалистами, проходящими настоящий курс ФПК основными дифференциально-диагностическими и коррекционными (абилитационными, профилактическими) методами общей нейропсихологии и  нейропсихологии детского возраста и навыками синдромного анализа выявляемой феноменологии.

  4. Трансляция опыта практического внедрения комплексного нейропсихологического сопровождения детей с отклоняющимся развитием в образовательный или клинический процесс (в детских садах, школах, интернатах, клиниках, консультативных, досуговых и коррекционных центрах и т.д.) в общеобразовательном и инклюзивном контексте.

  5. Активизировать и сформировать у слушателей систему базовых теоретических нейропсихологических понятий и научно-прикладных знаний и умений, необходимых для работы в проблемном поле процессов развития.


Уважаемые слушатели! Для более качественного освоения курса по нейропсихологии Вам предлагается познакомиться с литературными источниками, на содержание которых ссылается преподаватель Семенович Анна Владимировна в ходе проведения своих занятий.


Год издания и издательство предлагаемых книг могут быть любыми.

  • А.Р. Лурия «Высшие корковые функции человека»
  • А.Р. Лурия «Основы нейропсихологии»
  • Л.С. Цветкова «Нейропсихологическая реабилитация больных»
  • Л.С. Цветкова «Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление»
  • Н.К. Корсакова, Л.И. Московичюте «Клиническая нейропсихология»
  • А.В. Семенович «Введение в нейропсихологию детского возраста»
  • А.В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза»
  • А.В. Семенович «Эти невероятные левши»

Нейропсихолог Анна Семенович о вреде «раннего развития» » Сайт Владимира Кудрявцева

Нейропсихолог Анна Семенович о вреде "раннего развития"

В словосочетании «раннее развитие» ключевое слово — все-таки второе, «развитие». Приходится об этом напоминать, потому что многих взрослых привлекает первое…

Сейчас эксперты не устают говорить об особом вреде ранней муштры детишек в садиках с «особыми» образовательными программами, в специализированных студиях и спортивных секциях, занятий с репетиторами дома, начиная с полутора лет, но большинство тех же родителей не подозревают об их масштабе. И вот, на потоке (и нарасхват) — очередная «Математика, не отрываясь от груди». Дорожки к развалам с такой литературой вымощены благими намерениями и мифами о том, что «после трех лет поздно».

Моя коллега Анна Владимировна Семенович — на мой взгляд, лучший практикующий нейропсихолог в России — в особых представлениях не нуждается. Ее имя известно в широком кругу родителей, не говоря уже об остальных взрослых, имеющих прямое отношение к детству и детям…

Владимир Кудрявцев

Отстаньте от детей!

28.02.2016

А.В. Семенович — нейропсихолог, кандидат психологических наук, профессор кафедры клинической психологии ф-та психологического консультирования МГППУ. Автор более 200 книг, в том числе учебников «Введение в нейропсихологию детского возраста», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» и практических пособий, адресованных практическим психологам, педагогам и родителям.

Анна Владимировна, как, с точки зрения нейропсихолога, вы относитесь к раннему развитию детей, когда уже с 2,5–3 лет начинают учить читать, писать, считать?

Категорически отрицательно. Для примера можно привести такую аналогию: хорошо или нет, когда люди вступают в половой контакт в 10 лет? Ведь ясно, что ни физиологически, ни психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов и ничего кроме травмы из этого не последует. И это всем однозначно понятно и доказательств никаких не требуется.

Есть нейрофизиологические законы развития мозга. Его энергетический потенциал ограничен в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть актуально направлена. Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики.

Два—три года — это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка. А если вы начинаете его учить писать, читать, считать — нагружать его познавательные процессы — то вы отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного) развития. Вполне вероятно проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут лечить.

Последствия этого отбора энергии, кстати говоря, могут сказаться и не сразу, и тогда в 7 лет начинают удивляться, откуда «вдруг» берется энурез, откуда «вдруг» берутся страхи. Почему «вдруг» возникают эмоциональные срывы в пубертате, никто не понимает, почему ребенок стал агрессивным или гиперактивным.

A все-таки надо готовить ребенка к школе? Если да, то когда это надо начинать?

Здесь вопрос такой: что значит готовить ребенка к школе?

Приучение ребенка к элементарному распорядку дня является подготовкой к школе? Тогда это, безусловно, можно начинать с 2–3 лет. Ребенок приучается к тому, что завтрак у него тогда-то, обед тогда-то. В футбол он играет в этих штанишках, а в театр идет вот в этом костюмчике.

Готовить же к школе в смысле обучения чтению и счету, конечно же, надо, но позже. Испокон века это начиналось года в четыре, лучше в пять.

Почему-то все считают, что познавательные процессы развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы. А ведь развитие познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес, и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает. А потом говорит: «А вот фиалка. Она какая?» А потом спрашивает: «Как тебе кажется, что похожего у них и что разного? Ведь это оба цветочки». Вот это и есть развитие познавательных процессов. Как ригидный нейропсихолог уверяю вас, что это самая лучшая «подготовка к школе» в 3-4 года.

То же самое можно сделать, когда ребенок сидит за столом, и мама спрашивает его: «Как тебе кажется, сейчас мы обедаем или завтракаем? А что на столе такого, чего не было за завтраком?» А еще лучше, если она его спрашивает до того, как накрывает на стол. Она может поинтересоваться: «А что мы с тобой поставим на стол, когда будем обедать? Мы будем ставить чашки или стаканы?» Это ведь тоже развитие познавательных процессов.

А когда бабушка читает ребенку вслух, разве это не развитие его познавательных способностей?

А что мы видим в нашей практике? Как правило, ребенка просто натаскивают. При этом он остается абсолютно дезадаптивен с точки зрения нормальных, бытовых знаний. Опять же есть закон: любое развитие идет от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Если мы в три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон переворачиваем наоборот. А законы психологии и эволюции должны так же неуклонно выполняться, они так же универсальны, как законы Ньютона. И нарушать их можно только на свой страх и риск.

Я здесь не говорю о детях, которые сами прекрасно в четыре года учатся читать. Но делать это универсальной программой развития, на мой взгляд, некорректно.

Сейчас очень много групп раннего творческого развития и родители предпочитают отдавать туда детей перед школой. Что вы скажете по этому поводу?

Пусть это будет творческое развитие типа «драмкружок, кружок по фото». Если родители с трех лет отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись», или пусть вышивает крестиком, лепит — ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры.

Ни один человек не может ответить мне на вопрос: «Почему ребенок к концу второй четверти должен читать со скоростью 152 знака в минуту, а не 148?» И почему он должен делать это к 15 ноября, а не к 15 марта? Что за необходимость читать со скоростью 152 знака в минуту? Ведь это ничего не дает для развития интеллекта ребенка, не прибавляет ему знаний. К этому нельзя относиться иначе как к глупости. Есть индивидуальные психофизиологические особенности. Поэтому один ребенок с этим справится, а другой ребенок, возможно, никогда не научится этому.

К сожалению, сейчас в некоторые классы детей отбирают, в том числе, и по скорости чтения…

Эти люди не в курсе, что информация усваивается разными путями. Вполне возможно, что у части детей усвоение информации никоим образом не связано со скоростью чтения, а связано совершенно с другими факторами, которые у них могут быть развиты очень хорошо. А вот скорость чтения, как любые другие скоростные процессы, у них развита хуже. Есть же разные типы людей, и это напрямую касается скоростных процессов.

Более того, человек может читать с колоссальной скоростью, но при этом быть дебилом. Кстати говоря, у гидроцефалов вообще может быть великолепная память, и мы знаем массу гидроцефалов, которые преуспевают в своей политической и профессиональной карьере просто потому, что они с дикой скоростью говорят и цитируют. Только это не имеет абсолютно никакого отношения к интеллекту.

На что следует обратить внимание родителям, психологам, учителям для определения готовности ребенка к началу обучения в школе? Отдавать ребенка в шесть лет или подождать?

Я бы отдавала в семь лет, раз так природа захотела. Потому что нейрофизиологически именно в семь лет формируется произвольное внимание и многие другие мозговые механизмы, которые позволяют ребенку быть успешным в обучении. Иначе говоря, мозг готов к тому, чтобы ребенок просто высидел эти 45 минут.

Мне, как человеку, знакомому с законами эволюции, очевидно, что опережение так же пагубно, как задержка. «Всему свое время», говорил «товарищ» Экклезиаст. А он старался глупости не говорить. Так что те, кто говорит об опережении, пусть его перечитают, тогда все будет нормально. Природа ничего нового за две тысячи лет не придумала.

Какие признаки должны настораживать родителей перед тем, как отдавать ребенка в школу?

Я бы пожелала родителям не прятать голову в песок и иногда относиться к своему ребенку, как к чужому, то есть смотреть на него со стороны. И если родитель хоть на минуту «выйдет» из роли и представит, что его ребенок не самый гениальный, то он может увидеть какие-то вещи, о которых у другого ребенка он бы сказал: «Боже мой, какой ужас!»

Я не пугаю родителей, а наоборот, хочу поставить их в позицию нормального взрослого, наблюдающего за своим ребенком. Не закрывать на все глаза, а потом спохватываться: «Все плохие, учителя плохие!» Я призываю беспристрастно оценить: «Вот ваш ребенок, посмотрите, почему он не контактирует с другими ребятами, почему он агрессивен?»

Нужно уметь относиться к своему ребенку отстраненно, не объяснять его особенности только необыкновенностью, а советоваться с профессионалами.

Перед поступлением в школу родители начинают думать, куда ребенка определить, в гимназический или в простой класс. Программа «один—три», «один—четыре»…

Родители бывают самые разные. И я тех родителей, которые приходят по поводу каких-то своих сомнений относительно ребенка, всегда спрашиваю: «Вам нужно что, чтобы ребенок ваш был здоров или чтобы он через 10 лет закончил школу?»

Умные родители говорят, что хотелось бы ребенка иметь здорового. Я говорю, так вы отдайте в 1–4, если сейчас есть какие-то проблемы, пусть у него будет лишний год на «раскачку». Он потом обгонит многих сверстников. Зачем же его ставить в ситуацию безвыходности. А так у него есть возможность просто «встать на ноги», автоматизировать какие-то учебные операции и т.д.

Точку зрения нейропсихолога мы узнали. А есть ли у вас личное, житейское мнение по поводу раннего развития?

Я сама в три года спокойно научилась читать, одновременно занимаясь английским и музыкой. Но у меня были бабушки, тетушки, которые с трех лет мне четко сформулировали один тезис, который я запомнила одновременно с азбукой: «Твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека».

Двадцать лет назад, когда еще был институт бабушек, институт нормального воспитания, происходило сглаживание многих острых углов. Сейчас же этого нет и нет ничего адекватного взамен. Поэтому в совокупности с ориентацией на раннее интеллектуальное развитие можно уже сегодня вызвать эмоциональное выхолащивание детской популяции. Меня больше всего пугает именно это.

Обратите внимание, что вы имеете дело с человеком, которому с детства объясняли, что он вундеркинд из вундеркиндов, только лентяй. Так что прошу учесть, что это говорит не двоечник, это говорит лидер всегда и во всем. И этот лидер говорит: «Отстаньте от детей!»

<!—dle_leech_begin—>[url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cDovL2Vjb25ldC5ydS8%3D]www.econet.ru[/url]<!—dle_leech_end—>


Семенович Анна Владимировна — Нейропсихологическая помощь детям и подросткам

«Отстаньте от детей!» А.В. Семенович

Нейропсихолог, канд. психол. наук, профессор кафедры клинической психологии факультета психологического консультирования МГППУ.  Автор более 200 книг, в том числе учебников «Введение в нейропсихологию детского возраста», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» и практических пособий, адресованных практическим психологам, педагогам и родителям.

Анна Владимировна, как, с точки зрения нейропсихолога, вы относитесь к раннему развитию детей, когда уже с 2,5–3 лет начинают учить читать, писать, считать?

Категорически отрицательно. Для примера можно привести такую аналогию: хорошо или нет, когда люди вступают в половой контакт в 10 лет? Ведь ясно, что ни физиологически, ни психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов и ничего кроме травмы из этого не последует. И это всем однозначно понятно и доказательств никаких не требуется.

Есть нейрофизиологические законы развития мозга. Его энергетический потенциал ограничен в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть актуально направлена. Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики.

Два—три года — это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка. А если вы начинаете его учить писать, читать, считать — нагружать его познавательные процессы — то вы отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного) развития. Вполне вероятно проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут лечить.

Последствия этого отбора энергии, кстати говоря, могут сказаться и не сразу, и тогда в 7 лет начинают удивляться, откуда «вдруг» берется энурез, откуда «вдруг» берутся страхи. Почему «вдруг» возникают эмоциональные срывы в пубертате, никто не понимает, почему ребенок стал агрессивным или гиперактивным.

A все-таки надо готовить ребенка к школе? Если да, то когда это надо начинать?

Здесь вопрос такой: что значит готовить ребенка к школе?

Приучение ребенка к элементарному распорядку дня является подготовкой к школе? Тогда это, безусловно, можно начинать с 2–3 лет. Ребенок приучается к тому, что завтрак у него тогда-то, обед тогда-то. В футбол он играет в этих штанишках, а в театр идет вот в этом костюмчике.

Готовить же к школе в смысле обучения чтению и счету, конечно же, надо, но позже. Испокон века это начиналось года в четыре, лучше в пять.

Почему-то все считают, что познавательные процессы развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы. А ведь развитие познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес, и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает. А потом говорит: «А вот фиалка. Она какая?» А потом спрашивает: «Как тебе кажется, что похожего у них и что разного? Ведь это оба цветочки». Вот это и есть развитие познавательных процессов. Как ригидный нейропсихолог уверяю вас, что это самая лучшая «подготовка к школе» в 3-4 года.

То же самое можно сделать, когда ребенок сидит за столом, и мама спрашивает его: «Как тебе кажется, сейчас мы обедаем или завтракаем? А что на столе такого, чего не было за завтраком?» А еще лучше, если она его спрашивает до того, как накрывает на стол. Она может поинтересоваться: «А что мы с тобой поставим на стол, когда будем обедать? Мы будем ставить чашки или стаканы?» Это ведь тоже развитие познавательных процессов.

А когда бабушка читает ребенку вслух, разве это не развитие его познавательных способностей?

А что мы видим в нашей практике? Как правило, ребенка просто натаскивают. При этом он остается абсолютно дезадаптивен с точки зрения нормальных, бытовых знаний. Опять же есть закон: любое развитие идет от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Если мы в три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон переворачиваем наоборот. А законы психологии и эволюции должны так же неуклонно выполняться, они так же универсальны, как законы Ньютона. И нарушать их можно только на свой страх и риск.

Я здесь не говорю о детях, которые сами прекрасно в четыре года учатся читать. Но делать это универсальной программой развития, на мой взгляд, некорректно.

Сейчас очень много групп раннего творческого развития и родители предпочитают отдавать туда детей перед школой. Что вы скажете по этому поводу?

Пусть это будет творческое развитие типа «драмкружок, кружок по фото». Если родители с трех лет отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись», или пусть вышивает крестиком, лепит — ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры.

Ни один человек не может ответить мне на вопрос: «Почему ребенок к концу второй четверти должен читать со скоростью 152 знака в минуту, а не 148?» И почему он должен делать это к 15 ноября, а не к 15 марта? Что за необходимость читать со скоростью 152 знака в минуту? Ведь это ничего не дает для развития интеллекта ребенка, не прибавляет ему знаний. К этому нельзя относиться иначе как к глупости. Есть индивидуальные психофизиологические особенности. Поэтому один ребенок с этим справится, а другой ребенок, возможно, никогда не научится этому.

К сожалению, сейчас в некоторые классы детей отбирают, в том числе, и по скорости чтения…

Эти люди не в курсе, что информация усваивается разными путями. Вполне возможно, что у части детей усвоение информации никоим образом не связано со скоростью чтения, а связано совершенно с другими факторами, которые у них могут быть развиты очень хорошо. А вот скорость чтения, как любые другие скоростные процессы, у них развита хуже. Есть же разные типы людей, и это напрямую касается скоростных процессов.

Более того, человек может читать с колоссальной скоростью, но при этом быть дебилом. Кстати говоря, у гидроцефалов вообще может быть великолепная память, и мы знаем массу гидроцефалов, которые преуспевают в своей политической и профессиональной карьере просто потому, что они с дикой скоростью говорят и цитируют. Только это не имеет абсолютно никакого отношения к интеллекту.

На что следует обратить внимание родителям, психологам, учителям для определения готовности ребенка к началу обучения в школе? Отдавать ребенка в шесть лет или подождать?

Я бы отдавала в семь лет, раз так природа захотела. Потому что нейрофизиологически именно в семь лет формируется произвольное внимание и многие другие мозговые механизмы, которые позволяют ребенку быть успешным в обучении. Иначе говоря, мозг готов к тому, чтобы ребенок просто высидел эти 45 минут.

Мне, как человеку, знакомому с законами эволюции, очевидно, что опережение так же пагубно, как задержка. «Всему свое время», говорил «товарищ» Экклезиаст. А он старался глупости не говорить. Так что те, кто говорит об опережении, пусть его перечитают, тогда все будет нормально. Природа ничего нового за две тысячи лет не придумала.

Какие признаки должны настораживать родителей перед тем, как отдавать ребенка в школу?

Я бы пожелала родителям не прятать голову в песок и иногда относиться к своему ребенку, как к чужому, то есть смотреть на него со стороны. И если родитель хоть на минуту «выйдет» из роли и представит, что его ребенок не самый гениальный, то он может увидеть какие-то вещи, о которых у другого ребенка он бы сказал: «Боже мой, какой ужас!»

Я не пугаю родителей, а наоборот, хочу поставить их в позицию нормального взрослого, наблюдающего за своим ребенком. Не закрывать на все глаза, а потом спохватываться: «Все плохие, учителя плохие!» Я призываю беспристрастно оценить: «Вот ваш ребенок, посмотрите, почему он не контактирует с другими ребятами, почему он агрессивен?»

Нужно уметь относиться к своему ребенку отстраненно, не объяснять его особенности только необыкновенностью, а советоваться с профессионалами.

Перед поступлением в школу родители начинают думать, куда ребенка определить, в гимназический или в простой класс. Программа «один—три», «один—четыре»…

Родители бывают самые разные. И я тех родителей, которые приходят по поводу каких-то своих сомнений относительно ребенка, всегда спрашиваю: «Вам нужно что, чтобы ребенок ваш был здоров или чтобы он через 10 лет закончил школу?»

Умные родители говорят, что хотелось бы ребенка иметь здорового. Я говорю, так вы отдайте в 1–4, если сейчас есть какие-то проблемы, пусть у него будет лишний год на «раскачку». Он потом обгонит многих сверстников. Зачем же его ставить в ситуацию безвыходности. А так у него есть возможность просто «встать на ноги», автоматизировать какие-то учебные операции и т.д.

Точку зрения нейропсихолога мы узнали. А есть ли у вас личное, житейское мнение по поводу раннего развития?

Я сама в три года спокойно научилась читать, одновременно занимаясь английским и музыкой. Но у меня были бабушки, тетушки, которые с трех лет мне четко сформулировали один тезис, который я запомнила одновременно с азбукой: «Твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека». Двадцать лет назад, когда еще был институт бабушек, институт нормального воспитания, происходило сглаживание многих острых углов. Сейчас же этого нет и нет ничего адекватного взамен. Поэтому в совокупности с ориентацией на раннее интеллектуальное развитие можно уже сегодня вызвать эмоциональное выхолащивание детской популяции. Меня больше всего пугает именно это.

Обратите внимание, что вы имеете дело с человеком, которому с детства объясняли, что он вундеркинд из вундеркиндов, только лентяй. Так что прошу учесть, что это говорит не двоечник, это говорит лидер всегда и во всем. И этот лидер говорит: «Отстаньте от детей!»

Источник: http://the-toy.ru

 

Нейропсихологическая коррекция — Википедия

Нейропсихологи́ческая корре́кция (нейрокорре́кция) — комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.

Нейропсихологическая коррекция предназначена для детей с самого раннего до школьного и подросткового возраста. Особенно она показана при таких видах дизонтогенеза, как ранний детский аутизм, умственная отсталость, задержка психического развития различных типов, общее нарушение развития, алалии, дизартрии, дизграфии, дислексии, СДВГ, ДЦП. В том числе, нейрокоррекция помогает и детям, испытывающих сложности в обучении в силу психологических причин (невротических расстройств, психосоматических расстройств, особенностей личности), при общем физическом недоразвитии, при школьной дезадаптации и стрессовых расстройствах.

Нейропсихологическая коррекция, как метод, возникла на основе разработок нейропсихологии.

Нейропсихология возникла в 40-х годах прошлого столетия, на стыке нескольких научных дисциплин: неврологии, психологии, психофизиологии и др. Основная задача нейропсихологии — изучение мозговых основ психической деятельности. Её клиническими задачами являются изучение механизмов нарушения высших психических функций и связь их нарушений с определёнными зонами мозга.

Впервые целостная концепция нейропсихологической коррекции была создана Марией Монтессори, итальянским педагогом, которая полагала, что обогащение чувственного опыта и развитие моторики (сенсомоторная коррекция) автоматически приведут к развитию мышления, поскольку являются его предпосылками.

Трёхэтапную систему нейрокоррекции разработал бельгийский педагог Ж. О. Декроли. Первый этап был посвящён развитию сенсорики, второй — формированию мышления в процессе овладения языком и речью, и третий — воспитанию культуры деятельности ребёнка (пение, движения, рисование, ручной труд и т. д.).

Системы коррекции в России разрабатывали А. Н. Граборов, Г. М. Дульнев и другие.

Современные методы нейропсихологической коррекции базируются на теориях Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, а также разработках современных специальных психологов и нейропсихологов (В. И. Лубовский, Ж. М. Глозман, Т. В. Ахутина, Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Г. Р. Новикова, А. В. Семенович, Л. С. Цветкова).

В настоящее время нейропсихологическая коррекция пользуется большим спросом, поскольку является очень эффективным методом восстановления естественного хода развития ребёнка и помощи ему в подготовке к предстоящему обучению в школе.

Как правило, выделяются четыре этапа:

  1. Диагностический этап. На данном этапе при помощи нейропсихологического обследования выявляют актуальный уровень развития и знаний ребёнка, выделяют особенности функционирования мозговых структур, а также разрабатывают индивидуальную коррекционную программу.
  2. Установочный этап. Данный этап направлен на создание у ребёнка и его родителей необходимой мотивации и активной установки на прохождение нейропсихологической коррекции. Устанавливается эмоциональный контакт как с ребёнком, так и с его родителями, что необходимо для дальнейшей работы.
  3. Коррекционный этап. Осуществляется программа нейрокоррекции в соответствии с разработанным ранее планом.
  4. Оценка эффективности коррекционной работы. Проводится контрольное нейропсихологическое обследование, которое позволяет зафиксировать результат коррекции. Следует заметить, что максимальный эффект может быть достигнут не менее, чем спустя 6-7 месяцев коррекционной работы с ребёнком.
  1. Принцип учёта двухстороннего взаимодействия между морфогенезом мозга и формированием психики
    Этот принцип означает, что для появления психической функции необходим определённый уровень зрелости структур мозга и нервной системы. В то же время активное функционирование и коррекция влияет на созревание структур мозга и нервной системы. (Сформулирован П. Я. Гальпериным).
  2. Принцип системности
    Нейрокоррекция направлена не на преодоление одного дефекта, а на гармонизацию психического функционирования и личности ребёнка в целом.
  3. Принцип опоры на сохранные формы деятельности
    Нейропсихологический подход в коррекции означает развитие слабых звеньев при опоре на сильные стороны психики.
  4. Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребёнка
    В программе нейрокоррекции учитываются личностные и эмоциональные особенности ребёнка, его семейная ситуации и другие факторы, влияющие на формирование высших психических функций.
  5. Принцип вовлечения
    Нейропсихолог должен создать ситуацию эмоционального включения ребёнка в процесс коррекции, а также создать необходимую мотивацию.
  6. Принцип «замещающего онтогенеза»
    Данный принцип заключается в последовательном воспроизведении нарушенных этапов развития, начиная от самого раннего.
  7. Принцип комплексности
    Воздействие оказывается комплексно — на эмоциональную, когнитивную и сенсомоторную сферы.
  8. Принцип «от простого к сложному»
    Это дидактический принцип, который обязательно учитывается при построении коррекционной программы для ребёнка.

Коррекционная работа может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме.

Нейрокоррекция может проводиться в форме игровых занятий, в форме комплекса двигательных упражнений (сенсомоторная коррекция), дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции.

  • На развитие и коррекцию познавательных функций, а также входящих в них компонентов нацелено направление, разработанное Т. В. Ахутиной, Н. М. Пылаевой, Л. С. Цветковой (1985—2003).
  • Большой интерес представляют программы нейрокоррекции, направленные на развитие мнестических функций (разработки Э. Г. Симерницкой, Ю. В. Микадзе, Н. К. Корсаковой). К ним относятся методики «Лурия-90», «Диакор» (1994—1995).
  • А. В. Семенович разработала методику «Замещающий онтогенез» (2003), направленную на коррекцию функций в соответствии с концепцией трёх блоков мозга А. Р. Лурии.
  • К интегративным подходам относятся коррекционно-развивающие программы Н. Я. Семаго и М. М. Семаго (2000), а также программы сенсомоторной коррекции Т. Г. Горячевой и А. С. Султановой (2003).

Сенсомоторная коррекция через двигательные и игровые упражнения решает следующие задачи:

  1. Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.
  2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение — важно при письме, и не только).
  3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног.
  4. Развивается слуховое и зрительное внимание.
  5. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другие важные вещи.