Корень | Правило | Примеры |
1. –лаг- — -лож- | Перед Г пишется А, перед Ж пишется О | Полагать, сложить Исключение: полог |
2. –каса- — -кос- (но:коса) | Если после корня есть суффикс А, в корне пишется А | Касаться, коснуться |
3. –гор- — -гар- ( но: гора) | Под ударением пишется А, без ударения – О | Загар, сгореть Искл. выгарки |
4. –зор- — -зар- | Под ударением — как слышится, без ударения пишется А | Зорька, зарево, заря, зарница |
5. –раст- — -ращ- — -рос- | Перед СТ и Щ пишется А. Искл.: росток, отрасль | Растение, сращение. Выросли. |
6. –равн- — -ровн- | В значении «равный, одинаковый» пишется А, в значении «ровный, гладкий, прямой» — О Исключение: равнина | Равняться, уравнение. Сровнять с землёй |
7. –клан- — -клон- | Под ударением – как слышится, без ударения — О | Кланяться, поклон. Склонение |
8. –твар- — -твор- | Под ударением – как слышится, без ударения – О | Творчество, тварь. Творение |
9. –скак- (-скач-) — -скоч- | Под ударением – как слышится, без ударения: перед Ч пишем О, перед К пишем А. Искл.: скачок, скачу, скачи. | Соскочить, поскакал. |
10. –плав- — -плов- | Буква А пишется во всех случаях, кроме слов ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА | Плавучий, плавник. Исключение: плывуны |
11. –мак- — -мок- | В значении «погружать в жидкость» пишется А, в значении «пропускать жидкость» пишется О. | Макать хлеб в мёд. Непромокаемый плащ. |
Материал по русскому языку по теме: Учебные таблицы для начальной школы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья учителя начальной школы Калугиной Т.Г. Охранительный педагогический режим учебного процесса в начальной школе.
Статья Калугиной Т.Г. содержит практические рекомендации по созданию сохраняющих здоровье условий воспитания и обучения детей. .В их основе — многолетний опыт работы учителя с детьми с особыми о…
Учебно-методическое пособие «Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы». Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.
Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо…
Таблицы для начальной школы
Таблицы по русскому языку и математике в помощь ученикам на уроке и дома….
Использование диаграмм и таблиц в начальной школе на уроке математики по теме «Уравнения с переменными в обеих частях»
В данной статье описан практический опыт применения информационно-коммуникационных технологий на уроке математики в 4-м классе по системе общего развития Л.В.Занкова…
Таблицы для начальной школы
-…
Интегрированный урок в 4 классе (математика-технология) по теме: Диаграммы, таблицы. УМК Начальная школа 21 века.
Данный материал представляет собой технологическую карту интегрированного урока в 4 классе по программе «Начальная школа 21 века». Объединяет две образовательные области: математику (раздел «Графики. …
Статья на тему «Учебный диалог в начальной школе как одна из интерактивных форм обучения в начальной школе»
Статья из опыта работы….
Учебно-методическое пособие по русскому языку на тему: Таблицы по русскому языку
10.Состав слова (С.С.) – выпиши слово правильно. Разбери его по составу.
Делай так: приморская
11.Правописание приставок (П.П.) – выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Напиши.
ещё два слова с такой же приставкой.
Делай так: полетели, побежали, потянули.
12.Правописание предлогов (П.ПР.) – выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог
со словом пишется раздельно: между предлогом и словом подставь другое слово. Подчеркни предлог.
Напиши ещё два слова с таким же предлогом.
Делай так: к (высокому) дереву, к (маленькой) девочке, к (грузовому) самолёту.
13. Разделительный твёрдый знак (Т.З.) – выпиши слово правильно. Подчеркни твёрдый знак.
Выдели приставку и подчерни букву ( Е, Ё, Ю, Я), которые разделяет твёрдый знак.
Напиши ещё два слова на это правило.
Делай так: в ъехал, с ъезд, об ъявление.
14. Мягкий знак после шипящих (М.З. Ш.) – выпиши слово правильно. Определи род имени
существительного. Подчерни шипящий на конце слова. Определи, есть ли мягкий знак после шипящего.
Напиши ещё два слова на это правило.
ж. р. ж. р. ж. р. м. р. м. р м. р
Делай так: ночь, помощь, дочь, луч, шалаш, товарищ.
15. Безударные падежные окончания (П.О) – выпиши слово правильно. Выдели окончание.
Поставь слово в начальную форму (И.п), определи склонение, падеж. Придумай своё слово.
Делай так: На опушке — опушка, I скл, П.п.
На полянке — полянка, I скл, П.п.
16. Разбор предложения (Р. П.) – выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения.
Делай так: Седые туманы плывут к облакам.
17. Однородные члены предложения (О. Ч.) – выпиши предложение. Подчеркни главные и
однородные члены предложения. Вспомни о знаках препинания при однородных членах.
Делай так: Ученики читали, решали, считали.
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (8 класс) на тему: Памятка по русскому языку для 8 класса (таблицы и схемы)
Памятка 8 класс. Синтаксис.
Таблица № 1 Типы связи слов в словосочетаниях
Согласование | Управление | Примыкание |
Зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное (изменяются оба слова). старый сарай (И.п.) старого сарая(Р.п.) старым сараем (Т.п.)
| Зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное (изменяется только главное слово). освоение глубин освоением глубин освоению глубин. | Зависимое неизменяемое слово (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие) связывается с главным только по смыслу. настойчиво интересоваться; пришел поговорить; спал улыбаясь. !!!притяжательные местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ Т.К. ЭТИ СЛОВОФОРМЫ НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ: его портфель, ее сумка, их ребенок |
Таблица № 2 Способы выражения подлежащего
Имя сущ., прилаг. (в роли сущ.), местоим. в И.п. | Снег идет. Кто-то постучал. Бородатый оглянулся. |
Причастие в роли сущ. в И.п. | Танцующие были неподражаемы. Сидящий поднял голову. |
Неопределенная форма глагола. | Любить – значит прощать. Учиться – дело нужное. |
Наречие | Твои завтра мне надоели. |
Междометие | По лесу разносилось «ау». |
Числительное | Десять не делится на три без остатка. Четверо пробежали мимо меня. |
Фразеологизм | Семь пятниц на неделе у ленивого. У него золотые руки. |
Словосочетания | Брат с сестрой вернулись порознь. Прошло три года. У меня много работы. Несколько человек отошли в сторону. |
Союзным словом | Я отложил подальше приключенческий роман, который мешал мне сосредоточиться на подготовке к контрольной работе. |
Таблица № 3 СКАЗУЕМОЕ
Простое глагольное Составное глагольное (СГС) Составное именное (СИС)
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ =
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА + НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА
Глаголы со значением:
- начала (начать, начинать, стать) Я начал спускаться.
- конца (перестать, переставать, кончать, кончить) Он перестал повторять.
- продолжительности (продолжать) Учитель продолжал настаивать.
- желательности ( хотеть, захотеть, желать, пожелать, собираться)
- возможности действия (мочь, смочь, уметь, суметь)
Краткие прилагательные
должен, рад, готов, обязан, способен, намерен Я намерен бороться.
СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ =
ГЛАГОЛ-СВЯЗКА + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ (сущ., прилаг., числит. и др., кроме глагола)
Глаголы-связки:
- глагол БЫТЬ Я буду врачом.
- глаголы делаться, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться, жить, сидеть. Она стала грустной. Здесь звуки взрывов казались громче.
Второстепенные члены предложения.
Таблица № 4 . Определение
Согласованное определение (согласование)
Форма | Примеры |
1. Полное прилагательное | Солнечный день; любимая книга; отцовы слова. |
2. Полное причастие | Выполненное дело; зеленеющий лес. |
3. Местоимение-прилагательное | Всякое слово; чья-то рука; этот город; никакого шума. |
4. Порядковое числительное | Первый день; во втором ряду. |
5. Числительное один | Одно перо; одна тетрадь. |
Несогласованное определение (управление, примыкание)
Форма | Примеры |
1. Имя существительное, местоимение-существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога | Полёт лётчика; блузка в горошек; дама в шляпе; юбка складками; мебель из берёзы; аллея перед домом; баночка из-под крема. |
2. Инфинитив | Жажда познать; стремление увидеть. |
3. Наречие | Поворот налево; глаза навыкате. |
4. Прилагательное в сравнительной степени | Деревья поменьше; арбузы поспелее. |
5. Притяжательные местоимения его, её, их | Её брат; их забота. |
6. Цельные словосочетания с главным словом – существительным | Девушка с голубыми глазами; девушка высокого роста; человек большого ума. |
Таблица № 5 Дополнение.
Дополнение
(вопросы косвенных падежей)
Прямое Косвенное
1.Сущ., мест.в В.п. без предлога 1. В.п. с предлогом + все формы падежей
Пишу письмо Стираю бельё борьба за свободу отдал мне
2. Р.п.+ глагол с не 2.Инфинитив
Я не писал (чего?)письма Я прошу вас (о чем?)говорить
Ночь не принесла прохлады
3. Р.п. (обозначение части целого)
Налил несколько капель.
Таблица № 6 Обстоятельство
Примеры | Способы выражения обстоятельств: |
1.Звонко кукушка вдали куковала. | наречие |
2. Она изменилась до неузнаваемости. | сущ. с пред. |
3.Он работал не покладая рук. | фразеол. оборот |
4. Бегут, играя на солнце, шумные ручьи. | дееприч. оборот |
5. Я приехал повидать тебя. | инфинитив |
6. Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. | сравнительный оборот |
7. И звуки полетят, красуясь и играя. | деепричастие |
Таблица № 7 Односоставное предложение.
Вид предложения | Форма выражения главного члена | Примеры |
Определенно — | 1-е(я,мы), 2-е (ты,вы) лицо ед. и мн.числа наст. и буд. времени и повелительного наклонения глагола | Делаю уроки. Решим задачу завтра |
Неопределенно — | 3-е (они) лицо мн. числа настоящего, будущего времени и мн. число прошедшего времени глагола | По радио передают (передавали) заявление ТАСС. |
Обобщенно — | 1-е, 2-е лицо ед. и мн. числа наст. и буд. времени и повелительного наклонения глагола; 3-е лицо мн. числа глагола. | Цыплят по осени считают. Любишь кататься — люби и саночки возить. |
Безличное | Безличный глагол; краткое страдательное причастие; слово НЕТ; слова категории состояния | Похолодало. Здесь накурено. Нет желания идти. Тепло в комнате. |
Назывное | Существительное в именительном падеже; сочетание имен, одно из которых имеете форму именительного падежа | Ночь. Горы Кавказа. Двенадцать часов. Золотая нива. |
Таблица № 8 Тире между подлежащим и сказуемым
Тире ставится | |
1.Оба главных ч. п. (П-С) выражены сущ. или числ. в именит.падеже | Старание – залог успеха. Дважды два – четыре. Пятнадцать лет – пора мечтаний |
2. Оба главных члена предложения или один из них выражены инфинитивом | Сохранять природу – беречь Родину. Жить на Земле – большое счастье. |
3. Если перед сказуемым стоят слова это, вот, значит. | Вдохновение – это залог успеха. Понять – значит простить. Книга – вот лучший советчик. |
Тире не ставится | |
1.Если подлежащее выражено личным местоимением | Он автор книги. Я честный человек. НО: при противопоставлении ТИРЕ СТАВИТСЯ Ты – хозяин, я – работник. |
2. Если перед сказуемым есть сравнительные союзы: как, словно, будто, точно, как будто. | Облака как причудливые фигуры. Озеро словно зеркало. Лес точно терем. Глаза будто вишни |
3. Если перед сказуемым имеется отрицание «НЕ» или слово «ЕСТЬ» | Дружба не услуга. Ветер не помеха для прогулки. Красота есть источник поэзии НО: при логическом подчёркивании и в пословицах ▬ СТАВИТСЯ Жизнь прожить – не поле перейти. (Посл.)
|
4. Если перед сказуемым есть вводное слово |
Геология, на мой взгляд, наука интересная |
5. Если перед сказуемым есть наречие, союз, частица (кроме это, вот, значит) | Декабрь лишь начало зимы. (Частица). Пихта тоже дерево смолистое. (Союз). Сергей теперь профессор.(Наречие). |
Учебно-методическое пособие по русскому языку (2 класс) на тему: Таблицы по русскому языку
В корне проверяй так:
местный – место
звездный – звезда
- Переноси по слогам.
- Не оставляй одну букву на строке.
- Й, Ь не отделяй от слова.
Ма-ши-на, жуж-жал, зай-ка.
ЛИСА, ЗИМА
ЗИМНИЙ
ЗИМОВАТЬ
- Окончание
- Основа
- Корень
- Приставка
- Суффикс
ПРОИЗНОСИТСЯ С ЧУВСТВОМ
ПРОИЗНОСИТСЯ СПОКОЙНО
Состоит только из главных членов предложения.
Состоит из главных и второстепенных членов предложения.
Таблицы по русскому языку для подготовки к ОГЭ
Задание 3. Изобразительно-выразительные средства
Эпитет (какой ?) | метафора | олицетворение | фразеологизм |
яркое прилагательное прил.+сущ. жестокий бойкот (эпитет) черная доска( не эпитет) | употребление слов в перен. значении чаще глаголы, сущ. ! ищи подл.+сказ. в перен.зн. лес зажигается | наделение неживого предмета качествами живого щепки клюют меня | устойчивое выражение час от часу не легче ловил на лету |
сравнение | гипербола | |
!!! Как, словно, будто, точно, что… глаза горят, словно звезды | отличай от придаточных сравнительных (2 ГО) В углу зашумело, словно кто-то наливал воду в кувшин. | преувеличение |
Задание 4. Правописание приставок
зависит
от звонкости согласного в корне | от глухости согласного в корне | не зависит от глух-звонк | от лексического значения | |||||
ПРИ- | ПРЕ- | |||||||
приближе ние | присоедине ние | неполнота действия «чуть-чуть» | близость «около» | «очень» | пере- | |||
РАЗ- | РАС- | приставка С- | пришли | прибили | приоткрыли | приморье | преглупый | прервали |
БЕЗ- | БЕС- | является исключением | ||||||
ВЗ- | ВС- | |||||||
ИЗ- | ИС- | |||||||
ЧРЕЗ- | ЧЕРЕС- | |||||||
!!! Проверь, действительно ли это приставка: закрой ее |
Задание 5. Правописание Н-НН в суффиксах
прилагательные (от сущ.) | Причастия (какой? от глагола) | Наречия |
1) Не определяется общим правилом (является исключением): деревянный оловянный стеклянный 2) два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса –Н- от сущ. с основой на Н: длинный- длина | 1)в полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется две Н: одурманенные (от гл.одурманить) 2) в кратких страдательных причастиях прошедшего времени одна Н: каков? какова? каковы? (все) сказано 3) является исключением из общего правила: ветреный | 1) В наречиях пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано: как? постоянно |
Задание 7. Синонимичные словосочетания
!!! главное слово пиши без изменения
Заменить согласование управлением (кого? чего? из чего? Детская брань – брань (кого?) детей Клыкастая пасть— пасть с (чем?) клыками | Заменить управление согласованием (какой?) Берег моря – берег (какой?) морской | Заменить управление примыканием (как?) Играть с увлечением – играть (как?) увлеченно |
Задание 8.Грамматическая основа
Помни: бывают односоставные предложения, в тих только сказуемое, подлежащее отсутствует | сказуемое глаголы притягивают именную часть | сказуемое | подлежащее |
быть + имя сущ. стать + сущ, прил становиться+… казаться +… называться +…. делаться + …. являться +… | надо + гл. н.ф. нужно + гл. н.ф. можно + гл. н.ф. нельзя + гл. н.ф. !!! писал + бы |
| |
Сказуемое
(каково?) |
Задание 9. Обособленные члены
Обособленные члены- члены предложения, выделенные запятыми.
Обособленное определение | Необособленное определение | Обособленное обстоятельство | Обособленное приложение | Уточняющее обстоятельство |
причастный оборот (какой?), выделенный запятыми после главного слова | прич. об. перед главным словом | дееприч. оборот один. дееприч. что делая? что сделав? | существительное (=уточнение) кто именно? Иванов, ученик 5 класса, стал победителем. | Место: где? где именно? В школе, в актовом зале, был концерт. Время: когда? когда именно? Зимой, в середине января, обязательно выпадет снег. |
Задание10. Вводные слова
[Вв.сл., ….]. – стоит в начале: одна запятая (одна цифра)
[…., вв.сл., ….]. — в середине: две запятые (две цифры)
[…., вв.сл]. – в конце: одна запятая (одна запятая)
уверенность | неуверенность | чувства | указывают, кому принадлежит сообщение | порядок мысли |
бесспорно безусловно конечно действительно разумеется несомненно правда естественно бывало напротив | наверное может быть может вероятно возможно должно быть кажется по-видимому пожалуй очевидно видимо | к счастью к несчастью к сожалению к удивлению пожалуйста однако | по — моему по моему мнению по — твоему по словам…. говорят на мой взгляд | во-первых во-вторых наконец следовательно таким образом например итак наоборот действительно значит в общем |
Задание 12. Запятая в сложном предложении
сочинительная связь | Подчинительная связь | ||
И, А, НО, ДА, ИЛИ | ЧТО, КТО, КОТОРЫЙ (склоняется), ЕСЛИ, ЧТОБЫ, ПОКА КОГДА, ГДЕ, ХОТЯ, ПОТОМУ ЧТО, частица ЛИ | ||
могут связывать |
[ – = ], (что – = ). (Как только – = ), [ – = ], [ –, (у которого – =, = ), = ]. | ||
ОЧ | 2 ГО | ||
! Если после союза есть грам.основа, значит, выписывай цифру | |||
КАК может связывать | |||
2 ГО | сравнительный оборот |
Задание 11
Количество грамматических основ
!!! Если подчинительный союз, то минимум 2 ГО:
Лягу на диван и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не засну.( Что делаю? 1)Лягу, шепчу, 2)пока не засну. Это не ОЧ, а 2 ГО)
Задание 13. Виды подчинения в СПП
!!! Ищи предложение, в котором 3 грам.основы( 2 подчинительных союза)
2 разных подчинительных союза | ||
однородное 3 ГО | параллельное (=неоднородное) | последовательное |
1) два одинаковых подчин. союза: [ – = ], (что – = ), (что = – ). [ – = ], (как – = ) и (как= – ). | 1)Придаточные относится ко всему главному (Когда – = ), [ – = ], (что = – ). (Если – = ), [ – = ], (чтобы = – ). | Первое придаточное относится к главному, а второе придаточное относится к первому придаточному. |
2) один подчин. союз спрятался, но его можно вставить, перед И нет запятой [ – = ], (что – = ) и ( = – ). [ – = ], (хотя – = ) и ( – = ). | [ –, (если = – ), = ], (что = –). |
|
[ = – ], (что, (когда – = ), – = ) |
Задание 14. Сложное с разными видами связи
!!! Ищи предложение, в котором 3 грам.основы и более
[ – = ], и [ – = ], (что – = ). |
[ – = ] : [ – = ], и [ – = ]. |
[ – = ]; [ – = ], (если – = ). |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. | |
Виды предложений по ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ: ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ –предложения, в которых о чём-либо сообщается (повествуется). В конце этих предложений ставится точка или восклицательный знак. ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ (Наступило долгожданное лето !) (Наступила осень.) ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ – предложения, в которых о чём – либо спрашивается. В конце этих предложений ставится вопросительный знак. ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ – предложения , в которых побуждают к действию (просят, приказывают, советуют) В конце этих предложений ставится точка или восклицательный знак. ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ (Берегите природу!) (Откройте дверь.) | Виды предложений по ИНТОНАЦИИ: ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ – предложения, в которых выражены сильные чувства. В конце этих предложений ставится восклицательный знак. НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ — предложения, которые, произносятся спокойна, без эмоций. В конце этих предложений ставится точка. |
ОБРАЩЕНИЕ – это слово (или сочетание слов), которое называет того, к кому обращаются. В предложении обращение отделяется от других слов запятой. (Ребята,давайте жить дружно!) | НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА имени существительного — это когда оно стоит в ЕДИНСТВЕННОМ числе и ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже. (Кот, книга, очки, ребята, дом, правило) |
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫпредложения ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ (о чём говорится) (что говорится о подлежащем) ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫпредложения (поясняют главные члены и другие второстепенные) ГРАМАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА– это подлежащее и сказуемое | |
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ–это предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Грамматическая основа может состоять : — из двух главных членов. (весело чирикает воробей) — из одного главного члена (подлежащего или сказуемого) (Зима. Замело всё снегом. ) | СЛОЖНОЕ ПРРЕДЛОЖЕНИЕ– это предложение , которое состоит из нескольких простых предложений. Простые предложения в нем отделяются друг от друга запятой. (Наступила зима, выпал первый снег.) |
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ состоит из главного и зависимого слова. Лиса (какая?) хитрая. | ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ–это часть речи, которая обозначает количество предметов или их порядок и отвечает на вопрос СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? (Сколько? Пять, сто. Который? Пятый, сотый.) |
ОДНОКОРЕННЫЕ слова- это слова, которые имеют одинаковый корень и сходное лексическое значение. Соль – солёный – солить. Чтобы найти корень надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. | КОРЕНЬ – это главная значимая часть слова. В корне заключено ОБЩЕЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Чтобы найти корень надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. |
ОСНОВА СЛОВА– это часть слова без окончания. В основе заключено лексическое значение слова. Чтобы найти основу надо отделить окончание. | ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова, которая образует форму и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Чтобы найти окончание надо изменить форму слова. |
ПРИСТАВКА– это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. (ДО-, ПО-, ПРО-, О-, ОБ-, ОТ-, ПОД-, НА-, НАД-, ЗА-, ПРЕД-, ПЕРЕ-, ПРИ-, ВЫ-,В-, У-,С- и т.д.)) Чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. | СУФФИКС – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. (-ИШК-, -К-, -УШК-, -ОНЬК-, -ЕНЬК-, -ИСТ-, -ЩИК-, -ЁР-, -НИК-, — ЧИК-, -ТЕЛЬ-, -АРЬ-, -ИР-, -ОЧК-, -ЕЧК-, и т.д.) |
ПРЕДЛОГ – это самостоятельная часть речи, пишется раздельно с другими словами. Между предлогом и следующим словом можно вставить другое слово или вопрос. (Цветы стоят (в чём?) в вазе. Цветы стоят в красивой вазе.) ПРЕДЛОГИ никогда НЕ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ с глаголом. | Правописание суффиксов –ИК-/-ЕК-. — в суффиксе –ИК-при изменении формы слова гласная сохраняется (билетИК – билетИКи, билетИКа) — в суффиксе –ЕК-при изменении формы слова гласная исчезает. (ГорошЕК–горошКа – горошКи) |
Правописание суффикса -ОК-. После шипящих под ударением в суффиксе –ОК- пишется буква О. (СнежОК, каблучОК, пушОК, | |
Непроизносимый согласный звук. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звуки в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо. (Место – местность, опоздать – поздний) |