Экуменизм в православной церкви: мнение патриарха и отношение священников

Содержание

Экуменизм в православной церкви: мнение патриарха и отношение священников

Экуменизм в православной церкви: мнение патриарха и отношение священников

Одним из интересных и необычных христианских феноменов является экуменизм. Что это такое, грех и ересь или новое церковной движение, способное покрыть все разногласия и создать одну религию?

Что такое экуменизм

Данное понятие пришло из греческого языка и буквальный его перевод означает обитаемый мир или вселенная. Этимология слова подразумевает такое значение слова — единая вселенная, где правит Иисус Христос.

В современном мире термин трактуют тремя разными путями:

  1. Диалог или общение Православной Церкви и других религиозных и нерелигиозных течений с целью миротворческих действий в мире.
  2. Либеральное течение, для которого характерно объединение различных конфессий в рамках одной общины.
  3. Синкретизм или учение об объединении всех религий в одну новую.

    Экуменизм означает межконфессиональное христианское общение, тенденцию к сближению

Если первое понятие вполне принимается Православной Церковью (далее ПЦ), то второе полностью отрицается, поскольку предполагает отвержение уже действующей единой церкви с апостольским преемством.

Третье же понятие считается ПЦ полностью еретическим.

Таким образом, в рамках ПЦ возможно только одно толкование термина экуменизм — это диалог с другими религиями и движениями для миротворческих действий.

Допустимо также толкование термина как сближение и диалог, но только между христианскими конфессиями, у которых есть единое представление об учении Христа.

История экуменизма

Череда серьезных массовых расколов во Вселенской Церкви (между Западом и Востоком, католиками и лютеранами, и протестантами) привело к росту незарегистрированных самовольных общин и длительному конфликту между ними.

Понятие экуменизма было зарождено в XIX-XX веках среди протестантов Западной Европы и Америки. Протестанты поняли необходимость общения друг с другом, несмотря на некоторые различия в собственных учениях и начали предпринимать шаги к сближению. Впервые эти мысли прозвучали на мировой конференции в Эдинбурге в 1918 году.

В результате проводились совместные мировые межконфессиональные конференции, форумы и конгрессы. Это привело к единому движению протестантов, а позже они стали рассматривать возможность объединения не только отдельных ветвей христианства, но совместную работу с другими религиями (иудаизмом, исламом и политеистическими религиями).

Кульминацией экуменического движения стало создание ВСЦ — Всемирного Совета Церквей (1948 год) в Женеве. РПЦ является частью данного совета с 1959 года и поддерживает экуменическое движение в целом, в отличие от католической церкви.

Благодаря экуменическому движению сегодня возможен диалог различных церквей, а также:

  • межцерковные службы;
  • общие молитвы и дискуссии;
  • общие собрания и фестивали;
  • богословские консультации;
  • общие диалоги и помощь в социальных вопросах.

Все это было невозможно в XX веке, а сегодня существует множество экуменических низовых групп, которые проводят работу в церковных общинах повсеместно для содействия общей ответственности.

Преследования других религий и христианства

Мировая история и история христианства содержит множество историй нетерпимости (и многие из них нелицеприятные), когда были преследуемы христиане различных ветвей. Одной из наиболее страшных страниц в христианстве стала Варфоломеева ночь, когда католики вырезали множество гугенотов и воды Сены в Париже стали красными от их крови.

Нетерпимость в христианском мире понятие распространенное и чаще всего обусловленное богословскими и историческими отличиями.

Гонения на христиан первых веков

Если погрузиться в историю христианства и мучеников первого века станет ясно, что римские правители были своего рода экуменистами — они требовали от христиан признания всех религий равными, на что те отказывались и шли на казнь. Будучи толерантными к множеству языческих религий, правители ждали этого же от христиан. Но христиане утверждали (и до сих пор утверждают), что нет Бога, кроме Господа Иисуса Христа, а другие боги — это языческие идолы.

Позже, с признанием христианства как официальной религии в Римской империи началось преследование и уничтожение проявлений иных религий — уничтожались храмы и идолы, сжигались библиотеки. Это наблюдалось на протяжении всей истории христианства. Даже крещение Руси князем Владимиром — это насилие над людьми и проявление нетерпимости.

Сегодня нет такой явной агрессии к представителям другой веры, по крайней мере, открытых столкновений и актов вандализма.

Однако пренебрежительное и агрессивное отношение все же присутствует, как и много веков тому назад.

Это происходит из множества различных конфессий, каждая из которых убеждена — ее вера в Христа наиболее верная и она является носителем Христовой благодати, а также спасения.

Важно! Переход в иную церковь считается отпадением от истинного учения, поэтому как такового реального экуменизма в мире сегодня нет.

Что такое экуменизм с точки зрения православия

Православная Церковь сегодня — это наиболее консервативное ответвление христианства, поскольку все новые тенденции в ПЦ воспринимаются подозрительно и отвергаются большинством христиан (наиболее яркий пример — отказ перехода на иной календарь).

Тем не менее ПЦ готова на межконфессиональный диалог, несмотря на утверждение в «Основных принципов отношения РПЦ к инославию», что только Православие имеет полную Божественную благодать.

Это утверждение приводит к мысли, что католикам и протестантам следует покаяться и вернуться в лоно истинной церкви.

Экуменизм выражается в проведении межконфессиональных съездов и конференций, совместных молитв и богослужений

Таким образом, экуменизм для православия явление вредное и, скорее всего, лишнее.

Если и сотрудничать с другими религиями, то только на базе православия. Многие православные богословы считают, что экуменизм не только не дает никакой пользы, но обедняет своей механичностью и обезличиванием.

Объединить же может только Господь.

Отношение церковных деятелей

Мнения православных деятелей касательно данного вопроса разнятся, например, диакон Андрей Кураев утверждает, что экуменизм не есть ересь.

И хотя с ним не соглашается большинство православных деятелей, он утверждает, что данное движение является всего лишь межконфессиональным диалогом и обменом богословским опытом.

Поэтому Кураев рассматривает его как положительное явление и необходимое.

Патриарх Кирилл также близок к признанию его положительным явлением, поскольку часто говорил о необходимости диалога с другими конфессиями и лично участвовал в подобных встречах (встреча с Папой Римским, к примеру).

Хотя он понимает, что в православном мире существует твердая оппозиция и неприятие этого движения.

Из-за этого, а также крайней изоляции православия, патриарх Кирилл часто выдерживает жесткую критику в свой адрес, особенно после его слов в защиту экуменизма.

Экуменизм и другие религии

Несмотря на то что католики не состоят в ВСЦ, они сделали шаг навстречу сближению после Второго Ватиканского собора и провозгласили свое уважение к иным религиям в ряде документов.

В целом они проявляют большую открытость к экуменизму, нежели православные.

Например, Польша, являясь католической по большей части, вполне открыта к другим религиям и там не наблюдается враждебного отношения к ним.

Протестанты же твердо убеждены в пользе движения и его необходимости. Подтверждая это, они открыто призывают участвовать с ними в причастии всех, кто признает Святую Троицу. Часто можно услышать их открытые молитвы за глав Католической и Православной Церквей.

Важно! Идеал экуменизма — это реальное равенство и взаимоотношения всех религий.

Однако этот идеал недостижим. Причиной тому является наличие серьезных и многочисленных противоречий.

Но для успешной евангелизации всего мира (что является единой целью всех религий) просто необходим межконфессиональный диалог.

Он необходимо не только для уменьшения противоречий, но и для совместного влияния христианского мира на развращенное мировое сообщество.

Что такое экуменизм?

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/ekumenizm-i-pravoslavnaya-tserkov.html

Священники против патриарха Кирилла: атака справа

Экуменизм в православной церкви: мнение патриарха и отношение священников

Критика РПЦ — как изнутри церкви, так и со стороны мирян — не приведет к реформе, полагают эксперты

Трое священников из Удмуртии обратились к патриарху Кириллу с открытым письмом, ставя главу РПЦ в известность, что прекращают поминать его за богослужением, сообщили российские интернет-издания.

«Не может быть нашим отцом тот, кто попирает каноны Церкви и правила Святых отцов», — заявили церковные диссиденты.

«Мы решительно просим прекратить позорную практику слепого соглашательства с властью и всевозможных заигрываний с толстосумами — гражданами нашей страны. Мы решительно просим, чтобы Вы, Ваше Святейшество, позаботились о том, дабы наш народ видел Вас не только благословляющим и лобызающим представителей высшей власти, но и обличающим их», — объяснили они причину разногласий.

«Не может у нас не вызвать смущения и то, с какой легкостью раздаются церковные награды, ордена с образами святых, представителям власти и бизнеса. Так и хочется задаться вопросом: «Какой орден Русской Православной Церкви Московского Патриархата получил бы царь Ирод иудейский?» Ведь, он, как известно, немало потрудился над строительством и благоукрашением Иерусалимского храма».

Они также «решительно просят обратить внимание на жизнь многих сельских батюшек на грани нищеты, в то время как немалая часть духовенства, обласканная сильными мира сего, утопает в роскоши».

По мнению экспертов, внутрицерковная критика патриарха ведется в основном с фундаменталистских позиций и появление «российского Лютера» маловероятно.

Не глядя в святцы

Письмо было размещено в интернете еще в апреле 2011 года, но внимание СМИ привлекло лишь на днях. Известный православный богослов, профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев, к которому Русская служба Би-би-си обратилась за комментарием, выразил по этому поводу возмущение и посоветовал журналистам «быть хоть немного в теме».

Историк-религиовед из Московского гуманитарного университета Борис Фаликов связывает внезапный интерес к истории полуторагодичной давности с обострением политической напряженности вокруг РПЦ из-за Нажать дела Pussy Riot.

При этом, по словам Фаликова, либеральные СМИ действительно оказались «не в теме» и ударили в колокола, не заглянув в святцы.

Если прочитать письмо от начала до конца, делается ясно, что священники Сергей Кондаков, Михаил Карпеев и Александр Малых критиковали патриарха не с реформаторских, а с консервативных позиций.

«Патриархию атакуют с двух направлений: с одной стороны, церковные либералы призывают к обновлению и модернизации, с другой стороны, консерваторы обвиняют церковную верхушку в излишних, по их мнению, уступках духу времени и экуменизму»

Документ резко осуждает «новообновленчество», «лжемиссионерство» и «экуменизм», содержит требование прекратить всякие контакты с представителями других конфессий и выйти из Всемирного совета церквей. Досталось, в частности, и Андрею Кураеву, который, по мнению авторов, «безнаказанно глумится над канонами и традициями Православной Церкви».

«Патриархию атакуют с двух направлений: с одной стороны, церковные либералы призывают к обновлению и модернизации, с другой стороны, консерваторы обвиняют церковную верхушку в излишних, по их мнению, уступках духу времени и экуменизму. В частности, патриарха осуждают за Нажать недавний визит в Польшу и контакты с католиками», — заявил Русской службе Би-би-си главный редактор приложения к «Независимой газете» «НГ-религии» Андрей Мельников.

«Те и другие говорят о сервильности патриархии по отношению к светской власти, недовольны новым церковным уставом, повысившим роль архиереев в финансовых делах в ущерб роли приходских священников и мирян, но надо понимать, что хотят они при этом разного», — добавил он.

Вопреки распространенному представлению об РПЦ как о структуре с армейской дисциплиной, удмуртским священникам, в отличие от Нажать чукотского епископа Диомида, лишь запретили в служении в их приходах и лишили должностей, которые они занимали в Удмуртской епархии, но не извергли из сана. В настоящее время они продолжают служить, перейдя под юрисдикцию Русской православной церкви за рубежом.

По мнению Бориса Фаликова, ситуацию вокруг Диомида невозможно было оставить без серьезных последствий, поскольку она приобрела слишком широкую огласку, прежде всего, благодаря его собственным стараниям. В целом же церковное руководство «не хочет раздувать внутренние скандалы» и достаточно терпимо относится к разномыслию среди священников и мирян, если критика не затрагивает лично патриарха.

Неравные силы

«В РПЦ давно сложилась оппозиция патриарху со стороны фундаменталистов. Либеральное православие имеет место быть, но позиции его очень слабы»

По оценкам экспертов, внутри РПЦ действительно происходит известное брожение, но в силу ее относительной закрытости светские люди не всегда верно понимают суть происходящего. В обществе патриарха Кирилла критикуют с либеральных позиций, но в самой церкви дело обстоит иначе. Более того: силы внутрицерковных оппозиционных группировок не равны, указывают аналитики.

«В РПЦ давно сложилась оппозиция патриарху со стороны фундаменталистов. Либеральное православие имеет место быть, но позиции его очень слабы», — говорит Борис Фаликов.

«Консервативно-охранительные тенденции перевешивают чаяния очень небольшой группы церковных либералов», — соглашается Андрей Мельников.

В эти дни в Италии хоронят Нажать кардинала Карло Мартини, бывшего архиепископа Миланского, популярного католического иерарха и богослова, многие годы выступавшего с реформаторских и обновленческих позиций.

Покойный утверждал, что Ватикан отстал от жизни на 200 лет и призывал, в частности, к более терпимому отношению к разводам и контрацепции.

«Возрождение православной церкви после атеистических гонений шло, в основном, под флагом возвращения к истокам. На Западе обновленческие настроения сильнее»

Это, разумеется, чистое совпадение, но кончина кардинала Мартини на фоне дискуссии вокруг письма удмуртских священников дала толчок разговорам о том, что обе апостольские церкви равно нуждаются в модернизации.

По мнению российских религиоведов, ее перспективы не одинаковы.

«Возрождение православной церкви после атеистических гонений шло, в основном, под флагом возвращения к истокам. На Западе обновленческие настроения сильнее», — считает Андрей Мельников.

«Умозрительно можно сказать, что РПЦ модернизация не помешала бы. Но такие призывы раздаются в основном со стороны публики не церковной. В ближайшее время ждать шагов к модернизации не приходится», — замечает Борис Фаликов.

В отличие от Западной Европы Россия не знала Реформации.

Эксперты склонны считать появление «российского Лютера» маловероятным. В XVI веке любой политический и социальный протест принимал религиозную окраску. В наши дни недовольные существующей церковью скорее уйдут в атеизм и антиклерикализм, чем станут строить ей альтернативу.

«Ростки русского протестантизма были, например, движения стригольников и нестяжателей, но к Реформации с большой буквы они не привели, а теперь время упущено, — полагает Борис Фаликов.

— Думаю, что реформы церкви не произойдет. Уж больно слабы либеральные силы внутри церкви. А любая модернизация может произойти только изнутри.

Никакая критика извне не подействует, если в самой церкви не созреют предпосылки для модернизации».

Источник: https://www.bbc.com/russian/russia/2012/09/120903_russia_church_opposition

Священников репрессируют за отказ поминать еретика патриарха Кирилла

Экуменизм в православной церкви: мнение патриарха и отношение священников

Двух клириков Ижевской митрополии РПЦ МП подвергли репрессиям за отказ поминать Кирилла (Гундяева) после «Гаванской декларации».

На прошедшей Крестопоклонной неделе в Удмуртии развернулись трагические события. Вопреки канонам Православной Церкви были запрещены в священнослужении архимандрит Силуан (Бояров), духовник Покровского женского монастыря с. Каменное Заделье, и настоятель храма иконы «Неупивамая Чаша» с. Пугачёво иерей Илия Шигапов.

Такова месть демонов и их земных служителей добрым пастырям за то, что они отказались поминать еретичествующего патриарха Кирилла (Гундяева).

Архимандрит Силуан (Бояров)


Архим. Силуан уже давно имеет репутацию строгого монаха и кроткого пастыря. Ни один из монашествующих в Удмуртии не может сравниться с заслуженным авторитетом отца Силуана.

И не перестаёшь поражаться, с какой лёгкостью мантийные рабовладельцы изгоняют истинных пастырей Церкви Христовой в то время, когда вопреки всем законам Божеским и человеческим укрепляются ряды духовенства с криминальной биографией.

Особенно чудовищно, что молчаливо послушное псевдоцерковное большинство закрывает свои глаза, отказываясь обличать попов с уголовно-порнушными корнями.

В то же время эта же публика готова клеймить, как раскольников и отщепенцев всех тех, кто выступает против апостасийной линии патр. Кирилла. Это до боли напоминает голгофскую трагедию, когда иудейская толпа помиловала разбойника Варраву и осудила на смерть Христа.

Сегодня отца Силуана и верных сестёр монастыря изгоняют из родной обители, но, как сказал мне несколько часов тому назад о. Силуан, он и насельницы этой обители спокойны, потому что знают, что Бог их не оставит.

Иерей Илья Шигапов


Отец Илья поведал нам о той ужасной клевете, которая обрушилась на него после незаконного запрещения: «Конечно неприятно всё это слышать, особенно клевету, которую распространяют, но Христос сказал, что надо радоваться и веселиться, когда незаконно гонят.

Ну, что теперь… Будем стоять за истину, за правду.

Например, сейчас я разговаривал с женщиной, которая слышала сама лично от священнослужителей Московской патриархии, что я будто бы связан с американскими проповедниками, антироссийскими, с наркоманами, с колдунами и тому подобную клевету.

Еп. Сарапульский и Можгинский Антоний (МП)


Они используют эти политические обвинения, потому что духовно не могут осудить меня. Я спрашивал у владыки Антония, по какому канону меня осудят, он сказал: «Мы найдём причину». Вот они причину ищут в политических действиях, которых я не совершал, потому что политикой не занимаюсь».

Напомним причину репрессий, обрушившихся на о. Илью. Он написал следующий рапорт:

Его ПреосвященствуЕпископу Сарапульскому иМожгинскому Антониюнастоятеля приходаиконы Божией Матери«Неупиваемая Чаша» с. Пугачево

иерея Илии Шигапова

РАПОРТ.

Ваше Преосвященство!

За последние время в нашей Русской Православной Церкви произошли следующие тревожные события:

1.

Архиерейскиий Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся 2-3 февраля 2016 года в Москве, принял документ «Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-3 февраля 2016 года)», в котором прозвучало одобрение ереси экуменизма в связи с подготовкой Всеправославного Собора (см. пп. 1-4 Постановлений), дата проведения которого назначена на 18-27 июня 2016 г., на о. Крит, Греция, в дни празднования Святой Пятидесятницы по православному календарю. Хотя экуменизм был осужден на Всеправославном совещании 1948 года, в котором выступал со своим докладом ныне прославленный святитель Серафим (Соболев) и указал истинную позицию Церкви по отношению к экуменизму. Участники Всеправославного Совещания:

а) осудили Римскую курию за подрывные действия по отношению к Православию;

б) не сочли благовременным для своих Церквей участвовать в создании экуменического Всемирного Совета Церквей, в котором преобладали протестантские течения и политические тенденции;
в) высказались за сохранение Александрийской пасхалии.
Документ, подписанный в Шамбези 21-28 января 2016 года в пункте «отношения Православной Церкви к остальному христианскому миру» является экуменическим документом.

2. Встреча Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска готовилась втайне от архиереев (что противоречит апостольским постановлениям), священников, монашествующих и народа Божьего. Из подписанной декларации следует, что Римо-католическая церковь так же свята, как и Церковь Православная.

В документе порицается переход римо-католиков в Православие. Декларация заканчивается совместной молитвой патриарха Кирилла с папой Римским, что грубейшим образом нарушает 45 Апостольское правило, которое гласит: «Епископ или пресвитер или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен.

Если же позволит им действовать как-либо, яко служителям Церкви: да будет извержен».

3.

В 2006 году на Всемирном саммите религиозных лидеров представители нашей Церкви подписали документ, где говорится, что главы и посланцы христианских, мусульманских, иудейских, буддистских, индуистских и синтоистских общин имеют одного и того же «Всевышнего». Это противоречит словам Евангелия: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф.11:27).

4. На встречах с мусульманами, иудеями, буддистами патриарх Кирилл, называя их братьями, в то же время умалчивает о вероисповедных разногласиях с ними, что выглядит, как смешение христианства с этими религиями.

5. 15 ноября 2015 года в г. Калининграде патриархом Кириллом была произнесена проповедь о молитве к Богу «через разные религиозные традиции». (Един Бог, едина вера, едино крещение и едина молитва, которой научил нас Господь Иисус Христос). И таких примеров множество.

В связи с этим хочу выразить протест с целью скорейшего созыва Поместного Собора для рассмотрения этих важных вопросов.

Формой протеста будет отказ от поминовения Патриарха на Божественной Литургии на основании 15 правила Константинопольского Двукратного Собора, что не является выходом за пределы Церкви, «Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений».

Владыко Святый! Прошу Вас возвысить свой Архипастырский голос в защиту Святой Церкви.

Ваш недостойный иерей Илия Шигапов
Копию рапорта с Вашей резолюцией прошу выдать мне на руки.

То, как обошлись с архимандритом Силуаном и священником Илиёй, ещё раз подтверждает неписанные правила сложившиеся в нашей церкви. Основное правило говорит о безпрекословном послушании священноначалию. Авторитет руководства выше авторитета Священного Писания, Священного Предания и Правил Православной Церкви.

Никто не смеет сомневаться в непогрешимости принятых решений князей церкви. Они там лучше знают.

Можно быть недовольным, но в определённых рамках. Кухня, трапезная, пономарка – территория свободы, где позволяется покритиковать священноначалие. Если же ты высказался гласно, да ещё и письменно, то горе тебе.

Против такого все методы позволительны.

Ты помогал наркоманам избавиться от зависимости? Значит о тебе скажут, что ты или сам наркоман, или водишься с ними, имея целью что-то недоброе. Ты жаловался на плохие дороги? Значит назначим тебя врагом государства, льющего воду на мельницу заокеанских врагов.

Ты высказывал недовольство тем, что церковные руководители слишком угождают власть имущим? Значит ты против сильной и процветающей Родины, где один президент, а значит и один патриарх, пусть его и не интересует спасение руководителей нашей страны.

Главное, чтобы было послушание, безпрекословное, но не Богу, а им, нынешним властителям-архиереям, а в конечном итоге патриарху Кириллу.

Очевидно, что желание батюшек выступить за чистоту Православия постараются очернить.

Но Бог поругаем не бывает. Даже когда Христос висел на Кресте весь оплёванный, и униженный, Он не перестал быть Богом. Так и правда, как бы не пытались её оболгать, остаётся правдой.

Оригинал взят у shabdua в Священников репрессируют за отказ поминать еретика п.Кирилла Гундяева

|

avdy_sanОригинал взят у varnava_mp в Распя́лся еси́ на крестѣ́ отъ іуде́я, о́тче Евстра́тіе блаже́нне!        Стра́сть Влады́ки своего́ изобразу́я,* распя́лся еси́ на крестѣ́ отъ іуде́я,* отъ него́же копіе́мъ въ ре́бра пробо́дся,* возше́дъ на о́гненную колесни́цу,* пла́менну любо́вь твою́* зна́меновалъ еси́ къ Бо́гу,* Ему́же ны́нѣ въ весе́ліи предстоя́,* моли́ о пою́щихъ тя́,* о́тче Евстра́тіе блаже́нне.

Стихира на Господи воззвахъ, гласъ 1-й

           Пришелъ нѣкто изъ Кіева въ пещеру, желая быть черноризцемъ. И повелѣлъ игуменъ постричь его и далъ ему имя Евстратій. Онъ же роздалъ все имѣніе свое убогимъ, оставивъ нѣсколько ближнимъ своимъ, чтобы они раздавали за него. И былъ онъ постникъ и послушникъ всѣмъ.
    Этотъ блаженный черноризецъ съ нѣкоторыми другими христіанами взятъ былъ въ плѣнъ. И продали его одному жиду и иныхъ многихъ съ нимъ. Онъ же наставлялъ плѣнниковъ и, уча и моля ихъ, говорилъ: «братія, вы, которые крестились и въ Бога вѣруете, не будемъ отступниками отъ обѣта даннаго нами при святомъ крещеніи. Христосъ искупилъ насъ отъ клятвы законной, породилъ водою и духомъ, сынами и наслѣдниками насъ сотворилъ. И такъ, если умремъ, о Господѣ умремъ; если же жить будемъ, — исполнимъ должную службу бытію. Если же за другихъ умремъ мы, то смертію жизнь купимъ. Тотъ жизнь вѣчную дастъ намъ».
   Черезъ нѣсколько дней всѣ плѣнные перемерли, измучившись голодомъ, и истаявши отъ жажды, Иные умирали черезъ три дня, другіе черезъ семь, крѣпкіе черезъ десять, и такъ всѣ скончалиеь отъ голода и жажды. Было же ихъ числомъ 50: изъ монастырскихъ работниковъ 30, да изъ Кіева 20.
           Прошло 14 дней, и остался живъ одинъ только инокъ; потому что былъ онъ постникомъ отъ молодыхъ летъ. Жидъ же, видя, что этотъ монахъ былъ виной погибели золота его, заплаченнаго за плѣнныхъ, началъ праздновать пасху свою, и когда насталъ день Воскресенія Христова, наругался онъ надъ святымъ (Евстратіемъ), какъ, по писанному въ Евангеліи, наругались жиды надъ Господомъ нашимъ, Іисусомъ Христомъ: блаженнаго пригвоздили ко кресту; но онъ благодарилъ Бога на немъ, и живъ былъ 15 дней. Жиды же говорили иму: «безумный, насыться нынѣ законной пищи, и будешь живъ. Моисей отъ Бога принялъ законъ, который далъ намъ, и вотъ въ книгахъ сказано: проклятъ всякій, висящій на древѣ» (Втор. 21, 23). Инокъ же сказалъ: «Это великая благодать Божія, что сподобилъ Онъ маня пострадать въ нынѣшній день. И скажетъ Онъ мнѣ, какъ разбойнику: «нынѣ же будешь со Мною въ раю» (Лук. 23, 43). Онъ самъ уничтожилъ клятву закона и ввелъ благословеніе. О Немъ сказалъ Моисей: «увидите животъ вашъ, висящій предъ вашими очами» (Втор. 28, 66). Давыдъ: «пронзили руки мои и нози мои», и потомъ: «дѣлятъ ризы мои между собой и объ одеждѣ моей мечутъ жребій» (Псал. 21, 17). О нынѣшнемъ же днѣ говоритъ онъ: «се день, который сотворилъ Господь! Будемъ торжествовать и веселиться въ оный» (Псал. 117, 24). Ты же и другіе жиды съ тобой заплачете нынѣ и зарыдаете: пришло вамъ время дать отвѣтъ Богу за кровь мою и кровь всѣхъ христіанъ; ибо субботы ваши возненавидѣлъ Господь и праздники ваши преложилъ въ сѣтованіе (Ис. 1, 14; Амос. 8, 10): убитъ начальникъ вашего беззаконія».
         Жидъ же слыша, что черноризецъ этотъ, даже распятый, поноситъ его, взялъ копье и пронзилъ страдальца. Такъ предалъ духъ свой Господу преподобный Евстратій. И видѣли всѣ, какъ въ огненной колесницѣ несли душу его огненные кони и всѣмъ слышенъ былъ голосъ, говорившій по-гречески: «вотъ добрый гражданинъ небеснаго города!
     Вдругъ въ тотъ же день пришла о жидахъ вѣсть отъ царя, чтобы, отнявши у нихъ имѣніе, изгнать ихъ всѣхъ, а старшинъ умертвить. Вотъ что случилося. Нѣкто изъ жидовъ крестился. А былъ онъ богатъ и весьма храбръ, потому царь принялъ его къ себѣ и въ короткое время сдѣлалъ его эпархомъ. Онъ же, получивъ санъ, втайнѣ сдѣлался отступникомъ отъ Христа и Его вѣры, и далъ свободу жидамъ по всему царству греческому покупать себѣ христіанъ въ рабство. И обличенъ былъ и убитъ этотъ нечестивый эпархъ, по слову блаженнаго Евстратія, и съ нимъ всѣ жиды, которые зимовали въ Корсуни. А у того жида, который замучилъ святаго Евстратія, отняли имѣніе и самого его повѣсили. «Злоба его обратилась на его голову, и злодѣйство его пало на его темя» (Псал. 7, 17).
    Тѣло же святаго брошено было въ море, гдѣ множество чудесъ творится отъ него. Вѣрные искали его мощи, но не нашли: не отъ людей, а отъ Бога желалъ славы этотъ святой. Жиды же окаянные видѣли страшное чудо и крестились.
          Источникъ: Кіевопечерскій Патерикъ по древнимъ рукописямъ. Въ перелож. на совр. рус. яз. Маріи Викторовой. — Кіевъ: Въ типографіи Кіево-Печерской лавры, 1893. — С. 30-33.

Источник: https://avdy-san.livejournal.com/568243.html

Экуменизм в Православной церкви: ересь, религия или путь развития?

Экуменизм в православной церкви: мнение патриарха и отношение священников

Сегодня мы обсудим такой необычный христианский феномен как Экуменизм встречающийся в православной церкви, католической вере и других проявлениях христианской веры, а также попытаемся понять, что такое экуменизм – новая революционная и интегральная религия будущего способная объединить все христианские традиции и даже все другие религии в единое целое или очередная ересь, которую необходимо искоренить любыми силами?

Что такое экуменизм?

Слово «экуменизм» происходит от греч. οίκυμένη («ойкумене»), т.е. «обитаемый мир», «вселенная». Единая религия Христа, воцарившаяся на просторах этой «обитаемой вселенной» — вот какой образ скрыт в самой этимологии этого слова.

Однако слово «экуменизм» многозначно. Оно может употребляться в широком контексте диалога и сближения между политеистическими и монотеистическими религиями.

Экуменизм, понятый подобным образом, наиболее распространен в эзотерической литературе, движении «new age».

Утверждается, что во всех религиях присутствует рациональное зерно, это просто «разные двери», за которыми стоит Бог. Это учение о грядущем объединении всех религий – христианства, ислама, иудаизма, буддизма и других – в одну.

Но, как правило, экуменизм означает межконфессиональное христианское общение, тенденцию к сближению. В реальной жизни это выражается в проведении межконфессиональных съездов и конференций, совместных молитв и богослужений.

Немного из истории экуменизма

Экуменизм зародился на рубеже XIX-XX веков в протестантских церковных кругах Западной Европы и Америки. Результатом стали многочисленные форумы и конгрессы, совместные молитвы, которые проводились по всему христианскому миру.

Речь шла уже не только о возможности объединения отдельных ветвей христианства, но и диалоге с иными религиями, в числе которых находятся и «религии книги» (ислам, иудаизм), и политеистические религии.

Апофеозом этого процесса стало создание в 1948 Всемирного Совета Церквей – ВСЦ (со штаб-квартирой в Женеве). Примечательно, что русская православная церковь (РПЦ) вроде поддерживает экуменизм и является членом ВСЦ с 1959 года (в отличие от католической церкви, которая в ВСЦ не состоит).

Почему христиане часто нетерпимы к другим религиям?

Но почему-то на деле именно православная церковь все реже поддерживает экуменизм. На самом деле христианская нетерпимость к другим религиям существовала всегда и была обусловлена богословски и исторически.

Все, конечно, помнят христиан, отказавшихся предать Иисуса и отданных на растерзание львам в Древнем Риме. Но мало кто знает, что на самом деле римские власти вовсе не запрещали веру в Иисуса. Напротив, они были настоящими экуменистами в современном понимании этого слова.

Они были весьма толерантны ко всем многочисленным религиям своей огромной империи и взамен требовали такой же толерантности от христиан. «Признайте, что все боги равны», таким было их основное требование.

Почему преследовали древних хрестиан?

Древние же христиане к другим богам толерантны не были. Они утверждали, что нет Бога, кроме Иисуса Христа, никто ему не равен, и что все другие «боги» — это на самом деле бесы. За эту «нетерпимость» их, собственно говоря, и преследовали римские власти.

Позже, когда христианство победило и распространилось по территории Римской империи, христиане показали свою нетерпимость во всей красе. Уничтожение античных храмов и статуй, сжигание библиотек – все это было вызвано не только христианской необразованностью.

Христиане видели в языческой материальной культуре воплощение зла, «князя мира сего», в цветных статуях – изображение сатаны, и поэтому, естественно, стремились все это уничтожать.

В наше время христиане, как правило, не опускаются до физических актов вандализма. Но настороженное, а то и агрессивное отношение к другим, политеистическим религиям, все-таки присутствует и имеет под собой ту же основу, что и две тысячи лет назад.

Почему христиане бывают нетерпимы друг к другу?

Более того, почему-то христиане разных конфессий также очень сильно недолюбливают друг друга — каждый считает только свою религию единственным носителем Христовой благодати и спасения.

Ни один не согласен обратиться в другую веру, ибо это утрата Христова благословения. Обращение католика в православие (и наоборот) расценивается как предательство крови Христовой и помрачение, добровольное впадение в ересь. То есть на сегодняшний день экуменизм в христианской и католической церкви скорее условный, чем реальный.

Отношение Православной Церкви к экуменизму

И конечно православная Церковь является наиболее консервативным ответвлением христианства. Все новые тенденции в РПЦ воспринимаются с подозрением и, как правило, оказываются отвергнуты большинством, блюдущим чистоту традиций и веры. Тем не менее, РПЦ состоит в ВСЦ с 1959 года и на формальном уровне поддерживает межконфессиональный диалог.

Из принятых в 2000 году «Основных принципов отношения РПЦ к инославию» (опубликованные в том числе на сайте patriarchia.ru) можно сделать вывод: безусловно, только Православная вера обладает полной Божественной благодати, несет в себе внутреннюю красоту и гармонию.

Католики и протестанты «повреждены», но «не отпали окончательно». На путь Божественной истины их может наставить только «покаяние, обращение и обновление».

Формулировки довольно туманные, но можно догадаться, что только обращение в Православие спасет от геенны огненной католиков (которых, напомню, в 2013 году было 1, 254 миллиардов против приблизительно 250 миллионов православных) и протестантов по всему миру. Не говоря уже, например, о 1, 25 миллиардах жителей Индии, которых иеромонах Серафим Роуз в своей книге «Православие и религия будущего» одним росчерком пера охарактеризовал как «проклятый народ».

Поддерживает ли церковь Экуменизм

Но другой дороги для заблудших душ не предвидится. Поэтому РПЦ признает необходимым вести с ними диалог, хотя бы из чистого христианского милосердия (что, впрочем, вовсе не означает, что диалог ведется на самом деле).

Впрочем, есть и менее радикально настроенные представители РПЦ, которые скромно признают, что все-таки нам, грешным, не дано знать, кто спасется, а кто нет. Но уж если спасутся православные, то только благодаря своему православию, а если католики – то вопреки своему католичеству.

Проще говоря, РПЦ в собственном восприятии и является Церковью Символа Веры – т.е. «Единой Святой Апостольской Соборной» Церковью. Т.е. экуменизм в православном восприятии – явление не только вредное, но и попросту лишнее.

Истинная Церковь Христа уже есть – это Православная Церковь. Православная Церковь никогда и не разделялась. Но если уж соединяться с «отпадшими» – то только на базе православия.

Экуменизм это новая лучшая вера или безверие?

Православные просветители говорят, что очень часто можно услышать: «Я православный, но считаю, что другие религии ничем не хуже, они равны православию».

ActionTeaser.ru — тизерная реклама При дальнейших расспросах, как правило, оказывается, что этот человек в церковь не ходит (поскольку «Бог должен быть в сердце»), не участвует в службах, не причащается, Библию не читает… То есть полностью всей своей жизнью отвергает и Священное Предание, и Священное Писание, которые являются ядром Православной Церкви. Можно ли считать его настоящим православным?

Это, скорее всего, просто очень хороший, добрый, терпимый человек, который тем не менее, вряд ли принадлежит к Православной Церкви. Легко утверждать, что «все религии равны», если ничего не знаешь о собственной религии. Как только человек начинает читать источники, иллюзия равенства, порожденная невежеством, испаряется…

Многие православные богословы (например, Н.Бердяев) говорят о том, что в интерконфессиональном сближении нет жизни, оно не обогащает, а обедняет своей механичностью. Если суждено быть объединению – то только волей Божью, а не усилиями человека.

Экуменизм – грех и ересь?

Большинством представителей Православной Церкви экуменизм в любых его проявлениях признается ересью, и даже не просто ересью, а сверх-ересью (Константинос Муратидис). Впрочем, отдельные православные богословы считают, что не все так однозначно.

Андрей Кураев

Например, диакон Андрей Кураев говорит — экуменизм не является еретическим движением, если понимается прежде всего, как межконфессиональный диалог, обмен культурным, богословским опытом. Эти тенденции о. Андрей считает исключительно положительными и необходимыми для сближения между церквями.

По его мнению, экуменизм опасен только в одном случае: если он утверждает, что Христовой Церкви на земле еще нет.

Что создание настоящей Христовой Церкви возможно только сейчас, в результате объединенных усилий представителей трех христианских конфессий (или, как вариант, — основных мировых религий).

Если все-таки придет время нашего объединения с католиками, то это будет объединение на базе православной догматики (а не литургики).

Экуменизм и глобализация глазами Православной Церкви

Некоторые представители РПЦ полагают, что экуменизм – это порождение глобализации, и очень не любят и то, и другое. Глобализация в глазах РПЦ – это стирание границ, приводящее в результате к стиранию уникальности, уничтожающее народ.

Глобализационные тенденции, поддерживаемые экуменизмом, в конце концов лишат русский народ корней, уничтожат его память и культурную и религиозную идентичность. Экуменизм, как и глобализация, признаны страшной духовной болезнью XX века, угрозой Православной Церкви и верующим людям.

Экуменизм патриарха Кирилла

Патриарх Кирилл близок к экуменизму, так как неоднократно делал заявления относительно собственной приверженности к межконфессиональному диалогу. В то же время он отмечает, что в РПЦ существует сильнейшее антиэкуменистическое лобби, сам он постоянно сталкивается с отрицательным отношением к экуменизму и у представителей церкви, и у мирян.

РПЦ – сегодня крайне консервативная организация, замкнутая и склонная к изоляционизму.

Патриарху постоянно приходится выдерживать жесткую критику в результате любого экуменистического жеста, будь то участие в экуменистическом съезде, поздравление католиков с Пасхой или Патриарх признает, что сделать РПЦ более открытой к диалогу пока что не удалось.

Экуменисты в Православной Церкви

Несмотря на столь серьезное противостояние в современной РПЦ экуменистическим тенденциям, ростки экуменизма в Православной церкви все-таки присутствуют, в основном на уровне участия в экуменистических конференциях и совместных молитвах, диалогах с другими религиями.

Последним таким событиям стало участие представителей РПЦ в Форуме «Молитва о мире», 6-9 сентября 2015 года, организованном католической Общиной святого Эгидия.

Особенное значение имеет межконфессиональный диалог в местах компактного проживания христиан и представителей других религий (например, в народных республиках). Однако эти события не оказывают значительного влияния на общую позицию РПЦ, которую она занимает в том числе и в публичных проповедях.

Экуменизм и католики

Католическая церковь открыла двери экуменизму после Второго Ватиканского собора. Это было отражено в ряде документов (например, декрете Второго Ватиканского собора Unitatis Redintegratio и других).

В этих документах провозглашается необходимость уважения католиков ко всему тому в других религиях, что не противоречит католической вере. Безусловно, католиков можно признать в целом более открытыми к межконфессиональному диалогу, чем православные.

В качестве примера приведу ситуацию в Польше. В этой стране католичество обладает реальной силой и авторитетом для большинства населения, там нет «европейских пустых костелов», которыми так любят пугать русские священники. Безусловно признается истинность и исключительность католицизма, но при этом отсутствует какое-либо недоброжелательство по отношению к другим религиям.

Экуменизм поддерживается католичеством и католичеством церковью реально, а не только на словах. Проводятся экуменические конференции и съезды (один из самых известных – в Кодене, недалеко от Бреста). Даже существует экуменический ежемесячник для католической молодежи «Prosto z mostu» (желающие могут ознакомиться с номерами журнала на польском языке по адресу www.radioszczecin.pl).

Вы можете представить что-нибудь подобное для православной молодежи в России? Вот и я не могу… Наши пастыри оберегают православную молодежь от излишних познаний, как только могут…

Экуменизм и протестанты

Протестанты твердо стоят на позициях экуменизма, например, ими введено открытое причастие для каждого, кто признает Святую Троицу, на богослужениях они молятся за папу римского и православных патриархов.

О. Андрей Кураев иронично заметил, что современные протестанты уже находятся гораздо ближе к атеизму, чем к православию. Например, когда Пауля Тиллиха спросили, молится ли он, он ответил: «Нет, но я часто медитирую».

Будущее экуменизма

Наверное, надо признать, что прекрасный идеал экуменизма – реальное равенство всех религий, признанное всем человечеством – все-таки не достижим в современной, реальной земной жизни. Слишком уж много противоречий, которые были показаны в этой статье.

Но несмотря на это, конечно, межрелигиозный и межхристианский диалог необходим. Это не только условие мирного сосуществования людей и религий в нашем, и так очень конфликтном мире. Это также возможность объединения религиозных сил для преодоления секуляризационных (атеистических и светских) тенденций глобализации.

Ну а на этом мы заканчиваем, надеюсь вам стало хоть немного яснее что такое экуменизм и как сегодня обстоит дело с Экуменизмом в православной и других церквях.

Естественно, мы как портал саморазвития призываем хотя бы быть терпимыми и общается с представителями других религий, а не истреблять их в крестовых походах «за веру», и тем более, не проклинать их в своих молитвах к Богу, так как в итоге может оказаться что вы молитесь тому же самому Богу, который имеет множество обличий и имен, но так ли это определенно сказать ни может никто, кроме вашего собственного сердца.

Ну и конечно также если вам интересно изучайте этот вопрос глубже, почитайте о том. Почему в мире так много религий если Бог один, и о настоящем смысле изначальной христианской веры, еще не обремененной официальной церковью, а также о сути и философии десятков других известных религиозных течей этого мира, включая протестантизм и католицизм.

Источник: https://samosoverhenstvovanie.ru/yekumenizm-v-pravoslavnoy-cerkvi-eres-religiya/

«Бунт» священников из РТ против патриарха Кирилла: в их действиях увидели украинский след

Экуменизм в православной церкви: мнение патриарха и отношение священников

Пять священнослужителей Чистопольской епархии обвинили главу РПЦ в экуменизме

Неординарное событие случилось в Чистопольской и Нижнекамской епархии, входящей в состав Татарстанской митрополии, — пять священников отказались поминать Святейшего во время богослужений, вменив ему в вину встречу с понтификом в прошлом году на Кубе.

Считать эту ситуацию расколом было бы преждевременно, но пример оказался заразительным. Обвинения в экуменизме патриарху предъявил еще и один клирик Альметьевской и Бугульминской епархии.

Епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен считает, что священники послушали обвинения в адрес патриарха Кирилла из уст одного из иерархов Украинской церкви. Подробности — в материале «Реального времени».

Небольшая Чистопольская и Нижнекамская епархия, которая несколько лет назад была образована в Татарстанской митрополии, переживает не очень приятную ситуацию.

Пять священников, а это иеромонах Христофор, иеромонах Ермоген, иерей Роман, иерей Илия и иеромонах Митрофан, перестали поминать во время богослужения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

При том, что эта процедура в Русской православной церкви, где принято молиться о священноначалии, считается обязательной для всех членов церкви.

Четверо из пяти священников служили в сельских приходах, где обычно сильна церковная дисциплина, трое из пяти — монахи, давшие обет послушания.

Да и двое из представителей «белого» духовенства давали в свое время клятву чтить священноначалие.

За что же такое отношение к главе РПЦ? По словам иеромонаха Христофора, патриарх, по их мнению, замечен в экуменизме, что, как они полагают, было продемонстрировано в феврале прошлого года, когда Святейший встречался на Кубе с понтификом.

Напомним, что экуменизм — это сближение всех христианских вероучений, в данном случае — сближение православных и католиков, его отрицает некоторая часть православных.

По сути, перемена в отношении к экуменизму в РПЦ произошла в 1960 году, когда на должность председателя ОВЦС был назначен митрополит Никодим (Ротов), одобривший вступление РПЦ во Всемирный совет церквей.

Патриарх Кирилл считается одним из любимых учеников митрополита Никодима и его последователем.

Митрополит Никодим (Ротов) на Всеправославном совещании. Родос. 1963. Фото sobor2016.com

Под запретом, но сана не лишены

Ситуация в Чистопольской епархии просочилась в прессу, и ряд изданий рассказали о ней. Всех священнослужителей отправили под запрет — мера наказания в церкви, когда священнослужитель лишается права совершать богослужения на какой-то период, и наказание это считается серьезным. Но сана из них никто не лишен.

Тем временем в их приходах совершают богослужения другие священники, назначенные управляющим Чистопольской и Нижнекамской епархией епископом Парменом. Ну а наказанные священники (территорию Татарстана покинул только иеромонах Христофор), по имеющимся сведениям, совершают богослужения у себя дома. Какая-то часть прихожан их поддерживает.

Конечно, считать эту ситуацию расколом было бы преждевременно, но пример оказался заразительным — с обвинением в экуменизме патриарху Кириллу выступил один клирик Альметьевской и Бугульминской епархии.

Украинский след?

Чистопольская и Нижнекамская епархия, выделенная из состава Татарстанской митрополии, некоторое время жила без епископа, но в 2015 году сюда был назначен епископ Пармен, который сразу же начал пользоваться авторитетом и у верующих, и у клириков. Епископ Пармен окончил духовную семинарию в Одессе и Московскую духовную академию, кандидат богословия. Долгое время служил в Ростовской и Новочеркасской епархии, одно время даже был войсковым священником Всевеликого войска Донского.

На вопрос корреспондента «Реального времени», как так получилось, что пять священников Чистопольской епархии он был вынужден отправить под запрет, владыка Пармен ответил кратко: «Они сами себя под запрет отправили».

«Они сами себя под запрет отправили», — говрит владыка Пармен. Фото kazan-mitropolia.ru

Он пояснил, что неоднократно встречался с этими священниками и пытался их вразумить, указывая на их неправоту. «Слушали меня, кивали головами, вроде бы понимали, но нет. Почитание священноначалия — это же правило в нашей церкви.

Да, патриарх встречался с понтификом, но надо же понимать, для чего это было сделано. Святейший говорил с понтификом о том, как защитить христиан, находящихся на территории Сирии, где они находятся в опасности.

Наш патриарх — это человек, авторитет которого признает весь мир, образованнейший богослов.

И потом, после этой встречи понтифик стал иначе относиться к православным, и следствие этого — сейчас в Москву из Бари привезли мощи Святителя Николая, которого в равной мере почитают и православные, и католики. Я вместе с патриархом Кириллом молился, когда мы встречали эти мощи, и я видел, какое количество людей стоит в очередях, чтобы приложиться к этой святыне».

Епископ Пармен полагает, что священники послушали обвинения в адрес патриарха Кирилла из уст одного из иерархов Украинской церкви. Ну а о том, как на Украине относятся к РПЦ, претендуя на ее храмы, хорошо известно.

«Я им говорил: «Отцы, не надо так себя вести. Если хотите прославиться, давайте вместе сделаем что-то хорошее и доброе». Нет, не слушают.

А ведь давали присягу слушать священноначалие», — пояснил «Реальному времени» владыка Пармен.

Между тем в Чистопольской епархии идет обычная жизнь — паломники ездили в Москву поклониться мощам Николая Чудотворца. Фото chistopol-eparhia.ru

«Уверен, что патриарх молится за этих священников»

По его словам, лишать сана провинившихся священников никто не собирается. О ситуации он доложил Святейшему, и тот передал решение вопроса в руки епископа Пармена.

«Я все же надеюсь, что они одумаются, поймут, что не правы, и покаются. Тогда снова будут допущены к богослужениям.

Я молюсь за них, прошу Господа, чтобы он их вразумил, и уверен, что патриарх тоже за них молится», — подчеркнул епископ Пармен.

Между тем в Чистопольской епархии идет обычная жизнь — паломники ездили в Москву поклониться мощам Николая Чудотворца, оказана помощь Казанской духовной семинарии — туда отправлена свежая рыба, чтобы поддержать физически студентов, сдающих сейчас экзамены. Через десять дней в Алексеевском состоится большой праздник — 200 лет со дня обретения Ахтырской иконы Богородицы.

ОбществоКультура

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/69854-bunt-tatarstanskih-svyaschennikov-protiv-patriarha-kirilla

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    .