Материал по русскому языку по теме: Таблицы по русскому языку для учащихся 5-7 классов

БУКВЫ И ЗВУКИ РЕЧИ

Гласные буквы: а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я

Гласные звуки: [а],  [о],  [у],  [э],  [и],  [ы]

Согласные звуки

звонкие

глухие

твёрдые

мягкие

[б]

[п]

[б]

[б’]

[в]

[ф]

[в]

[в’]

[г]

[к]

[г]

[г’]

[д]

[т]

[д]

[д’]

[ж]

[ш]

[з]

[з’]

[з]

[с]

[к]

[к’]

[л]

[л]

[л’]

[м]

[м]

[м’]

[н]

[н]

[н’]

[р]

[р]

[р’]

[й’]

[п]

[п’]

[щ’]

[ф]

[ф’]

[х]

[х]

[х’]

[ц]

[с]

[с’]

[ч’]

[т]

[т’]

[ж]

[ш]

[ц]

[й’]

[щ’]

[ч’]

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

2 звука: [й’э], [й’о], [й’у],[й’а]        1 звук: [э], [о], [у], [а]

  1. В начале слова        1) после согласной

Юля [й’ у́ л̕ а]            мел [м’ э́ л]

Ель [й’ э́ л’]            люк [л’ у́ к]

  1. После гласной

Линия [л’ и́ н’ и й’ а]

  1. После ь, ъ

Льёт [л’ й’ о́ т]

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

части речи

вопросы

грамматические значения

примеры

Имя существительное

Кто? что?

Предмет

Стол, птица, девочка, кот

Имя прилагательное

Какой? какая? какие? чей?

Признак предмета

Белый, добрая, стеклянный

Глагол

Что делать?

Что сделать?

Действие предмета, состояние

Крикнул, петь, болею, слышать

Наречие

Как? Куда? Где? Почему? Зачем?

Признак действия или признака

Никогда, красиво, далеко

Имя числительное

Сколько? Который?

Количество или порядок при счете

Десять, пять, второй

Местоимение

Кто? Что? Который? Сколько?

Указывает на предмет, признак, но не называет его

Он, я, вы, себя, никто, нечто, мой, кто-то

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

части речи

значение

примеры

Союз

Связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного

И, но, а, чтобы, или, если, хотя, потому что

Предлог

Служит для связи слов

Над, по, из, около, благодаря, для, несмотря на

Частица

Выражает дополнительные оттенки значения

Ли, только, даже, что за, лишь, не, ни, разве, -либо,-то

МЕЖДОМЕТИЕ

Особые слова, которые выражают чувства или побуждения к действию,

но не называют их.

Ах, ох, ну, увы, алло, ау, стоп, ого.

СЛОВА СОСТОЯНИЯ

Слова, которые обозначают состояние живых существ, природы, окружающей среды и

отвечают на вопросы как? каково?

В лесу холодно и сыро. Мне скучно

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

1.        Значение: предмет.

2.        Вопросы: кто? что?

3.        Начальная форма: в им.п.,ед.ч.

ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ

А) — Собственное существительное обозначает один-единственный предмет из ряда подобных (имена, отчества, фамилии, прозвища, географические названия, названия исторических событий, книг, газет, журналов, заводов и фабрик, фирм, кафе и ресторанов, магазинов, пароходов, марок и сортов различных предметов — автомобиль «Москвич», конфеты «Чебурашка», крем «Алиса»).

-Нарицательное существительное называет целую группу предметов одним словом (деревня, художник).

Б)         Одушевлённые        неодушевлённое

        предметы живой природы        неживые предметы

        оса, паренёк, заяц        поле, телевизор, стол

В) Род (женский, мужской)

Г) Склонение

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Ж.р., м.р. а я

М.р. о  

С.р.     о е

Ж.р. на Ь

Москва

конь о

мать о

заря

окно

мышь о

дядя

море

рожь о

Склонение 一 изменение слова по падежам.

Разносклоняемые сущ.- время, имя, темя, бремя, семя, племя, стремя, вымя, знамя, пламя, путь.

Несклоняемые сущ.- слова не изменяются по падежам и числам. Например, кенгуру, какао, кофе, радио, мадам, метро, Сочи, Баку, Дюма.

НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ

А) Число (единственное, множественное)

Не имеют формы множественного числа 一 любовь, честность, белизна.

Не имеют формы единственного числа — каникулы, сутки, бусы, именины, сливки, щи.

Б) Падеж

Именительный        кто? что?

Родительный        кого? чего?

Дательный        кому? чему?

Винительный        кого? что?

Творительный        кем? чем?

Предложный        о ком? о чём?

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ

Вся комната янтарным блеском озарена.

Арфа – старинный щипковый инструмент.

Мне купили юбку в клетку.

В лесу было холодно.

Окончания имён существительных

падеж

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Р.п.

— и

— и

Д.п.

— е

— и

П.п.

— е

— е

— и

Склонение существительных на –ИЯ, ИЙ, ИЕ

падеж

-ИЯ

-ИЙ

-ИЕ

Р.п.

— и

Д.п.

— и

П.п.

— и

— и

— и

Разносклоняемые существительные на –МЯ

ИМЯ, СЕМЯ, СТРЕМЯ, ПЛЕМЯ, ПЛАМЯ, БРЕМЯ, ВЫМЯ, ТЕМЯ, ВРЕМЯ, ЗНАМЯ и ПУТЬ

падеж

Сущ. на –мя, путь

Примеры

Р.п.

— и

имени, пути-

Д.п.

— и

по имени, пути —

Т.п.

— ем  (-ём)

именем, путём

П.п.

— и

об имени, пути

О-Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях

существительных и прилагательных

О

(под ударением)

Е

(без ударения)

суффикс

хомячо́к

дружо́к

борцо́вский

кусо́чек

бе́жевый

до́ченька

окончание.

за грачо́м

большо́го

лучо́м

за камышо́м

това́рищем

хоро́шего

учи́лищем

ла́ндышем

И-Ы после Ц

И

в корне существительных,

в словах на -ЦИЯ

Ы

в окончаниях существительных,

притяжательный суффикс

цифра

цикл

трапеция

ножницы

страницы

сестрицын

НО! Цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыкнуть, цыц

О-Ё после шипящих

Ё

(под ударением)

О

(без ударения)

жёлудь

бечёвка

расчёска

ЗАПОМНИ!

шоссе, шофёр, жокей,

жонглёр, шоколад, шотландец

НО! Крыжовник, капюшон,

шорох, шок, шов

Щ-Ч

в суффиксах –ЧИК, -ЩИК

— чик

после д-т

з-с

ж

-щик

в остальных случаях

извозчик

перебежчик

каменщик

сварщик

Правописание гласных в суффиксах –ек-, -ик-

Просклоняй слово и если:

Соединительные гласные О-Е в сложных словах

О

(после твёрдых согласных)

Е

(после мягких согласных,

шипящих согласных и Ц)

пароход

земноводные

путешествие

Учебно-методическое пособие по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме: Опорные схемы и таблицы для школьников 5-9 классов по русскому языку

Звуки речи

Гласные                                                   Согласные

ударные                                                  твёрдые – мягкие

безударные                                             звонкие – глухие

непроверяемые                                     парные – непарные

ударением  

                                                                  удвоенные

                                                  непроизносимые

Слова – названия предметов

Кто?                                  Что?

                                      

 

Алёнушка, девочка, мама, кот, рыба; цветы, солнце, окно, мяч, воздух.

Слова – названия

действий предметов

что делали?                     что сделают?

читали                                               прочитают

Слова – названия

признаков предметов

какой? какая? какое? какие?

Морозный, солнечное, серебристый, тонкий, яркое, холодная.

Имена существительные

                М.Р.                                                               кто? что?

РОД        Ж.Р.            ЧИСЛО     ЕД.Ч.                    кого? чего?

               СР.Р.                                МН.Ч.                   кому? чему?

    одушевлённые                                                      кем? чем?

   неодушевлённые                                         о ком? о чём?                                                                           

Что делать, что сделать 

учащимся     школ?

На   эти   вопросы

ответит   ГЛАГОЛ.

Время глаголов

Прошедшее  время сказало о том,

Как листья желтели над чистым прудом.

Смотрите, друзья, в настоящем  со мной,

Как ярко цветы полыхают весной.

А в будущем  времени сможем узнать,

Как будут ребята расти и мужать.

Спряжение глаголов

В первом спряжении пишут, поют,

Пашут поля и железо куют,

А во втором никогда не грустят.

Мчатся в музеи, учиться хотят.

Ко ІІ же спряженью

отнесём мы, без сомненья,

все глаголы, что на – ить,

исключая, брить, стелить.

А ещё гнать, дышать,

держать и слышать,

смотреть, видеть, ненавидеть

и зависеть, и терпеть,

и обидеть, и вертеть.

Вы запомните, друзья,

их на — е спрягать нельзя.

Не с глаголами

Не   выучил – не  делай.

Не  знаешь – не  спеши.

С глаголами раздельно

Частицу «не» пиши.

Не сердись, не скучай, не спеши.

Не с глаголом отдельно пиши!

Помни!

  1. Не с глаголами – раздельно
  2. Глаголы 2-го лица с  ь знаком
  3. ь знак  в   н.ф. – что сделать?
  4. В 3 лице ед.числа ь знак не пишется
  5. е – І спряжение

 и – ІІ спряжение

Наречие

обозначает

как совершается действие

отвечает на вопросы

где? когда? куда? откуда? как?

Внизу, хорошо, тепло, вдалеке, глубоко, издалека, молча, завтра, ночью.

Солнце ласково смеётся,

светит ярче, горячей.

И с пригорка звонко льётся

разговорчивый ручей.

Местоимение

указывает на предмет,

но не называет его.

Я, ты, он, она, оно, они, вы, мы, нам, вам, ему, её, его, о нём…

Имя существительное

Кто спешит так рано в школу?

Все спешат ученики!

Что несут они в портфелях?

Книги, ручки, дневники.

Как вы сделали открытие

Это удивительное?

Помогло нам всем ответить

Имя существительное.

Разделительные

ъ                        ь

                   Е        Е       

       ¬          Ё                     Ё

        Ъ        Ю         Ь        Ю

                   Я        Я

Подъём, объявление, съезд, съёмка. Семья, полью, сольёт, колье, бьют.

 

Имя прилагательное

обозначает

признаки предметов

отвечает на вопросы

какой? какая? какое? какие?

Учебный, коричневый, жёлтая, солнечная, весёлое, удачные, школьные.

Имя прилагательное

изменяется по

    родам             числам             падежам

       

м.р. (какой?)               ед.ч.                  И.п. (какой?)

ж.р. (какая?)                                         Р.п. (какого?)

ср.р. (какое?)              мн.ч.                 Д.п. (какому?)

                                                                В.п. (какого?)

                                                                Т.п. (каким?)

                                                                П.п. (о каком?)

Приставки

        ׳

_______          

              |                                        РОЗ

                                                       РОС

_______         ׳

              |                                         РАС

                                                        РАЗ

Приставки

_____

 роз    |                 звонк.согл.

 раз

____

 рос |                    глух.согл.

 рас

Глаголы 3 лица, ед.числа

Что делает?            

                                      — тся

Что сделает?        

напишется           играется

улыбается            умывается

Глаголы в неопределённой форме

Что делать?

                                        — ться

Что сделать?

написаться            играться

улыбаться             умываться

        

Таблицы по разделам русского языка (5 класс)

Типы речи

(пр. А.Д.Шмелёва, 5 класс)

Тип речи

Характеристики

Описание

Повествование

Рассуждение

Содержание

Изображение (характеристика) предметов, явлений природы, состояний человека или природы

Рассказ о событиях, действиях во времени

Изложение причин явлений или событий с целью доказать или опровергнуть утверждение

Основа

Предмет или явление и его признаки, т.е. отличительные черты

Что происходило сначала, что потом, что случилось в конце

Установление причин явлений или событий и обоснование вывода

Вопрос

Каков предмет?

Что произошло?

Почему?

Количество снимков

Один кадр (мгновение)

Много кадров (фильм)

Ни одного

Типы речи

(пр. А.Д.Шмелёва, 5 класс)

Тип речи

Характеристики

Описание

Повествование

Рассуждение

Содержание

Изображение (характеристика) предметов, явлений природы, состояний человека или природы

Рассказ о событиях, действиях во времени

Изложение причин явлений или событий с целью доказать или опровергнуть утверждение

Основа

Предмет или явление и его признаки, т.е. отличительные черты

Что происходило сначала, что потом, что случилось в конце

Установление причин явлений или событий и обоснование вывода

Вопрос

Каков предмет?

Что произошло?

Почему?

Количество снимков

Один кадр (мгновение)

Много кадров (фильм)

Ни одного

Типы речи

(пр. А.Д.Шмелёва, 5 класс)

Тип речи

Характеристики

Описание

Повествование

Рассуждение

Содержание

Изображение (характеристика) предметов, явлений природы, состояний человека или природы

Рассказ о событиях, действиях во времени

Изложение причин явлений или событий с целью доказать или опровергнуть утверждение

Основа

Предмет или явление и его признаки, т.е. отличительные черты

Что происходило сначала, что потом, что случилось в конце

Установление причин явлений или событий и обоснование вывода

Вопрос

Каков предмет?

Что произошло?

Почему?

Количество снимков

Один кадр (мгновение)

Много кадров (фильм)

Ни одного

Типы речи

(пр. А.Д.Шмелёва, 5 класс)

Тип речи

Характеристики

Описание

Повествование

Рассуждение

Содержание

Изображение (характеристика) предметов, явлений природы, состояний человека или природы

Рассказ о событиях, действиях во времени

Изложение причин явлений или событий с целью доказать или опровергнуть утверждение

Основа

Предмет или явление и его признаки, т.е. отличительные черты

Что происходило сначала, что потом, что случилось в конце

Установление причин явлений или событий и обоснование вывода

Вопрос

Каков предмет?

Что произошло?

Почему?

Количество снимков

Один кадр (мгновение)

Много кадров (фильм)

Ни одного

Учебно-методический материал по русскому языку на тему: Таблицы по орфографии

Н И НН В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

ПРАВИЛО

ПРИМЕРЫ

1. НН пишется в полных причастиях, имеющих приставку

Прочитанное письмо

Приставка НЕ- не влияет на написание НН

Нечитаное письмо

Будьте внимательны! За НЕ- может стоять приставка, которая влияет на написание НН

Непрочитанное письмо

2. НН пишется в полных причастиях, имеющих зависимое слово

Жареная рыба

Жаренная в масле  рыба

3. НН пишется в полных причастиях, образованных от бесприставочных глаголов совершенного вида

Купленный  от купить (что сделать?)

Исключение: раненый, но израненный

4.  НН пишется в отглагольных прилагательных, имеющих суффиксы  -ОВАНН-, -ЕВАНН-

Маринованные огурцы

Обратите внимание: кованый, жёваный, клёваный

5. В сложных словах первый корень не влияет на написание НН.

Будьте внимательны! За первым корнем может следовать приставка, которая влияет на написание НН

Свежемороженые фрукты

Ломаный- переломаный

Свежезамороженные фрукты

6.Запомните слова! Они пишутся с двумя НН

Виданный, виденный, деланный (вид), желанный, медленный, невиденный,

невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, священный, слыханный, считанный, чванный, жеманный, чеканный, топлённый (дом),недрёманный

Н И НН В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

ПРАВИЛО

ПРИМЕРЫ

1. Н пишется в полных отглагольных прилагательных, не имеющих приставку

Копчёная рыба

2. Н пишется в полных отглагольных прилагательных, не имеющих зависимого слова

Печёный пирог

3. Н пишется в полных отглагольных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида

Тушёное мясо- тушить (что делать?)

4. Н пишется в кратких страдательных причастиях

  (Каков?  Какова?  Каково?  Каковы?)

Книга (какова?) прочитана

5. Обрати внимание на слова! Запомни их написание!

Смышлёный, приданое

6.Эти слова пишутся  с одной Н только в этом контексте

Конченый  человек, названый брат, посажёный отец, прощёное воскресение

7. Краткие причастия надо отличать от кратких отглагольных прилагательных.

Краткое причастие можно заменить глаголом.

Если вы сомневаетесь при определении краткого причастия, посмотрите, есть ли зависимое слово. Если есть, то это причастие- пишите Н

Комиссия образована вчера.

Комиссию образовали вчера.

Я намерена  (что сделать?) выучить.

Книга продумана (как?) в деталях.

8. В кратком прилагательном пишется столько Н, сколько и в полном прилагательном.

Краткое прилагательное можно заменить другим кратким прилагательным.

Девочка образованна. Девочка умна.

Н И НН В СУФФИКСАХ  ОТЫМЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

1.НН пишется в прилагательных, образованных при помощи суффикса –Н- от существительных с основой на -Н

Лимон, лимон + н =лимонный

Машина, машин + н= машинный

2. НН пишется в прилагательных, образованных при помощи суффиксов –ЕНН-,-ОНН-

Утро+енн= утрЕННий

 Порция + онн = порциОННый

Запомни исключения!

ВетрЕНый, но БЕЗветрЕННый, ПОДветрЕННый

3. НН пишется в кратких прилагательных, если НН были в полной форме

Пустынная дорога. Дорога пустынна.

4. Н пишется в кратких прилагательных, если Н была в полной форме

Юная подруга. Подруга юна.

5. Н пишется в  прилагательных, образованных при помощи суффиксов –АН-(-ЯН-)

ПесчАНый (песок), ржАНой (рожь)

Запомни исключения!        

ОловЯННый, деревЯННый, стеклЯННый

6. Н пишется в  прилагательных, образованных при помощи суффиксов –ИН-

ОрлИНый (орёл), соколИНый (сокол).

7. Запомни написание!

Зелёный, пряный, пьяный, рьяный, свиной, тюлений,фазаний, синий, юный, румяный, рдяный.

Н И НН В СУФФИКСАХ НАРЕЧИЙ

1. В наречиях пишется столько Н, сколько в прилагательном или причастии, от которого оно образовано

Важно —важный.

Воодушевлённо— воодушевлённый.

Материал по русскому языку (5 класс) по теме: Опорные таблицы. Орфография 5 класс

Непроверяемые ударением

Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяются по орфографическому словарю.

Например: бетон, ватрушка, конфорка, наваждение

Проверяемые ударением

В неударяемом слоге пишется та же гласная, что и под ударением в соответствующем однокоренном слове

Например: примерять (мерить) костюм – примирить (мир) соседей; развевается (веять) флаг – развивается (развитие) промышленность.

Корни с чередующимися гласными

Правописание зависит от ударения, но не проверяется им

Правописание зависит от суффикса, следующего за корнем

Правописание зависит от буквенного

сочетания согласных в корне

Правописание зависит от значения корня

1.-гар-//-гор-  под ударением пиши А, без ударения – О. Загар, угар, угорелый, загореть.

2. –зар-//-зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения –А. Зарево, зорька, зарница, озарять.

3. –клан-//-клон-

под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения –О. Кланяться, поклон, поклониться, поклонение.

4. –твар-//-твор-  под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения –О. Тварь, творчество, творить, творец.

 

1.Корни с чередованием о//а

-лаг-//-лож-

-кас-//-кос-

Если после корня есть суффикс А, то в корне пиши А, в остальных случаях – О.

Полагать-положить;

Касаться- коснуться.

2. Корни с чередованием е//и

-бер-//-бир-

-дер-//-дир-

-жег-//-жиг-

-мер-//-мир-

-пер-//-пир-

-тер-//-тир-

-стел-//-стил-

-блест-//-блист-

-чет-//-чит-

Если после корня есть суффикс А, то в корне пиши И, в остальных случаях – Е.

Собирать-соберу,застилать-застелить, вычитать-вычет

Исключения: сочетать, сочетание.

3. Корни с чередованием а(я)//им,а(я)//ин. ИМ и ИН пишется, если после корня есть суффикс А.

Сжать-сжимать, понять-понимать.

1.–раст-//-рос-//-ращ А пишется перед сочетанием СТ и перед Щ, в остальных случаях –О: расти, наращение, выросший, заросль.

Исклюсения: Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, отрасль.

2. –скак-//-скоч-

Перед К пишется А, перед Ч – О: подскакивать, подскочить.

Исключения: скачок, скачу.

1.-мак-//-мок-

-мак- -значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила.

-мок- -значение «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, непромокаемый плащ.

2. –равн-//-ровн-

-равн- -значение «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, поравняться.

-ровн- значение «ровный, прямой, гладкий»: ровесник, сровнять, уровень.

Методическая разработка по русскому языку на тему: Все правила русского языка

             Это надо знать!!!!!!!!!!!!!

1. Речь бывает устная и письменная.

    Устная речь — когда мы говорим.

    Мы произносим звуки.

    Письменная речь – когда мы пишем.

    Пишем буквы.

    Наша речь состоит из предложений.

2. Предложение – это слово или несколько слов, которые

    выражает законченную мысль.                                                                                                                  

     Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

     В конце предложения обычно ставится точка(.) ,      

     восклицательный(!) или вопросительный знаки(?)                                        

     Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

     От одного члена предложения к другому может быть

     поставлен вопрос.

     Главные члены подлежащее и сказуемое составляют

     грамматическую основу предложения. Грамматическая

     основа может состоять и из одного главного члена –

     подлежащего или сказуемого ( Туман. Темнеет.)

     Подлежащее – главный член предложения, обозначает

     Главное действующее лицо или предмет. Подлежащее

     отвечает на вопрос кто? или что?

   

    Предложения бывают повествовательные, когда в              предложении, о чём — либо сообщается. В конце    повествовательного предложения ставится точка (.)

Вопросительные предложения, в которых содержится вопрос. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак (?)

Побудительные предложения, в которых содержится побуждение к действию, приказ или просьба.

Если в предложении выражается какое-либо чувство – радость, горе и т.д. предложение становится восклицательным. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак (!)

  3. Слова состоят из слогов.

      Слоги — это части слова, на которое оно разделяется          

      при  произношении.

              Сколько в слове гласных

              Столько и слогов.

              Это знает каждый

              Из учеников.

Например: лес ( 1гласный звук – 1 слог), зме-я ( 2 гласных звука – 2 слога), зо-ло-то ( 3 гласных звука – 3 слога).

1.Слово переносится с одной строчки на другую по слогам:

Например: се-реб-ро, се-реб-рис-тый, ма-ма.

2.Слово из одного слога не переносится.                    Например: дым,лить.

3.Слог из одной буквы нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.

Например: и-ней, я-бло-ко.

4.Буква -й- при переносе не отделяется от гласной буквы.

Например: лей-ка, зай-чик.

5.Мягкий знак при переносе не отделяется от согласной буквы.

Например: паль-то,конь-ки.

6.При переносе слов с двойными согласными одну из согласных оставляют на строке, другую переносят.

Например: клас-сная,сон-ный.

4.Слоги состоят из букв.

     Слог бывает ударный и безударный.

     В каждом слове один гласный звук произносится сильнее

     других. Это ударный гласный звук. Остальные гласные  

     звуки в слове – безударные.

             Мы в слове слог ударный

             Найдём эле-мен-тар-но.

             А когда его найдём,

             Громче всех произнесём.

                                                 Ударный слог,ударный слог,

                                                 Он назван так не даром

                                                 Эй, невидимка молоток,

                                                  Отметь его ударом!

           

     В словах с одним слогом ударение не ставится.

     Например: лес, дом.

     Если в слове есть буква –ё- на неё ударение не ставится,

     она всегда ударная.

     Например: ёжики, пошёл.

                              — Расскажи-ка, буква Ё,

                                Как твоё житьё- бытьё?

                                Буква Ё даёт отчёт:

                              — Ничего житьё течёт.

                                Я – ударная всегда!

                               — Ой-ё-ёй, вот это да!

  1. Алфавит.

   

Аа             Бб              Вв              Гг                Дд            Ее

    (а)             (бэ)            (вэ)            (гэ)               (дэ)         (йэ)

   Ёе             Жж             Зз              Ии               Йй             Кк

   (йо)           (же)           (зэ)             (и)              ( и              (ка)

                                                                          краткое)

  Лл             Мм              Нн            Оо               Пп              Рр

  (эль)         (эм)              (эн)           (о)               (пэ)            (эр)

Сс              Тт                Уу             Фф             Хх               Цц

(эс)             (тэ)              (у)             (эф)           (ха)              (цэ)

Чч            Шш             Щщ             ъ                ы                   ь

(че)          (ша)             (ща)         твёрдый      (ы)           мягкий

                                                       знак                              знак

Ээ            Юю             Яя

(э)             (йу)            (йа)

6. Алфавит состоит из гласных и согласных звуков.

Гласных звуков шесть: [а]  [и]   [о]  [у]   [ы]   [э]

Гласных  букв  десять:    а, и, о, у, ы, э, е, ё. ю,  я.

Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука-

[й э]   [й о]  [й у]   [й а] – в начале слова, после гласных

букв и после ь и ъ знаков.

Например: ёжик [й о ж ы к] маятник [м а й а т н и к]

                    льёт [л й о т]

После согласных букв буквы е,ё,ю,я обозначают мягкость согласного звука.

При произношении согласный звук встречает преграду:

губы, зубы, язык.

Звонкие согласные звуки: [б]  [в]  [г]  [д]  [ж]  [з]  [й]  [л]  [м]  [н]  [р]

Глухие согласные звуки: [к]  [п]  [с]  [т]  [ф]  [х]  [ц]  [ч]  [ш]  [щ]

Согласных букв 21: б, в, г, д, ж. з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ч, ш, щ.

Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие.

Большинство твёрдых и мягких согласных звуков образуют пару и называются парными.

   [б]  [в]   [г]   [д]   [ж]   [з]

   [п]  [ф]  [к]   [т]   [ш]   [с]

Бывают не парные согласные звуки:

Звонкие: [л]  [м]  [н]  [р]    [й]

Глухие:  [х]  [ц]  [ш]  [щ]

Согласные звуки [ж]  [ч]  [ш]  [щ]  называются шипящими.

  1. Части речи.

Слава называют предмет, признаки предметов, действия предметов.

Слова в нашем языке распределяются на большие группы – части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения, наречия, числительные и т.д.

       8.        Имя существительное.

Существительное – это часть речи, обозначающая предмет и выражающая его значение в формах рода, числа и падежа.

Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

К одушевлённым относятся существительные, отвечающие на вопрос кто? – в основном это живые существа, люди и животные (кошка, лиса, папа)

К неодушевлённым относятся существительные, отвечающие на вопрос что? – это существительные,

обозначающие конкретные предметы (портфель,книга,  дом и т. д.) явления природы ( буря, дождь), события

( презентация, война), действия или признаки ( чтение,

красота), свойства характера ( скромность, леность),

абстрактные понятия (вражда, злоба)

Имена существительные бывают собственные или нарицательные.

Нарицательные имена существительные являются названием любых однородных предметов.(город,река)

Собственные имена существительные являются названиями отдельных  единичных предметов.(город Москва, кошка Мурка) Имена собственные пишутся с большой буквы.

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода:

Мужской род- имена существительные, которые можно заменить словами – он- (сундук) мой- (дом)

Женский род – имена существительные, которые можно заменить словами –она- (река) моя-(книга)

Средний род – имена существительные, которые можно заменить словами – оно-(зерно) – моё-(слово)

Имена существительные бывают исчисляемыми —             ( которые поддаются счёту: дома, яблоки) и не исчисляемыми, не поддающиеся счету(глупость, тишь)

Исчисляемые существительные изменяются по числам. Существительные в единственном числе обозначают один предмет (гном, дом) во множественном числе – два или более предметов

гномы, дома)

9.Глагол.

Глагол- это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глагол отвечает на вопросы:

Что делать? ( играть) что делал? ( играл)

Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? И что сделать? стоят в неопределённой форме. Неопределённая форма не указывает на время и число глагола. Неопределённая форма глагола – это начальная форма глагола.

Глаголы изменяются по числам. Если глагол обозначает действие одного предмета, то он отвечает на вопросы: что делал? ( играл) что сделает?                  ( поиграет)

Если глагол обозначает действие двух и более предметов, то он отвечает на вопросы: что делали?

(играли)  что сделают? (поиграют)

Глаголы изменяются по временам.

Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы:

Что делаю? (играю) ,что делает?(играет).

Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы:

Что сделает?  (поиграет) что будет делать?            (будет играть)

Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы: что делал? ( играл) что делали? ( играли)

10.Прилагательное.

Имя прилагательное обозначает признак предметов.

И отвечает на вопросы, какой? Чей?

Слова, которые обозначают признак одного предмета, отвечают на вопросы какой? (добрый) какая? ( добрая)

какое? (доброе).

Слова, которые обозначают признак двух или нескольких предметов, отвечают на вопрос какие?        (добрые)

Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано ( зимняя вишня(ж.р.) зимний сад  ( м.р.))

11.  Местоимение.

      Местоимение, в отличие от имени существительного,

      не называет предмет, а только на него указывает; при              

      этом местоимение отвечает на те же вопросы, что и  

      имена существительные. Я, ты, он, она, оно, мы, вы,

      они — личные местоимения.

           Личные местоимения бывают первого, второго и

           третьего лица: 1-е лицо – я, мы

                                     2-е лицо – ты, вы

                                     3-е лицо —  он, она, оно, они

12.Предлог.

        Предлог – это слова, которые служат для связи слов   в предложении: для, до, за, из, без, у, к, в, о, около, об, от, на, над, под, по, с.

Предлоги с другими словами в предложении  пишутся

Раздельно ( Солнце в сердце моём)

Написание предлогов не зависит от их произношения: предлоги всегда пишутся одинаково: без, в, вокруг, до, за, из, к, на, над, о, об, около, от, перед, по, под, с.

В русском языке есть одинаковые по написанию предлоги и приставки: в, во, за, на, над, по, под, про, о, об, от, с, со.

Чтобы отличить предлог от приставки. Нужно запомнить, что между предлогом и словом , перед которым он стоит, можно вставить другое слово или вопрос: ( Птица на ветке Птица (на чём?) на ветке.)

Предлог никогда не стоит перед словами, которые обозначают действия предмета, — глаголами:                      ( что сделал? стёр)

Предлоги « из-за» и «из-под» пишутся через дефис.

13.Омонимы

       Слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по лексическому значению, называются омонимами. ( нота – графический знак, изображающий музыкальный знак, а так же сам звук.

                                  —  текст музыкального произведения,

графически изображённый.

                                   — оттенок речи.

                       Нота – дипломатическое обращение одного

государства к другому.

14.Синонимы.

       Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и тоже, но отличающиеся написанием и произношением, а также оттенками значения и употреблением, называются синонимами.( отрава – яд,

земля – почва)

15.Антонимы.

Слова одной и той же речи с противоположным лексическим значением называются антонимами.

( жар – холод, день – ночь)

16.Состав слова.

       Слово состоит из значимых частей, называемых морфемами. Корень, приставка, суффикс, окончание –

это морфемы.

17.Корень.

Корень – это общая часть однокоренных слов.

Корень является главной значимой частью слова, он содержит в себе общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Однокоренные слова могут, относится к разным частям речи: ( вода- водица- водичка- водный)

В словах может быть и два корня, если оно образованно из двух слов: ( водопровод, небоскрёб)

18.Приставка.

        Приставка – это значимая часть слова, стоящая перед корнем и служит для образования новых слов:

( печатать – допечатать, перепечатать, напечатать)

приставка является частью слова и на письме она не может отделяться от корня.

Приставки: в, во, с, со, о, об, обо, от, ото, пере, по, под, подо, до, про, вы, на, над, за – пишутся всегда одинаково,

Независимо от их произношения.

Чтобы определить приставку в слове, нужно найти однокоренное слово без приставки или с другой приставкой: (подберёзовик – берёза)

Слово может иметь сразу две приставки, когда оно образованно таким образом: ( стыть – остыть – поостыть)

19.Суффикс.

Суффикс – это значимая часть слов, стоящая после корня. Суффикс обычно служит для образования слов, иногда – для изменения формы слова: ( тупенький, туповатый, тупик)

В одном слове часто бывает два суффикса:(лиственница, газированный)

Самые распространённые суффиксы: -к-, -и-, -н-, -ек-,

-ёк-, -ик-, -ок-, -ов-, -ск-, -ющ-, -енн-, -инк-, -ник-, -очк-

-щик-, -чик-, -ист-, -ишк-, -ушк-, -ышк-, -юшк-, -ышк-, -юшк-, еньк-, -оньк-, еват-. –оват-, -тель-.

20.Окончание.

      Окончание – это изменяемая часть слова.

       Окончание является формообразующей частью слова,

       Определяет грамматическое значение слова.

       Окончание может быть нулевым, не выраженным    

       Звуками и буквами.

       Окончание служит для связи слов в словосочетании и

        предложении.

21.Основа.

      Основа – это всё неизменяемая часть слова, за исключением изменяемого окончания. Иначе говоря,

в основу  входят  приставки, корни и суффиксы слова:

( крахмал – крахмала ( основа крахмал))

В основе слова заключается его лексическое значение.

Неизменяемые слова состоят только из основы          (какао, вчера, однако)

22. Орфограмма.

 Написание в словах по орфографическим правилам или по традиции называются орфограммами.

23.Правописание проверяемых безударных гласных

   в корне слова.

Для правильного написания безударной гласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором бы проверяемая гласная находилась под ударением: ( сторона – стороны,

колосок – колос – колосья)

Безударная гласная может находиться не в корне слова, а в приставке или суффиксе, поэтому нужно помнить правильное написание суффиксов и приставок:

по -. пере -, про -,под -, очк -, ечк -, еньк -, оньк –

24. Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. Словарные слова.

                   Запомни!!!!!!!!

 Россия, русский, язык, город, Москва, ребята, учитель, ученик, человек, мороз, воробей, корова, ворона, собака, пальто, народ, арбуз, берёза, валенки, горох, девочка,

дежурный, деревня, завод, заяц, капуста, карандаш,  

класс, коньки, лисица, лопата, мальчик, машина, мебель,

молоко, морковь, мороз, одежда, пенал, петух, платок,

посуда, работа, сапоги, сахар, сорока, стакан, тарелка,

тетрадь, хорошо, экран.

      Выучи словарные слова НАИЗУСТЬ!!!!!!!

25. Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Для правильного написания согласной в корне слова нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором бы после проверяемой согласной стоял гласный или согласные л, м, н, р.

( поезд – поезда, низкий – низок)

26. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Для правильного написания непроизносимой согласной в корне слова, нужно подобрать такое слово, в котором проверяемая согласная слышится отчётливо:

( поздно – опоздал, сердце – сердечный)

27. Буквы и, у, а после шипящих.

     После шипящих ж, ч, ш, щ пишутся и, у, а и никогда не пишутся ы, ю, я.

Жи – ши пиши с буквой –и- ( жирный, жираф, шина, машина) 

Ча –ща  пиши с буквой –а- ( свеча, дача, чаща)

Чу – щу пиши с буквой – у- (щука, чудо)

Исключения: брошюра, жюри, парашют.

28. Разделительный Ь и Ъ 

 Разделительный Ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я 

Только после приставок, оканчивающихся на согласную:

( подъезд, съезд)

Разделительный Ь ставится перед буквами е, ё, я, ю, и внутри слова, но не после приставки: ( воробьи, пьеса)

 

29. В сочетаниях ЧК, чн, нч, чт, щн, пщ, щр, рщ, нт, нн

мягкий знак не пишется: ( речка, мощный, почта)

30. Словосочетание.

      Словосочетание – это два слова, которые связаны между собой по смыслу. Одно слово в словосочетании зависит от другого:( В темноте прячутся злобные карлики – два словосочетания: Карлики ( какие?) злобные. Прячутся (где?) в темноте.

Подлежащее и сказуемое не является словосочетанием.

 

31. Члены предложения.

       Главные члены предложения подлежащее и сказуемое составляет грамматическую основу предложения.

Грамматическая основа может состоять из одного главного члена предложения – подлежащего и сказуемого.

(Туман. Темнеет. Чищу овощи для щей.)

_______________________________      _____________________________              ____________________      

                                                                   _____________________________               ____________________

  32.Подлежащее – главный член предложения, обозначает главное действующее лицо или предмет. Подлежащее отвечает на вопросы кто? или что?

Обычно подлежащее выражается именем существительным или местоимением. Оно связано со сказуемым по смыслу.

При разборе предложения подлежащее подчёркивается одной чертой: (На комод забрался ёжик.)

                                                                                                                                                                                                      ______________________________          ____________________

                                                                                                                                                                                                     ______________________________

33.Сказуемое – главный член предложения называющий действие. Отвечает на вопрос что делает? что сделает?

Обычно сказуемое выражается глаголом. При разборе предложения сказуемое подчёркивается двумя чертами: (Мышка спит)

          __________________________          ________________

                                                                       _________________

     

                                                                     

34.Предложения, состоящие только из главных членов,

называется нераспространённым.

Предложение, которое, кроме главных членов, имеют второстепенные члены предложения, называются распространёнными.

35.Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения.

Остальные члены предложения являются второстепенными.

Второстепенные члены предложения поясняют подлежащее,  сказуемое или другой второстепенный член:

( Собака воет. Облезлая собака воет на луну морозной

                _________________________          __________________                                                                                   ________________________        _______________

                                                                        __________________                                                                                                                                             _______________

зимней ночью.)

                 

Слова в предложении связаны  друг с другом по смыслу. Для того чтобы найти эту связь, нужно ставить вопросы от одного слова к другому: ( Собака (какая?) облезлая; воет      ( на что?) на луну; воет (когда?) ночью; ночью (какой?)

зимней, морозной.

36. Простое и сложное предложение.

Простое предложение имеет одну грамматическую основу.

Сложное предложение состоит из двух или нескольких предложений.( Дети смотрят на фокусника – простое.    

                                                                                                                       ____________________       ___________________________

                                                                                                                                                                       __________________________

Дети смотрят на фокусника, он машет им рукой, а в это

 ________________     _____________________________                                                                                                                              __________     ______________________                                                                                                                                                                              

                                         _____________________________                                                                                                                                                        ______________________

время его ассистент запихивает кролика в цилиндр –

                                                                                 ___________________________________         ________________________________________

                                                                                                                                                                _________________________________________

сложное)

37. Текст – это два или более предложений, связанных по смыслу. То, о чём говорится в тексте, — это тема.

Основная мысль текста – это самое важное , что имел ввиду автор.

38. Текст- повествование отвечает на вопросы                               что случилось? что  произошло? и рассказывает о том что произошло.

39. Текст – описание описывает людей, животных, события, предметы. К такому тексту можно задать вопросы какой? какая? какое?  

40. Текст – рассуждение объясняют причину событий, явлений. К такому тексту можно поставить вопрос почему?

 

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) на тему: Краткий справочник для 9 класса » Все правила русского языка в таблицах»

Справочник

по русскому языку

Орфография и пунктуации

       

Оглавление

  • О -А в безударных корнях -лаг- — -лож-
  • О — А в безударных корнях -раст- — -ращ- — -рос-
  • О — А в безударных корнях -кос- — -кас-
  • Правописание корней -гар- — -гор-, -зар- — -зор-, -клан- — -клон-, -твар- — -твор-
  • И — Е в корнях с чередованием
  • О — А в безударных корнях -мок- (-моч-) —  -мак-, -равн- — -ровн-
  • О — Е (Ё) в корнях после шипящих
  • И — Ы после Ц
  • О — Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных
  • Приставки на …з — …с
  • Приставки пре- и при-
  • Гласные Ы и И после приставок
  • Падежи и падежные окончания имен существительных
  • Особенности склонения существительных на -ия, -ий, -ие
  • Разносклоняемые существительные на -мя
  • Суффиксы существительных
  • НЕ с существительными
  • НЕ с прилагательными
  • Суффиксы прилагательных
  • -Н-, -НН- в суффиксах прилагательных
  • Соединительные гласные О, Е в сложных словах
  • Правописание сложных существительных
  • Окончания имен прилагательных
  • Правописание сложных прилагательных
  • Имя числительное
  • Склонение количественных числительных
  • Склонение составных количественных числительных
  • Склонение дробных числительных
  • Склонение собирательных числительных оба-обе
  • Склонение числительных полтора, полтораста
  • Ь на конце и в середине числительных
  • Местоимения
  • Правописание неопределенных местоимений
  • НЕ-, НИ- в отрицательных местоимениях
  • Спряжение глаголов
  • Спряжение глаголов настоящего времени
  • Употребление Ь в глагольных формах
  • Гласные в безударных суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)
  • Причастие как особая форма глагола
  • Склонение причастий
  • Действительные и страдательные причастия
  • Действительные причастия настоящего времени
  • Действительные причастия прошедшего времени
  • Страдательные причастия настоящего времени
  • Страдательные причастия прошедшего времени
  • Причастный оборот
  • НЕ с причастиями
  • -Н-, -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных
  • Гласные перед -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных
  • Деепричастие как особая форма глагола
  • Деепричастный оборот
  • Деепричастия несовершенного вида
  • Деепричастия совершенного вида
  • Наречие
  • Степени сравнения наречий
  • Правописание гласных на конце наречий
  • -Н-, -НН- в наречиях на -О (-Е)
  • Правописание наречий через дефис
  • Слитное написание наречий
  • Раздельное написание наречий
  • Служебные части речи
  • Правописание предлогов
  • Союзы
  • Правописание союзов
  • Разряды частиц
  • Правописание частиц
  • Словосочетание
  • Типы предложений
  • Виды сказуемого
  • Тире между подлежащим и сказуемым
  • Второстепенные члены предложения
  • Виды обстоятельств
  • Типы односоставных предложений
  • Особенности однородных членов предложения
  • Знаки препинания в предложениях с однородными членами
  • Обобщающие слова при однородных членах предложения
  • Основные группы вводных слов
  • Основные виды сложных предложений
  • Знаки препинания в сложносочиненном предложении
  • Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
  • Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
  • Знаки препинания перед союзом КАК
  • Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
  • Тире в бессоюзном сложном предложении
  • Прямая речь и слова автора
  1. Чередования

О-А в безударных корнях -лаг- — -лож- 

О (перед ж)

-лож-

положить  
предложить  
изложить

А (перед г)

-лаг-

полагать  
прилагательное

Исключение:

полог

О-А в безударных корнях -раст- — -ращ- — -рос- 
 

А (перед СТ, Щ)

-раст- — -ращ-

возраст  
растить  
выращивать  
приращение

О (перед остальными)

-рос-

заросли  
вырос

Исключения:

росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав

О — А в безударных корнях -кос- — -кас- 

А перед суффиксом -а-

касаться  
прикасаться  
касательная

О перед -сн-

прикоснуться  
прикосновение

Правописание корней -гар- — -гор-, -зар- — -зор-, -клан- — -клон-, -твар- — -твор- 

Под ударением

Без ударения

-гар-

загар  
огарок

-гор-

загорел  
горелый

-зар- — -зор-

зарево  
зорька

-зар-

зарница  
озарение

-клан- — -клон-

кланяться  
поклон

-клон-

наклонять  
склонение

-твар- — -твор-

тварь  
творчество

-твор-

творить

И — Е в корнях с чередованием 

И перед суффиксом -а-

Е в остальных случаях

-бир(а)-

собирать

-бер-

соберет

-дир(а)-

обдирать

-дер-

обдерет

-мир(а)-

замирать

-мер-

замереть

-тир(а)-

обтирать

-тер-

обтереть

-пир(а)-

запирать

-пер-

запереть

-жиг(а)-

выжигать

-жег-

выжег

-стил(а)-

расстилать

-стел-

расстелить

-блист(а)-

блистать

-блест-

блестеть

-чит(а)-

вычитать

-чет-

вычет

 

Но: сочетать, сочетание

О — А в безударных корнях -мок- (-моч-) — -мак-, -равн- — -ровн- 

-мок- (-моч-)

в словах со значением «пропускать жидкость; терять свои качества, находясь долгое время в воде»

непромокаемый  
вымокнуть

-мак-

«погружать в жидкость»

макать сухарь в чай

-равн-

«равный, наравне, одинаковый»

подравнять — сделать равным  
уравнение

-ровн-

«прямой, гладкий, ровный»

заровнять

Исключения:

равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь

  1. О — Е (Ё)  после шипящих 

 О — Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных 
 

Ё (под ударением)

шёлк — шелка  
зачёт — вычет  
щёголь — щеголять  
шёпот — шептать

О (без ударения) в заимствованных словах

жокей, жолнер, жонглёр, шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия

Исключения:

крыжовник, изжога, шорох, зажор, жом, трущоба, трещотка, шов, шомпол

 

О (под ударением)

Е (без ударения)

суффикс

речонка  
бережок  
камышовый  
кумачовый  
облицовка

реченька  
кусочек  
ключевой  
плюшевый  
ситцевый

окончание

плечом  
Кузьмичом  
большому  
деревцо

зрелищем  
Наташей  
большему  
деревце

  1. И — Ы после Ц 

Ы

  1. окончания слов:

пловцы, птицы, смуглолицый

  1. суффикс -ын-:

сестрицын

  1. цыган, цыпленок, цыц, на цыпочках и производные от них

И

  1. в корне существительных:

цилиндр, цинга, цифра

  1. в словах на -ция:

кульминация

  1. Приставки на …з — …с 
     

…з- (перед звонкими согласными)

…с- (перед глухими согласными)

бездомный  
возглавить  
изгнать

бесконечный  
воспеть  
истратить

  1. В приставках -раз- (-рас-) — -роз- (-рос-) под ударением пишется О, без ударения — А:

раздать — розданный

  1. Приставка С- пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными:

стереть — сделать

  1. Приставки пре- и при- 
     

пре-  
в значении  
«очень», «весьма», «через», «по-иному»  
(близка к пере-)

при-  
в значении  
близости, присоединения, приближения,  
неполного действия, доведения действия до конца,  
сопутствующего действия

пребольшой (очень)  
преувеличивать  
преступать (пере…)  
превращать  
преображать

приморский  
приделать  
пригибать  
приоткрыть  
придумать  
припевать

Запомнить: 
 

прибаутка

примитивный

пребывать

прельстить

прибывать

принцесса

превзойти

прелюдия

привидение

приоритет

преграда

препираться

привилегия

приохотить

предание

преподнести

призвание

притворщица

преемник

препятствие

прилежание

притон

президент

преставиться

присмиреть

приурочить

презирать

претворять

присутствие

причудливый

прекословить

претензия

  1. Гласные Ы и И после приставок 
     

Ы

И

  • после приставок, оканчивающихся на согласную

сыграть  
отыграть

подыскать  
разыскать

  • после приставок меж-, сверх-

межинститутский  
сверхизысканный

  • после иноязычных приставок и частиц контр-, дез-, транс-, пан-

контригра  
дезинформация  
панисламизм

Запомнить: 
 

взирать

изымать

отнимать

подымать

поднимать

отымать

снимать

  1. Падежи и падежные окончания имен существительных 
     

Падеж

Склонение

I

II

III

Именительный

кто? что?

-а, -я

[], -о, -е

[]

Родительный

кого? чего?

-ы, -и

-а, -я

Дательный

кому? чему?

-у, -ю

Винительный

кого? что?

-у, -ю

-о, -е

[]

Творительный

кем? чем?

-ой (-ою),  
-ей (-ею)

-ом, -ем

-ью

Предложный

(о) ком? (о) чем?

Особенности склонения существительных на -ия, -ий, -ие 
 

 

-ия

-ий

-ие

 

Р.п.

лекции  
планетария  
состязания

Д.п.

лекции  
планетарию  
состязанию

Т.п.

-ей

-ем

-ем

лекцией  
планетарием  
состязанием

П.п

(о) лекции  
(о) планетарии  
(о) состязании

  1. Суффиксы существительных

Суффиксы -ик-, -ек-

Если при склонении существительного

  • гласная выпадает, то пишется суффикс -ек-:

шалашика — шалашик 
мальчика — мальчик

  • гласная сохраняется, то пишется -ик-:

дружочка — дружочек 
орешка — орешек

Суффиксы -ец-, -иц- 

суш. муж. р. 
-ец-

сущ. жен. р. 
-иц-

сущ. ср. р.

ударение падает на окончание 

-ец-

ударение предшествует суффиксу 

-иц-

морозец — морозца

книжица — книжицы

письмецо

креслице

Суффиксы -ичк-, -ечк- 

-ичк-

-ечк-

сущ. жен. р., обр. от основ на -иц-

остальные случаи + сущ. на -мя

лестница — лестничка  
умница — умничка

утро — утречко  
время — времечко