ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста – новое направление:

а) культурологии;

б) дошкольной педагогики;

в) естествознания.

2. Цель экологического воспитания в детском саду:

а) формирование начал экологической культуры;

б) формирование ручной умелости

в) развитие сенсорной культуры.

3. Кто не является автором учебного пособия по методике экологического образования:

а) Саморукова П.Г;

б) Николаева С.Н;

в) Мухина В.С.

4. Время возникновения науки «экологии»:

а) 17 век;

б) 19 век;

в) 20 век.

5. Экологическое понятие, которое не может быть использовано при построении методики экологического воспитания дошкольников:

а) среда обитания;

б) взаимосвязь живого организма со средой обитания;

в) биоиндикация экологического состояния биоценоза.

6. При отборе экологических знаний к программе не учитывается принцип:

а) научности и доступности;

б) демократичности;

в) энциклопедичности.

7.Специально организованное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми природы с целью получения представлений об объектах живой и неживой природы называется:

а) наблюдением;

б) моделированием;

в) беседой.

8. К наглядным методам относится:

а) рассказ воспитателя;

б) игра;

в) рассматривание картин.

9.К практическим методам относится:

а) игра;

б) чтение художественной литературы;

в) демонстрация кинофильмов.

10. К словесным методам относится:

а) элементарный опыт;

б) беседа;

в) наблюдение.

11. Наблюдение – метод:

а) чувственного познания природы;

б) абстрактного познания природы;

в)логического познания природы.

12. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении оно может быть:

а) групповым;

б) коллективным;

в) массовым.

13. Из указанного перечня выберете задачу экологического образования детей:

а) развития у ребенка чувства сопричастности с окружающим миром, которое позволяет приобщиться к миру и опыту взрослых;

б) формирование системы знаний о предметах и явлениях природы как основы экологического сознания;

в) развитие способности к анализу и синтезу, к самоконтролю и самооценке при выполнении работ.

14. Из указанного перечня выберете задачу, которая не является задачей экологического образования детей:

а) воспитание гуманного, бережного отношения к природе;

б) воспитание начал экологической культуры;

в) формирование системы познавательных умений.

15. По длительности различают наблюдения:

а) специально организованные;

б) кратковременные;

в) фронтальные.

16. По характеру познавательных задач наблюдения могут быть:

а) распознающими;

б) естественными;

в) длительными.

17. По форме организации наблюдения могут быть:

а) групповые;

в)с раздаточным материалом;

в) длительные.

18.По характеру условий наблюдения могут быть:

а) индивидуальными;

б) специально организованным;

в) распознающими.

19. Автором парциальной программы по экологическому воспитанию дошкольников не является:

а) Рыжова Н.А.

б) Николаева С.Н.;

в) Саморукова П.Г.

20. Парциальной программой по экологическому воспитанию не является программа:

а) «Кроха»;

б) «Юный эколог»;

в) «Жизнь вокруг нас».

21. К творческим играм не относятся:

а) строительные игры с природными материалами;

б) сюжетно – ролевые;

в) подвижные.

22. К играм с готовым содержанием и правилами не относятся:

а) дидактические;

б) подвижные;

в) сюжетно – ролевые.

23. К дидактическим играм не относятся:

а) творческие;

б) настольно – печатные;

в) предметные.

24. Подготовка к наблюдению заключается в том, чтобы:

а) зарисовать объект;

б) наметить задачи;

в) собрать природный материал,

25. Наблюдение в специально организованных условиях — это:

а) труд;

б) моделирование;

в)опыт.

26. В системе работы по экологическому образованию дошкольников используются группы методов:

а) практические;

б) изобразительные;

в) ознакомительные.

27. Виды моделирования при ознакомлении с природой:

а) установочные;

б) предметно-схематические;

в) опорные;

28. Выбрать методический приём, соответствующий обучению игре в младшей группе:

а) воспитатель проигрывает игру вместе с детьми;

б) рассказ воспитателя о содержании и ознакомление с правилами в ходе игры;

в)воспитатель наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты;

29. Выбрать методический приём, соответствующий обучению игре в средней группе:

а) воспитатель наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты;

б) воспитатель проигрывает игру вместе с детьми;

в) рассказ воспитателя о содержании и ознакомление с правилами в ходе игры;

30. Выбрать методический приём, соответствующий обучению игре в старшей группе:

а) воспитатель наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты;

б) воспитатель проигрывает игру вместе с детьми;

в) рассказ воспитателя о содержании и ознакомление с правилами в ходе игры;

31. Виды экологических бесед:

а) занимательная;

б) эвристическая;

в) заключительная;

32. К формам труда в природе не относится:

а) дежурство;

б) индивидуальные поручения;

в) ответственный труд;

33. Принцип энциклопедичности при ознакомлении дошкольников с природой означает: 
а) давать знания детям из всех областей наук, т.е. обо всем понемногу; 
б) проводить занятия небольшими подгруппами; 
в) применять на занятиях больше наглядности; 
34. Метод моделирования в системе экологического образования это… 
а) поисковая деятельность дошкольников 
б) применение игровых обучающих ситуаций 
в) познание природы через различные модели (графические, объемные) и с помощью сенсорных эталонов

35.В требованиях к рассказу воспитателя уберите неверный ответ:

а) учитывать интересы;

б) опираться на возрастные возможности восприятия литературных тестов;

в) давать вымышленные знания;

36. Педагогические требования к организации труда в природе (отметить один неверный)

а) разнообразный по содержанию;

б) формирование практических навыков в единстве со знаниями;

в) трудовая деятельность не должна систематически усложняться;

37. Гигиенические требования к организации труда в природе (отметить один неверный)

а) труд в природе должен быть посыльным;

б) инвентарь должен быть игрушечный, а не настоящий;

в) необходимо обеспечить правильную позу детей в труде;

38. Форма организации работы по экологическому воспитанию дошкольников:

а) занятие;

б) рассказ воспитателя;

в) наблюдение;

39. К формам организации работы по экологическому воспитанию дошкольников не относится:

а) экскурсия;

б) труд;

в) прогулка;

40. В основе формирования у детей элементов материалистического миропонимания природы лежат:

а) реальные, достоверные представления;

б) вымысел;

в) детская художественная литература;

41. Содержание знаний детей о природе определено:

а) в методических рекомендациях;

б) в приложениях к программе;

в) в программе «От рождения до школы».

42. Что относится к явлениям живой природы:

а) растения, животные;

б) вода, песок, камни;

в) гроза, молния, ветер.

43. Что относится к явлениям неживой природы:

а) рыбы, насекомые;

б) улитки, водоросли;

в) солнце, луна.

44. Систематически знакомить детей с природой начинают:

а) со средней группы;

б) с первой младшей группы;

в) со старшей группы.

45. Систематизация знаний о сезонных изменениях природы происходит на основе установления:

а) временных и причинно-следственных связей;

б) пассивного восприятия природы;

в) в процессе самостоятельной деятельности

46. Всех обитателей уголка природы можно разделить на:

а) временных;

б) постоянных;

в) постоянных и временных.

47. Комнатные растения, нуждающиеся в большом количестве солнечного света:

а) герань, кактус, хлорофитум, цикломен;

б) узамбарская фиалка, бегония;

в) маранта,нефролепис, пилея.

48.Комнатные растения, плохо переносящие солнечные лучи:

а) амариллис, аспаргус, гемантус;

б) колеус, пилея, сансевьера;

в) циперус, папирус, примула.

49. Комнатные растения поливают:

а) холодной водой из водопровода;

б) отстоявшейся водой из водопровода;

в) кипяченой водой.

50. Стеблевыми черенками размножаются:

а) традесканция, фикус, бегония;

б) сансевьера, фиалка, бегония – Рекс

в) камнеломка, хлорофитум

51. Листовыми черенками размножаются:

а) амариллис;

б) циперус;

в) сансевьера.

52. Наблюдение как метод ознакомления детей с природой:

а) периодический;

б) основной;

в) незначительный.

53. К практическому методу относится:

а) кинофильм;

б) моделирование;

в) чтение художественной литертуры.

54. К словесному методу относится:

а) беседа;

б) игра;

в) рассматривание картин.

55. К наглядному методу относится:

а) игра;

б) рассказ;

в) наблюдение.

56. Экологические игры с готовым содержанием и правилами:

а) творческие игры природоведческого содержания;

б) дидактические игры

57. Фиксация опыта – это:

а) наблюдение;

б) рисунок, модель;

в) рассказ.

58. Моделирование рассматривается как:

а) совместная деятельность воспитателя и детей;

б) воспитателя;

в) детей.

59. Автор книги для детей «Чей нос лучше?»:

а) Ю.Дмитриев;

б) Н. Павлова;

в) В. Бианки.

60. Автор книги для детей «Золотой луг»:

а) В. Бианки;

б) М. Пришвин;

в) Л. Толстой.

61. В какой возрастной группе вводится дежурство по уголку природы:

а) в младшей;

б) в средней;

в) старшей.

62. Занятия по ознакомлению детей с природой проводятся:

а) со средней группы;

б) со старшей группы;

в) во всех группах детского сада.

63. Целевые прогулки проводятся:

а) со второй младшей группы;

б) со средней группы;

в) со старшей группы.

64. Длительность экологических занятий в средней группе:

а) 15-20 минут;

б) 20-25 минут;

в) 10-15 минут.

65. К земноводным относится:

а) ящерица;

б) лягушка;

в) кролик.

66. пресмыкающимся относятся:

а) тритон;

б)черепаха;

в) крот.

67. К млекопитающим относятся:

а) белка;

б) змея;

в) жаба.

68. К декоративным птицам относится:

а) щегол;

б) чиж;

в) канарейка.

69. Сезонные изменения в живой природе изучает наука:

а) экология;

б) фенология;

в) валеология.

70. Международный День Земли отмечается:

а) 22 марта;

б) 22 апреля;

в) 22 мая.

71. Длительность экологических занятий в младшей группе:

а) 20-25 минут;

б) 10-15 минут;

в) 15-20 минут.

72. Длительность экологических занятий в подготовительной группе:

а) 20-25 минут;

б) 30-35 минут;

в) 15-20 минут

73. Длительность экологических занятий в старшей группе:

а) 30-35 минут

б) 20-25 минут;

в) 15-20 минут.

74. Вид корня у свеклы:

а) репчатый;

б) веретеновидный;

в) мочковатый

75. Вид корня у моркови:

а) нитевидный;

б) веретеновидный;

в) мочковатый.

76. Форма стебля у традесканции:

а) ползучий с приподнимающимися ветками;

б) вьющийся;

в) прямостоячий.

77. «Экологическое пространство» на участке ДОУ – это:

а) миниферма;

б) лаборатория;

в) зимний сад;

78. Самая распространённая форма совместной деятельности в организации «экологических пространств» — это

а) дежурство;

б) наблюдение;

в) создание и поддержание условий необходимых для обитателей;

79. Удалить пыль с листьев узамбарской фиалки можно:

а) влажной тряпочкой;

б) кисточой;

в) при помощи пульвелизатора;

80. Экологоразвивающая среда в ДОУ способствует… 
а) формированию экологически грамотного поведения, 
б) развитию зоркости; 
в) физической подготовке детей; 
81. Луковицами размножаются:

а) амариллис;

б) фикус;

в) циперус;

82. Отпрысками размножаются:

а) крикум

б) камнеломка

в) аспидистра

83 Корневищами размножаются:

а) ципирус

б) хлорофитум

в) традесканция

84. К вредителям комнатных растений относятся:

а) бабочка, жужелица, клоп;

б) тля, щитовка, трипс, паутинный клещ;

85. В комнатных условиях для выгонки луковичных растений используются:

а) геацинт, тюльпан, нарцисс;

б) лилия, гладиолус, крокус;
86. В качестве аквариумных рыбок могут быть использованы рыбы местных водоемов:

а) малый прудовой карась, вьюн, красноперка;

б) щука, окунь, ерш;

87. В качестве аквариумных рыбок могут быть использованы экзотические рыбки:

а) золотая рыбка, скалярия, комета;
б) лещ, сазан, карп;

88. В младшей группе в уголок природы помещают аквариум:

а) с тремя рыбками;

б) с одной рыбкой;

в) много рыбок;

89. В младшей группе содержат певчих птиц:

а) канарейку;

б) щегла;

в) чижа;

90. В средней группе в аквариуме содержат:

а) два вида рыбок, отличающихся по внешнему виду и повадкам;

б) похожих друг на друга рыбок;

в) много разнообразных рыбок;

91. Постоянными обитателями в уголке природы средней группы могут быть млекопитающие:

а) суслик, полевка, сурок;

б) морская свинка, хомяк;

92. К живородящим рыбкам относится рыбка:

а) гуппи;

б) золотая рыбка;

в) комета;

93. Постоянными обитателями уголка природы в старшей группе могут быть птицы:

а) синица, щегол;

б) канарейка, волнистый попугайчик;

в) голубь, снегирь;

94. К графическим моделям относится: 
а) глобус; 
б) сюжетные картинки в книге; 
в) календарь наблюдений за сезонными явлениями;

95. Экологический подход к содержанию животных и растений в уголке природы заключается: 
а) в размещении объектов в уголке природы ДОУ с эстетической точки зрения; 
б) в создании условий в полной мере соответствующих потребностям и приспособленности живых организмов к ним; 
в) в расстановке объектов уголка природы в одном определенном месте групповой 
комнаты; 
 

Ключ:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23,

Б, А, В, В, В, Б, А, В, А, Б, А, А, Б, В, Б, А, А, Б, В, В, В, В, А,

24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43,

Б, В, А, Б, А, Б, В, Б, В, А, В, В, В, Б, А, Б, А, В, А, В,

44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62,

Б, А, В, А, А, Б, А, В, Б, Б, А, В, Б, Б, А, В, Б, В, В,

63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80,

А, А, Б, Б, А, В, Б, Б, Б, Б, Б, А, Б, А, А, В, Б, А,

81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95,

А, Б, А, Б, А, А, А, Б, А, А, Б, А, Б, В, Б

Викторина по экологии для детей подготовительной группы «Природа вокруг нас»

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Огонек» с.Кызыл Озек»

Викторина по экологии для детей подготовительной группы

«Природа вокруг нас»

Разработали: Гладких Оксана Владимировна

Резниченко Анастасия Викторовна

Кызыл Озек, 2019

Викторина по экологии для детей подготовительной группы

«Природа вокруг нас»

  1. Цель: — Создание условий для формирования навыков экологической культуры воспитанников, расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру.

  2. Задачи: — Раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;

  3. — Воспитать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

  4. — Закрепить знания детей о животных, птицах, растениях.

— Развивать: умение работать в коллективе, оказывать друг другу помощь;

развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.

Предварительная работа:
— подготовить вопросы для викторины;
— приготовить эмблемы для каждой команды;
— благодарности для награждения;
— подготовить подходящую музыку.
Оборудование: — музыкальный центр;
Ход викторины: Организационный момент (Дети проходят и занимают места).

Ведущая: Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке.

Этот язык надо изучать. 

Гарин Н. (Гарин-Михайловский).

Природа вокруг нас такая сказочная и такая хрупкая, воспетая писателями и поэтами. Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства.

Ребята, а вы готовы сегодня проверить свои знания о природе? Я предлагаю вам сегодня провести викторину «Природа вокруг нас». Вы согласны?

В викторине примут участие две команды. Это команда «Лисята» (указывается капитан команды) и команда «Котята» (указывается капитан команды). Правила игры: внимательно выслушать вопрос, задание до конца; не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку; если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды. За каждый правильный ответ команда получит очко (гриб). После проведения викторины мы подсчитаем количество грибов и определим победителя игры. Итак, начнем? Я вижу, настроение у всех замечательное, можно приступать к выполнению заданий. А проверить ваши знания нам помогут конкурсы.

Воспитатель:

  1. Конкурс. Я буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать.

Загадки для команды «Лисята»:

1. Живет под крылечком.

Хвостик колечком.

Громко лает в дом не пускает. (собака)

2.Маленький желтенький комок,

Мама курочка,

А папа петушок,

Угадай– ка, кто, дружок! (цыпленок)

3. Рыжая с пушистым хвостом

Живет в лесу под кустом. (лиса)

Загадки для команды «Котята»:

1.Косолапый и большой

Кто под снегом спит зимой? (медведь).

2. Вот так лошадка! Воскликнул Андрейка,

Словно большая тетрадка в линейку! (зебра)

3.Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (олень)

  1. Конкурс «Назови одним словом».

Задания для команды «Лисята»:

Кабан, рысь, медведь, волк – это …звери.

Тополь, клен, дуб, береза – это …деревья.

Сорока, скворец, воробей, голубь – это …птицы.

Щука, таймень, окунь, налим – это …. рыбы.

Задания для команды «Котята»:

Калина, малина, ирга, вишня – это ….ягода.

Опята, подберезовики, рыжики, грузди – это …грибы.

Бабочка, пчела, стрекоза, оса – это …. насекомые.

Пион, роза, тюльпан, астра– это …цветы.

3. Конкурс. «Кто, что ест?». Дидактическая игра с прищепками.

Ребята, у вас на столе лежит карточка на которой изображены продукты питания животных и прищепки с животными. Командам надо составить пары «какой зверь что ест». За правильно выполненное задание команда получает очко.

4. Конкурс. «Детки с какой ветки?»

Ребята, я сейчас разложу карточки с изображением деревьев у вас на столе, а вам раздам карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три листик к дереву иди» вы должны разложить листочки к тому дереву, к которому он относится. Задание понятно? За правильно выполненное задание команда получает очко.

5. Конкурс. «Чудесный мешочек».

Вы должны будите опустить руку в мешочек и на ощупь отгадать, какой фрукт или овощ им попался. Та команда, которая не допустит ни одной ошибки заработает очко.

Воспитатель:  Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? Ребята, кто в лесу лучше всех поет? (Ответы детей).

Правильно, молодцы, сейчас мы с вами поговорим о птицах. Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение.

И следующий 6.Конкурс. называется «Отгадайте, какая птица поёт». за правильный ответ — 1 очко (грибочек): я включу запись пения птиц, а вы должны ответить чей голос. (Ответы детей: кукушка, дятел, соловей, филин и др.).

Ребята, как мы можем помочь птицам зимой?

Какие бывают птицы?

Что значит – перелетные?

Что значит — зимующие?

7. Конкурс «Узнай птицу по силуэту».

Ребята, на столе расположены картинки с силуэтами птиц. Вы должны отгадать птиц и назвать зимующая или перелетная птица.

8. Конкурс блиц опрос для капитанов. Я буду задавать вопросы, а капитаны должны правильно и быстро на них ответить. За каждый правильный ответ — очко.

1. Какую птицу называют «лесным барабанщиком»? (дятел)

2. Кого называют царем зверей? (лев)

3.Какие грибы растут на пнях? (опята)

4. Какое животное называют «кораблём пустыни»? (верблюд)

5. Какое дерево называют «русской красавицей?» (берёза)

6. Что случится с пчелой, после того, как она ужалит? (умирает)

7. Какие цветы расцветают весной первыми? (подснежник, мать и мачеха)

8.Какое растение лечит ссадины и раны? (подорожник)

9. Какое лекарственное растение определяют даже на ощупь? (крапива)

10. Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (кукушка)

11. Самое упрямое животное. (осёл)

12. У какого животного самая длинная шея (жираф)

Воспитатель: А сейчас, чтобы вы, ребята, немного отдохнули, давайте поиграем в подвижную игру «Медведь и пчелы».

9. Конкурс «Кто где живет».

Ребята, я сейчас вам раздам картинки с изображением мест обитания различных животных и игрушки животных. Вам необходимо «поселить» фигурку животного в его дом. За правильно выполненное задание команда получает очко.

10. Конкурс. Игра «Четвёртый лишний». Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвертый лишний».

Задание для команды «Лисята»:

Заяц , еж, лиса, шмель;

Трясогузка, паук, скворец, сорока;

Бабочка, стрекоза, енот, пчела;

Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

Задание для команды «Котята»:

  1. Стрекоза, мотылек, шмель, воробей;

  2. Лягушка, комар, жук, бабочка;

  3. Таракан, муха, пчела, майский жук;

  4. Пчела, стрекоза, енот, мотылек.

11. Конкурс «Найди ошибку в рассказе». Послушайте задание: сейчас я вам прочту два рассказа. Автор рассказа допустил три ошибки. Вам нужно понять, где допустил ошибки автор, не выкрикивать. После прочтения рассказа вам будет дано время посоветоваться, для того, чтобы определить ошибки. Капитан от каждой команды исправит ошибки в рассказе. Слушайте внимательно первый рассказ:

Наступила осень. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это ласточки, грачи, сороки, журавли. Лесные жители: заяц, ёж, белка, лиса – меняют шубки на более теплые и густые. А на полях и в садах заканчиваются осенние работы. Убраны овощи и хлебные растения, заканчивается сенокос, в садах высаживают молодые деревья, отгребают опавшую листву.

Слушайте внимательно второй рассказ:

Тихо зимой в лесу. И только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Да изредка можно увидеть уток. Накануне выпал снег и хорошо видны следы животных, которые здесь побывали. Вот пробегал заяц.

А чьи это следы? – спросил Петя.

Это, наверное, следы ежа, – сказала Наташа.

Что-то не видно белок, где они? – спросила Таня.

Ты что, не знаешь, что белки зимой спят в своих дуплах? – ответил Петя.

Воспитатель: Молодцы ребята, давайте посчитаем чья команда набрала больше грибочков. Я хочу поблагодарить вас за отличную игру, в которой вы показали хорошие знания о природе и вручить вам медали «Знатоки природы».

Игра закончена и всем хочу сказать на прощанье:

Любите родную природу – озёра, леса и поля.

Это наша с вами родная земля!

Тест для дошкольников «Окружающий мир»

Окружающий мир

     На момент поступления в школу ребёнок должен иметь определённый запас знаний и представлений об окружающем мире. Хорошо, если у него есть элементарные знания о растениях и животных, о свойствах предметов и явлений, знания в области географии и астрономии, представление о времени. Ниже перечислены основные вопросы об окружающем мире, на которые ребёнок должен уметь ответить.

 

1. Природа

 

Назови времена года и приметы каждого времени года.

Чем отличаются дикие животные от домашних?

Какую пользу приносят домашние животные?

Каких ты знаешь хищных животных?

Каких ты знаешь травоядных животных?

Назови перелётных и зимующих птиц. Почему их так называют?

Какие ты знаешь травы, деревья, кустарники?

Чем отличаются травы от деревьев и кустарников?

Назови садовые и полевые цветы.

Как называются плоды сосны, дуба, яблони?

Какие ты знаешь явления природы?

 

2. Время

 

Назови части суток по порядку.

Чем отличается день от ночи?

Назови по порядку дни недели.

Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года.

Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год?

Назови месяцы по порядку.

 

3. География

 

Какие ты знаешь страны?

Какие ты знаешь города, в каких странах они находятся?

Чем отличается город от деревни?

Какие ты знаешь реки?

Чем отличается река от озера?

Какие ты знаешь планеты?

На какой планете мы живём?

Как называется спутник Земли?

 

4. Мир и человек

 

Назови профессии:

Кто учит детей?

Кто лечит людей?

Кто пишет стихи?

Кто сочиняет музыку?

Кто пишет картины?

Кто строит дома?

Кто водит автомобили?

Кто шьёт одежду?

Кто играет в кино и театре?

Какой предмет нужен, чтобы:

-измерять время;

-разговаривать на расстоянии;

-наблюдать за звёздами;

-измерять вес;

-измерять температуру?

 

Какие ты знаешь виды спорта?

В каких видах спорта нужен мяч? Коньки?

Какие ты знаешь музыкальные инструменты?

Каких ты знаешь писателей?

Что такое честность, доброта, жадность, трусость, лень, трудолюбие?

Зачем нужно учиться? Работать?

Как правильно переходить дорогу?

 

5. Свойства предметов.

 

Что бывает деревянным, стеклянным, металлическим, пластмассовым?

Что бывает мягким, твёрдым, сыпучим, гладким, жидким, остр

Дидактические игры по экологи

СТАРШАЯ ГРУППА

Экологическая игра «С чьей ветки детки?»

hello_html_6359c621.jpg

Цель: Дифференцировать отличительные признаки деревьев.

Дидактический материал: карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т.д.; карточки деревьев.

Методика проведения: На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.

 

СТАРШАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Найди такой же цветок»

hello_html_64e313eb.jpg

Цель: Упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.

Дидактический материал: настоящие комнатные и луговые цветы, к ним соответствующие карточки.

Методика проведения: Детям раздаются карточки с изображением комнатных цветов, они должны найти такой же в группе, показать и по возможности назвать.

 
 

СТАРШАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Вершки – корешки»

hello_html_m52368181.png

Цель: Учить детей составлять целое из частей.

Дидактический материал: два обруча, картинки овощей.

Методика проведения:

Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!»

 

СТАРШАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Воздух, земля, вода»

hello_html_m64b14a0a.jpg

Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Дидактический материал: Мяч.

Методика проведения:

Вариант 1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» — «земля» и т.д.

Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» — животное, обитающие на земле; на слово «вода» — обитателя рек, морей, озер и океанов.

 

 

СТАРШАЯ ГРУППА

Экологическая игра  «Звери, птицы, рыбы »

hello_html_2203ded0.jpg

Цель: Закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.

Дидактический материал: Мяч.

Методика проведения:

Вариант 1: Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?»

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.

Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).

Вариант 2: Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

СТАРШАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Угадай, что где растет»

hello_html_38851cc6.jpg

Цель: Уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

Дидактический материал: Мяч.

Методика проведения: Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

 

СТАРШАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Сложи животное»

hello_html_m50b16f80.jpg

Цель: Закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичным признакам.

Дидактический материал: картинки с изображением разных животных (каждое в двух экземплярах).

Методика проведения: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.

СТАРШАЯ ГРУППА

Экологическая игра  «Что из чего сделано?»

hello_html_600c29ed.jpg

Цель: Учить детей определять материал из которого сделан предмет.

Дидактический материал: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.

Методика проведения: Дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.

 

СТАРШАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Съедобное – несъедобное»

hello_html_m34430cc6.jpg

Цель: Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

Дидактический материал: Корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.

Методика проведения: На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку

 

 

СТАРШАЯ ГРУППА

Экологическая игра  «Цветочный магазин»

hello_html_m747daec8.jpg

Цель: Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Дидактический материал: лепестки, цветные картинки.

Методика проведения:

Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

 
 

СТАРШАЯ ГРУППА

Экологическая игра  «Полезное– неполезное»

hello_html_m71734dcc.jpg

Цель: Закрепить понятия полезные и вредные продукты.

Дидактический материал: Карточки с изображением продуктов.

Методика проведения: На один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.

Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.

  

СТАРШАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Лекарственные растения»

hello_html_20e7be9c.jpg

Цель: Закрепить знания лекарственных растений.

Дидактический материал: Карточки с растениями.

Методика проведения: Воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).

Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).

  

СТАРШАЯ ГРУППА

Экологическая игра  «Что я за зверь?»

Цель: Закреплять hello_html_2b515bee.jpgзнания о животных Африки. Развивать фантазию.

Методика проведения:

Вариант 1: В игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят. Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они будут .

Вариант 2: Нужно отвечать на вопросы ведущего. Итак, зверь загадан, участник приглашаются, игра начинается.

Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д.

Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет».Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.

СТАРШАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Назовите растение»

hello_html_5745a3af.jpg

Цель: Уточнять знания о комнатных растениях.

Дидактический материал: Комнатные растения.

Методика проведения: Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

— Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

— На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

 

СТАРШАЯ ГРУППА

Экологическая игра  «Кто где живёт»

hello_html_m677dac9a.jpg

Цель: Закреплять знания о животных и местах их обитания.

Дидактический материал: Карточки «Животные», «Места обитания».

Методика проведения: У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

  

СТАРШАЯ ГРУППА

Экологическая игра  «Летает, плавает, бегает, прыгает»

hello_html_12c40f80.jpg

Цель: Закреплять знания об объектах живой природы.

Дидактический материал: Картинки с изображением разных животных.

Методика проведения:

Вариант 1: Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» — имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» — изображают полёт птицы.

Вариант 2: Дети классифицируют картинки – летающие, бегающие, прыгающие, плавающие.

 

СТАРШАЯ ГРУППА

Экологическая игра «Береги природу»

hello_html_m18db2988.jpg

Цель: Закреплять знания об охране объектов природы.

Дидактический материал: Карточки с объектами живой и неживой природы.

Методика проведения: На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

  

.

Задания к экологической олимпиаде для детей старшего дошкольного

Задания к экологической олимпиаде для детей старшего дошкольного возраста. «Экодетство» Фамилия: Имя: 2017 г.

Задания к экологической олимпиаде для детей старшего дошкольного возраста. «Экодетство» Фамилия: Имя: 2017 г.

Примечание к выполнению заданий.

Примечание к выполнению заданий.

Ответы к заданиям.

Ответы к заданиям.

Критерии оценки результатов 5 баллов- ребенок воспринимает словесную инструкцию и выполняет задание в соответствии

Критерии оценки результатов 5 баллов- ребенок воспринимает словесную инструкцию и выполняет задание в соответствии с инструкцией , без ошибок. 3 -4 балла- ребенок принимает задание, но допускает1 -2 ошибки. 1 -2 балла- принимает задание, но только в вид е схемы, допускает 3 -4 ошибки.

Определите группу зверей по способу питания. Хищники, которые питаются мясом закрась красным цветом. Травоядные

Определите группу зверей по способу питания. Хищники, которые питаются мясом закрась красным цветом. Травоядные звери, которые только едят растения закрась зеленым цветом. Всеядные звери, которые любят мясо и растения закрась синим цветом.

Обведи перелетных птиц желтым квадратом, пролетных птиц зеленым квадратом, зимующих- оседлых синим квадратом.

Обведи перелетных птиц желтым квадратом, пролетных птиц зеленым квадратом, зимующих- оседлых синим квадратом.

Ты на рыбок посмотри, Дом для каждой подбери. Стрелку смело начерти, Рыбку к дому

Ты на рыбок посмотри, Дом для каждой подбери. Стрелку смело начерти, Рыбку к дому проводи!

Определи группу насекомых по способу питания. Насекомые- хищники, которые питаются насекомыми отнести красной стрелкой

Определи группу насекомых по способу питания. Насекомые- хищники, которые питаются насекомыми отнести красной стрелкой в красный круг. Травоядных насекомых синей стрелкой в синий круг.

Зарисуй красной штриховкой те деревья, которые растут в Южных странах, зеленой штриховкой - деревья

Зарисуй красной штриховкой те деревья, которые растут в Южных странах, зеленой штриховкой — деревья Башкортостана.

Определи высокие и низкие кустарники. Закрасьте зеленым цветом треугольники высоких кустарников, желтым цветом низких.

Определи высокие и низкие кустарники. Закрасьте зеленым цветом треугольники высоких кустарников, желтым цветом низких.

Собери и соедини садовые цветы в корзинку синим карандашом, полевые посади на луг зеленым

Собери и соедини садовые цветы в корзинку синим карандашом, полевые посади на луг зеленым карандашом, комнатные полей из лейки красным карандашом.

Укажи стрелочками , какие растения пойдут на изготовление лекарства Доктору Айболиту, а какие растения

Укажи стрелочками , какие растения пойдут на изготовление лекарства Доктору Айболиту, а какие растения на изготовление ядовитого зелья Бабе-Яге

Рассмотри картинки, раскрась кружочки синим цветом явления природы, характерные для зимы, зеленым- для весны,

Рассмотри картинки, раскрась кружочки синим цветом явления природы, характерные для зимы, зеленым- для весны, красным -для лета, желтым для осени.

Раскрась только те картинки, которые относятся к неживой природе.

Раскрась только те картинки, которые относятся к неживой природе.

Сложи цепочку с желтым карандашом со всеми свойствами воды.

Сложи цепочку с желтым карандашом со всеми свойствами воды.

Отметь галочкой правильный ответ. Через нос проходит в грудь. И обратный держит путь. Он

Отметь галочкой правильный ответ. Через нос проходит в грудь. И обратный держит путь. Он не видимый, и все же без него мы жить не можем.

Вспомни правила поведения в природе. Укажи стрелкой картинки с правильным поступком детей к старику-лесовечку,

Вспомни правила поведения в природе. Укажи стрелкой картинки с правильным поступком детей к старику-лесовечку, а картинки с неправильным поведениям детей в природе к кикиморе болотной.

Какому насекомому необходимо солнечное тепло для того, что бы летать? Закрась треугольник зеленым цветом.

Какому насекомому необходимо солнечное тепло для того, что бы летать? Закрась треугольник зеленым цветом.

Рассмотри картинки, какие животные занесены в красную книгу Башкортостана. Выбери и отметь галочкой те

Рассмотри картинки, какие животные занесены в красную книгу Башкортостана. Выбери и отметь галочкой те фигуры, ответ которого ты считаешь верным.

Какое дерево называют «Русской красавицей» , закрась кружок желтым цветом.

Какое дерево называют «Русской красавицей» , закрась кружок желтым цветом.

Обведи в кружок птицу, признанную лучшим пернатым почтальоном.

Обведи в кружок птицу, признанную лучшим пернатым почтальоном.

Экологическая олимпиада для детей старшего дошкольного возраста «Экодетство» 2017 г.

Экологическая олимпиада для детей старшего дошкольного возраста «Экодетство» 2017 г.

Викторина по экологическому воспитанию старших дошкольников

Викторина по экологическому воспитанию старших дошкольников

«Мы – друзья природы!»

Цель: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, активизировать и закреплять знания детей о планете Земля и ее обитателях, пробуждать добрые чувства детей по отношению к природе, формировать заботливое отношение к ней, совершенствовать память, внимание, словесно – логическое мышление.

Задачи:

1. Систематизировать знания по экологии
2. Формировать целостное представление о живой и неживой природе.
3. Обучать дошкольников способам познания окружающего мира.
4. Воспитать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувство любви к объектам природы;
5. Воспитывать бережное отношение к природе, её ресурсам, животному и растительному миру;
6. Развивать познавательный интерес к миру природы;
7. Развивать связную речь и активный словарь.
8. Закрепить умение работать в команде.
9. Развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы.

Материалы и оборудование: эмблемы для участников команд, картинки с изображением деревьев, листья разных деревьев, иллюстрации плохих и хороших поступков по отношению к природе, иллюстрации со следами животных, «лепестки» цветка с картинками диких и домашних животных, картинки с изображение перелетных и зимующих птиц. магнитофон, запись из телепередачи «В мире животных», «Голоса птиц», «Как прекрасен этот мир», спокойная музыка.

Наша сегодня викторина – о природе.
-Наша с вами Земля – прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа. На Земле живут люди, животные, птицы, рыбы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Но, к сожалению люди, не всегда замечают красоту окружающую их, не заботятся о природе и, что еще хуже, наносят ей непоправимый вред!

-Ребята, я надеюсь, что вы покажите свои знания о природе и постараетесь доказать, что являетесь настоящими друзьями природы. А для того, чтобы правильно ответить на все вопросы, постарайтесь быть внимательными.

Итак, начнем нашу викторину. Разделимся на две команды: мальчики и девочки. Придумаем название, кричалку или девиз.

Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать фишки. Та команда, у которой окажется большее количество фишек и выигрывает.

-Начнем викторину с разминки команд.

Задание 1. Вам надо ответить по очереди на мои вопросы, первую букву каждого ответа мы с вами будем крепить на доску и в конце получим слово.

1. Ярко-красные томаты
На кустах ведут дозор.
Приготовим мы салаты,
Скажем: «Вкусный …!» (Помидор)

2. Солнце светит, дождик льется

Луч сияет золотой

Через речку брошен мостик

Семицветный расписной. (Радуга)

3. Ранним утром во дворе

Лёд улёгся на траве.

И весь луг стал светло-синий.

Серебром сверкает … (Иней)

4. Мокрая тётка бежит по земле –
Радость великая всей детворе.
Люди от зноя в ней летом спасаются,
Зимой на коньках и салазках катаются. (Река)

5. Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка,

Был цветок и нет цветка. (Одуванчик) .

6. Кто всю ночь по крыше бьет,

да постукивает,
И бормочет и поет, убаюкивает. (Дождь)

7. Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)

(ключевое слово получается – ПРИРОДА) Каждую букву дети прикрепляют с помощью магнитов на доску.)

Молодцы, ребята справились с заданием. Ключевое слово у нас получилось – ПРИРОДА.

Первая тема, о которой мы сегодня будем говорить это — «Деревья – наши друзья»

Проверить ваши знания, ребята, нам помогут вопросы викторины:

— Как вы понимаете, что такое лес?

— Какие деревья растут в наших лесах?

— Зачем люди ходят в лес?

— Как надо относиться к лесным обитателям?

— Почему нельзя в лесу шуметь?

— Сок, какого дерева очень полезен людям?

— Какую пользу приносит лес людям?

Загадки о деревьях.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная! (Елка)

У речек и в низинах
Они всегда растут,
Их прутья на корзины
И коробы идут. (Ива)

 

И гадать не надо даже —
Тут же, сразу назовем,
Если только кто подскажет
То, что жёлуди на нем! (Дуб)

А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру.

«С какого дерева листочек?»

Каждый ребенок вынимает из «Волшебного мешочка» листочек и должен назвать, с какого дерева он слетел. За правильные ответы каждой команде фишки.

Далее мы свами будем беседовать о птицах — « В гостях у птиц »

Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей)

Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Отгадайте, какая птица поёт, за правильный ответ получаете фишку. ( Прослушивание записи пения птиц. Ответы детей: кукушка, грач, соловей, сова и др.)

Ребята, вы – молодцы, можете узнать птиц по голосу, за правильные ответы получайте по фишке.

Вопросы викторины:

— Какие бывают птицы? ( Перелётные и зимующие).

— Что значит – перелётные? Назовите их. (ответы детей)

— Что значит – зимующие? Назовите их. (ответы детей)

— А как вы, ребята, можете помочь птицам зимой? (ответы детей)

Загадки о птицах

На шесте — дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его? (Скворец)

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встает,

Голосисто поет. (Петух)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.(Сорока)

Гимнастика «Жирафы и слоны»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носах.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носах.

(Ребенок хлопает ладошками по всему телу. Обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих частей тела. Ребенок аккуратно щипает себя, как бы собирая складки. Обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих частей тела.)

Давайте поиграем в игру. Я буду называть птиц. Как только вы услышите, что я ошиблась, то есть назвала не птицу, а что-то другое или кого-то другого, вы сразу же должны возмутиться (затопать, захлопать) и поправить меня.

Прилетели птицы:

«Голуби, синицы,

^ Мухи и стрижи…

Прилетели птицы:

«Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны…

Прилетели птицы:

«Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Комары, чижи…

Прилетели птицы:

«Голуби, синицы,

Аисты стрижи,

Галки и чижи!»

Следующее задание «Отберите зимующих и перелетных птиц».

На картинках, зимующие и перелетные птицы, одна команда отбирает зимующих птиц, другая – перелетных.

« Звериное царство »

Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё – отгадайте:

Куцехвостик, длинноушка, На спине его иголки,
На пеньке ты как игрушка. Удивительно как колки,
Лапки ты свои поджал… Их руками не возьмёшь,

От лисички убежал? (заяц) Потому что это…(ёж)

Разбойник он серый, нет ему веры.

Всё клыками щёлк, кто же это?…. (волк)

У кого из всех зверей

Хвост пушистей и длинней? (лиса)

Дети, как одним словом мы можем сказать – кто это? (ответы детей)

Вопросы викторины:

— Как заяц готовится к зиме?

— Где живёт белка?

— У какого дикого животного есть рога и копыта?

— Что такое «Красная книга»?

Физкультминутка «А теперь на месте шаг»

А теперь на месте шаг.Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)Плечи выше поднимаем,А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)Руки перед грудью ставимИ рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)Десять раз подпрыгнуть нужно,Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)Мы колени поднимаем —Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

-Сейчас ребята каждой команды покажут лесных животных с помощью мимики и движения: «Зайчики» – волка, «Белочки» – лису. (под музыку)

-А теперь я предлагаю двум участникам защитить честь своих команд. Перед вами лепестки цветов, на которых изображены животные. Выложите цветок (капитан «Зайчиков» – с дикими животными, капитан «Белочек» – с домашними).

«Мне по нраву только тот, мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не сломает, тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет и костер не разведет.

Кто всегда, всегда в лесу уважает тишину».

-У меня есть картинки. Правила поведения в лесу. Мы сейчас их с вами рассмотрим и расскажем как нужно себя вести в лесу, что можно делать, а чего нельзя. (Просмотр картинок).

-Ребята, а вы любите бывать в лесу?

-Вспомните, какие пословицы о лесе вы знаете. (команды называют по очереди)

Много леса – не губи, мало леса – береги.

По лесу ходи – под ноги гляди.

Лес и вода – брат и сестра.

Рощи да леса – всему свету краса.

Растения – земли украшение.

Лес не школа, а всех учит.

Враг природы тот, кто лес не бережет.

Лес – это богатство и краса, береги наши леса.

Ребята, а кто следит за порядком в лесу и если нужно, помогает всем его обитателям? (ответы детей)
Чтобы сосны, липы, ели

Не болели,

Зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон

И голос птичий

Охраняет — кто?..

Дети: Лесничий.

Да, ребята, лесничий (или егерь) – главный человек в лесу.

Но вот, ребята, и подошла к концу наша викторина, какие вы сегодня были молодцы, показали, как много вы знаете о природе

Я надеюсь, что вы будете добры к окружающей нас природе, будете беречь и охранять растения и животных и будете радовать нас только хорошими поступками.

Спасибо всем участникам и зрителям!

Диагностика по экологическому воспитанию детей в старшей и подготовительной группах

Диагностика по экологическому воспитанию детей  старшая группа.

 

Характерные особенности времён года.

Задание «Осень».

Цель: выяснить знания детей о временах года – осень. О характерных признаках этого времени года.

Материал: картины с изображением осенней природы, овощей, фруктов, животных, растений, птиц.

 1. Какие приметы осени тебе известны?

 2. Что человек убирает осенью с полей, огорода?

 3. Почему осенью становиться меньше насекомых?

 4. Как животные готовятся к зиме?

 5. Куда улетают птицы осенью?

 6. Что происходит с растениями осенью?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

   говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

    наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

 

Задание «Зима».

Цель: выяснить знания детей о характерных особенностях зимы.

Материал: картинки зимней природы, новогоднего праздника. Картинки медведь в берлоге, заяц на снегу.

 1. Какая погода зимой?

 2. Что происходит с растениями зимой, почему на деревьях нет листочков.

 3. Что зимой делают звери? Почему уснул медведь?

 4. Почему стало меньше птиц?

 5. Каким трудом занимается человек на улице? Чем ты занимаешься на  прогулке?

 6. Какой праздник отмечают зимой?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

 1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

    говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

 

Задание «Весна».

 Цель: выяснить знания детей о весне и её характерных признаках.

Материал: картинки весенней природы, животных, растений, птиц.

1. Какие приметы весны тебе известны?

 2. Как изменяется погода весной?

 3. Почему стали возвращаться птицы?

 4. Какие изменения происходят с растениями весной?

 5. Какие заботы появились у птиц с наступлением весны?

 6. Что делают животные с приходом весны?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

   говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

 

Задание «Лето».

Цель: выяснить различают ли дети времена года, знают приметы лета, узнают его на картинке.

Материал: картинки с летней природой, птицами, животными.

 1. Опиши, какое время года ты видишь на картинке?

 2. По каким приметам ты узнал, что это лето?

 3. Чем занимаются люди в саду, на огороде летом?

 4. Что делают животные летом?

 5. Чем занимаются птицы?

 6. Что ты любишь делать летом?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

   говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов

 

Живая природа.

Задание «Растительный мир».

Цель: выяснить знания детей о многообразии растительного мира, умеют ли различать  растения, знают органы растения и их функции.

 Материал: картины природы, разных растений, картинки со стадиями роста и развития  растений, муляжи фруктов и овощей.

 1. Относятся ли растения к живым организмам? Как это определить?

 2. Чем дерево отличается от кустарника?

 3. Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.

 4. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

 5. Где можно встретить растения, как они приспосабливаются к разным  условиям жизни?

 6.  Назови и покажи на картинке органы растения, для чего они необходимы.

 7.  Назови и покажи на картинке стадии роста и развития гороха.

 8.  Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в своей  жизни?

 9.  Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их. Чем они полезны?

10. Посмотри на картинки и разбери их по группам: деревья, кустарники, травы.

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

   говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 25 – 30 баллов.

Средний уровень – 20 – 24 баллов.

Низкий уровень – 10 – 15 баллов.

 

Задание  «Животный мир».

Цель: выяснить знания детей о животном мире.

Материал: картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых.

1. Назови, каких домашних животных ты знаешь. Почему они так называются?

2. Каких зверей можно встретить в лесу? Почему их называют дикими?

3. Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

4. Каких животных живущих в воде ты знаешь? Почему рыбы могут жить только в воде?

5. Какие животные живут в почве?

6. Каких насекомых ты знаешь? Покажи их на картинке.

7. Относятся ли животные к живым организмам?

8. Разложи правильно картинки со стадиями роста и развития курицы.

9. Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «красная книга».

10.  Каких домашних и диких птиц ты знаешь? Покажи их на картинке и назови правильно.

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

 1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

    говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 25 – 30 баллов.

Средний уровень – 20 – 24 баллов.

Низкий уровень – 10 – 15 баллов.

 

 

Диагностика по экологическому воспитанию детей  подготовительная группа.

 

Характерные особенности времён года

Задание: «Лето».

Цель: выяснить, что детям известно об этом времени года, какие сезонные изменения  происходят в природе, у растений и животных. 

Материал: картинки с изображением летней природы, показывающие труд взрослых. Картинки с растениями и животными, календарь.

1. Какое время года показано на картинке?

2. Какие приметы лета тебе известны?

3. Какая погода летом?             

4. Как изменяется жизнь животных летом?

5. Что происходит с растениями летом?

6. Каким трудом заняты взрослые летом на приусадебном участке?

7. Что ты любишь делать летом?

8. Назови летние месяца.

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

   говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 20 – 24 баллов.

Средний уровень – 16 – 18 баллов.

Низкий уровень – 8 – 12 баллов

 

Задание: «Осень».

Цель: систематизировать знания детей об осени как о времени года, выяснить, что им известно о сезонных изменениях.

Материал:  картинки с осенней природой, животных, растений, людей работающих в поле, саду, огороде.

1. Назови приметы осени.

2. Почему осень называют «золотой порой»?

3. Что происходит с растениями осенью?

4. Что собирают с полей, огородов?

5. Почему осенью становится меньше насекомых?

6. Куда улетают птицы?

7. Как животные готовятся к зиме? Что они делают?

8. Назови осенние месяца.

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

   говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 20 – 24 баллов.

Средний уровень – 16 – 18 баллов.

Низкий уровень – 8 – 12 баллов

 

Задание: «Зима».

Цель: выяснить знания детей о зиме, о сезонных изменениях в природе и жизни  животных. 

Материал: картинки —  медведь в берлоге, заяц на снегу, зимняя природа.

1. Как ты узнаешь, что наступила зима?

2.Что происходит с природой зимой?

3. Почему уснул медведь?

4. Почему на деревьях зимой нет листьев?

5. Куда зимой пропали насекомые?

6.Почему стало меньше птиц?

7. Какие праздники мы отмечаем зимой?

8. Чем ты любишь заниматься  зимой на улице?

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.

Критерии оценки:

 1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

    говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 20 – 24 баллов.

Средний уровень – 16 – 18 баллов.

Низкий уровень – 8 – 12 баллов

 

 Задание: «Весна».

Цель: выяснить знают ли дети приметы весны, характерные особенности, сезонные изменения в природе и жизни животных.

Материал: картины весенней природы, животных, растений.

1. Как изменяется природа весной?

2. Что происходит с растениями весной?

3. Почему возвращаются птицы?

4. Как изменяется погода весной?

5. Что весной делают животные?

6. Чем занимается человек весной на своём участке?

7. Почему у зайца поменялся цвет шкурки?

8. Назови  весенние месяца.

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

    говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 20 – 24 баллов.

Средний уровень – 16 – 18 баллов.

Низкий уровень – 8 – 12 баллов

 

Живая природа.

Задание: «Растительный мир».

Цель:  выяснить представление о  разнообразии  растительного мира, производят ли группировку: травы, кустарники, деревья, растения, живое, неживое.

Материал: картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, комнатные растения. Стадии роста и развития гороха, картинки с деревьями, кустарниками, овощами, фруктами.

1. Расскажи чем деревья, отличаются от кустарников? Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.

2. Какие названия цветов ты знаешь? Покажи их на картинке.

3. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

4. Где можно встретить растения? Как они приспосабливаются к разным   условиям жизни?

5. Какие овощи и фрукты выращивает человек? Чем они полезны?                

6.Посмотри на картинки, раздери их по группам: деревья, кустарники, травы, цветы.

7.Относятся ли растения к живым существам? Как ты это определил?

8. Назови органы растения и их функции.

9. Назови стадии развития и роста растения.

10. Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их.       

11. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

12. Для чего растениям нужна вода?

13. Почему нужно рыхлить и удобрять почву?

14.Почему нужно беречь природу? Как  человек использует растения в своей жизни?

Инструкция к проведению.

Беседа по картинкам, обыгрывание ситуаций, рассматривание таблиц.

Критерии оценки:

 1.ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке, 

    понимает смысл вопроса – 3 балла.

2.ребёнок делает ошибки, отвечает  с помощью наводящих вопросов 

    воспитателя – 2 балла.

3.ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать на 

    картинке требуемое – 1 балл.

Высокий уровень —  40 – 45 баллов.

Средний уровень – 25 – 30 баллов.

Низкий уровень – 10 – 15 баллов.

 

Задание: «Животный мир».

Цель: выяснить, что детям известно о многообразии животного мира, известны ли основные классы животных, особенности строения и образа жизни.

Материал: картинки с изображением  животных разных классов, домашних и диких  животных. Стадии роста и развитии кошки (рыбы, цыплёнка).             1. Назови, каких домашних животных, ты знаешь, почему они так называются?

2 . Какие звери живут в лесу? Почему их называют дикими? Как они  кормятся?

3 . Каких животных, живущих в воде, ты знаешь? Почему  рыбы могут жить только в воде?

4 .Где живёт дождевой червяк? Что он делает с почвой?

5.  Как называются птицы, улетающие на зиму? Каких перелётных птиц ты знаешь?

6 . Назови зимующих у нас птиц. Почему они так называются?

7. Какие живые организмы можно увидеть под микроскопом?

8.  Покажи насекомое на картинке, назови его. Чем насекомые отличаются других животных?

9.  Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

10.Посмотри на картинки и распредели их по группам: звери, птицы, рыбы,  насекомые.

11.Разложи  картинки с изображением стадий развития и роста. Что сначала, что потом?

12. Относятся ли животные к живым существам? Как ты это определил?

13. Сравни живую рыбку с игрушечной.

14. Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «красная книга»?

Инструкция к проведению.

Беседа по картинкам, обыгрывание ситуаций, рассматривание таблиц.

Критерии оценки:

1.ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке, 

    понимает смысл вопроса – 3 балла.

2.ребёнок делает ошибки, отвечает  с помощью наводящих вопросов 

воспитателя – 2 балла.

3.ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать на 

картинке требуемое – 1 балл.

Высокий уровень —  40 – 45 баллов.

Средний уровень – 25 – 30 баллов.

Низкий уровень – 10 – 15 баллов.